logo
(ВесьГуленко)

1. Основная схема гносеологии.

В центре внимания гносеологии (философского учения о познании) стоит категория рациональ­ного (= логического). С точки зрения соционики, эта категория в философии не является одно­значно определенной. В нее в разных текстах или же у разных авторов вкладывается один из трех совершенно различных смыслов:

------ как противоположность сенсуальному

рациональное --+--- как противоположность интуитивному

------ как противоположность эмоциональному

Недостаток подобной схемы состоит не столько в том, что ее центральный термин очень неод­но­значен, сколько в неумении различать, какие из входящих в объем понятия полярности явля­ются взаимоисключающими, а какие смежными, имплицирующими (порождающими) друг друга.

Чаще всего в философской литературе под рациональностью имеют в виду комплексное логико-ра­циональное начало (логико-интуитивное или логико-сенсорное). Отделять рациональное от ло­гиче­ского и рассматривать их как отдельные категории в философии не принято.

Соционическая (юнговская) схема отношений между гносеологическими субстанциями имеет следую­щий вид:

Интуитивное

Этическое

Логическое

Сенсорное

Интересно отметить, что Юнг завершил свою схему, оттолкнувшись, повидимому, от австрий­ского философа и психолога Франца Брентано (1838 - 1917 гг.), первооткрывателя психиче­ских функ­ций. Ф. Брентано полагал, что взаимодействие субъекта и объекта (интенциональный акт) раскрыва­ется в трех функциях:

- 1) идеация, т. е. представление объекта в форме отвлеченного образа (юнговская функция ин­туиции),

- 2) суждение о представленном образе как об истинном или ложном (юнговская функция мышле­ния),

- 3) эмоциональная оценка образа как желаемого или отвергаемого (юнговская функция чувст­вования).

Как видим, схема Юнга - это дополненная четвертым компонентом (сенсорностью) классифика­ция Ф. Брентано.

Исторический ряд философских концепций, взятый интегрально, отражает именно четверичную схему познания мира психикой человека. Каждая же философская концепция в отдельности явля­ется лишь редукцией к одному (реже двум) из аспектов (сенсорному, этическому, логическому или идеацио­нальному) общей гносеологической схемы.