logo
(ВесьГуленко)

4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.

Эти полярности, с соционической точки зрения, имеют такую же степень важности, как и “ма­тери­альное-идеальное” или “субъект-объект”. Отдача предпочтения рацио или иррациональному в теоретизировании заслуживает право называться основным вопросом философии не меньше, чем уже рассмотренные нами дихотомии. В то же время многозначность смыслов, вкладываемых фи­лософами разных времён в эти понятия, пожалуй, наибольшая.

4. 1.

Первая трактовка: как упорядоченное - беспорядочное. Она является исторически первой и в ос­новном совпадает с соционическим использованием этих терминов. Древнегреческие философы имено­вали эту дихотомию “логос - хаос”. Согласно натурфилософским концепциям из первичного хаоса со временем рождался космос с его гармоничным порядком.

Упорядочение происходит в соответствии с каким-либо правилом или законом, поэтому право­мерно приравнять его к закономерному. Беспорядочное же по определению не подчиняется ника­кой законо­мерности, следовательно, к нему применимо в качестве синонима случайное.

Пример из античной философии. Один из создателей первой атомистической концепции Демокрит при­держивался крайнего детерминизма - полной предопределенности. За любой случайностью, учил он, кроется лишь неизвестная разуму причина. Абсолютизация рационального начала ведет к механи­цизму.

Абсолютная каузальность (причинность) механического характера в эпоху Просвещения отстаи­ва­лась Лапласом (1749 - 1827 гг.), который полагал, что знание точных координат и импуль­сов всех частиц во вселенной в данный момент однозначно определяет её состояние как в про­шлом, так и в будущем. Детерминизм, каузальность, строгое следование - все это крайние прояв­ления того полюса, который в соционике обобщенно называется рациональность.

В философии науки большое внимание уделяется дихотомии “дискретное - континуальное”. Под дискретным следует понимать расчлененное, аналитическое, а под континуальным - целостное, синтетическое. По данному критерию вся материя делится на частицы (корпускулы) и поля (волны).

В качестве характерного примера антисинтеза в теоретической физике может служить корпус­ку­лярно-волновой дуализм. Термин дуализм, введенный немецким философом Х. Вольфом (от лат. dualis - двойственный), обычно употребляется именно в смысле антисинтеза. Для обозначения синтеза соционика пользуется термином д у а л ь н о с т ь:

дуализм антисинтез операция антиконъюнкции (/)---------- = ---------- = ---------------------------.

дуальность синтез операция конъюнкции (/\)

Именно на принципе дуализма держатся релятивистские эффекты в микромире: при переходе от макро- к микроразмерам поля становятся дискретными (квантовыми), а тела - континуаль­ными. Это мир наизнанку - живущий по иррациональным, вероятностным законам.

Фритьоф Капра в своей знаменитой книге “Дао физики” [17] показал, что мировоззренческой ос­но­вой современной физики микромира гораздо лучше послужила бы древняя иррациональная фи­лосо­фия Востока (индуизм, даосизм, буддизм), чем западная философия рационализма.

В точных науках в связи с критерием детерминизма сформулирована дихотомия линейность - не­ли­нейность. Строго детерминированными, т. е. рациональными являются только линейные системы. Нелинейные системы, имеющие в большей или меньшей степени циклические составляющие, отно­сятся к соционическому полюсу иррациональности.

На смену механицизму классической науки в 20 веке пришел так называемый системный подход, настаивающий на целостном рассмотрении объекта, невозможности объяснить его суммой состав­ных частей. В общих рамках системного подхода параллельно развиваются как рациональная, так и ир­рациональная его ветви.

Устойчивые системы, которые поддерживают гомеостаз благодаря наличию отрицательной обрат­ной связи, изучает кибернетика, принципы которой заложены в трудах Н. Винера. Это рацио­нальная сторона системного подхода: управление по заданной программе является рациональным функциони­рованием.

Системы неустойчивые, переходящие на более высокий энергетический уровень в силу действия по­ложительной обратной связи, изучает синергетика, основателем которой является немецкий физик Г. Хакен. Самоорганизация, законы которой формулирует синергетика, является процессом иррацио­нальным, поскольку протекает многовариантно и спонтанно, не имеет фиксированной программы.

