logo
(ВесьГуленко)

3. Коллектив как система контактных групп.

Соединение людей в группу дает эффект целостности, синэргии. В системе появляются новые, эмерджентные свойства, которых нет у ее частей. Много полезного руководитель почерпнет для себя, если оценит по подразделениям весь свой коллектив.

В процессе взаимодействия участников вырабатывается интегральный тип коллектива, который всегда существует как система контактных групп по 3-4 человека в каждой. Отлаженность ме­ханизма отношений между подсистемами гарантирует эффективные действия организации по реше­нию своих стратегических задач.

Персонология рекомендует обратить внимание, по какому коммуникативному принципу склады­ва­ется интересующее вас подразделение. В частности, в любой организации, как минимум, су­щест­вуют функционально специализированные подразделения, например, отдел по работе с насе­лением, бухгатерия, отдел технического обслуживания и т. д. Персонал в такие подразделения обычно под­бирают по схожести склонностей, отвечающих должностным обязанностям.

С другой стороны, в организации всегда будут присутствовать те структурные подразделения, которые являются функциональнополными. Это часто высшее руководство организации, а также подразделения, которые решают широкий класс задач, но обычно в пределах той или иной тер­рито­рии. Так как набор функций в таких подразделениях широк и многообразен, то лучший резуль­тат дает комплектование этих групп по принципу дополняющих противоположностей.

Отнесение группы к функциональнно полным или специализированным нельзя делать заочно или только по ее названию. Необходимо глубоко вникнуть в реальную жизнь группы и отследить опыт ее работы за последние месяцы.

Как же подбирать персональный состав подразделений, чтобы достичь совместимости в них? Отве­тить на этот вопрос призвана  2теория эквифи 0-2нальных групп 0. Совместимость связана в первую очередь с ответом на вопрос: более комфортно протекает сотрудничество людей подобных типов или противоположных?

В принципе, если под совместимостью понимать уживчивость, то противоположности легче скла­ды­ваются в единое целое: ведь им достаточно разделить свои действия, чтобы возникла взаимо­зави­симость.

Однако не все оказывается так просто. Выигрывая в одном, мы автоматически проигрываеем в чем-то другом. Основная дилемма, в рамках которой приходится лавировать менеджерам, сле­дующая.

Если соединять людей по принципу подобия, т. е. пойти по пути создания специализированных групп, то мы получим в итоге весьма результативный коллектив, но очень неустойчивый, и сле­до­вательно, недолгоживущий. В нем нет компенсации, которая дает равновесие.

Если же пойти по противоположному пути и соединять в одну группу работников с противополож­ными персонологическими профилями, то мы получим довольно устойчивый и дружный коллектив, но не очень результативный. Ведь для решения текущей задачи каждый раз задействуется только одна его часть.

Эквифинальные группы - те, к которым стремятся любые естественные малые группы в пределе сво­его развития. В каждой из таких групп полностью реализуется разделение людей в соответствии с каким-то одним параметром общего пер­сонологического профиля. Это все различные грани совмести­мости. В зависимости от того, ка­кую задачу вы ставите перед подразделением, такой режим комму­никации вы и выбираете.

Четыре эквифинальные группы описываются при помощи трех бинарных (двуполюсных) шкал:

- широкие группы против узких (шкала функциональности),

- устойчивые группы против результатных (шкала баланса),

- витальные группы против ментальных (шкала сложности задач).

К узким группам, которые годятся как способ комплектования функционально-специализирован­ных подразделений, относятся темпераменты и установки. К широким группам, которые лучше привлечь для создания функционально-полных подразделений, причисляются квадры и кольца.

Устойчивые группы обеспечивают динамическое равновесие в коммуникации своих участников. К ним относятся квадры и установки - группы со сбалансированным ансамблем темпераментов. Ре­зультат­ные группы нарушают темпераментный баланс, что и создает концентрацию усилий в одном на­правлении. Правда за это они платят потерей устойчивости. Результатными группами являются темпераменты и кольца.

Витальные группы хорошо справляются с простыми, неотложными задачами, которые часто встре­ча­ются в повседневной жизни. Витальностью отличаются темпераменты и квадры. Ментальные группы коммуникативно ориентированы на задачи повышенной умственной сложности, не так часто встречаю­щиеся повседневно. Например, инновационные задачи или экстремальные ситуации. Ментальный режим работы свойственен установкам и кольцам.

Сопоставим характеристики эквифинальных групп в таблице:

функциональность

сбалансированн-ть

сложность задач

широкая

узкая

устой-ть

результ

сложные

простые

Темперамент

-

+

-

+

-

+

Установка

-

+

+

-

+

-

Квадра

+

-

+

-

-

+

Кольцо

+

-

-

+

+

-

Для фирмы невыгодно, а иногда и просто опасно, если какая-либо из ее подсистем долго не склоняется ни к одной из этих конечных коммуникативных структур. То­гда она представляет собой персонологически аморфное образование, которое будет трансформиро­ваться через случайные пробы и колебания до тех пор, пока в конце концов не обретет один из перечисленных векторов развития.