5. Примерная тематика обучающих семинаров.
При составлении программ обучения действует принцип гибкости. Темы включаются в программу по выбору заказчика.
Трехдневный семинар по общей соционике.
Пятидневный семинар по общей соционике.
Семинар по соционике для педагогов.
Семинар по соционике для бизнесменов.
С О Ц И О Т И П.
В. В. Гуленко, Киев, 03. 10. 1994.
Центральное понятие соционики, вокруг которого группируется вся ее система аксиом и теорем. Представляет собой главный предмет ее изучения как науки. То, что соционические типы существуют, умозрительным путем нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В этом можно убедиться только на практике, собственноручно наблюдая за поведением многих людей и сопоставляя данные своих наблюдений. Поэтому априори социотип понимается как природная предрасположенность человека мыслить и действовать определенным образом.
Существует много толкований понятия социотип. Важно знать, что встречаются узкая и широкая его интерпретации. В узком толковании социотип тождественен психотипу и касается только области человеческой психики. Широкое толкование трактует социотип как устойчивую структуру информационной системы л ю б о й природы, стремящуюся восстановить себя при попытках деформации. С этой точки зрения можно говорить о социотипе группы людей, социотипе организации, государства, общественного движения, социотипе теории, какойлибо системы взглядов. В этом случае пользуются также термином “интегральный тип”.
Понятие типа психики соционика взяла у К. Г. Юнга основоположника практической типологии личности. Юнг является истинным открывателем типности психики, поскольку он описал структуру типа, его основные компоненты - психологические функции, дал примеры наблюдательной диагностики.
Согласно Юнгу, психологический тип - это способ адаптации личности к окружающей действительности, в ходе которой одна из четырех психических функций занимает доминирующее положение, а противоположная ей - подчиненное. Доминирующей функцией человек сознательно управляет, а подчиненная функция, если уж она вышла на передний план, управляет самим человеком. Формируется вполне определенная установка сознания и противоположная, носящая компенсаторный характер установка бессознательного, совместные действия которых и образуют тип психики.
Своим путем к пониманию психологического типа пришел польский психотерапевт А. Кемпински, автор концепции информационного метаболизма (сигнального обмена), который писал: “Структура информационного метаболизма должна обладать определенным постоянным градиентом, самый малый на границе с внешней средой, а самый большой с внутренней средой. Изменчивость первого переносится без осложнений, а второго с большими трудностями”. Таким образом, социотип это константа личности, ее стойкое внутреннее ядро без учета изменчивой оболочки. Разрушение этого ядра ведет к невротизации личности.
В с о ц и о а н а л и з е тип понимается более сложно. Наиболее близко к социоаналитической трактовке подошел В. Лефевр, математически описавший рефлексивные, то есть направленные на самого себя структуры психики. В самой сжатой формулировке, социотип это рефлексивная структура пятого порядка. Давайте пройдем по усложняющимся уровням рефлексии и достигнем интересующей нас глубины.
Человек в статике, как внешне, так и внутренне это нулевое измерение. Такое состояние практически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины. Но вот человек включается в коммуникацию: находит партнеров, обменивается информацией, проявляет эмоции это первое измерение личностного просранства. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изменяются его двигательные и эмоциональные реакции то убыстряются, то замедляются. Это уже второй ранг рефлексии.
Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, то есть он “ведет” себя. Речь идет о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения человека со временем тоже изменяется. Значит, способ управлять своим поведением все еще человеком осознается. Это четвертое по порядку измерение. Но с этого момента обратная связь условие, без которого самим собой управлять нельзя, обрывается. Можно с уверенностью утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления изменением своего поведения.
Наглядно подобные явления обычно изображают как несколько раз вложенные друг в друга профили лица человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, социотип как не поддающаяся осознанной воле человека рефлексивная психическая структура зашифрована в пятом измерении личностного пространства, куда человек не имеет прямого доступа. Этот уровень психики, по сути, затрагивает коллективное бессознательное и его ведущий архетип самость.
Технологически социотип образуется как совокупность четырех юнговских признаков психики, задающих ориентацию индивида в коммуникативном пространстве (см. статью КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО). Для того чтобы выйти на тип, нужно отыскать те полюса на юнговских шкалах рациональность/иррациональность, экстраверсия/интроверсия, логика/этика и сенсорность/интуитивность, которые требуют наименьших энергозатрат для своей реализации, то есть являютя для вас наиболее естественными. Вот схема, из которой понятно, что по четырем парам признаков образуются шестнадцать социотипов:
ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ | |||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ | ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ | ||||||||||||||
ЛОГИКА | ЭТИКА | ЛОГИКА | ЭТИКА | ||||||||||||
ЭКСТРА | ИНТРО | ЭКСТРА | ИНТРО | ЭКСТРА | ИНТРО | ЭКСТРА | ИНТРО | ||||||||
С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
| С Е Н С
| И Н Т У
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
С О Ц И О Н И Ч Е С К И Е Т И П Ы:
1. Логико-сенсорный экстраверт, или “Управитель”.
2. Логико-интуитивный экстраверт, или “Предприниматель”.
3. Логико-сенсорный интроверт, или “Инспектор”.
4. Логико-интуитивный интроверт, или “Аналитик”.
5. Этико-сенсорный экстраверт, или “Энтузиаст”.
6. Этико-интуитивный экстраверт, или “Наставник”.
7. Этико-сенсорный интроверт, или “Хранитель”.
8. Этико-интуитивный интроверт, или “Гуманист”.
9. Сенсорно-логический экстраверт, или “Маршал”.
10. Интуитивно-логический экстраверт, или “Искатель”.
11. Сенсорно-логический интроверт, или “Мастер”.
12. Интуитивно-логический интроверт, или “Критик”.
13. Сенсорно-этический экстраверт, или “Политик”.
14. Интуитивно-этический экстраверт, или “Советчик”.
15. Сенсорно-этический интроверт, или “Посредник”.
16. Интуитивно-этический интроверт, или “Лирик”.
Рядом с названием типа по юнговским признакам, которое мало о чем говорит в силу своей аналитичности, приводится его синтетическое название, подчеркивающее характерную черту поведения соответствующего типа в социуме. Данные названия являются ориентировочными. Их следует рассматривать как один из вариантов. Стандарт обозначений и наименований в соционической типологии еще предстоит выработать.
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й А С П Е К Т.
В. В. Гуленко, 30. 09. 1994, Киев
Одна из восьми составляющих информационного потока, на которые его разделяет психика индивида для ориентации в коммуникативном пространстве. Необходимость восьмичленного деления информации вытекает из фундаментальной коммуникативной константы - числа Миллера 7 +- 2. Именно столько единиц информации способна удерживать оперативная память человка одновременно.
Инфоаспекты принимаются и обрабатываются соционическими функциями. Поэтому эти термины иногда употребляются как синонимы. Упорядоченный набор соционических функций образует соционический тип личности (см. статью СОЦИОТИП). Спектр информационных аспектов прдставляет собой универсальну сетку понятий, при помощи которой поддаются анализу любые интеллектуальные, психологические и социальные явления.
