logo
(ВесьГуленко)

5. Примерная тематика обучающих семинаров.

При составлении программ обучения действует принцип гибкости. Темы включаются в программу по выбору заказчика.

Трехдневный семинар по общей соционике.

Пятидневный семинар по общей соционике.

Семинар по соционике для педагогов.

Семинар по соционике для бизнесменов.

С О Ц И О Т И П.

В. В. Гуленко, Киев, 03. 10. 1994.

Центральное понятие соционики, вокруг которого группируется вся ее система аксиом и теорем. Представляет собой главный предмет ее изучения как науки. То, что соционические типы су­ще­ствуют, умозрительным путем нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В этом можно убе­диться только на практике, собственноручно наблюдая за поведением многих людей и сопос­тав­ляя данные своих наблюдений. Поэтому априори социотип понимается как природная пред­рас­поло­женность человека мыслить и действовать определенным образом.

Существует много толкований понятия социотип. Важно знать, что встречаются узкая и широ­кая его интерпретации. В узком толковании социотип тождественен психотипу и касается только области человеческой психики. Широкое толкование трактует социотип как устойчивую структуру информационной системы л ю б о й природы, стремящуюся восстановить себя при по­пытках дефор­мации. С этой точки зрения можно говорить о социотипе группы людей, социотипе организации, государства, общественного движения, социотипе теории, какойлибо системы взглядов. В этом слу­чае пользуются также термином “интегральный тип”.

Понятие типа психики соционика взяла у К. Г. Юнга основоположника практической типологии лич­ности. Юнг является истинным открывателем типности психики, поскольку он описал струк­туру типа, его основные компоненты - психологические функции, дал примеры наблюдательной диагно­стики.

Согласно Юнгу, психологический тип - это способ адаптации личности к окружающей действи­тель­ности, в ходе которой одна из четырех психических функций занимает доминирующее поло­же­ние, а противоположная ей - подчиненное. Доминирующей функцией человек сознательно управ­ляет, а подчиненная функция, если уж она вышла на передний план, управляет самим че­ловеком. Формиру­ется вполне определенная установка сознания и противоположная, носящая компенсатор­ный ха­рактер установка бессознательного, совместные действия которых и обра­зуют тип пси­хики.

Своим путем к пониманию психологического типа пришел польский психотерапевт А. Кемпински, ав­тор концепции информационного метаболизма (сигнального обмена), который писал: “Струк­тура информационного метаболизма должна обладать определенным постоянным градиентом, самый малый на границе с внешней средой, а самый большой с внутренней средой. Изменчивость первого переносится без осложнений, а второго с большими трудностями”. Таким образом, социотип это константа личности, ее стойкое внутреннее ядро без учета изменчивой обо­лочки. Разруше­ние этого ядра ведет к невротизации личности.

В с о ц и о а н а л и з е тип понимается более сложно. Наиболее близко к социоаналитиче­ской трактовке подошел В. Лефевр, математически описавший рефлексивные, то есть направлен­ные на самого себя структуры психики. В самой сжатой формулировке, социотип это реф­лексив­ная структура пятого порядка. Давайте пройдем по усложняющимся уровням рефлексии и достиг­нем интересующей нас глубины.

Человек в статике, как внешне, так и внутренне это нулевое измерение. Такое состояние прак­тически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины. Но вот человек включается в коммуникацию: находит партнеров, обменива­ется информацией, проявляет эмоции это первое измерение личностного просранства. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изменяются его двигательные и эмоцио­нальные реакции то убыстряются, то замедляются. Это уже второй ранг рефлексии.

Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, то есть он “ведет” себя. Речь идет о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения человека со временем тоже изменяется. Значит, способ управлять своим поведением все еще человеком осознается. Это четвертое по порядку измерение. Но с этого момента обратная связь усло­вие, без которого самим собой управлять нельзя, обрывается. Можно с уверенностью утвер­ждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления измене­нием сво­его поведения.

Наглядно подобные явления обычно изображают как несколько раз вложенные друг в друга про­фили лица человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, социотип как не поддающаяся осознанной воле человека рефлексивная психическая струк­тура зашифрована в пятом измерении личностного пространства, куда человек не имеет прямого доступа. Этот уровень психики, по сути, затрагивает коллективное бессознательное и его ве­ду­щий архетип самость.

Технологически социотип образуется как совокупность четырех юнговских признаков психики, задающих ориентацию индивида в коммуникативном пространстве (см. статью КОММУНИКАТИВНОЕ ПРО­СТРАНСТВО). Для того чтобы выйти на тип, нужно отыскать те полюса на юнговских шкалах ра­циональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, логика/этика и сенсор­ность/интуитивность, которые требуют наименьших энергозатрат для своей реализации, то есть являютя для вас наиболее естественными. Вот схема, из которой понятно, что по четы­рем па­рам признаков образуются шестнадцать социотипов:

ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ

ЛОГИКА

ЭТИКА

ЛОГИКА

ЭТИКА

ЭКСТРА

ИНТРО

ЭКСТРА

ИНТРО

ЭКСТРА

ИНТРО

ЭКСТРА

ИНТРО

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

С

Е

Н

С

И

Н

Т

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

С О Ц И О Н И Ч Е С К И Е Т И П Ы:

1. Логико-сенсорный экстраверт, или “Управитель”.

2. Логико-интуитивный экстраверт, или “Предприниматель”.

3. Логико-сенсорный интроверт, или “Инспектор”.

4. Логико-интуитивный интроверт, или “Аналитик”.

5. Этико-сенсорный экстраверт, или “Энтузиаст”.

6. Этико-интуитивный экстраверт, или “Наставник”.

7. Этико-сенсорный интроверт, или “Хранитель”.

8. Этико-интуитивный интроверт, или “Гуманист”.

9. Сенсорно-логический экстраверт, или “Маршал”.

10. Интуитивно-логический экстраверт, или “Искатель”.

11. Сенсорно-логический интроверт, или “Мастер”.

12. Интуитивно-логический интроверт, или “Критик”.

13. Сенсорно-этический экстраверт, или “Политик”.

14. Интуитивно-этический экстраверт, или “Советчик”.

15. Сенсорно-этический интроверт, или “Посредник”.

16. Интуитивно-этический интроверт, или “Лирик”.

Рядом с названием типа по юнговским признакам, которое мало о чем говорит в силу своей ана­литичности, приводится его синтетическое название, подчеркивающее характерную черту пове­де­ния соответствующего типа в социуме. Данные названия являются ориентировочными. Их сле­дует рассматривать как один из вариантов. Стандарт обозначений и наименований в социони­че­ской ти­пологии еще предстоит выработать.

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й А С П Е К Т.

В. В. Гуленко, 30. 09. 1994, Киев

Одна из восьми составляющих информационного потока, на которые его разделяет психика ин­ди­вида для ориентации в коммуникативном пространстве. Необходимость восьмичленного деле­ния ин­формации вытекает из фундаментальной коммуникативной константы - числа Миллера 7 +- 2. Именно столько единиц информации способна удерживать оперативная память человка одновре­менно.

Инфоаспекты принимаются и обрабатываются соционическими функциями. Поэтому эти термины ино­гда употребляются как синонимы. Упорядоченный набор соционических функций образует со­циони­ческий тип личности (см. статью СОЦИОТИП). Спектр информационных аспектов прдставляет собой универсальну сетку понятий, при помощи которой поддаются анализу любые ин­теллектуаль­ные, психологические и социальные явления.