кибернетика устойчивые процессы рациональность

----------- = --------------------- = ----------------.

синергетика неустойчивые процессы иррациональность

Рациональность/иррациональность психики человека очень влияет на способ восприятия им ин­формации и в том числе на его обучаемость в условиях реальной школы. На практике эту дихото­мию не раз независимо друг от друга выявляли американские специалисты по теории обучающих стилей. Они различают учащихся правополушарного и левополушарного типа [8].

Первые чаще всего являются аудиально-мыслящими, контекст-зависимыми, синтез у них преобла­дает над анализом, индукция над дедукцией. Вторые, как правило, являются визуально-мысля­щими, контекст-независимыми, склонными к операциям анализа и дедукции. Первая, иррациональная ка­тегория учащихся оказывается в худшем положении в условиях современной школы, ко­торая по­строена по сугубо рациональному классно-урочному принципу.

4. 2.

Второй вариант использования терминов рациональное/иррациональное в философии: их трактовка как логическое - чувственное. Причем понятие “чувственное” в свою очередь двузначное. В него вкладывают то смысл собственно чувствование (восприятие), что соответствует соционической этике, то ощущение, что соответствует сенсорике:

---- ощущаемое (сенсорное)

иррациональное как чувственное --+

--- переживаемое (этическое)

С антиномией рационального и иррационального связан основной гносеологический вопрос И. Канта, поставленный им в “Критике чистого разума”: как возможны априорные синтетические суждения? Он делил суждения, во-первых, на синтетические и аналитические и, во-вторых, на эмпирические и априорные.

Деление суждений на синтетические/аналитические, как мы уже знаем, полностью соответст­вует дихотомии иррациональность/рациональность. Об эмпиризме уже шла речь в первом раз­деле, по­священном сенсорности/интуитивности. Понятие эмпиризма полностью покрывается соционическим термином сенсорное. Его противоположность - априоризм, следовательно, будет тождественно по­нятию интуитивное. Пересекая эти оси, получаем привычную для соционики тетра­томию:

эмпирические

1 ¦ 2

синтетические ---+--- аналитические

4 ¦ 3

априорные

Выстраивается четверичная классификация гносеологических типов. Синтетические эмпириче­ские суждения свойственны иррациосенсорной группе типов (СЛЭ, СЭЭ, СЛИ, СЭИ), аналити­ческие эм­пирические - рациосенсорной (ЛСЭ, ЭСЭ, ЛСИ, ЭСИ), аналитические априорные сужде­ния являются стандартным продуктом рациоинтуитивных типов (ЛИЭ, ЭИЭ, ЛИИ, ЭИИ), а волно­вавшие Канта синтетические априорные исходят в основном от иррациоинтуитивных типов интел­лекта (ИЛЭ, ИЭЭ, ИЛИ, ИЭИ).

В 20-м веке иррациональные философские теории оттеснили на задний план рационализм. Счита­ется, что причина этого - компенсаторная реакция на неудачные попытки устроить мир на нача­лах разума. Когда появится новое философское мировоззрение, которое будет достойно будущего 21 века, его отправной точкой, по всей вероятности, станет преодолевший механистич­ность неорацио­нализм.

Диалектика рационального и иррационального хорошо схвачена в уже упоминавшейся синергетике - теории самоорганизации: порядок (рациональность) проступает сквозь флюктуации - слу­чайные отклонения от среднего положения (иррациональность). Структурные детерминанты стоят на зад­нем плане, на авансцене же мы видим их текущие смещения. Синергетика описывает са­моорганиза­цию как переход от неупорядоченности к все большему порядку [16]. Языком социо­ники это не что иное, как смена иррационального рациональным.

Прогрессивное развитие = иррациональность -> рациональность.

Соотношение упорядоченных и хаотических участков развития склоняется всё же в сторону по­рядка. Иррациональные периоды предоставляют возможность выбора альтернатив, который осуще­ствляется в точках бифуркации. После того как выбор сделан, включаются механизмы закрепления гомеостаза. А это и есть синтез рассматриваемых полярностей.