Система соционических функций является логическим завершением учения К. Г. Юнга о четырех не сводимых друг к другу способах отражения окружающего мира человеком - ощущения (сенсорика), мышление (логика), чувствование (этика) и интуиция. Каждая из четырех психологических функций Юнга может проявляться своей экстравертной (активной) и интровертной (пассивной) сторонами. Таким образом, число функций удваивается и мы получаем восемь базовых понятий. В традиции школы социоанализа они носят следующие обозначения и названия:
1. L - структурная логика (схема, система, структура)
2. P - деловая логика (технология, работа, прибыль)
3. R - этика отношений (симпатии, тяготения, привязанности)
4. E - этика эмоций (эмоции, чувства, настроения)
5. T - интуиция времени (предвидения, предчувствия, прогнозы)
6. I - интуиция возможностей (прозрения, догадки, открытия)
7. S - сенсорика ощущений (комфорт, здоровье, эстетика)
8. F - силовая сенсорика (давление, нажим, подчинение)
Инфоаспекты полно и непротиворечиво описываются семью дихотомиями - двоичными различительными признаками (см. статью ДИХОТОМИЯ). Все признаки равноправны. Для того чтобы убедиться, о каком аспекте идет речь, нужно зафиксировать, по меньшей мере, три признака из семи. Дихотомичесие разбиения дают следующие противопоставления групп аспектов и соответствующих им функций.
1. Активные функции (E, P, F, I) против Пассивных (R, L, S, T).
Активные функциональные состояния легко обнаруживаются по внешне-экспрессивному поведению человека. Пассивные же не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. В пассивном состоянии экспрессия уступает место импрессии - внутренней впечатлительности, рефлексии.
Порождаемые активными функциями состояния подходят для публичных выступлений и вообще широкой общественной деятельности. Они в высокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в соседние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподоблению себе).
Пассивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособлению и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовершенствованием.
2. Дискретные, или дробные функции (E, P, L, R), с одной стороны, и Континуальные, или целостные (F, T, I, S), с другой.
Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают синкретическим способом, при котором границы между частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл.
Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных:
первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессознательные. Обоснование такому разграничению заключается в том, что осознание чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явления, а бессознательность - это полное слияние наблюдателя с явлением, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей специфичности.
3. Динамические, или неравновесные функции (E, P, S, T), с одной стороны, и Статические, или равновесные (R, L, F, I), с другой.
Динамические функции представляют собой как бы продольный срез информационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение состояния к самому себе.
Статические же функции передают картину поперечного среза информационного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно существующих точек (отношение “я - другие”).
Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но оно тут же снова разрушается.
Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбуждением. Наиболее статичны функции L и R. I и F характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стремится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внутренее спокойствие быстро восстанавливается.
4. Вовлеченные функции (E, R, F, S), с одной стороны, и Отвлеченные (P, L, I, T), с другой. Эти категории функций отличаются коммуникативной дистанцией, на которой они реализуются.
Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перерабатывают конкретную кинестетическую, телесно ощутимую информацию и соответствуют первой сигнальной системе по И. П. Павлову. Сюда относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное.
Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Мышление словеснопо-нятийное соответствует логике, а наглядно-образное - интуиции.
5. Эксплицитные, или явные функции (P, L, F, S), с одной стороны, и Имплицитные, или скрытые (E, R, I, T), с другой.
Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функционирование соответствует организации левого полушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого “мыслительного” типа психики по И. П. Павлову.
Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по каналам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (КООРДИНАТОР, ИНСПЕРТОР, АДМИНИСТРАТОР, МАСТЕР).
Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопонятен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имплицитных функциях идет речь, когда говорят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т. п. Согласно И. П. Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие.
О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имплицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид деятельности (НАСТАВНИК, ЛИРИК, СОВЕТЧИК, ГУМАНИСТ).
6. Целеполагающие функции (E, L, I, S) противостоят Экзекутивным, или исполнительным (P, R, F, T).
Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разворачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия, четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать.
Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т. е. указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических потребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т. п.
За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, которые называются экзекутивными. Функция Р - это процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом. Функция R - это внутреннее напряжение, “намагниченность” объекта, препятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внутренняя “душевная” работа.
Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет оставлен, объектом в результате силового воздействия на него.
7. Двигательные функции (E, L, F, T) противостоят Инерционным (P, R, I, S).
В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F, воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также закон или правило L, предписывающее выполнять то или иное действие. Кроме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумолимых законов естественного старения - растраты энергии от рождения до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T - изменение под действием времени.
Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движение могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между отдельными частями объекта - это состояние R, открывающиеся при перемещении равноценные выборы направлений - состояние I, а испытываемые во время движения ощущения деформации - состояния S.
К О М М У Н И К А Т И В Н О Е П Р О С Т Р А Н С Т В О.
В. В. Гуленко, Киев, 07. 10. 1994
Протяженная среда слоистой структуры, в которой протекает информационный обмен между коммуникативными системами. Коммуникативное пространство четырехмерно, как и пространство материальное. Под “измерением” пространства я буду понимать уровень устойчивого информационного обмена, который отделен от других таких же уровней потенциальным барьером - энергией преодоления, то есть усилием, необходимым для перехода с уровня на уровень.
Для того чтобы определить, на каком уровне пространства протекает коммуникация, необходимо определить два параметра - коммуникативную дистанцию (параметр протяженности пространства) и плотность коммуникации (параметр “проницаемости” пространства).
Для построения модели воспользуемся привычным для соционики дихотомическим принципом - разделением пополам (см. статью ДИХОТОМИЯ). Поэтому коммуникативная дистанция будет принимать два значения - близкая и далекая. С точки зрения проницаемости пространства для полноценного инфообмена я буду различать коммуникацию, с одной стороны, глубокую и, с другой стороны, поверхностную.
Остановлюсь подробнее на этих полюсах. Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве. Она наиболее характерна для групп с численностью от двух до восьми человек. При взаимодействии на далекой дистанции социотипы разделены существенным растоянием, определяемым социальными и культурными показателями развития. Такая дистанция между людьми обычно возникает в коммуникативных группах более восьми человек.
Глубокая коммуникация означает плотный информационный обмен, когда в общение вовлекаются практически все имеющиеся в распоряжении социотипа информационные ресурсы. Возникает тесное переплетение “силовых линий” информационных полей, что свидетельствует о высокой доверительности контакта.
Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении в обмен наличных информационных ресурсов. Плотность информационного потока оказывается гораздо меньше по сравнению с первым случаем. Степень доверительности также невелика.
Поскольку сложность коммуникации в одинаковой мере зависит от обоих параметров, то информационный обмен между системами можно рассматривать как произведение коммуникативной дистанции на плотность коммуникации:
инфообмен = дистанция х плотность.