Система соционических функций является логическим завершением учения К. Г. Юнга о четырех не сводимых друг к другу способах отражения окружающего мира человеком - ощущения (сенсорика), мышление (логика), чувствование (этика) и интуиция. Каждая из четырех психологических функций Юнга может проявляться своей экстравертной (активной) и интровертной (пассивной) сто­ронами. Таким образом, число функций удваивается и мы получаем восемь ба­зовых понятий. В тра­диции школы социоанализа они носят следующие обозначения и названия:

1. L - структурная логика (схема, система, структура)

2. P - деловая логика (технология, работа, прибыль)

3. R - этика отношений (симпатии, тяготения, привязанности)

4. E - этика эмоций (эмоции, чувства, настроения)

5. T - интуиция времени (предвидения, предчувствия, прогнозы)

6. I - интуиция возможностей (прозрения, догадки, открытия)

7. S - сенсорика ощущений (комфорт, здоровье, эстетика)

8. F - силовая сенсорика (давление, нажим, подчинение)

Инфоаспекты полно и непротиворечиво описываются семью дихотомиями - двоичными различитель­ными признаками (см. статью ДИХОТОМИЯ). Все признаки равноправны. Для того чтобы убе­диться, о ка­ком аспекте идет речь, нужно зафиксировать, по меньшей мере, три признака из семи. Ди­хотоми­чесие разбиения дают следующие противопоставления групп аспектов и соот­ветствующих им функ­ций.

1. Активные функции (E, P, F, I) против Пассивных (R, L, S, T).

Активные функциональные состояния легко обнаруживаются по внешне-экспрессивному поведению человека. Пассивные же не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. В пассивном состоянии экспрессия уступает место импрессии - внутренней впечатлительности, рефлексии.

Порождаемые активными функциями состояния подходят для публичных выступлений и вообще ши­рокой общественной деятельности. Они в высокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в соседние психологически нейтральные области и их ассимиляции (упо­добле­нию себе).

Пассивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособлению и разобщению, господству ин­дивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и за­нима­ется самосовершенствованием.

2. Дискретные, или дробные функции (E, P, L, R), с одной стороны, и Континуальные, или це­лостные (F, T, I, S), с другой.

Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают син­кретическим способом, при котором границы между частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл.

Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных:

первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессознательные. Обоснование та­кому разграничению заключается в том, что осознание чего-либо предполагает отделение на­блюда­теля от наблюдаемого явления, а бессознательность - это полное слияние наблюда­теля с явле­нием, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей спе­цифич­ности.

3. Динамические, или неравновесные функции (E, P, S, T), с одной стороны, и Статиче­ские, или равновесные (R, L, F, I), с другой.

Динамические функции представляют собой как бы продольный срез информационного потока, по­казывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением вре­мени. Они отображают отношение состояния к самому себе.

Статические же функции передают картину поперечного среза информационного потока, де­монст­рирующую отношения между собой одновременно существующих точек (отношение “я - другие”).

Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда процесс возбуждения преоб­ла­дает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена ди­намика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное рав­нове­сие, но оно тут же снова разрушается.

Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбу­ж­дением. Наиболее статичны функции L и R. I и F характеризуются тем, что индивид в этих со­стояниях периодически стремится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внут­ре­нее спокойствие быстро восстанавливается.

4. Вовлеченные функции (E, R, F, S), с одной стороны, и Отвлеченные (P, L, I, T), с дру­гой. Эти категории функций отличаются коммуникативной дистанцией, на которой они реа­лизу­ются.

Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перерабатывают конкретную ки­не­стетическую, телесно ощутимую информацию и соответствуют первой сигнальной системе по И. П. Павлову. Сюда относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное.

Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстракт­ного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Мышление словеснопо-нятийное соот­ветствует логике, а наглядно-образное - интуиции.

5. Эксплицитные, или явные функции (P, L, F, S), с одной стороны, и Имплицитные, или скры­тые (E, R, I, T), с другой.

Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысле­ния посторонним наблюдателем. Эксплицитное функционирование соответствует организации левого по­лушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так назы­вае­мого “мыслительного” типа психики по И. П. Павлову.

Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко ко­дируется знаковыми ситемами и передается по каналам связи. Максимально полно эти со­стояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятель­ности (КООРДИНАТОР, ИНСПЕРТОР, АДМИНИСТРАТОР, МАСТЕР).

Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопонятен. Он с большим тру­дом поддается кодированию и копированию. Об имплицитных функциях идет речь, когда го­ворят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т. п. Со­гласно И. П. Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие.

О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий го­ловного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в пра­вом полушарии. Все четыре имплицитных функции реализуются в рамках гуманитарной уста­новки на вид деятельности (НАСТАВНИК, ЛИРИК, СОВЕТЧИК, ГУМАНИСТ).

6. Целеполагающие функции (E, L, I, S) противостоят Экзекутивным, или исполнительным (P, R, F, T).

Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разворачивающегося во вре­мени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании со­вершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоя­щего действия, четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать.

Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т. е. указание новых, ра­нее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не иде­альное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиоло­гиче­ских потребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т. п.

За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, ко­торые называются экзекутивными. Функция Р - это процесс движения, а также работа, вы­пол­няемая движущимся объектом. Функция R - это внутреннее напряжение, “намагниченность” объ­екта, препятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внут­ренняя “душевная” работа.

Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая является своеобразным следом, оставлен­ным или тем, который будет оставлен, объектом в результате силового воздействия на него.

7. Двигательные функции (E, L, F, T) противостоят Инерционным (P, R, I, S).

В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F, воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также закон или правило L, предписывающее выполнять то или иное дей­ствие. Кроме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумоли­мых законов есте­ственного старения - растраты энергии от рождения до смерти. Имеется в виду функцио­нальное состояние T - изменение под действием времени.

Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движение могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональ­ным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между отдель­ными частями объекта - это состояние R, открывающиеся при перемещении равноценные выборы направлений - со­стояние I, а испытываемые во время движения ощущения деформации - состоя­ния S.

К О М М У Н И К А Т И В Н О Е П Р О С Т Р А Н С Т В О.

В. В. Гуленко, Киев, 07. 10. 1994

Протяженная среда слоистой структуры, в которой протекает информационный обмен между комму­ни­кативными системами. Коммуникативное пространство четырехмерно, как и пространство мате­ри­альное. Под “измерением” пространства я буду понимать уровень устойчивого информацион­ного обмена, который отделен от других таких же уровней потенциальным барьером - энергией пре­одоления, то есть усилием, необходимым для перехода с уровня на уровень.

Для того чтобы определить, на каком уровне пространства протекает коммуникация, необхо­димо определить два параметра - коммуникативную дистанцию (параметр протяженности про­стран­ства) и плотность коммуникации (параметр “проницаемости” пространства).

Для построения модели воспользуемся привычным для соционики дихотомическим принципом - раз­делением пополам (см. статью ДИХОТОМИЯ). Поэтому коммуникативная дистанция будет при­нимать два значения - близкая и далекая. С точки зрения проницаемости пространства для полноценного инфообмена я буду различать коммуникацию, с одной стороны, глубокую и, с другой стороны, поверхностную.

