4. Какой же социотип у Сперанского?
Сперанский был скромным, хотя и одарённым чиновником. Как же удалось ему, не владеющему пробивными качествами, поднятся на самые высшие ступеньки государственного аппарата? Основной причиной быстрого продвижения послужило его умение приспособиться к характеру очередного начальника.
Сперанский хорошо изучил стереотипы чиновничьего мира. Он был тонким психологом, чувствовал склонности людей, знал, как себя подать. Очень характерен случай с генерал-прокурором Обольяниновым, самым грубым и деспотичным из четырёх генерал-прокуроров (наиболее вероятный социотип - Маршал), под чьим началом Сперанскому довелось служить при Павле I. Вот как обыграл он свою первую встречу с грозным сановником.
“Обольянинов, когда Сперанский вошёл, сидел за письменным столом, спиною к двери. Через минуту он оборотился и, так сказать, остолбенел. Вместо неуклюжего, раболепного, трепещущего подьячего, какого он, вероятно, думал увидеть, перед ним стоял молодой человек очень приличной наружности, в положении почтительном, но без всякого признака робости или замешательства и притом - что, кажется, всего более его поразило - не в обычном мундире, а во французском кафтане... Обольянинов тотчас предложил ему стул и вообще обошёлся с ним так вежливо, как только умел” [3, с. 326].
В этом, как и многих других эпизодах, Сперанский предстаёт перед нами как актёр и психолог от природы. Это напрямую указывает на его типную установку, которая оказывается гуманитарной.
Сперанский писал: “Однако приспосабливаясь к натуре сановника, помни: если переступишь грань, где приспособление переходит в раболепие, всё погибло: ты заронишь в натуру эту зерно презрения к себе. ” Основной психологический секрет Сперанского: он предоставлял самодовольным начальникам возможность выглядеть в глазах своих подчинённых умнее, чем они были на самом деле.
Очень высоко ценили современники письменный стиль Сперанского. Столоначальники того времени писали много бумаг. “Сперанский же мог не просто написать бумагу - среди окружавших его чиновников, да и вообще в России, ему не было равных в логичности и изяществе изложения тех или иных мыслей на бумаге. В историю России он войдёт, помимо прочего, и как создатель русского канцелярского языка. ” [2, с. 79].
Прямо Пушкин в бюрократии! Как известно, больше других филологически одарены социотипы с гуманитарной установкой. Они выразительнее всех работают со словом. Инспектор, по общему признанию, является основным бюрократическим типом, но ему легче откорректировать написанное кем-то, чем изящно составить новый документ для делопроизводства.
Есть ли ещё убедительные факты, которые подтверждали бы моё предположение о гуманитарности Сперанского? Об этом свидетельствует и характерные психологические моменты в основной линии поведения Сперанского в чиновничьей среде.
“Среди чиновников генерал-прокуроской канцелярии Сперанский слыл за человека гордого, независимого в суждениях. Правда, гордость его переходила иногда в некоторое высокомерие, а независимость в излишнюю категоричность. Вместе с тем был он склонен к насмешкам. Никто не мог лучше его подметить в поведении того или иного человека какую-нибудь нелепость с тем, чтобы при случае высмеять её” [2, с. 76].
Какой из четырёх гуманитариев мог бы себя так вести? У Лирика нет такой смелости, гордости и независимой манеры держаться. Советчик не выжил бы в жёсткой иерархической системе бюрократии. Гуманист не язвителен и не склонен к каждодневному актёрству. Остаётся только один социотип - Наставник.
Однако где же возбудимость этого типа, куда делся экстравертный эмоциональный прессинг неистового реформатора? Да, Сперанский не был сторонником радикализма и быстрого реформирования. Он отвергал в качестве средства преобразований заговор и революцию как на общегосударственном, так и на уровне отдельной губернии.