Таким образом, иррационализм - это не обязательно мистика, как часто думает обыденное соз­нание. Это колебания из стороны в сторону, сопровождающие свободный поиск. Рационализм же предполагает последовательность действий, закрепленную цепочку шагов в одну сторону - жест­кий алгоритм.

4. 3.

Рациональность/иррациональность во многом совпадает также с дихотомией “сознательное - бессоз­нательное (неосознаваемое) ”. В самом деле, чтобы чем-либо управлять, нужно в нём разо­браться, установить причинноследственные связи. Следовательно, понимание (как в семантической интерпретации, так и в плане умения сочувствовать) - это синоним рационализации восприятий.

Категория понимания является центральной в таком гуманитарном течении как герменевтика. По­нимание реализуется через истолкование, или интерпретацию. Герменевтика рассматривала пони­мание в четырех различных аспектах. Зародилась она как искусство объяснения текстов древней литературы на основе их лексикограмматического анализа. Это логический уклон в герменевтике, который существовал на протяжении многих веков.

Совершенно иной оборот придал категории понимания такой разработчик герменевтической про­бле­матики, как Ф. Шлейермахер (1768 - 1834 гг.). Он раскрывает понимание как акт совпа­дения первоначального замысла автора и его интерпретации со стороны воспринимающего. Данный акт совпадения смыслов Шлейермахер называет специальным термином конгениальность. Перед нами ин­туитивный аспект понимания.

Как особый метод гуманитарных наук герменевтика оформляется благодаря работам В. Дильтея (1833 - 1911 гг.). Он резко противопоставил понимание объяснению, которое он объявил преро­гативой естествознания. Понимание по Дильтею - это психологическая реконструкция душевного мира ав­тора. Очевидно, что в качестве ведущего аспекта в понимании Дильтей объявляет этико-эмоцио­нальный аспект.

Есть ли четвертая сторона в герменевтике? Да, и ее мы находим у Г. Гадамера (р. 1900 г.), ко­торого часто называют основоположником философской герменевтики. Понимание, по Гадамеру, свя­зано не со смыслом, который вложен автором в текст, а как раз наоборот, с его предмет­ным со­держанием. Его метод аппликации заключается в соотнесении событий с их историческим контек­стом, то есть интерпетация в сенсорном отношении.

Широко известна трихотомия З. Фрейда - ученого, больше чем кто-либо другой занимавшегося про­блемами бессознательно: Эго - Суперэго - Ид. Эго, или Я символизирует интеллект, разум. Су­перэго, или Сверх-Я - рассудок, логику. Ид, или Оно - сферу эмоций и сенсорных влечений. Фрейдовская структура психики легко преобразуется в тетратомическую, если чувства отделить от ощущений, как это принято в соционике:

ЭГО

интеллектуальный (интуитивный) слой психики = представления

СУПЕРЭГО

социальный (логический) слой психики = понятия

ИД

собственно психический (этический) слой = чувства

физический (сенсорный) слой психики = ощущения

Суперэго, понимаемое Фрейдом как коллективное сознательное - нормирующий фактор общества, яв­ляется антисинтезом между Эго и Ид: Суперэго = Эго/Ид. Тогда имеет смысл для полноты картины ввести ещё и четвертую инстанцию личности - Суперид (его логично назвать коллективным бессоз­нательным), выполняющего роль синтеза этих же начал:

Суперид = Эго /\ Ид.

В результате получим следующую тетратомию:

Эго

¦

Суперэго ---+--- Суперид

¦

Ид

Эго, как утверждал Фрейд, не “хозяин в собственном доме”. Время от времени происходит ком­пенсация, захват власти над личностью со стороны влечений Ида - протест эмоций и ин­стинктов против разума, выход низших слоев психики из-под контроля ее высших слоев.

Фрейдовскую революцию бессознательного мы переживаем и поныне. Человечество колеблется пе­ред выбором дальнейшего пути. С одной стороны, предлагаются древние и обновленные ирра­цио­нальные пути к спасению - аскетизм, атараксия, медитация, йога, нирвана, уход в трансцеден­тальное. Но есть и иной путь, путь рационализма - через осознание своей собственной физиче­ской, психической, социальной и интеллектуальной природы. Его прокладывает наряду с другими дисциплинами и соционика.