Остановлюсь подробнее на этих полюсах. Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее характерна для групп с численностью от двух до восьми человек. При взаимодействии на далекой дистанции социотипы разделены су­щественным растоянием, определяемым социальными и культурными показателями развития. Та­кая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах более восьми че­ловек.

Глубокая коммуникация означает плотный информационный обмен, когда в общение вовлекаются прак­тически все имеющиеся в распоряжении социотипа информационные ресурсы. Возникает тес­ное переплетение “силовых линий” информационных полей, что свидетельствует о высокой до­вери­тельности контакта.

Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен наличных информацион­ных ресурсов. Плотность информационного потока оказывается гораздо меньше по сравнению с первым случаем. Степень доверительности также невелика.

Поскольку сложность коммуникации в одинаковой мере зависит от обоих параметров, то ин­формационный обмен между системами можно рассматривать как произведение коммуникативной дис­танции на плотность коммуникации:

инфообмен = дистанция х плотность.

Инфообмен принимает дискретные значения, являясь показателем нахождения объекта на одном из уровней коммуникативного пространства. Всего таких положений получается четыре:

близкая дистанция

¦

физио ¦ психо

¦

поверхностная ¦ глубокая

коммуникация -------------+------------ коммуникация

¦

социо ¦ инфо

¦

далекая дистанция

1. Первый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, но коммуникация поверхностная. Носит название ф и з и ч е с к и й, так как характерен для плотного, материально-опосредованного соприкосновения физических субстратов (носите­лей) информационных систем.

На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека - в еде, жилье, продолже­нии рода, производстве и потреблении материальных продуктов.

2. Второй уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, а коммуникация глубокая. Называется п с и х о л о г и ч е с к и м, поскольку на первое ме­сто выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией (“псюхе” - древне­греч. “душа”).

Психологический уровень предполагает самые доверительные отношения, поскольку на этом уровне человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности - в любви, дружбе, семье, со­переживании и т. п.

3. Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, ком­муникация поверхностная. Называется с о ц и а л ь н ы м, так как регулируется обществен­ными нормами, традициями и ритуалами, законодавтельством, государственными институтами и т. д.

Этот уровень коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит наи­более формальный характер. Объект социальной коммуникации выступает не как уникаль­ная личность, а как представитель того или иного социального сословия или профессио­наль­ной группы. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.

4. Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция да­ле­кая, но коммуникация глубокая. Носит назваение и н т е л л е к т у а л ь н о г о, или ин­формационного уровня. Осуществлять глубокую коммуникацию без соприкосновения с другой сторо­ной можно лишь тогда, когда перенести весь информационный обмен внутрь себя, в свой мозг. Интенсивно работает при этом память и воображение человека. Только на этом уровне можно обращаться к глубинам своего подсознания и добывать сведения, накоплен­ные поколе­ниями людей, жившими до тебя.

На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании.

Очень существенно, что описанные уровни не растянуты в линию, а образуют круг, то есть соединены отношениями смежности и противоположности. Противоположными являются физиче­ский уровень и интеллектуальный. Это значит, что они находятся друг к другу в отноше­нии обрат­ной пропорциональности: чем больше человек живет физической жизнью, тем меньше он раз­вива­ется интеллектуально и наоборот.

Так же исключают друг друга социальный и психологический уровни. Невозможно одновременно за­ботиться об отдельном человеке (индивидуальный подход) и целой группе людей (массовый под­ход). Макросоциум поощеряет человека приносить личное на алтарь общественного, а мик­росо­циум, например, его семья, хотела бы противоположного: чтобы близкий человек больше вре­мени проводил дома. Причем пропорция 50 % на 50 % означает коммуникативный кризис: со­стоя­ние ко­леблющихся “весов” очень болезненно, ведь оно очень затрудняет выбор.

Хотя коммуникативные уровни и цикличны, но более удобным и технологичным является их вертикальная иерархия на плоскости. Их соподчинение в коммуникативном пространстве имеет следующий вид:

Инфо социо психо физио

Аспекты информации (см. статью ИНФОАСПЕКТ) на разных уровнях коммуникативнного про­стран­ства проявляются с теми или иными особенностями. В своем чистом виде интуитивные функции отслеживаются лишь на интеллектуальном уровне, сенсорные - на физическом, логиче­ские - на социальном и этические - на психологическом.

С переходом с верхнего уровня на нижний каждый инфоаспект конкретизируется, все больше при­вя­зываясь к ситуации, сужая масштаб своего действия. Например, интуиция интеллектуальная - это способность мыслить сложными абстрактными образами, делать крупные познавательные от­кры­тия. Интуиция социально направленная позволяет человеку занимать перспективное место в со­циуме, приобретать престижную специальность, примыкать к имеющему будущее общественному движе­нию.

Интуиция психологической природы срабатывает только в процессе тесного общения с людьми в неформальной обстановке: с ее помощью человек догадывается о проблемах, желаниях и наме­ре­ниях близких ему людей. И, наконец, физическая интуиция проявляется в конкретных делах, свя­занных с обустройством быта, жилья, рабочего места, здоровья и с другими процессами при­род­ного мира.

Таким образом, на далеких коммуникативных дистанциях все соционические функции г е н е р а л и з и р у ю т с я, а на близких с п е ц и а л и з и р у ю т с я. В этом заключается меха­низм динамики информационного обмена в коммуникативном пространстве.

Каждый социотип (см. статью СОЦИОТИП) имеет свое оптимальное с точки зрения удачности со­четания общественных и индивидуальных потребностей место в коммуникативном пространстве, которое он теми или иными путями стремится занять. Но траектория его движения да­лека от кратчайшей, так как реальный социум очень сильно “искривлен” диспропорциями в коли­честве и значимости для текущей ситуации отдельных соционических типов и их групп.

Идеальное расположение всех шестнадцати социотипов в коммуникативном пространстве называ­ется с о ц и о н. Социон представляет собой хорошо структурированную информацион­ную сис­тему, находящуюся в динамическом равновесии. Соционизированное общество использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы наиболее эффективным способом и соответствует принципу максимума информационного потока при полной согласованности в действиях обрабатывающих этот поток структурных единиц.

С О Ц И О Н И Ч Е С К А Я М О Д Е Л Ь.

В. В. Гуленко, 22. 09. 1994 г. Киев.

Схема, описывающая последовательность обработки аспектов информации психикой индивида, а также указывающая ориентацию соответствующих психических функций в коммуникативном простран­стве. Состоит из восьми позиций - свободных ячеек, объединенных в две кольцевые структуры по четыре позиции в каждой - ментальное (верхние позиции) и витальное (нижние позиции) кольца. Для каждого социотипа заполнение позиций теми или иными инфоас­пектами специфично (см. статью ИНФОАСПЕКТ). Ниже приводится стандартное изображение со­цио­модели в традиции школы социоанализа:

Общая структура: Пример позиционирования для социотипа ЛИЭ:

1 2 м ЭГО Р Т

е

н

т

4 3 а СУПЕРЭГО S E

л

6 5 в СУПЕРИД F R

и

т

а

7 8 л ИД L I

Стрелками показано движение информационного потока, то ест включаемость позиций, в прямом (-), обратном (-), и диагональном (/) направлениях.

Кольцо функций моделирует универсальный четырехтактный процесс информационно-энергетиче­ского обмена: потенциальная энергия -> ее переход в кинетическую -> кинетическая энер­гия -> воз­врат в потенциальную. Если психика функционирует в продуктивном режиме, то такт по­тенциаль­ной энергии соответствует 4-й позиции (ментал) или 6-й позиции (витал) со­циониче­ской модели. Дальнейшие этапы цикла разворачиваются по стрелкам: 4, 2, 1, 3 или 6, 8, 7, 5.