Инфообмен принимает дискретные значения, являясь показателем нахождения объекта на одном из уровней коммуникативного пространства. Всего таких положений получается четыре:
близкая дистанция
¦
физио ¦ психо
¦
поверхностная ¦ глубокая
коммуникация -------------+------------ коммуникация
¦
социо ¦ инфо
¦
далекая дистанция
1. Первый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, но коммуникация поверхностная. Носит название ф и з и ч е с к и й, так как характерен для плотного, материально-опосредованного соприкосновения физических субстратов (носителей) информационных систем.
На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека - в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов.
2. Второй уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция близкая, а коммуникация глубокая. Называется п с и х о л о г и ч е с к и м, поскольку на первое место выходит обмен сокровенной, личностной, идущей из души информацией (“псюхе” - древнегреч. “душа”).
Психологический уровень предполагает самые доверительные отношения, поскольку на этом уровне человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности - в любви, дружбе, семье, сопереживании и т. п.
3. Третий уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, коммуникация поверхностная. Называется с о ц и а л ь н ы м, так как регулируется общественными нормами, традициями и ритуалами, законодавтельством, государственными институтами и т. д.
Этот уровень коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит наиболее формальный характер. Объект социальной коммуникации выступает не как уникальная личность, а как представитель того или иного социального сословия или профессиональной группы. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.
4. Четвертый уровень взаимодействия в коммуникативном пространстве: дистанция далекая, но коммуникация глубокая. Носит назваение и н т е л л е к т у а л ь н о г о, или информационного уровня. Осуществлять глубокую коммуникацию без соприкосновения с другой стороной можно лишь тогда, когда перенести весь информационный обмен внутрь себя, в свой мозг. Интенсивно работает при этом память и воображение человека. Только на этом уровне можно обращаться к глубинам своего подсознания и добывать сведения, накопленные поколениями людей, жившими до тебя.
На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, творчестве, познании и самосовершенствовании.
Очень существенно, что описанные уровни не растянуты в линию, а образуют круг, то есть соединены отношениями смежности и противоположности. Противоположными являются физический уровень и интеллектуальный. Это значит, что они находятся друг к другу в отношении обратной пропорциональности: чем больше человек живет физической жизнью, тем меньше он развивается интеллектуально и наоборот.
Так же исключают друг друга социальный и психологический уровни. Невозможно одновременно заботиться об отдельном человеке (индивидуальный подход) и целой группе людей (массовый подход). Макросоциум поощеряет человека приносить личное на алтарь общественного, а микросоциум, например, его семья, хотела бы противоположного: чтобы близкий человек больше времени проводил дома. Причем пропорция 50 % на 50 % означает коммуникативный кризис: состояние колеблющихся “весов” очень болезненно, ведь оно очень затрудняет выбор.
Хотя коммуникативные уровни и цикличны, но более удобным и технологичным является их вертикальная иерархия на плоскости. Их соподчинение в коммуникативном пространстве имеет следующий вид:
Инфо социо психо физио |
Аспекты информации (см. статью ИНФОАСПЕКТ) на разных уровнях коммуникативнного пространства проявляются с теми или иными особенностями. В своем чистом виде интуитивные функции отслеживаются лишь на интеллектуальном уровне, сенсорные - на физическом, логические - на социальном и этические - на психологическом.
С переходом с верхнего уровня на нижний каждый инфоаспект конкретизируется, все больше привязываясь к ситуации, сужая масштаб своего действия. Например, интуиция интеллектуальная - это способность мыслить сложными абстрактными образами, делать крупные познавательные открытия. Интуиция социально направленная позволяет человеку занимать перспективное место в социуме, приобретать престижную специальность, примыкать к имеющему будущее общественному движению.
Интуиция психологической природы срабатывает только в процессе тесного общения с людьми в неформальной обстановке: с ее помощью человек догадывается о проблемах, желаниях и намерениях близких ему людей. И, наконец, физическая интуиция проявляется в конкретных делах, связанных с обустройством быта, жилья, рабочего места, здоровья и с другими процессами природного мира.
Таким образом, на далеких коммуникативных дистанциях все соционические функции г е н е р а л и з и р у ю т с я, а на близких с п е ц и а л и з и р у ю т с я. В этом заключается механизм динамики информационного обмена в коммуникативном пространстве.
Каждый социотип (см. статью СОЦИОТИП) имеет свое оптимальное с точки зрения удачности сочетания общественных и индивидуальных потребностей место в коммуникативном пространстве, которое он теми или иными путями стремится занять. Но траектория его движения далека от кратчайшей, так как реальный социум очень сильно “искривлен” диспропорциями в количестве и значимости для текущей ситуации отдельных соционических типов и их групп.
Идеальное расположение всех шестнадцати социотипов в коммуникативном пространстве называется с о ц и о н. Социон представляет собой хорошо структурированную информационную систему, находящуюся в динамическом равновесии. Соционизированное общество использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы наиболее эффективным способом и соответствует принципу максимума информационного потока при полной согласованности в действиях обрабатывающих этот поток структурных единиц.
С О Ц И О Н И Ч Е С К А Я М О Д Е Л Ь.
В. В. Гуленко, 22. 09. 1994 г. Киев.
Схема, описывающая последовательность обработки аспектов информации психикой индивида, а также указывающая ориентацию соответствующих психических функций в коммуникативном пространстве. Состоит из восьми позиций - свободных ячеек, объединенных в две кольцевые структуры по четыре позиции в каждой - ментальное (верхние позиции) и витальное (нижние позиции) кольца. Для каждого социотипа заполнение позиций теми или иными инфоаспектами специфично (см. статью ИНФОАСПЕКТ). Ниже приводится стандартное изображение социомодели в традиции школы социоанализа:
Общая структура: Пример позиционирования для социотипа ЛИЭ:
1 2 м ЭГО Р Т
е
н
т
4 3 а СУПЕРЭГО S E
л
6 5 в СУПЕРИД F R
и
т
а
7 8 л ИД L I
Стрелками показано движение информационного потока, то ест включаемость позиций, в прямом (-), обратном (-), и диагональном (/) направлениях.
Кольцо функций моделирует универсальный четырехтактный процесс информационно-энергетического обмена: потенциальная энергия -> ее переход в кинетическую -> кинетическая энергия -> возврат в потенциальную. Если психика функционирует в продуктивном режиме, то такт потенциальной энергии соответствует 4-й позиции (ментал) или 6-й позиции (витал) соционической модели. Дальнейшие этапы цикла разворачиваются по стрелкам: 4, 2, 1, 3 или 6, 8, 7, 5.
