logo
(ВесьГуленко)

2. Восприятие вещей и идей.

Одно из определений психического процесса восприятия, или перцепции, звучит так: “вос­при­ятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств” [3].

В соционике перцепция моделируется двумя воспринимающими функциями - сенсорикой и интуи­цией. В приведенном выше определении акцент ставится на сенсорном компоненте, т. е. ве­щест-венном по­люсе этой шкалы. А как насчет восприятия идей?

Обычно идея трактуется в психологии как обобщенный образ реальности. Можно ли напрямую, ми­нуя словесно-логическое мышление, воспринимать не конкретно-сенсорный образ, а сразу абстрактный, т. е. идею? Если мы ответим да, - а мы делаем это, так как принимаем ин­туи­тивно-иррациональное восприятие как факт, - то тем самым признаем за идеей право на са­мостоя­тельное, хотя и совместное с ее материальным носителем существование.

Определение перцепции в традиционной психологии, как мы видим, довольно однобоко. Я как соционик не могу согласиться с тезисом, что идеальное существует только в голове че­ловека и обязательно опосредовано рациональным. Из этого следовало бы, что четыре со­циотипа - ин­туи­тивные иррационалы - воспринимают только иллюзии.

Интуитивная перцепция - прямое восприятие идей, зашифрованных в производных второго и третьего порядков материальных процессов, - такой же факт действительности, как и мгновен­ные ощущения, возникающие при ощупывании рукой предмета или разглядывании глазом его по­верхности. К сожалению, физиологи пока мало внимания уделяли второму, принципиально иному способу функционирования органов чувств.

Но как бы там ни было, социоанализ отвергает трактовку интуитивного образа как производ­ного от сенсорного и рассматривает оба полюса перцептивной шкалы - сенсорику, дающую конкретное отра­жение действительности, и интуицию, отражающую то, что стоит за предметами и событиями, - как равноправные.

Сенсорики вовлечены в конкретный осязаемый мир, связаны с ним тысячами ощутимых нитей. Они умело манипулируют вещами (F) или тонко дифференцируют ощущения от них (S). От их вни-мания не ускользают подробности формы предметов или рельеф видимой картины события.

Интуитивы, наоборот, отстранены от совокупности деталей, и погружены в мир отвлеченных идей и видений. Они уверенно обращаются с содержаниями вещей и событий - информами (I) или улавли­вают их тени - видимые проекции содержаний на какую-либо плоскость (Т).

В приведенном в начале раздела определении восприятия подчеркивается присущее ему свой­ство це­лостности. Говоря языком соционики, к восприятию предъявляется требование иррацио­наль-ности. Но опять-таки, исходя из соображения полноты системы, мы не можем вычеркнуть противо­положный полюс шкалы - восприятие нецелостное, дробное (рациональное в терминах соционики) или зачис­лить его в разряд ущербных. Остановимся на этой дихотомии подробнее.

Иррациональность - это параллельность восприятия всей картины, формирующая целостное представ­ление о ней. Иными словами, равномерность и одновременность отражения в психике всего, что воздействует на органы чувств человека.

Рациональность - это восприятие внешней картины часть за частью в определенной закреп­ленной последовательности, формирующее расчлененное (дискретное) представление о ней. Прием сово­купности воздействующих на органы чувств сигналов осуществляется разновре­менно, разделяясь микропаузами.

А теперь на примере. Можете ли вы долго слушать лекцию (беседу, обсуждение и т. п.) на одну тему не отвлекаясь? Зависит от того, насколько она интересна, - скажите вы. Пред­поло-жим, что очень интересная. Вспомните несколько случаев и сделайте выводы.

Рационалы могут концентрировать внимание на чем-то одном в течение длительного времени, если оно дискретно построено. Лекция, как и вообще речевое общение, - это последова­тельность отдельно следующих друг за другом слов и предложений с паузами между ними, т. е. рациональная форма. Поэтому восприятие осмысленного речевого потока рациональными типами устойчиво и эф­фективно.

Иррационалам долго воспринимать дискретную речь без дополнительных раздражителей зритель­ного или кинестетического анализатора практически невозможно. Естественный для них ре­жим воспри­ятия - целостный. Находясь на лекции в информационно невыгодном по сравнению с рационалами положении, они восполняют эту целостность доступными им способами - пе­реключают внимание на другой объект, отвлекаются на посторонние разговоры, рассматривают аудиторию и т. п. Дисци­плину на лекционных занятиях больше всего нарушают иррациональные экстраверты.

Вывод. Ментальный процесс у иррационалов построен по схеме “вижу - слышу”. Рационалы вос­при­нимают и представляют информацию по обратной схеме “слышу - вижу”. Первая часть фор­мулы ука­зывает на входной канал, вторая - на репрезентативную систему. Рационал не вызо­вет в голове нужную картинку, пока не произнесет внутренне словесную команду, а иррацио­нал не сможет нор­мально вести внутренний диалог, пока зрительно не представит пред­мет обсуждения.