Кроме колец в социомодели выделяют более мелкие подструктуры. Горизонтальные пары позиций со­ставляют стабильные функциональные блоки по принципу “вход-выход”, т. е. постановка идеальной цели - ее воплощение. Каждый из четырех горизонтальных блоков соответствует одному из уров­ней проявления социотипа в коммуникативном пространстве. Блокам присвоены фрейдовские наимено­вания инстанций психики - ЭГО, СУПЕРЭГО, ИД с добавлением четвертой - СУПЕРИД:

интеллектуальный уровень - позиции 1 и 2 - ЭГО социальный уровень - позиции 3 и 4 - СУ­ПЕРЭГО психологический уровень - позиции 5 и 6 - СУПЕРИД физический уровень - по­зиции 7 и 8 - ИД.

Например, блок ЭГО социотипа ЛИЭ - “РТ”. Это значит, что при продуктивном функциониро­ва­нии такой человек ставит цель посредством динамической интуиции Т, а воплощает ее че­рез деловую логику Р. При акцептном функционировании позиции включаются в обратном по­рядке: ин­формация воспринимается с точки зрения ее пользы в деле Р, а обрабатывается посредством Т - планирование по времени.

Любая позиция социомодели однозначно “засекается” тремя дихотомиями (см. статью ДИХОТО­МИЯ). Один из наиболее распространенных вариантов предполагает использование следующих дихотомий: 1) ментальность-витальность, 2) внутренность-внешность и 3) ведение- ведо­мость.

К м е н т а л ь н ы м позициям относятся четыре первых по нумерации (1, 2, 3, 4), а к в и т а л ь н ы м - четыре последних (5, 6, 7, 8). Главное различие между ними касается коммуника­тивной дистанции, на которой действуют функции, заполняющие эти позиции. Мен­таль­ные, т. е. рассудочные позиции включаются на далеких дистанциях - интеллектуальной и соци­альной - и ин­формационно обслуживают действия типа в макросоциуме. Их противопо­лож­ность, позиции ви­тальные, т. е. жизнеобеспечивающие, активизируются на близких дис­тан­циях - физической и психологической - и в полную силу работают в микросоциуме, предпола­гающем тесный контакт.

В н у т р е н н и е позиции, к которым относятся все позиции с четными номерами (2, 4, 6, 8), служат типу для общения с самим собой - обдумывания поступившей информации и приня­тия ре­шения. Противоположные им в н е ш н и е позиции, которые носят нечетные но­мера (1, 3, 5, 7) являются инструментом оформления или воплощения информации, выра­ботанной типом внутри себя, т. е. обслуживают коммуникацию типа с окружающей средой. Ин­фоаспекты внутренних позиций практически всегда “упакованы” в оболочку из инфоаспектов внешних. Если, например, тип логико-интуитивный, то партнер по коммуникации будет вос­принимать ис­ходящий от него ин­формационный поток как логику на интуитивном фоне.

К в е д у щ и м позициям относятся те, которые расположены в горизонтальных блоках ЭГО (ментально-ведущий) и ИД (витально-ведущий), что соответствует позициям с номерами 1, 2, 7, 8. В е д о м ы м и являются те позиции, которые расположены в блоках с пристав­кой СУПЕР - СУ­ПЕРЭГО и СУПЕРИД, что охватывает позиции с номерами 3, 4, 5, 6.

Ведущие позиции - это носители активной кинетической энергии типа в микро- и макросо­циуме. По ним тип чувствует себя уверенно, лидирует в решении соответствующих задач. Ведомые же позиции представляют собой хранилища пассивной потенциальной энергии, по­этому по ним социо­тип предпочитает быть ведомым, пользоваться советами или другими формами управляющих сиг­налов со стороны людей с иным типом интеллекта. Абсолютных лидеров не су­ществует: опережая участников коммуникации по одним аспектам, человек неизбежно ус­тупает им по противополож­ным.

Строгая симметрия модели определена лишь в статике. В реальной коммуникативной дина­мике происходит перераспределение энергии и информации с одних позиций на другие воз­никают асимметричности, закрепление которых приводит к образованию вариантов типа, или подтипов.

В социоанализе прежде всего различают инициальный и терминальный варианты типа. Перерас­пре­деление информационно-энерге-тического обмена, порождающее их, происходит по диаго­нальному принципу: ячейки, связанные восходящими стрелками (2 и 4, 5 и 7-я позиции), противопоставля­ются ячейкам, которые соединены стрелками нисходящими (1 и 3, 6 и 8-я по­зиции).

У и н и ц и а л ь н о г о подтипа энергонасыщенность первых двух тактов малого цикла мен­тала (потенциальная энергия и ее переход в кинетическую) дополняются усилением послед­них двух тактов малого цикла витала (кинетическая энергия и ее переход в потенциальную). Из-за этого эффекта инициальный подтип как бы поддерживает “края” большого энерго-информа­ционного цикла, состоящего из двух малых. В поведении это означает переменчивость в це­леполагании, быстроту перехода от размышления к действию, повышенную активность в первой половине дня, отклоняе­мость от свойств “чистого” типа.

У т е р м и н а л ь н о г о подтипа энергетические акценты смещаются на серединные такты большого цикла: кинетическая энергия и ее переход в потенциальную в ментале, а также по­тен­циальная энергия и ее переход в кинетическую в витале. Сдвиг инфообмена в терми­наль­ную сторону приводит к эффекту усреднения и срезанию “пограничных” явлений. Такие подтипы лично­сти отличаются выносливостью и упорством в завершении начатого, относи­тельно мед­ленным включением в работу, повышенной активностью во второй половине дня, приближен­ностью к свойствам “чистого” типа.

Кроме вариативности, связанной с усилением действия тех или иных позиций модели, сущест­вует с и т у а т и в н о обусловленная изменчивость, приводящая к возникновению того или иного функционального состояния типа. В этом случае на время действия возмущающего фактора включается любая позиционная пара типа бином. Однако если время действия ситуа­тивного би­нома, составленного из слабых позиций, затягивается, то это ведет к нервному истощению инди­вида.

И Н Т Е Р Т И П Н Ы Е О Т Н О Ш Е Н И Я.

В. В. Гуленко, Киев, 16. 09. 1994 г.

Комплексные взаимодействия между соционическими типами, вытекающие из их структуры и ха­рак­тера совместно решаемых ими задач. По количеству принимаемых во внимание объектов взаимо­действия различаются унарные (односторонние), бинарные (двухсторонние), тер­нарные (трехсторонние) и т. д. интертипные отношения. Бинарные отношения открыты, названы и описаны А. Аугустинавичюте. Их принято записывать в виде таблицы интертипных отношений, содержащей 16 строк и 16 столбцов, на пересечении которых указывается название соответст­вующего двум взаи­модействующим типам отношения.

В социоанализе интертипные отношения описываются двояко. С одной стороны, их содержание вы­водится как результат сопоставления сходных и различных ифоаспектов, занимающих то или иное место в соционической модели (см. статью СОЦИОМОДЕЛЬ). С другой стороны, для их опи­сания привлекаются юнговские и иные дихотомические признаки (см. статью ДИХОТОМИЯ), являю­щиеся универсальными по своей объяснительной способности как для социотипов, так и для от­ношений между ними.