Кроме колец в социомодели выделяют более мелкие подструктуры. Горизонтальные пары позиций составляют стабильные функциональные блоки по принципу “вход-выход”, т. е. постановка идеальной цели - ее воплощение. Каждый из четырех горизонтальных блоков соответствует одному из уровней проявления социотипа в коммуникативном пространстве. Блокам присвоены фрейдовские наименования инстанций психики - ЭГО, СУПЕРЭГО, ИД с добавлением четвертой - СУПЕРИД:
интеллектуальный уровень - позиции 1 и 2 - ЭГО социальный уровень - позиции 3 и 4 - СУПЕРЭГО психологический уровень - позиции 5 и 6 - СУПЕРИД физический уровень - позиции 7 и 8 - ИД.
Например, блок ЭГО социотипа ЛИЭ - “РТ”. Это значит, что при продуктивном функционировании такой человек ставит цель посредством динамической интуиции Т, а воплощает ее через деловую логику Р. При акцептном функционировании позиции включаются в обратном порядке: информация воспринимается с точки зрения ее пользы в деле Р, а обрабатывается посредством Т - планирование по времени.
Любая позиция социомодели однозначно “засекается” тремя дихотомиями (см. статью ДИХОТОМИЯ). Один из наиболее распространенных вариантов предполагает использование следующих дихотомий: 1) ментальность-витальность, 2) внутренность-внешность и 3) ведение- ведомость.
К м е н т а л ь н ы м позициям относятся четыре первых по нумерации (1, 2, 3, 4), а к в и т а л ь н ы м - четыре последних (5, 6, 7, 8). Главное различие между ними касается коммуникативной дистанции, на которой действуют функции, заполняющие эти позиции. Ментальные, т. е. рассудочные позиции включаются на далеких дистанциях - интеллектуальной и социальной - и информационно обслуживают действия типа в макросоциуме. Их противоположность, позиции витальные, т. е. жизнеобеспечивающие, активизируются на близких дистанциях - физической и психологической - и в полную силу работают в микросоциуме, предполагающем тесный контакт.
В н у т р е н н и е позиции, к которым относятся все позиции с четными номерами (2, 4, 6, 8), служат типу для общения с самим собой - обдумывания поступившей информации и принятия решения. Противоположные им в н е ш н и е позиции, которые носят нечетные номера (1, 3, 5, 7) являются инструментом оформления или воплощения информации, выработанной типом внутри себя, т. е. обслуживают коммуникацию типа с окружающей средой. Инфоаспекты внутренних позиций практически всегда “упакованы” в оболочку из инфоаспектов внешних. Если, например, тип логико-интуитивный, то партнер по коммуникации будет воспринимать исходящий от него информационный поток как логику на интуитивном фоне.
К в е д у щ и м позициям относятся те, которые расположены в горизонтальных блоках ЭГО (ментально-ведущий) и ИД (витально-ведущий), что соответствует позициям с номерами 1, 2, 7, 8. В е д о м ы м и являются те позиции, которые расположены в блоках с приставкой СУПЕР - СУПЕРЭГО и СУПЕРИД, что охватывает позиции с номерами 3, 4, 5, 6.
Ведущие позиции - это носители активной кинетической энергии типа в микро- и макросоциуме. По ним тип чувствует себя уверенно, лидирует в решении соответствующих задач. Ведомые же позиции представляют собой хранилища пассивной потенциальной энергии, поэтому по ним социотип предпочитает быть ведомым, пользоваться советами или другими формами управляющих сигналов со стороны людей с иным типом интеллекта. Абсолютных лидеров не существует: опережая участников коммуникации по одним аспектам, человек неизбежно уступает им по противоположным.
Строгая симметрия модели определена лишь в статике. В реальной коммуникативной динамике происходит перераспределение энергии и информации с одних позиций на другие возникают асимметричности, закрепление которых приводит к образованию вариантов типа, или подтипов.
В социоанализе прежде всего различают инициальный и терминальный варианты типа. Перераспределение информационно-энерге-тического обмена, порождающее их, происходит по диагональному принципу: ячейки, связанные восходящими стрелками (2 и 4, 5 и 7-я позиции), противопоставляются ячейкам, которые соединены стрелками нисходящими (1 и 3, 6 и 8-я позиции).
У и н и ц и а л ь н о г о подтипа энергонасыщенность первых двух тактов малого цикла ментала (потенциальная энергия и ее переход в кинетическую) дополняются усилением последних двух тактов малого цикла витала (кинетическая энергия и ее переход в потенциальную). Из-за этого эффекта инициальный подтип как бы поддерживает “края” большого энерго-информационного цикла, состоящего из двух малых. В поведении это означает переменчивость в целеполагании, быстроту перехода от размышления к действию, повышенную активность в первой половине дня, отклоняемость от свойств “чистого” типа.
У т е р м и н а л ь н о г о подтипа энергетические акценты смещаются на серединные такты большого цикла: кинетическая энергия и ее переход в потенциальную в ментале, а также потенциальная энергия и ее переход в кинетическую в витале. Сдвиг инфообмена в терминальную сторону приводит к эффекту усреднения и срезанию “пограничных” явлений. Такие подтипы личности отличаются выносливостью и упорством в завершении начатого, относительно медленным включением в работу, повышенной активностью во второй половине дня, приближенностью к свойствам “чистого” типа.
Кроме вариативности, связанной с усилением действия тех или иных позиций модели, существует с и т у а т и в н о обусловленная изменчивость, приводящая к возникновению того или иного функционального состояния типа. В этом случае на время действия возмущающего фактора включается любая позиционная пара типа бином. Однако если время действия ситуативного бинома, составленного из слабых позиций, затягивается, то это ведет к нервному истощению индивида.
И Н Т Е Р Т И П Н Ы Е О Т Н О Ш Е Н И Я.
В. В. Гуленко, Киев, 16. 09. 1994 г.
Комплексные взаимодействия между соционическими типами, вытекающие из их структуры и характера совместно решаемых ими задач. По количеству принимаемых во внимание объектов взаимодействия различаются унарные (односторонние), бинарные (двухсторонние), тернарные (трехсторонние) и т. д. интертипные отношения. Бинарные отношения открыты, названы и описаны А. Аугустинавичюте. Их принято записывать в виде таблицы интертипных отношений, содержащей 16 строк и 16 столбцов, на пересечении которых указывается название соответствующего двум взаимодействующим типам отношения.
В социоанализе интертипные отношения описываются двояко. С одной стороны, их содержание выводится как результат сопоставления сходных и различных ифоаспектов, занимающих то или иное место в соционической модели (см. статью СОЦИОМОДЕЛЬ). С другой стороны, для их описания привлекаются юнговские и иные дихотомические признаки (см. статью ДИХОТОМИЯ), являющиеся универсальными по своей объяснительной способности как для социотипов, так и для отношений между ними.
При первом способе анализа комфортными для инфообмена считаются воздействия ведущих позиций ментального кольца на ведомые позиции витального (в дальнейшем мы будем на схемах снабжать их знаком плюс). К негативным, затрудняющим инфообмен взаимодействиям причисляются воздействия ведущих позиций на ведомые в пределах одного и того же кольца социомодели (будем помечать их на схемах знаком минус). Смешанные взаимодействия, например, ведущие позиции воздействуют на ведущие в одном и том же кольце, получат промежуточную оценку комфортности в виде знака плюс-минус.