В 1822 году Александр I утвердил проект Сперанского “Учреждения для управления Сибирских губерний”. Сам Михайло Михайлович так охарактеризовал его в письме к своему преемнику на посту генерал-губернатора Сибири П. М. Канцевичу. “Общая черта всех сих учреждений есть та, чтоб вводить новый порядок постепенно и по мере местных способов, не разрушая старого. Все они представляют более план к постепенному образованию сибирского управления, нежели внезапную перемену” [2, с. 264].
Из этих фактов я делаю вывод о том, что Сперанский относился к интуитивному подтипу Наставника, более осторожному и вдумчивому, чем подтип этический, не склонному к опрометчивым действиям. Если этический Наставник - это бунтарь и революционер, то интуитивный Наставник - это философ и реформист.
Я подозреваю, что у многих социоников, могут возникнуть сомнения по поводу правильности моего определения социотипа М. Сперанского. Может ли быть тип со слабой функцией логики, да ещё и интуитив хорошим бюрократом? Отвечу: да, может, если это Наставник. ЭИЭ достаточ-но скрупулёзен не за счёт логики, а за счёт правопрогрессности, и достаточно разумен как за счёт рациональности, так и за счёт интуициии времени, которая безошибочно подсказывает ему назревшие проблемы эпохи.
Природная установка Сперанского проявлялась, когда он мог себе позволить не играть, а быть самим собой: “Он возвращался из канцелярии домой и целые часы проводил в одиночестве, предаваясь чтению философских книг и размышлению - занятию, которое ещё в семинарских стенах вошло для него в привычку” [1, с. 83].
Бюрократическая система - это ИНСПЕРТОР, логико-сенсорная интровертная. Но сенсорная личность является реализатором, но никак не “архитектором” реформ. Для действенных интеллектуальных проектов необходим экстравертный интуитив, который хорошо уживается внутри бюрократической машины. Им может стать лишь тот тип, который дуален этой системе, то есть Наставник.
Оценка постороннего человека Эразма Стогова последствий реформ Сперанского в Сибири: “В нравственном быте народа я нашёл огромную перемену, менее одного поколения - и народ узнать было нельзя! Жизнь в городе мало была обеспечена, частые убийства, грабежи, воровство, недалеко от Иркутска в горах - две шайки разбойников... Казалось бы, с уничтожением деспотической власти полиции, избавлением от незаконных поборов исправников жизнь крестьян должна бы улучшиться, но результат вышел противный”.
Почему? Прежде всего потому, что гуманитарно-управленческие меры не были дополнены социальными. Сперанский не соприкасался с социальными типами личности, которые чувствуют себя в социуме как рыба в воде и помогли бы ему свести к минимуму отрицательные социальные последствия реформ.
Эти последствия касаются также неучёта того, что условно можно назвать “платой” за реформы. Если изголодавшегося человека немедленно накормить, он умрёт, потому что его организм отвык от больших доз пищи. Такой же губительной может оказаться большая доля свободы для людей, не помнящих ничего, кроме произвола и жестокости.
В этой связи напрашивается сравнение с реформами нашего времени. В постсоциалистических странах произошли такие же процессы, что и в результате реформ Сперанского в Сибири. Народу дали свободу, а получили рост преступности и эгоистическую мораль. Значит, реформаторы не продумали компенсирующие меры по всем четырём крупным сферам общественной жизни. В совершенном забвении оказалась психология российского человека как представителя определённого этнотипа, принадлежащего ко второй квадре.
Сперанский, несомненно, знал, что мир сановников не идёт на реформы, поскольку все они повязаны между собой личными услугами и родственными связями. Безболезненно не проходит ни один инновационный процесс, не говоря уже о таком грандиозном и затрагивающем личные интересы многих влиятельных должностных лиц, как перестройка общественно-политического порядка громадной страны. Знал, но уповал на просвещённого монарха.
Не контактировал Сперанский, видимо, и с сайентистами, которые уменьшили бы субъективизм и утопичность его программы. Он опирался на идеи рациональной эпохи Просвещения, которая делала ставку на разум и справедливые законы. Однако эти идеи носят чисто гуманитарный характер, они совершенно не подкреплены строго научным анализом.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?