При первом способе анализа комфортными для инфообмена считаются воздействия ведущих пози­ций ментального кольца на ведомые позиции витального (в дальнейшем мы будем на схемах снабжать их знаком плюс). К негативным, затрудняющим инфообмен взаимодействиям причис­ляются воз­дейст­вия ведущих позиций на ведомые в пределах одного и того же кольца социо­модели (бу­дем по­мечать их на схемах знаком минус). Смешанные взаимодействия, например, веду­щие пози­ции воздействуют на ведущие в одном и том же кольце, получат промежуточную оценку комфорт­ности в виде знака плюс-минус.

На характер информационного обмена в интертипных отношениях также сильно влияет наличия в них лидера. Те отношения, в которых лидер не выделяется, называются с и м м е т р и ч н ы м и, все прочие, предполагающие обязательное лидерство одного из социотипов в диаде, на­зы­ваются а с и м м е т р и ч н ы м и.

С точки зрения социомодели, для симметричных отношений характерны трансакции между гори­зонтальными биномами (парами функций), а в асимметричных отношениях показательны трансак­ции между горизонтальными биномами одного типа и вертикальными другого. На схемах это отра­зится как наличие двух стрелок вместо одной для передачи трансакций горизонтально-верти­кального вида.

К симметричным отношениям относятся дуальность, активация, тождество, зеркальность, квази­то­ждество, погашение, суперэго и конфликтность. К асимметричным - заказ и прием заказа, ре­визия и ревизуемость, полудуальность и мираж, деловые и родственные отношения. Среди асим­метричных четыре первых имеют фиксированного лидера (заказчик и ревизор), а четыре по­след­них отлича­ются тем, что роль лидера в отношениях не закреплена, может перемещаться от од­ного участ­ника к другому.

Социоанализ интертипных отношений дает следующий вывод по волнующей всех исследователей че­ловека проблеме межличностной совместимости. Идеально совместимого отношения, гарантирую­щего комфортную коммуникацию во всех случаях жизни, не существует. Все интертипные отноше­ния с п е ц и а л и з и р о в а н ы - имеют четкие условия устойчивости и дистанции комму­никатив­ного комфорта. Социоанализ различает четыре группы отношений по их глубинному пред­назначе­нию, а именно:

- 1) отношения социальной ориентации,

- 2) отношения управленческой ориентации,

- 3) отношения воспитательной ориентации,

- 4) отношения познавательно-исследовательской ориентации.

К отношениям с о ц и а л ь н о й ориентации относятся дуальные и активационные, а также их антиподы - конфликтные и отношения суперэго. Дуальность и активация считаются в социо-нике самыми подходящими отношениями для близкой дружбы, создания традиционной семьи. Кон­фликт и суперэго, наоборот, разрушают психологический комфорт мирного сосуществова­ния, зато лучше других позволяют решать болезненно назревшие социальные проблемы в экс­тремаль­ной ситуа­ции, что предполагает хороший результат при быстром сближении на короткий срок.

Это происходит потому, что дуал и активатор (их можно определить по таблице интертипных от­но­шений) своими ведущими ментальными функциями воздействуют на ведомые витальные функции партнера, что производит, как уже говорилось ранее, благоприятный эффект:

ЭГО ЭГО

+ СУПЕРЭГО

>СУПЕРИД

ИД

При конфликтности же и отношении суперэго сталкиваются ведущие и ведомые функции одной и той же ментальности или витальности, что приводит при длительном контакте к перенапряжению и как следствие к отторжению партнера:

ЭГО - ЭГО

>СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

ИД

Отношения у п р а в л н е н ч е с к о й ориентации, в отличие от социальных, порождают лишь материально-сенсорный комфорт и плохо обеспечивают комфорт эмоциональный, душевный. Зато они гораздо более управляемы и упорядочены, поскольку построены не столько на чувст­вах, сколько на рассудке. Отношениями этого класса являются полудуальность и заказ, а также их антиподы - деловые и ревизуемость.

Первых два отношения социоанализ рекомендует прежде всего для продуктивной работы, так как в них одна из ведущих функций ментала воздействует на ведомую функцию витала партнера, а вторая - на ведущую витала, что и создает необходимое для результативной деятельности со­че­тание комфорта и рабочего напряжения:

ЭГО ЭГО

+ СУПЕРЭГО

>СУПЕРИД

>ИД

+

При деловых отношениях и ревизуемости одна из ведущих ментальных функций воздействует на ве­дущую же ментала партнера, а вторая ведущая - на ведомую его ментала. Это приводит к эф­фекту отрицательной обратной связи. Поэтому данные отношения рекомендуются для контроля и коррекции стиля работы. Так как в них присутствует силовой компонент, то при длительных контактах на­ступает “перерегулировка” и неизбежно нарастает отталкивание:

+-

ЭГО >ЭГО

>СУПЕРЭГО

-СУПЕРИД

ИД

Отношения в о с п и т а т е л ь н о й ориентации основываются, как и управленческие, на корректирующем воздействии на вертикальные биномы социомодели типа-партнера, но только не на текущие, расходные позиции, а на накопительные, где хранятся фундаментальные ценности лич­ности человека. Благодаря этому и происходит воспитание - перестройка в соотношении гло­бальных мыслительных и поведенческих ориентиров. Мягким и медленным воспитательным эффек­том обладают прием заказа и мираж, а жестким и быстрым - ревизия и родственность.

Прием заказа и мираж имеют следующий механизм инфообмена:

одна из ведущих ментальных функций воздействует на ведомую витального кольца партнера (при­ятно-расслабляющий эффект), а вторая - на ведущую его витала (обучающе-воспитываю­щий эффект):

ЭГО ЭГО

+ СУПЕРЭГО

>СУПЕРИД

>ИД

+-

Ревизия и родственность более жестки в силу следующей особенности их инфообмена: одна из ведущих ментальных функций конкурирует с ведущей ментальной партнера, а вторая ведущая ментала оказывает давление на ведомую его ментала:

+-

ЭГО >ЭГО

>СУПЕРЭГО

-СУПЕРИД

ИД

Отношения и с с л е д о в а т е л ь с к о й ориентации интенсифицируют логические и интуи­тивные функции партнеров, что приводит к дискуссионности, глубокому изучению личности друг друга, а также интеллектуальному соперничеству.

К этому классу отношений принадлежат тождественные, зеркальные, а также во многом проти­во­положные им квазитождественные и погашение (другое название этого отношения - полная про­тиво­положность). Первая пара исследовательских отношений служит целям выдвижения и разви­тия идей в обоюдо интересующей партнеров области, создания полной и непротиворечивой картины ее явлений. Этот результат достигается благодаря воздействию ведущих функций на ведущие, а ведомых на ведомые в одноименных кольцах, что дает возможность оценить себя как бы со сто­роны:

+-

ЭГО >ЭГО

СУПЕРЭГО

СУПЕРИД

ИД

Вторая пара отношений этой группы - квазитождественные и погашение - служат оценке и кри­тике взглядов друг друга с точки зрения их примениемости, исправлению ошибок в мышлении и действиях при реализации задуманного. Этот очистительный эффект возникает вследствие нало­жения ведущих и ведомых позиций разных уровней ментальности-витальности партнеров:

ЭГО ЭГО

СУПЕРЭГО

+- СУПЕРИД

>ИД

Выслушивая противоположные суждения партнера об интересующем вас предмете, вы получаете ту информацию, которая у вас самих как бы вытеснена в бессознательное и является лишь фоно­вой. Группа исследовательских отношений рекомендуется социоанализом для совместной интел­лектуаль­ной работы, совещаний и консилиумов, мозгового штурма, клубнодискуссионной дея­тельности.