На характер информационного обмена в интертипных отношениях также сильно влияет наличия в них лидера. Те отношения, в которых лидер не выделяется, называются с и м м е т р и ч н ы м и, все прочие, предполагающие обязательное лидерство одного из социотипов в диаде, называются а с и м м е т р и ч н ы м и.
С точки зрения социомодели, для симметричных отношений характерны трансакции между горизонтальными биномами (парами функций), а в асимметричных отношениях показательны трансакции между горизонтальными биномами одного типа и вертикальными другого. На схемах это отразится как наличие двух стрелок вместо одной для передачи трансакций горизонтально-вертикального вида.
К симметричным отношениям относятся дуальность, активация, тождество, зеркальность, квазитождество, погашение, суперэго и конфликтность. К асимметричным - заказ и прием заказа, ревизия и ревизуемость, полудуальность и мираж, деловые и родственные отношения. Среди асимметричных четыре первых имеют фиксированного лидера (заказчик и ревизор), а четыре последних отличаются тем, что роль лидера в отношениях не закреплена, может перемещаться от одного участника к другому.
Социоанализ интертипных отношений дает следующий вывод по волнующей всех исследователей человека проблеме межличностной совместимости. Идеально совместимого отношения, гарантирующего комфортную коммуникацию во всех случаях жизни, не существует. Все интертипные отношения с п е ц и а л и з и р о в а н ы - имеют четкие условия устойчивости и дистанции коммуникативного комфорта. Социоанализ различает четыре группы отношений по их глубинному предназначению, а именно:
- 1) отношения социальной ориентации,
- 2) отношения управленческой ориентации,
- 3) отношения воспитательной ориентации,
- 4) отношения познавательно-исследовательской ориентации.
К отношениям с о ц и а л ь н о й ориентации относятся дуальные и активационные, а также их антиподы - конфликтные и отношения суперэго. Дуальность и активация считаются в социо-нике самыми подходящими отношениями для близкой дружбы, создания традиционной семьи. Конфликт и суперэго, наоборот, разрушают психологический комфорт мирного сосуществования, зато лучше других позволяют решать болезненно назревшие социальные проблемы в экстремальной ситуации, что предполагает хороший результат при быстром сближении на короткий срок.
Это происходит потому, что дуал и активатор (их можно определить по таблице интертипных отношений) своими ведущими ментальными функциями воздействуют на ведомые витальные функции партнера, что производит, как уже говорилось ранее, благоприятный эффект:
ЭГО ЭГО
+ СУПЕРЭГО
>СУПЕРИД
ИД
При конфликтности же и отношении суперэго сталкиваются ведущие и ведомые функции одной и той же ментальности или витальности, что приводит при длительном контакте к перенапряжению и как следствие к отторжению партнера:
ЭГО - ЭГО
>СУПЕРЭГО
СУПЕРИД
ИД
Отношения у п р а в л н е н ч е с к о й ориентации, в отличие от социальных, порождают лишь материально-сенсорный комфорт и плохо обеспечивают комфорт эмоциональный, душевный. Зато они гораздо более управляемы и упорядочены, поскольку построены не столько на чувствах, сколько на рассудке. Отношениями этого класса являются полудуальность и заказ, а также их антиподы - деловые и ревизуемость.
Первых два отношения социоанализ рекомендует прежде всего для продуктивной работы, так как в них одна из ведущих функций ментала воздействует на ведомую функцию витала партнера, а вторая - на ведущую витала, что и создает необходимое для результативной деятельности сочетание комфорта и рабочего напряжения:
ЭГО ЭГО
+ СУПЕРЭГО
>СУПЕРИД
>ИД
+
При деловых отношениях и ревизуемости одна из ведущих ментальных функций воздействует на ведущую же ментала партнера, а вторая ведущая - на ведомую его ментала. Это приводит к эффекту отрицательной обратной связи. Поэтому данные отношения рекомендуются для контроля и коррекции стиля работы. Так как в них присутствует силовой компонент, то при длительных контактах наступает “перерегулировка” и неизбежно нарастает отталкивание:
+-
ЭГО >ЭГО
>СУПЕРЭГО
-СУПЕРИД
ИД
Отношения в о с п и т а т е л ь н о й ориентации основываются, как и управленческие, на корректирующем воздействии на вертикальные биномы социомодели типа-партнера, но только не на текущие, расходные позиции, а на накопительные, где хранятся фундаментальные ценности личности человека. Благодаря этому и происходит воспитание - перестройка в соотношении глобальных мыслительных и поведенческих ориентиров. Мягким и медленным воспитательным эффектом обладают прием заказа и мираж, а жестким и быстрым - ревизия и родственность.
Прием заказа и мираж имеют следующий механизм инфообмена:
одна из ведущих ментальных функций воздействует на ведомую витального кольца партнера (приятно-расслабляющий эффект), а вторая - на ведущую его витала (обучающе-воспитывающий эффект):
ЭГО ЭГО
+ СУПЕРЭГО
>СУПЕРИД
>ИД
+-
Ревизия и родственность более жестки в силу следующей особенности их инфообмена: одна из ведущих ментальных функций конкурирует с ведущей ментальной партнера, а вторая ведущая ментала оказывает давление на ведомую его ментала:
+-
ЭГО >ЭГО
>СУПЕРЭГО
-СУПЕРИД
ИД
Отношения и с с л е д о в а т е л ь с к о й ориентации интенсифицируют логические и интуитивные функции партнеров, что приводит к дискуссионности, глубокому изучению личности друг друга, а также интеллектуальному соперничеству.
К этому классу отношений принадлежат тождественные, зеркальные, а также во многом противоположные им квазитождественные и погашение (другое название этого отношения - полная противоположность). Первая пара исследовательских отношений служит целям выдвижения и развития идей в обоюдо интересующей партнеров области, создания полной и непротиворечивой картины ее явлений. Этот результат достигается благодаря воздействию ведущих функций на ведущие, а ведомых на ведомые в одноименных кольцах, что дает возможность оценить себя как бы со стороны:
+-
ЭГО >ЭГО
СУПЕРЭГО
СУПЕРИД
ИД
Вторая пара отношений этой группы - квазитождественные и погашение - служат оценке и критике взглядов друг друга с точки зрения их примениемости, исправлению ошибок в мышлении и действиях при реализации задуманного. Этот очистительный эффект возникает вследствие наложения ведущих и ведомых позиций разных уровней ментальности-витальности партнеров:
ЭГО ЭГО
СУПЕРЭГО
+- СУПЕРИД
>ИД
Выслушивая противоположные суждения партнера об интересующем вас предмете, вы получаете ту информацию, которая у вас самих как бы вытеснена в бессознательное и является лишь фоновой. Группа исследовательских отношений рекомендуется социоанализом для совместной интеллектуальной работы, совещаний и консилиумов, мозгового штурма, клубнодискуссионной деятельности.
