logo
(ВесьГуленко)

2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.

Мыслящий учитель просто задыхается в удушливой атмосфере окружающей его безынтеллектуально­сти и бездуховности.

И вот он познакомился с соционикой - панорамной теорией, набрасывающей увлекательные кар­тины возможного движения к лучшему обществу. что же посоветует социоаналитик, который про­думывал подходы к работающей соционике в течение девяти лет?

Мой главный совет учителю, возлагающему надежды на нашу науку: не работайте в одиночку, ищите себе единомышленников! Начинать применение соционических законов надо в первую оче­редь с себя. Ведь соционика учит правильному объединению людей в могучий коллективный разум.

Найдите себе единомышленников рядом - среди ваших коллег, таких же педагогов, которых му­чит жажда перемен. Объединяйте ваши усилия для того, чтобы обмениваться опытом, сравнивать ре­зультаты первых проб, исправлять ошибки и делать выводы. Создавайте небольшие твор­че­ские группы по разработке тех или иных интересующих вас социально-психологических техно­логий на базе соционики.

Найдите себе единомышленников сверху - среди директоров и завучей, готовых обеспечить осуще­ствление соционических проектов финансово и организационно, способными быть менеджерами ново­введений. Вышестоящие коллеги не только будут руководить текущим процессом хозяйственно, но и защитят молодое течение от посяга­тельств консерваторов, догматиков и других любителей “пере­крывать кислород”.

Наконец, привлеките к себе единомышленников снизу. Речь идет об учениках, которые еще не опустились до примитивного существования, а хотят узнать что-то новое, многообещающее. Без объединения вокруг себя подрастающего поколения мы рискуем оставить без подпитки социо­нику завтрашнего дня. Прививая новое мышление, мы тем самым начинаем воспитывать будущих ар­хитекторов справедливых социальных систем. Преемственность закладывается сегодня или никогда!

А что делать завучу или директору, которых впечатлила соционика? Прежде всего, подобрать коллектив работников, имеющий инновационный интегральный тип. Лучше всего для этих целей по­дойдут социотипы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, НАСТАВНИК, МАСТЕР и КРИТИК. Подчеркиваю, что имеется в виду не индивидуальный, а ин­тегральный тип - не разрозненные новаторы, а функционально полная типологически группа.

Четко распределите обязанности в инновационном коллективе по законам соционики. Добейтесь, чтобы каждый занимался своим делом: интуитив генерировал идеи, логик разрабатывал их техно­ло­гически и структурно, сенсорик внедрял их в повседневную практику, а этик пропагандировал и формировал новую позитивную традицию.

Чтобы не извратить первоначальную идею, школьному управленцу просто необходимо иметь ря­дом на весь период разработки и осуществления проекта квалифицированного, имеющего мно­голет­ний опыт социоаналитика-консультанта.

Просто знающий соционику не подойдет. Ведь среди любителей соционики много дилетантов, ко­то­рые занимаются ею от нечего делать или для того, чтобы доказать уникальность своего непри­знанного таланта. Сторонитесь псевдосоциоников, которые познакомились с типологией по деше­вым брошюрам полушутливого характера, на страницах которых действуют “Штирлицы”, “Дон Ки­хоты” и другие, удивляющие своей несерьезностью персонажи. Одно дело нахвататься около­со­ционических терминов и выражений, и совсем другое - уметь применять соционику для реше­ния конкретных задач.

Расширяя ядро работающего соционическими приемами коллектива, руководствуйтесь маршрутом “сай­ентисты --> гуманитарии --> социалы --> управленцы”. Это значит, что начинающие социо­нику сайентисты вовлекают в число ее приверженцев гуманитарные типы, те передают эстафету социа-лам, а социалы завершают круг, привлекая управленцев.

Не тешьте себя надеждой, что в соционику сразу пойдут сенсорики – материалистически-кон­кретно настроенные типы. Они подключатся в массовом порядке лишь на ее поздних этапах. Пока из со­ционики нельзя получить что-нибудь посерьезнее, чем познание мира, сенсорные социотипы ос­танутся в стороне. Основную тяжесть разработки и распространения социониче­ских технологий возьмут на себя интуитивы.

Взять у управленцев (сенсорно-логических и логико-сенсорных социотипов) серьезные деньги на развитие соционики смогут только социалы.

Но сначала нужно получить от самих социалов небольшие, но постоянно притекающие суммы на первоочередные соционические нужды. Эта задача по плечу лишь гуманитариям. Поэтому сайентисты - основные авторы соционики - должны передать свои знания этико-интуитивным и интуитивно-этическим социотипам, которые одни только могут по-настоящему пробудить интерес социалов к практической социо­нике.

Рекомендую не сильно отклоняться от этого маршрута, чтобы не забрести в тупик. Управленцы ни­когда не давали сайентистам деньги на фундаментальные разработки (кроме случаев военной опас­ности или какой-либо иной катастрофы). Не стоит к ним обращаться напрямую и сей­час. Правда для гуманитарных нужд (искусства, культура, воспитание детей) бизнесмены-управленцы дают деньги охотно. Но все равно их спонсорство сводится к разовым подачкам. Иное дело соци­альные проекты! Чтобы избежать социальных потрясений и увеличить свои обо­роты, крупный биз­нес не жалеет сил и средств на финансирование соответствующих политических лидеров, социальное вспомоществование, средства массовой информации, рекламу и т. п.