К В А Д Р А.

В. В. Гуленко, 27. 09. 1994, г. Киев

Группа из четырех социотипов, объединенная общими социально-психологическими приоритетами и выполняющая в процессе социального развития строго определенную миссию. Социотипы каждой квадры селектируют из окружающего мира те информационные аспекты, которые полностью охва­ты­вают один из четырех этапов естественного цикла развития общества. Селекция ин­форма­ции производится по позициям двух устойчивых блоков социомодели ЭГО и СУПЕРИД (см. статью СОЦИО­МОДЕЛЬ).

Процесс эволюции в обществе рассматривается соционикой как последовательность сменяемых эта­пов, каждый из которых характеризуется своим морально-психологическим климатом и сис­те­мой исповедуемых ценностей. За каждый из таких участков развития несет ответственность одна из четырех квадр (лат. quadrum - четырехугольник). Квадральные группировки череду­ются следую­щим образом:

П е р в а я к в а д р а (альфа) - это ПРОСВЕТИТЕЛИ, которые создают и распространяют в об­ще­стве принципиально новые идеи социального развития. К квадре Просветителей относятся те со­циотипы, селективные позиции которых заполнены целеполагающими функциями - I, L, E, S (см. статью ИНФОАСПЕКТ), а именно Искатель (ИЛЭ), Аналитик (ЛИИ), Энтузиаст (ЭСЭ) и Посред­ник (СЭИ). Основные признаки этой квадры - демократизм (открытость, плюрализм, преобладание го­ризонтальных управленческих связей) и дискутивность (совещательность, отсутствие силового компонента в принятии решений).

В т о р а я к в а д р а (бета) - это ВОПЛОТИТЕЛИ, которые превращают первоначальную кон­цеп­цию в законченную идеологию и внедряют новые порядки, создавая соответствующие им орга­низа­ционные структуры). Селективные позиции социотипов квадры Воплотителей занимают двига­тельные инфоаспекты - F, L, E, T. В эту квадру входят Наставник (ЭИЭ), Маршал (СЛЭ), Инспектор (ЛСИ) и Лирик (ИЭИ). Основные признаки этой жесткой квадры - аристократизм (за­крытость, преобладание вертикальных, иерархических управленческих связей) и резолютивность (решитель­ность, большой вес волевых методов).

Т р е т ь я к в а д р а (гамма) - это РЕФОРМЕРЫ, которые снимают накопившиеся на предыду­щем этапе противоречия через критику допущенных ошибок и реформирование отживших жест­ких структур. Социотипы этой квадры селектируют экзекутивные (исполнительные) инфоас­пекты из внешнего коммуникативного пространства - P, T, R, F. Квадра Реформеров вклю­чает в себя социотипы Политик (СЭЭ), Предприниматель (ЛИЭ), Критик (ИЛИ) и Хранитель (ЭСИ). Основные признаки этой самой ди­намической квадры - демократизм (открытость, децентрализа­ция, многоукладность) и резолютив­ность (приоритет силовых методов, решительные и активные действия).

Ч е т в е р т а я к в а д р а (дельта) - это ПЕРФЕКТОРЫ (совершенствователи), которые до­водят первоначальную, но реформированную идею до исчерпания путем совершенствования ее организационного воплощения. В селективных позициях квадры Перфекторов стоят инерциаль­ные инфоаспекты - P, S, I, R. Она состоит из социотипов Управитель (ЛСЭ), Мастер (СЛИ), Совет­чик (ИЭЭ) и Гуманист (ЭИИ). Основные признаки Перфекторов - аристократизм (за­крытость, элитарность, качество жизни) и дискутивность (совещательность, принятие ре­шений нена­сильственными методами).

Квадра считается группой максимальной комфортности. Она обеспечивает легкость коммуника­ции и восстановление физических и моральных сил людей. Однако в ней не решается задача соз­дания рабочего напряжения, она приводит к постепенному затуханию, так как не порож­дает не­обходимых для восходящего развития противоречий.

В противовес квадральной э в о л ю ц и и - постепенному, плавно-затухающему развитию, в социуме параллельно возникают структуры и н в о л ю ц и и - скачкообразного, воз­вратно-поступательного, “возгорающегося” развития. Эта тенденция разрушает “сонное цар­ство” квад­рированного общества и вносит в него живую струю толчков-мутаций, способствующих пере­ходу на новые стартовые рубежи.

Инволюция как стохастический (вероятностный) фактор социально-психологической динамики пре­дусматривает энергетическую специализацию социотипов внутри квадры. Роль Энергоконцен­трато­ров выполняют Мастер (дельта), Хранитель (гамма), Лирик (бета) и Аналитик (альфа). Роль Энер­гоносителей, совершающих выброс сконцентрированного заряда закреплена за Советчи­ком (дельта), Предпринимателем (гамма), Маршалом (бета) и Энтузиастом (альфа).

Далее идет этап Энергораспределителей, работающих за счет подхваченной от предыдущей группы социотипов энерговолны. Эту фазу реализуют Искатель (альфа), Наставник (бета), Политик (гамма) и Управитель (дельта). И, наконец, завершают цикл инволюции Энергопоглоти­тели По­средник (альфа), Инспектор (бета), Критик (гамма) и Гуманист (дельта).

Если в социуме преобладают Энергоконцентраторы и Энергоносители, то в нем начинаются ин­тенсивные процессы инволюции - труднопредсказуемые вспышки общественной динамики, аналогич­ные по своей функции мутациям в биологии. В противоположном случае, когда количественный перевес на стороне Энергораспределителей и Энергопоглотителей, развитие протекает эволюци­онно - в за­тухающем темпе, по стабильной, легко экстраполируемой кривой.

Соединение факторов эволюции и инволюции в рамках единого социона демонстрирует приведен­ная ниже таблица. Это плоское изображение условно передает объемную конструкцию социона, в действительности представляющего собой свернутую в кольцо спираль передающих друг другу эста­фету социотипов:

Специализация ролей в квадре

К В А Д Р А _________________________________________________

Концентраторы Носители Распределители Поглотители

Просветители ЛИИ ЭСЭ ИЛЭ СЭИ

Воплотители ИЭИ СЛЭ ЭИЭ ЛСИ

Реформеры ЭСИ ЛИЭ СЭЭ ИЛИ

Перфекторы СЛИ ИЭЭ ЛСЭ ЭИИ

Д И Х О Т О М И Я.

В. В. Гуленко, 22. 10. 1994, Киев

Разделение на две противоположности, двоичное структурирование объекта или явления. Ди­хо­томия постоянно используется в соционике как инструмент анализа. Каждое свойство имеет свою противоположность - это фундаментальное положение присуще познанию окружающего мира человеком с самых давних времен. Свет противопоставляется тьме, мужское начало женскому, небесная жизнь земной и так далее. Человек осознает себя тогда, когда научается отде­лять свое “я” от всего, что является “не-я”.