К В А Д Р А.
В. В. Гуленко, 27. 09. 1994, г. Киев
Группа из четырех социотипов, объединенная общими социально-психологическими приоритетами и выполняющая в процессе социального развития строго определенную миссию. Социотипы каждой квадры селектируют из окружающего мира те информационные аспекты, которые полностью охватывают один из четырех этапов естественного цикла развития общества. Селекция информации производится по позициям двух устойчивых блоков социомодели ЭГО и СУПЕРИД (см. статью СОЦИОМОДЕЛЬ).
Процесс эволюции в обществе рассматривается соционикой как последовательность сменяемых этапов, каждый из которых характеризуется своим морально-психологическим климатом и системой исповедуемых ценностей. За каждый из таких участков развития несет ответственность одна из четырех квадр (лат. quadrum - четырехугольник). Квадральные группировки чередуются следующим образом:
П е р в а я к в а д р а (альфа) - это ПРОСВЕТИТЕЛИ, которые создают и распространяют в обществе принципиально новые идеи социального развития. К квадре Просветителей относятся те социотипы, селективные позиции которых заполнены целеполагающими функциями - I, L, E, S (см. статью ИНФОАСПЕКТ), а именно Искатель (ИЛЭ), Аналитик (ЛИИ), Энтузиаст (ЭСЭ) и Посредник (СЭИ). Основные признаки этой квадры - демократизм (открытость, плюрализм, преобладание горизонтальных управленческих связей) и дискутивность (совещательность, отсутствие силового компонента в принятии решений).
В т о р а я к в а д р а (бета) - это ВОПЛОТИТЕЛИ, которые превращают первоначальную концепцию в законченную идеологию и внедряют новые порядки, создавая соответствующие им организационные структуры). Селективные позиции социотипов квадры Воплотителей занимают двигательные инфоаспекты - F, L, E, T. В эту квадру входят Наставник (ЭИЭ), Маршал (СЛЭ), Инспектор (ЛСИ) и Лирик (ИЭИ). Основные признаки этой жесткой квадры - аристократизм (закрытость, преобладание вертикальных, иерархических управленческих связей) и резолютивность (решительность, большой вес волевых методов).
Т р е т ь я к в а д р а (гамма) - это РЕФОРМЕРЫ, которые снимают накопившиеся на предыдущем этапе противоречия через критику допущенных ошибок и реформирование отживших жестких структур. Социотипы этой квадры селектируют экзекутивные (исполнительные) инфоаспекты из внешнего коммуникативного пространства - P, T, R, F. Квадра Реформеров включает в себя социотипы Политик (СЭЭ), Предприниматель (ЛИЭ), Критик (ИЛИ) и Хранитель (ЭСИ). Основные признаки этой самой динамической квадры - демократизм (открытость, децентрализация, многоукладность) и резолютивность (приоритет силовых методов, решительные и активные действия).
Ч е т в е р т а я к в а д р а (дельта) - это ПЕРФЕКТОРЫ (совершенствователи), которые доводят первоначальную, но реформированную идею до исчерпания путем совершенствования ее организационного воплощения. В селективных позициях квадры Перфекторов стоят инерциальные инфоаспекты - P, S, I, R. Она состоит из социотипов Управитель (ЛСЭ), Мастер (СЛИ), Советчик (ИЭЭ) и Гуманист (ЭИИ). Основные признаки Перфекторов - аристократизм (закрытость, элитарность, качество жизни) и дискутивность (совещательность, принятие решений ненасильственными методами).
Квадра считается группой максимальной комфортности. Она обеспечивает легкость коммуникации и восстановление физических и моральных сил людей. Однако в ней не решается задача создания рабочего напряжения, она приводит к постепенному затуханию, так как не порождает необходимых для восходящего развития противоречий.
В противовес квадральной э в о л ю ц и и - постепенному, плавно-затухающему развитию, в социуме параллельно возникают структуры и н в о л ю ц и и - скачкообразного, возвратно-поступательного, “возгорающегося” развития. Эта тенденция разрушает “сонное царство” квадрированного общества и вносит в него живую струю толчков-мутаций, способствующих переходу на новые стартовые рубежи.
Инволюция как стохастический (вероятностный) фактор социально-психологической динамики предусматривает энергетическую специализацию социотипов внутри квадры. Роль Энергоконцентраторов выполняют Мастер (дельта), Хранитель (гамма), Лирик (бета) и Аналитик (альфа). Роль Энергоносителей, совершающих выброс сконцентрированного заряда закреплена за Советчиком (дельта), Предпринимателем (гамма), Маршалом (бета) и Энтузиастом (альфа).
Далее идет этап Энергораспределителей, работающих за счет подхваченной от предыдущей группы социотипов энерговолны. Эту фазу реализуют Искатель (альфа), Наставник (бета), Политик (гамма) и Управитель (дельта). И, наконец, завершают цикл инволюции Энергопоглотители Посредник (альфа), Инспектор (бета), Критик (гамма) и Гуманист (дельта).
Если в социуме преобладают Энергоконцентраторы и Энергоносители, то в нем начинаются интенсивные процессы инволюции - труднопредсказуемые вспышки общественной динамики, аналогичные по своей функции мутациям в биологии. В противоположном случае, когда количественный перевес на стороне Энергораспределителей и Энергопоглотителей, развитие протекает эволюционно - в затухающем темпе, по стабильной, легко экстраполируемой кривой.
Соединение факторов эволюции и инволюции в рамках единого социона демонстрирует приведенная ниже таблица. Это плоское изображение условно передает объемную конструкцию социона, в действительности представляющего собой свернутую в кольцо спираль передающих друг другу эстафету социотипов:
Специализация ролей в квадре |
К В А Д Р А _________________________________________________ |
Концентраторы Носители Распределители Поглотители |
Просветители ЛИИ ЭСЭ ИЛЭ СЭИ |
|
Воплотители ИЭИ СЛЭ ЭИЭ ЛСИ |
|
Реформеры ЭСИ ЛИЭ СЭЭ ИЛИ |
|
Перфекторы СЛИ ИЭЭ ЛСЭ ЭИИ |
Д И Х О Т О М И Я.
В. В. Гуленко, 22. 10. 1994, Киев
Разделение на две противоположности, двоичное структурирование объекта или явления. Дихотомия постоянно используется в соционике как инструмент анализа. Каждое свойство имеет свою противоположность - это фундаментальное положение присуще познанию окружающего мира человеком с самых давних времен. Свет противопоставляется тьме, мужское начало женскому, небесная жизнь земной и так далее. Человек осознает себя тогда, когда научается отделять свое “я” от всего, что является “не-я”.
