logo
(ВесьГуленко)

3. Требование типологического разнообразия.

Для реализации предложенной системы в первую очередь нужна надежная типодиагностика. Только с ее помощью можно формировать коммуникативно-сбалансированные классы. Без этого контактно-групповая система будет работать плохо. Возможные ошибки в определении социотипа учеников не имеют фатального характера, так как со временем исправляются благодаря разре­шению свободных переходов колеблющихся из группы в группу.

Реальные классы в средних школах обычно сформированы с неприятными перекосами. Посещая один класс за другим, обнаруживаешь, что они, во-первых, либо слишком бурные и неуправляемые, либо скучные и безропотные (темпераментный критерий), во-вторых, либо вообще не проявляю­щие инте­реса к учебе, либо заумные, “заученные”, оторванные от обычной жизни (критерий установки).

Формирование классов по типологическому сходству оправдано лишь целью профильного, спе­циа­лизированного обучения, да и то не в младших классах и с мерами по компенсации, о чем я под­робнее писал в [4].

Внедрение контактно-групповой системы проводить радикально, быстрым темпом и в полном объ­еме нецелесообразно и даже вредно. Одним могучим ударом вряд ли преодолеть стереотипы, жестко привязывающие многих людей к прошлому. В рамках самой консервативной системы, в умах боль­шинства вольно или невольно включенных в нее людей должна сформироваться отчет­ливо осозна­ваемая потребность перемен. Только тогда принимайтесь за дело. Но начав, уже не отсту­пайте. Просрочить в этом деле так же плохо, как и поторопиться.

Весь временной цикл и объем внедрения новой системы разобьем на четыре этапа:

-1) преобладание классно-урочной системы,

-2) введение элементов контактно-групповой системы,

-3) контактно-групповая система становится привычной,

-4) контактно-групповая система становится ведущей.

Мне представляется разумным не трогать классно-урочную систему в младших классах. Основным методом обучения ей лучше стать только в старших классах. В средних классах нужно посте­пенно вводить ее элементы, пока она не станет привычной. Причем исходя из конкретных усло­вий школы, можно делать основной упор либо на структурирование класса (контактные группы), либо на структурирование самого учебного материала (антитетическая дискуссия).

Более высокий этап контактно-групповой системы наступит тогда, когда она распространит свои принципы на сам педагогический коллектив. Он потребует тесной кооперции учителей, ко­торые не замыкаются в своем предмете, а активно выходят на междисциплинарные стыки, пользуются методом аналогий и параллелей.

Философия диалектического плюрализма позитивно влияет не только на обучение, но также и на воспитание целостной личности, подготовленной к жизни в цивилизованном мире - ненасиль­ственном и динамичном. Социализация естественным образом протекает в малых группах: семья, близкие друзья, школьный класс. И здесь на первое место вновь выдвигается проблема отношений.

Социализация идет как процесс интериоризации (впитывания, ассимиляции, освоение через пере­не­сение внутрь себя) интертипных отношений. Вот для чего необходимо опять таки создать ученику как развивающейся личности типологически разнообразную среду. Иначе зачастую происходит следующее. Столкнувшись с неизвестной для себя психологией, человек склонен вос­принимать ее как враждебную. Опыт позитивного общения со всеми типами людей ученик должен приобрести еще в школе.