Наиболее распространены в соционике дихотомические шкалы Юнга, посредством которых обра­зу­ются социотипы: рациональность-иррациональность, экстраверсия-интроверсия, логика-этика, сенсорность-интуитивность (см. статью СОЦИОТИП). Однако множество из 16-ти объек­тов можно дихотомически делить 35-ю различными способами. Пятнадцать из них открыты Г. Рейниным и носят название признаков Рейнина. Упомянутые признаки Юнга входят в их число. Из неюнговских при­знаков чаще всего используются в работах по соционике оппозиции дина­мика-статика, аристо­кратизм-демократизм и эволюция-инволюция.

Дихотомия издревле конкурирует в науке с троичным делением (трихотомией). В динамических си­туациях удобнее пользоваться принципом “черное-белое-серое”, то есть вводить помежу­точ­ную зону между двумя крайностями. Доказано, что двоичность и троичность - самые выгод­ные для кодирования информации и построения классификаций деления. Динамическая соционика, социо­ника триад, только начинает создаваться. Ее отличие от двоичного подхода в лучшей пе­редаче нестабильных, пороговых процессов. В общем случае речь идет о четных и нечетных разбие­ниях, которые должны оптимальным образом сочетаться. Однако нечетные градации в со­ционике получают как редукцию четных: работая с тройкой, социоаналитик рассматривает ее как 3 + (1).

Двойная дихотомия дает четверичность, или к в а т е р н о с т ь. Деление на четыре так же широко разрабатывается в соционике, как и дихотомия. Согласно К. Юнгу, архетип креста - древ­нейший символ четверицы в коллективном бессознательном. В научных исследованиях этот ме­тод анализа глубоко закрепился благодаря Р. Декарту, построившему систему прямоугольных ко­ординат, делящую плоскость на четыре равных угла.

Этим способом в соционике пользуются для выделения различных малых групп по 4 типа в ка­ж­дой. В качестве иллюстрации возьмем группы перцепции (восприятия). Они образуются путем кре­стообразного пересечения двух юнговских дихотомических шкал - сенсор­ность\интуитивность и рациональность\иррациональность:

сенсорность

|

ДИСТРИБУТИВНЫЕ | КОММУТАТИВНЫЕ

|

рацио -------------|--------------- иррацио

|

ДИССОЦИАТИВНЫЕ | АССОЦИАТИВНЫЕ

|

интуитивность

1. Сенсорные иррационалы, или Коммутативные. К ним относятся социотипы СЛЭ, СЭЭ, СЛИ, СЭИ. Восприятие окружающего мира в этой группе предельно четкое и конкретное, отлича­ется на­глядностью и детальностью, наиболее приближено к действительности. Мир для коммута­тивных со­циотипов - это мозаичная композиция, где каждый камешек может быть перемещен (в этом случае картинка меняется как в калейдоскопе), но не выброшен. В бытовом плане у пред­ставителей этих социотипов накапливается много вещей, которые постоянно коммутируются - пе­рекладываются.

2. Сенсорные рационалы, или Дистрибутивные. В эту группу входят социотипы ЛСЭ, ЭСЭ, ЛСИ, ЭСИ. В отличие от коммутативных типов они воспринимают мир линейно, словно через не­кие очки традиционализма - упорядоченного опыта, ставящего одни предметы или состояния на первый план и отодвигающие другие, которые становятся просто фоном. Дистрибутивные социо­типы тяжелее всех переносят состояние неопределенности (равновероятности исходов), так как ли­шаются своей точки опоры - возможности распределять силы и средства под конкретную цель. Это наиболее организованные и пунктуальные члены социума. Вещей, которыми окружают себя ди­стрибу­тивные, меньше, чем у коммутативных, но зато содержаться эти вещи в строгом порядке.

3. Интуитивные иррационалы, или Ассоциативные. Этим способом воспринимают мир со­циотипы ИЛЭ, ИЭЭ, ИЛИ, ИЭИ. Ассоцивная психика осуществляет восприятие через произвольно по­рождаемые образы. Какая-то одна деталь внешней картины действительности вызывает у эти социо­типов целостный идеальный образ, ассоциируясь со всем его содержанием. Для ассоциа­тивных социотипов система - это не рационально-иерархическая упорядоченность по какому-либо крите­рию, а всеобъемлющая сетевая связь всего со всем, что когдалибо попало в их поле зрения. У социотипов данной группы всегда имеется большое количество разнообразных идей, но эти идеи слабо упорядочены, свободно перетекают одна в другую.

4. Интуитивные рационалы, или Диссоциативные. В эту перцептивную группу входят ЛИЭ, ЭИЭ, ЛИИ, ЭИИ. Они являются редукционно воспринимающими типами - преломляющими любую по­сту­пающую извне информацию через призму основных понятий своего мировоззрения. Их перцепция в наиболь­шей мере строится на сведении сложного к комбинации первоэлементов, которые К. Юнг в свое время назвал архетипами. Таким образом, диссоциация - это распад на естествен­ные ми­нимальные части. Из этих компонентов диссоциативный тип может синтезировать образ любой сложности. С точки зрения количества идей Диссоциативные уступают Ассоциативным, но с точки зрения их увязки и приведения в систему - превосходят.

Исходя из принципа кватерности, соционика заменяет троичные деления четверичными, воспол­няя отсутствующий полюс у третьего элемента. Например, фрейдовская триада Эго-Суперэго-Ид была дополнена четвертой инстанцией психики - Суперид. Если Эго как наиболее осознаваемой части психики противостоит Ид - ее наиболее бессознательная часть, то Супе-рэго, под кото­рым Фрейд понимал совокупность требований социума к человеку (цензуру), будет иметь своей противопо­ложностью Суперид, то есть совокупность требований личности к социуму (анти­цензура).

Другой пример возьмем из более “молодых” психологических теорий.

В трансактном анализе Э. Берна различаются три эго-состояния личности:

Дитя, Родитель и Взрослый. Родитель как контролирующая инстанция психики противопоставлена Дитя как спонтанной, стремящейся вырваться из под контроля части психики. Взрослый - про­межуточная инстанция, которая их уравновешивает. Но что уравновешивает самого Взрослого? Ло­гично ввести четвертое эго-состояние, которое можно назвать, например, Старик. Старик так же относится к Взрослому, как Родитель к Дитя. Система, основанная на четверичности, приобре­тает черты завершенности.

Четверичное деление позволяет строить спиралевидные циклы, что наилучшим образом соеди­няет двоичную замкнутость и троичную разомкнутость. Четыре стороны горизонта (север, юг, за­пад, восток), четыре времени года (весна, лето, осень, зима), четыре натурфилософские сти­хии (огонь, вода, воздух, земля) отражают естественные процессы жизни. Соционика моде­ли­рует спиралевидный характер развития четырехзвенными кольцами социального заказа (восхо­дя­щее развитие) и социальной ревизии (нисходящее развитие).

Отличительная черта соционической дихотомии заключается в признании равноценности и нераз­рывности обоих ее полюсов. К примеру, хотя эмоции и подавляют логику в рассуждениях, но они же и предполагают ее наличие в другом месте или в другое время. В этом находит свое вы­ражение математический принцип эквивалентности - строгого равенства. Юнг использовал для обозначе­ния динамической стороны этого явления термин к о м п е н с а т о р н о с т ь. Чрезмерное ак­центирование одного из полюсов неизбежно заканчивается бурной компенсирующей реакцией проти­воположного начала.