Наиболее распространены в соционике дихотомические шкалы Юнга, посредством которых образуются социотипы: рациональность-иррациональность, экстраверсия-интроверсия, логика-этика, сенсорность-интуитивность (см. статью СОЦИОТИП). Однако множество из 16-ти объектов можно дихотомически делить 35-ю различными способами. Пятнадцать из них открыты Г. Рейниным и носят название признаков Рейнина. Упомянутые признаки Юнга входят в их число. Из неюнговских признаков чаще всего используются в работах по соционике оппозиции динамика-статика, аристократизм-демократизм и эволюция-инволюция.
Дихотомия издревле конкурирует в науке с троичным делением (трихотомией). В динамических ситуациях удобнее пользоваться принципом “черное-белое-серое”, то есть вводить помежуточную зону между двумя крайностями. Доказано, что двоичность и троичность - самые выгодные для кодирования информации и построения классификаций деления. Динамическая соционика, соционика триад, только начинает создаваться. Ее отличие от двоичного подхода в лучшей передаче нестабильных, пороговых процессов. В общем случае речь идет о четных и нечетных разбиениях, которые должны оптимальным образом сочетаться. Однако нечетные градации в соционике получают как редукцию четных: работая с тройкой, социоаналитик рассматривает ее как 3 + (1).
Двойная дихотомия дает четверичность, или к в а т е р н о с т ь. Деление на четыре так же широко разрабатывается в соционике, как и дихотомия. Согласно К. Юнгу, архетип креста - древнейший символ четверицы в коллективном бессознательном. В научных исследованиях этот метод анализа глубоко закрепился благодаря Р. Декарту, построившему систему прямоугольных координат, делящую плоскость на четыре равных угла.
Этим способом в соционике пользуются для выделения различных малых групп по 4 типа в каждой. В качестве иллюстрации возьмем группы перцепции (восприятия). Они образуются путем крестообразного пересечения двух юнговских дихотомических шкал - сенсорность\интуитивность и рациональность\иррациональность:
сенсорность
|
ДИСТРИБУТИВНЫЕ | КОММУТАТИВНЫЕ
|
рацио -------------|--------------- иррацио
|
ДИССОЦИАТИВНЫЕ | АССОЦИАТИВНЫЕ
|
интуитивность
1. Сенсорные иррационалы, или Коммутативные. К ним относятся социотипы СЛЭ, СЭЭ, СЛИ, СЭИ. Восприятие окружающего мира в этой группе предельно четкое и конкретное, отличается наглядностью и детальностью, наиболее приближено к действительности. Мир для коммутативных социотипов - это мозаичная композиция, где каждый камешек может быть перемещен (в этом случае картинка меняется как в калейдоскопе), но не выброшен. В бытовом плане у представителей этих социотипов накапливается много вещей, которые постоянно коммутируются - перекладываются.
2. Сенсорные рационалы, или Дистрибутивные. В эту группу входят социотипы ЛСЭ, ЭСЭ, ЛСИ, ЭСИ. В отличие от коммутативных типов они воспринимают мир линейно, словно через некие очки традиционализма - упорядоченного опыта, ставящего одни предметы или состояния на первый план и отодвигающие другие, которые становятся просто фоном. Дистрибутивные социотипы тяжелее всех переносят состояние неопределенности (равновероятности исходов), так как лишаются своей точки опоры - возможности распределять силы и средства под конкретную цель. Это наиболее организованные и пунктуальные члены социума. Вещей, которыми окружают себя дистрибутивные, меньше, чем у коммутативных, но зато содержаться эти вещи в строгом порядке.
3. Интуитивные иррационалы, или Ассоциативные. Этим способом воспринимают мир социотипы ИЛЭ, ИЭЭ, ИЛИ, ИЭИ. Ассоцивная психика осуществляет восприятие через произвольно порождаемые образы. Какая-то одна деталь внешней картины действительности вызывает у эти социотипов целостный идеальный образ, ассоциируясь со всем его содержанием. Для ассоциативных социотипов система - это не рационально-иерархическая упорядоченность по какому-либо критерию, а всеобъемлющая сетевая связь всего со всем, что когдалибо попало в их поле зрения. У социотипов данной группы всегда имеется большое количество разнообразных идей, но эти идеи слабо упорядочены, свободно перетекают одна в другую.
4. Интуитивные рационалы, или Диссоциативные. В эту перцептивную группу входят ЛИЭ, ЭИЭ, ЛИИ, ЭИИ. Они являются редукционно воспринимающими типами - преломляющими любую поступающую извне информацию через призму основных понятий своего мировоззрения. Их перцепция в наибольшей мере строится на сведении сложного к комбинации первоэлементов, которые К. Юнг в свое время назвал архетипами. Таким образом, диссоциация - это распад на естественные минимальные части. Из этих компонентов диссоциативный тип может синтезировать образ любой сложности. С точки зрения количества идей Диссоциативные уступают Ассоциативным, но с точки зрения их увязки и приведения в систему - превосходят.
Исходя из принципа кватерности, соционика заменяет троичные деления четверичными, восполняя отсутствующий полюс у третьего элемента. Например, фрейдовская триада Эго-Суперэго-Ид была дополнена четвертой инстанцией психики - Суперид. Если Эго как наиболее осознаваемой части психики противостоит Ид - ее наиболее бессознательная часть, то Супе-рэго, под которым Фрейд понимал совокупность требований социума к человеку (цензуру), будет иметь своей противоположностью Суперид, то есть совокупность требований личности к социуму (антицензура).
Другой пример возьмем из более “молодых” психологических теорий.
В трансактном анализе Э. Берна различаются три эго-состояния личности:
Дитя, Родитель и Взрослый. Родитель как контролирующая инстанция психики противопоставлена Дитя как спонтанной, стремящейся вырваться из под контроля части психики. Взрослый - промежуточная инстанция, которая их уравновешивает. Но что уравновешивает самого Взрослого? Логично ввести четвертое эго-состояние, которое можно назвать, например, Старик. Старик так же относится к Взрослому, как Родитель к Дитя. Система, основанная на четверичности, приобретает черты завершенности.
Четверичное деление позволяет строить спиралевидные циклы, что наилучшим образом соединяет двоичную замкнутость и троичную разомкнутость. Четыре стороны горизонта (север, юг, запад, восток), четыре времени года (весна, лето, осень, зима), четыре натурфилософские стихии (огонь, вода, воздух, земля) отражают естественные процессы жизни. Соционика моделирует спиралевидный характер развития четырехзвенными кольцами социального заказа (восходящее развитие) и социальной ревизии (нисходящее развитие).
Отличительная черта соционической дихотомии заключается в признании равноценности и неразрывности обоих ее полюсов. К примеру, хотя эмоции и подавляют логику в рассуждениях, но они же и предполагают ее наличие в другом месте или в другое время. В этом находит свое выражение математический принцип эквивалентности - строгого равенства. Юнг использовал для обозначения динамической стороны этого явления термин к о м п е н с а т о р н о с т ь. Чрезмерное акцентирование одного из полюсов неизбежно заканчивается бурной компенсирующей реакцией противоположного начала.
