5. Вертикальная структура в научном знании.
Четверичное вертикальное деление оказывается очень удобным для структурного представления любой более или менее оформившейся отрасли научного знания. Если речь идёт о социогуманитарных науках, то каждая из них будет пытаться охватить в своих основных разделах все четыре пласта коммуникативного пространства.
Рассмотрим некоторые примеры.
5. 1. Философия. Её вертикальная стратификация представляется мне так:
- 1) интеллектуальный уровень - гносеология,
- 2) социальный уровень - социальная философия,
- 3) психологический уровень - философская антропология,
- 4) физический уровень - онтология.
Такая картина, безусловно, является результатом предельной рационализации живого иррационального знания. В этой жёсткой схеме остались неучтёнными многие самостоятельные разделы философии, которые расположены на межуровневых промежутках.
Однако пользу такая схема всё же имеет. Она прекрасно демонстрирует однобокость отдельных учений. Становится понятным, что на каждом историческом шагу в философии мы имеем дело с редукционизмом - сведением всех четырёх уровнем к одному, который авторами философских концепций без зазрения совести объявляется решающим, главным.
5. 2. Социология как наука об обществе также распадается в соответствии с излагаемой теорией таксономических уровней на 4 больших раздела, а именно:
- 1) уровень надсистем - социология культур, цивилизаций,
- 2) уровень систем - социология больших групп, или так называемые структурные парадигмы,
- 3) уровень подсистем - социология малых групп, или (противостоящие структурным) интерпретативные парадигмы,
- 4) уровень элементов - социология личности.
Все реальные теории социологов находят своё место на этой координатной сетке, пусть и достаточно грубо. Например, социология Питирима Сорокина находится между первым и вторым уровнем, поскольку он пытался синтезировать закономерности надсистемы (культуры) с функционированием собственно системы - социальной стратификации в обществе.
5. 3. Наконец, обратимся к общей структуре социогуманитарного знания. Науки этого комплекса, на мой взгляд, следующим образом “поделили” уровни коммуникативного пространства:
- 1) интеллектуальный уровень - философия, методология,
- 2) социальный уровень - социология, экономика,
- 3) психологический уровень - психология, педагогика,
- 4) физический уровень - физиология, антропология.
Мы вышли на принцип стандартизации. Есть смысл поставить вопрос о структурно-функциональной базе любых наук. Проект о стандартизированном представлении любой науки имел бы своей целью создание базы данных, образованной, как минимум, двумя ортогональными осями с градацией 4 Х 4.
-
Функции
Структура
Симметричные
векторные
тождество
противополож-ть
доминантность
рефлектив-сть
макро
надсистема
13
14
15
16
система
9
10
11
12
микро
подсистема
5
6
7
8
элемент
1
2
3
4
Заключительный комментарий к таблице. Вертикальная ось содержит четыре таксономических уровня системы: два микроуровня - уровень элементарных составляющих и уровень подсистемы, а также два макроуровня - уровень собственно системы и уровень надсистемы.
Горизонтальная ось отразит четыре типа функциональных связей между объектами любого системного уровня: два типа симметричных (ненаправленных) связей - тождество и противоположность и два типа асимметричных (векторных) связей - доминантность (прямое, первичное влияние, детерминация) и рефлективность (обратное, вторичное влияние, компенсаторность).
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Юнг К. Г. Психологические типы. Сптб., “Ювента”, М., “Прогресс-Универс”, 1995.
2. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. редактор
В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1995.
3. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е издание, дополненное. Новосибирск, “Наука”, 1991.
4. Аргументы и факты. Украина. # 42, 1996.
5. Гуленко В. В. Фрактальная структура квадры и социона. Вторая редакция. // В сборнике: О единстве человека, общества и мира. Киевский городской Дом учителя. Клуб “Соционика”. Киев, июнь 1989.
6. Гуленко В. В. Аспект времени в восприятии информации психикой человека. // В: Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научнотеоретической конференции, г. Черновцы, 23-25 апреля 1991 г. Том 2.
7. Гуленко В. В. Типологическая целостность социона. Образование социотипов по базису Юнга. К., 2. 04. 1993.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?