logo
(ВесьГуленко)

4. Философский аспект.

Для людей с высокой философской культурой будет оправдан идеациональный (интуитивный) спо­соб подачи информации через историю гуманитарных идей. Именно этим способом доказывает К. Г. Юнг существование экстравертной и интровертной установок психики [1].

Попробуем последовать за Юнгом и мы. Выбрав в качестве отправного пункта древнегреческую фи­лософию, проследим четыре главные ветви движения идейного наследия во времени от одной школы к другой.

1.  2Сенсорная линия 0 развития идей: натурфилософы -> атомизм Демокрита -> Эпикур -> средневековый номинализм (Росцелин, Оккам и др.)

-> британский эмпиризм (Локк и др.) -> американский прагматизм (Пирс, Джеймс и др.).

2.  2Логическая линия 0: софисты -> силлогистика Аристотеля -> схоластика -> рациона­лизм Декарта -> позитивизм Конта -> неопозитивизм Венского кружка.

3.  2Этическая линия 0: Сократ -> стоики -> ренессансный гуманизм -> философия жизни -> немецкая антропология (М. Шелер и др.) -> экзистенциализм.

4.  2Интуитивная линия 0: элеаты (Парменид и др.) -> Платон -> неоплатонизм (Плотин и др.) -> средневековый реализм (Эриугена, Ансельм и др.) -> немецкая классика (Гегель и др.) -> Юнг (теория архетипов).

В Киеве этим аспектом больше всего занимается С. Чурюмов. Что касается В. Ермака, который раз­вивает концепцию Н. Медведева, то он, хотя и насытил ее многочисленными логическими под­робно­стями, но, к сожалению, совершенно утратил ее специфический философский смысл.

В частности, оказалась обойденной вниманием фундаментальная философская проблема о природе универсалий. Она требует ответа на вопрос: являются ли коммуникативные функции/аспекты объ­ективной данностью или это всего лишь наши мысли о ней? Исторически выкристаллизова­лись че­тыре ответа:

-  2реализм 0 (платоновско-юнговская позиция), настаивающий на том, что универсалии су­ще­ствуют объективно и определяют психологию поведения людей,

-  2номинализм 0: противоположная позиция, доказывающая, что универсалии - не более чем номинальное явление, то есть условности, ярлыки; этих взглядов придерживаются нейролингви­сти­ческие программисты, утверждающие, что твердый тип - предрассудок и фикция, его можно произвольно модифицировать,

-  2аристотелизм 0 (умеренный реализм): универсалии сосуществуют с конкретными вещами, являясь их функцией или формой,

-  2концептуализм 0 (умеренный номинализм): универсалии существуют как обобщенные соз­на­нием понятия, находящиеся в нашем уме.

Я не знаком с такой наукой, которая не декларировала бы, что руководствуется системным подхо­дом. Такова и соционика. Но как понимать системность?

Ермак дает  1элементаристское 0 понимание системы - как совокупности взаимодействующих эле­ментов [2, с. 65]. На такой трактовке системности, как я уже говорил, зиждется давняя ис­сле­довательская программа В. Вундта, который намеревался вычислить первоэлементы психики, а затем открыть законы, по которым из них складываются структуры.

Я чаще придерживаюсь  1холистической 0 альтернативы, которая понимает систему противополож­ным образом как сеть связей, заполняемых нетипизированными элементами. Таким образом, мы верну­лись к тому, с чего начали к истории. Пора подводить итог.

Итак, в “Словаре аспектов... ” работе, посвященной многоаспектности информации, предмет изло­жен до крайности одноаспектно. Возможно, автор, не признаваясь в этом публично, считает свой аспект самым лучшим? Как сказал один известный философ, единственный урок истории со­стоит в том, что из нее не извлекают никаких уроков. Как бы там ни было, такая целеустрем­ленная и твердая позиция заслуживает уважения.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Юнг К. Г. Психологические типы. Под общ. ред. В. Зеленского. СПб., “Ювента”, М., “Прогресс Универс”, 1995.

2. Ермак В. Д. Словарь аспектов информационного потока. // Соционика, ментология и пси­холо­гия личности, #1, 1998.

3. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997, с. 37.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

5. Гуленко В. В. Философские корни соционики. // Соционика, ментология и психология лич­но­сти, #1, 1998.

6. Гуленко В. В. Человек как система типов. Проблема диагностики Эго и Персоны. Киев, 7. 02. 1998.

7. Государев Н. А. Треугольный человек. М.: Мол. гвардия, 1991.

8. Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, Новосибирское книжное издво, 1989.

9. Обозов Н. Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми: Советы руководителю. К.: Полит­издат Украины, 1990, с. 102 114.

10. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. / Пер. с англ. Челябинск, “Версия”, 1997, с. 62 63.

11. Филимонов А. В. Физиологическая основа для аналитической психологии К. Юнга и социо­ники А. Аугустинавичюте. // Соционика, ментология и психология личности, #6, 1997.

12. Гуленко В. В. Выразительные возможности психических состояний.

Человек и мир языком универсалий. Киев, 09. 04. 1995.