За чрезмерную сенсорную заземленность человек платит суевериями, фетишизмом и дикими предрассудками в идеологии: так дает о себе знать подавленная интуитивность. Вытесненная сенсорность, наоборот, сказывается извращенными вкусами и странными привычками в бытовой сфере: такова плата за чрезмерную интенсивность интуитивных состояний.
С дихотомии начинается ряд соционических делений на 4, 8, 16, 32 и т. д. частей. Путем комбинации двоичных шкал можно моделировать объект или явление любой сложности. Следующий шаг по этому пути - привлечение двоичных булевых функций математической логики для описания интерфункциональных взаимодействий.
Дихотомия - это, по сути, компьютерный принцип нуля и единицы, повсеместно используемый в современной вычислительной технике. С его помощью, как известно, достигается высокая четкость и качество цифрового изображения. Применение дихотомий для изучения психики позволяет создавать удивительно четкие срезы как всего ее объема, так и локальных областей.
С О Ц И О Н И Ч Е С К А Я Д И А Г Н О С Т И К А.
В. В. Гуленко, Киев, 28. 09. 1994
Отнесение человека к тому или иному соционическому типу на основе выявления присущих ему особенностей восприятия, мышления и поведения. Имеет множество разновидностей по методам своего проведения. Наиболее распространены следующие способы социодиагностики:
- анкетный метод: использование разнообразных опросников и письменных тестов;
- визуальный метод: наблюдение за внешностью или поведенческими реакциями человека;
- метод интервью: целенаправленное собеседование с испытуемым на темы его биографии и жизненных предпочтений;
- тренинговый метод: раскрытие склонностей человека путем поручения ему различных тестовых заданий игрового и соревновательного характера;
- комплекный метод, при котором сочетаются несколько из вышеперечисленных способов.
В общем случае с опросниками и анкетами, требующими объективности и системности, лучше работают логики. Этические социотипы предпочитают диагностировать в живом общении, когда человека можно почувствовать. Сенсорику лучше удается наблюдение человека, который раскрывается в практическом действии. А интуитивные типы хорошо сочетают все эти подходы, строя внутренний образ характерных черт человека посредством ассоциаций.
Самым надежным из всех перечисленных методов, естественно, является комплексный метод. Соционики-профессионалы чаще всего применяют метод интервью в комбинации с визуальным наблюдением. Он оказывается наиболее экономичным, и при хорошей организации труда отбирает 15-20 минут на диагностику одного человека. В ходе же практического семинара по соционике наиболее оправдана тренинговая идентификация, так как наличие достаточного количества времени позволяет испытать человека в целой серии показательных упражнений.
Следует отметить, что социодиагностика это наиболее сложная часть прикладной соционики. Здесь недопустим дилетантизм, поскольку речь идет о судьбах людей. Она лишь наполовину является наукой. Второй своей половиной исследование социотипа относится к искусству: в нем есть такие моменты, которые в принципе не могут быть алгоритмизированы и технологизированы. Поэтому социодиагностике нельзя научиться по книгам и руководствам. Успехи на этом пути даются только многолетним личным опытом.
С какими же принципиальными трудностями сталкивается эта отрасль соционики? Существенной проблемой объективного характера является отделение статики, т. е. устойчивого и неизменного в человеке, от динамики личности - текущего состояния и влияния внешней среды на нее. Теоретически эта задача решается через считывание не текущих значений функций, а их производных направлений приращения.
Если человек хорошо решает логические задачи, это еще не показатель его принадлежности к логическим социотипам. Только если подобная тенденция сохранится при все большем у с л о ж н е н и и логического компонента подобных заданий, есть основания для предположения, что перед нами представитель логики в соционическом смысле этого слова.
Другая трудность объективного характера связана с глубиной типологии. Определить, к какому социотипу относится человек, социоаналитику-одиночке, пусть даже и опытному, непросто по причине инфорационной перегрузки. Дело в том, что оперативная память человека одновременно вмещает около восьми единиц информации, а при социодиагностике приходится иметь дело с шестнадцатью такими единицами. Поэтому при равномерной встречаемости всех типов в социуме диагност будет допускать в однократном оперативном тестировании 50 % ошибок. Воспринимаемый нами человек нередко предстает как наложение двух типов и быстро сделать правильный выбор очень трудно.
Чтобы уменьшить действие этих затрудняющих факторов, соционики проводят ответственные диагностические работы методом э к с п е р т н ы х о ц е н о к, то есть путем сопоставления гипотез двух-трех специалистов, имеющих различные социотипы. Особенно важно, чтобы диагностику прводили одновременно этик и логик, а также динамик и статик, потому что именно эти признаки личности, как показывает опыт, при их объединении дают наиболее приближенную к реальности картину восприятия одушевленного объекта. Таким путем надежность диагностики обеспечивается практически стопроцентно.
Существует еще одна трудность, которая касается тех способов диагностики, когда человеку предлагают оценивать самого себя. Затруднения в самооценке носят в основном субъективный характер: человек либо действительно не разбирается в своем психологическом складе, либо намеренно искажает свой природный социотип по тем или иным причинам, как правило, корыстного характера.
Дать адекватную оценку самому себе гораздо труднее экстраверту, чем интроверту, иррационалу, чем рационалу. Экстраверту плохо дается самопогружение: зная свои внешние проявления, он весьма смутно представляет их глубинные мотивы. А иррационал наделен от природы изменчивостью внутренних состояний, и осознать, что его нестабильность это и есть постоянный диагностический признак, ему удается не сразу. Столкнувшись с таким трудным случаем, соционик обычно обращается к знакомым или родственникам испытуемого. Дать оценку знакомому человеку оказывается часто намного легче, чем самому себе.
Нельзя обойти вниманием и проблему определения социотипов литературных персонажей, героев кинофильмов и других произведений искусства. Этот особый случай диагностики может дать лишь весьма условный результат из-за большой доли художественного вымысла, неизменно присутствующего в мире искусства. Художнику никто не может запретить создавать идеальных героев, которые соединяют в себе те психологические свойства, которые в реальной жизни несовместимы в одном человеке. И тем не менее талантливый писатель, хорошо чувствующий психологию личности, на редкость достоверно передает соционические типы своих вымышленных персонажей. Например, в Анне Карениной Лев Толстой хорошо отразил внутренний мир женщины ЭИЭ, а в Андрее Болконском мужчины ЛСИ.
Значение социодиагностики нельзя недооценивать и будущим создателям искусственного интеллекта. Они рано или поздно будут вынуждены принять к сведению тот факт, что существуют шестнадцать разновидностей интеллектуальных систем. Научившись алгоритмизировать левополушарные психологические функции - логику и сенсорику, - конструкторы искуственного разума рискуют споткнуться о проблему правополушарных функций - эмоций и интуиции, без которых полноценный мыслительный процесс невозможен. Успех таких междисциплинарных проектов, без сомнения, напрямую зависит от умения диагностировать типы рефлексивных (осознающих самих себя) систем и прогнозировать их коммуникативную динамику.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?