logo
(ВесьГуленко)

2. Психологический аспект.

Во время тренингов удобно вводить коммуникативные функции через психические состояния. Что думает, чувствует и ощущает человек, когда соответствующая функция становится доминан­той? Подробнее этот подход освещен в моей статье “Человек и мир языком универсалий” [12], где я обобщил свой опыт тренинговой работы.

Самый простой вариант психологического введения юнговских функций (сенсорики, интуиции, чув­ст­вования и мышления) может быть следующий. Есть четыре средства общения, к котором прибе­гают люди, когда взаимодействуют:

- 1) речь как передача каких-то сведений (логический канал),

- 2) интонации, жесты, мимика, ритм дыхания (этический канал),

- 3) обмен предметами и соприкосновения (сенсорный канал),

- 4) контакт глаз, чтение мыслей (интуитивный канал).

Продолжим наш краткий экскурс в психологию. В этой науке в том или ином виде все время всплывают психические процессы-функции. Многие теории обыгрывают хрестоматийную триаду  1ум - чувство - воля 0.

В рамках этой традиции построена, например, теория Н. Государева о “треугольном” (трехфунк­цио­нальном) человеке [7]. Первый угол в его треугольнике занимает сенсомоторный человек, чья коммуникация направляется потребностями тела. За ним следует эмоциональный человек, который мотивируется такими чувствами как любовь-ненависть. И завершает фигуру рациональный человек, идущий к своим целям под руководством разума. Государев, очевидно, в который раз “открывает” функции сенсорики, этики, логики. Интуиция как самостоятельная функция у него отсутствует.

Троичная организация человеческой личности воспроизводится и у А. Галина [8]. Он выделяет 3 типа мышления - образно-чувственное, понятийно-логическое и эмоциональное. Интуицию он не от­брасывает, как Государев, а считает особой функцией, представляющей собой синтез этих трех сторон мышления.

Три типа личности предлагает определять и Н. Обозов, а именно:

мыслитель, практик, коммуникатор [9]. Мыслитель наиболее эффективен в когнитивной (познава­тельной) сфере. Коммуникатор в сфере общения и межличностных отношений. Практик тяготеет к конкретной деятельности с четко поставленными задачами предметного характера.

Обратимся, наконец, к классической теории высших психических функций у Л. С. Выготского (1896 - 1934). Вместо естественнонаучного функционализма этот ученый разрабатывал куль­турно-исторический и знаково-речевой аспекты психики.

Он объяснял события жизни человека через четыре класса психических функций: 1) связанных с биологическим организмом (соционическая сенсорика), 2) межличностное общение (социониче­ская этика), 3) образование смысла (соционическая логика) и 4) культура - историческая преемст­венность идей (соционическая интуиция).

Таким образом, соционическая теория коммуникативных функций, если разобраться, в принципе не противоречит традиционной психологии. Соционика, как видно, отпочковалась все же от психо­логи­ческого ствола.