logo
(ВесьГуленко)

2. Пять измерений психики.

Давайте пройдем по этой цепочке еще раз. Человек в статике, внешне и внутренне, это ну­левое измерение. Такое состояние практически невозможно, как не существует в жизни, скажем, идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины.

Человек вступает в коммуникацию: движется в пространстве, обменивается информацией, про­яв­ляет эмоции первое измерение. Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния чело­века из­ме­няются его двигательные и эмоциональные реакции убыстряются или замедляются. Это второе из­мерение.

Человек способен руководить своими коммуникативными изменениями, т. е. он “ведет” себя. Речь идет о поведении, третьем, объемном измерении личности. Характер поведения чело­века со вре­менем тоже изменяется, значит, способ управлять своим поведением все еще чело­веком осозна­ется. Это уже четвертое измерение.

Но с этого места обратная связь условие, без которого самим собой управлять нельзя, обрыва­ется. Практически можно утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать изменение способа управления изменением своего поведения. Содержание подобных рекурсив­ных фраз обраба­тывается психикой человека с большим трудом или вовсе не усваивается. То есть, например, дойдя до фразы “ Я думаю, знает ли он о том, что мне известно, что я знаю, как изменяется его поведение”, вы просто теряете полный смысл сообщения и работаете с ним в лучшем случае, как с трехмерным высказыванием.

Психика не может обрабатывать такие сложные смыслы как целое. Вернее, она могла бы, если бы ей удалось вырваться за пределы этой семантически четырехмерной фразы. К со­жалению, при­рода не наделила человека такой способностью. Пятое измерение остается для нас закрытым. Но мы можем судить о нем по тем следам, которые оно оставляет в нашем родном четырехмерном про­странстве. Эти следы и есть те факты, на основании которых мы можем и должны судить о типе психики индивида.

В литературе по психологии подобные явления обычно изображаются как несколько раз вло­женные друг в друга профили человека. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой нужно пять раз. Итак, тип в соционике это производная многих функций, образование многократной вло­женности, носящее идеальный характер и существующее до тех пор, пока су­ществует сама лич­ность.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль нагляднее, приведу аналогию РЕКИ. Сравните психику че­ловека с образом природного потока. Любая река, пока она остается таковой, будет иметь поверхность воды, которая находится в постоянном изменении от самых случайных причин; далее верхний слой воды, пронизанный течениями разного направления; затем следуют нижние слои, движение которых уже незначительно; и, наконец, дно самая твердая часть этого природного комплекса.

Как бы вы определили “тип” реки? Проще всего было бы выйти в пятое измерение пона­блюдать за жизнью реки с берега. С этой точки зрения сразу становится понятным, что функциональный тип реки как целого это не волны на ее поверхности, не подводные тече­ния, не температура нижних слоев и даже не рельеф дна, а способ согласованного существо­вания всех этих четырех составляющих вместе взятых.

Однако не надо забывать, что в действительности нам не дано выйти на берег нашего психоло­ги­че­ского потока, становясь тем самым независимым от него. Тем не менее мы распола­гаем, по крайней мере, четырьмя возможностями социодиагностики. Первый по эмоцио­нальноскоростным осо­бенностям коммуникации человека, второй по тенденциям поведения человека, третий по реак­циям контроля за своим поведением и четвертый по соответствию всех этих параметров друг другу.

М и ф и ч н о с т ь социотипа, таким образом, заключается лишь в том, что он существует в пятом измерении личностного пространства.