За чрезмерную сенсорную заземленность человек платит суевериями, фетишизмом и дикими пред­рассудками в идеологии: так дает о себе знать подавленная интуитивность. Вытесненная сен­сор­ность, наоборот, сказывается извращенными вкусами и странными привычками в бытовой сфере: та­кова плата за чрезмерную интенсивность интуитивных состояний.

С дихотомии начинается ряд соционических делений на 4, 8, 16, 32 и т. д. частей. Путем ком­бинации двоичных шкал можно моделировать объект или явление любой сложности. Следующий шаг по этому пути - привлечение двоичных булевых функций математической логики для описания ин­тер­функциональных взаимодействий.

Дихотомия - это, по сути, компьютерный принцип нуля и единицы, повсеместно используемый в современной вычислительной технике. С его помощью, как известно, достигается высокая чет­кость и качество цифрового изображения. Применение дихотомий для изучения психики позво­ляет создавать удивительно четкие срезы как всего ее объема, так и локальных областей.

С О Ц И О Н И Ч Е С К А Я Д И А Г Н О С Т И К А.

В. В. Гуленко, Киев, 28. 09. 1994

Отнесение человека к тому или иному соционическому типу на основе выявления присущих ему осо­бенностей восприятия, мышления и поведения. Имеет множество разновидностей по методам своего проведения. Наиболее распространены следующие способы социодиагностики:

- анкетный метод: использование разнообразных опросников и письменных тестов;

- визуальный метод: наблюдение за внешностью или поведенческими реакциями человека;

- метод интервью: целенаправленное собеседование с испытуемым на темы его биографии и жизненных предпочтений;

- тренинговый метод: раскрытие склонностей человека путем поручения ему различных тес­то­вых заданий игрового и соревновательного характера;

- комплекный метод, при котором сочетаются несколько из вышеперечисленных способов.

В общем случае с опросниками и анкетами, требующими объективности и системности, лучше рабо­тают логики. Этические социотипы предпочитают диагностировать в живом общении, когда чело­века можно почувствовать. Сенсорику лучше удается наблюдение человека, который раскрыва­ется в практическом действии. А интуитивные типы хорошо сочетают все эти подходы, строя внут­ренний образ характерных черт человека посредством ассоциаций.

Самым надежным из всех перечисленных методов, естественно, является комплексный метод. Со­ционики-профессионалы чаще всего применяют метод интервью в комбинации с визуальным на­блюде­нием. Он оказывается наиболее экономичным, и при хорошей организации труда отбирает 15-20 минут на диагностику одного человека. В ходе же практического семинара по соционике наиболее оправдана тренинговая идентификация, так как наличие достаточного количества вре­мени позво­ляет испытать человека в целой серии показательных упражнений.

Следует отметить, что социодиагностика это наиболее сложная часть прикладной социо­ники. Здесь недопустим дилетантизм, поскольку речь идет о судьбах людей. Она лишь наполо­вину явля­ется наукой. Второй своей половиной исследование социотипа относится к искусству: в нем есть такие моменты, которые в принципе не могут быть алгоритмизированы и технологизи­рованы. Поэтому социодиагностике нельзя научиться по книгам и руководствам. Успехи на этом пути даются только многолетним личным опытом.

С какими же принципиальными трудностями сталкивается эта отрасль соционики? Существенной проблемой объективного характера является отделение статики, т. е. устойчивого и неизменного в человеке, от динамики личности - текущего состояния и влияния внешней среды на нее. Тео­рети­чески эта задача решается через считывание не текущих значений функций, а их произ­водных направлений приращения.

Если человек хорошо решает логические задачи, это еще не показатель его принадлежности к ло­гическим социотипам. Только если подобная тенденция сохранится при все большем у с л о ж н е н и и логического компонента подобных заданий, есть основания для предположения, что перед нами представитель логики в соционическом смысле этого слова.

Другая трудность объективного характера связана с глубиной типологии. Определить, к какому социотипу относится человек, социоаналитику-одиночке, пусть даже и опытному, непросто по при­чине инфорационной перегрузки. Дело в том, что оперативная память человека одновременно вме­щает около восьми единиц информации, а при социодиагностике приходится иметь дело с ше­стна­дцатью такими единицами. Поэтому при равномерной встречаемости всех типов в социуме диаг­ност будет допускать в однократном оперативном тестировании 50 % ошибок. Воспринимаемый нами человек нередко предстает как наложение двух типов и быстро сделать правильный выбор очень трудно.

Чтобы уменьшить действие этих затрудняющих факторов, соционики проводят ответственные ди­агностические работы методом э к с п е р т н ы х о ц е н о к, то есть путем сопоставления гипотез двух-трех специалистов, имеющих различные социотипы. Особенно важно, чтобы диагно­стику прводили одновременно этик и логик, а также динамик и статик, потому что именно эти при­знаки личности, как показывает опыт, при их объединении дают наиболее приближенную к ре­альности картину восприятия одушевленного объекта. Таким путем надежность диагностики обеспе­чивается практически стопроцентно.

Существует еще одна трудность, которая касается тех способов диагностики, когда человеку предлагают оценивать самого себя. Затруднения в самооценке носят в основном субъективный ха­рактер: человек либо действительно не разбирается в своем психологическом складе, либо наме­ренно искажает свой природный социотип по тем или иным причинам, как правило, корыст­ного ха­рактера.

Дать адекватную оценку самому себе гораздо труднее экстраверту, чем интроверту, иррацио­налу, чем рационалу. Экстраверту плохо дается самопогружение: зная свои внешние проявления, он весьма смутно представляет их глубинные мотивы. А иррационал наделен от природы из­менчи­востью внутренних состояний, и осознать, что его нестабильность это и есть посто­янный ди­агностический признак, ему удается не сразу. Столкнувшись с таким трудным слу­чаем, со­ционик обычно обращается к знакомым или родственникам испытуемого. Дать оценку знако­мому человеку оказывается часто намного легче, чем самому себе.

Нельзя обойти вниманием и проблему определения социотипов литературных персонажей, героев ки­нофильмов и других произведений искусства. Этот особый случай диагностики может дать лишь весьма условный результат из-за большой доли художественного вымысла, неизменно присутст­вую­щего в мире искусства. Художнику никто не может запретить создавать идеальных героев, ко­торые соединяют в себе те психологические свойства, которые в реальной жизни несовмес­тимы в одном человеке. И тем не менее талантливый писатель, хорошо чувствующий психологию лично­сти, на редкость достоверно передает соционические типы своих вымышленных персонажей. Напри­мер, в Анне Карениной Лев Толстой хорошо отразил внутренний мир женщины ЭИЭ, а в Ан­дрее Болконском мужчины ЛСИ.

Значение социодиагностики нельзя недооценивать и будущим создателям искусственного интел­лекта. Они рано или поздно будут вынуждены принять к сведению тот факт, что существуют ше­стнадцать разновидностей интеллектуальных систем. Научившись алгоритмизировать левополу­шар­ные психологические функции - логику и сенсорику, - конструкторы искуственного разума рис­куют споткнуться о проблему правополушарных функций - эмоций и интуиции, без которых полно­ценный мыслительный процесс невозможен. Успех таких междисциплинарных проектов, без со­мнения, напрямую зависит от умения диагностировать типы рефлексивных (осознающих самих себя) систем и прогнозировать их коммуникативную динамику.