4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
Эти полярности, с соционической точки зрения, имеют такую же степень важности, как и “материальное-идеальное” или “субъект-объект”. Отдача предпочтения рацио или иррациональному в теоретизировании заслуживает право называться основным вопросом философии не меньше, чем уже рассмотренные нами дихотомии. В то же время многозначность смыслов, вкладываемых философами разных времён в эти понятия, пожалуй, наибольшая.
4. 1.
Первая трактовка: как упорядоченное - беспорядочное. Она является исторически первой и в основном совпадает с соционическим использованием этих терминов. Древнегреческие философы именовали эту дихотомию “логос - хаос”. Согласно натурфилософским концепциям из первичного хаоса со временем рождался космос с его гармоничным порядком.
Упорядочение происходит в соответствии с каким-либо правилом или законом, поэтому правомерно приравнять его к закономерному. Беспорядочное же по определению не подчиняется никакой закономерности, следовательно, к нему применимо в качестве синонима случайное.
Пример из античной философии. Один из создателей первой атомистической концепции Демокрит придерживался крайнего детерминизма - полной предопределенности. За любой случайностью, учил он, кроется лишь неизвестная разуму причина. Абсолютизация рационального начала ведет к механицизму.
Абсолютная каузальность (причинность) механического характера в эпоху Просвещения отстаивалась Лапласом (1749 - 1827 гг.), который полагал, что знание точных координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент однозначно определяет её состояние как в прошлом, так и в будущем. Детерминизм, каузальность, строгое следование - все это крайние проявления того полюса, который в соционике обобщенно называется рациональность.
В философии науки большое внимание уделяется дихотомии “дискретное - континуальное”. Под дискретным следует понимать расчлененное, аналитическое, а под континуальным - целостное, синтетическое. По данному критерию вся материя делится на частицы (корпускулы) и поля (волны).
В качестве характерного примера антисинтеза в теоретической физике может служить корпускулярно-волновой дуализм. Термин дуализм, введенный немецким философом Х. Вольфом (от лат. dualis - двойственный), обычно употребляется именно в смысле антисинтеза. Для обозначения синтеза соционика пользуется термином д у а л ь н о с т ь:
дуализм антисинтез операция антиконъюнкции (/)---------- = ---------- = ---------------------------.
дуальность синтез операция конъюнкции (/\)
Именно на принципе дуализма держатся релятивистские эффекты в микромире: при переходе от макро- к микроразмерам поля становятся дискретными (квантовыми), а тела - континуальными. Это мир наизнанку - живущий по иррациональным, вероятностным законам.
Фритьоф Капра в своей знаменитой книге “Дао физики” [17] показал, что мировоззренческой основой современной физики микромира гораздо лучше послужила бы древняя иррациональная философия Востока (индуизм, даосизм, буддизм), чем западная философия рационализма.
В точных науках в связи с критерием детерминизма сформулирована дихотомия линейность - нелинейность. Строго детерминированными, т. е. рациональными являются только линейные системы. Нелинейные системы, имеющие в большей или меньшей степени циклические составляющие, относятся к соционическому полюсу иррациональности.
На смену механицизму классической науки в 20 веке пришел так называемый системный подход, настаивающий на целостном рассмотрении объекта, невозможности объяснить его суммой составных частей. В общих рамках системного подхода параллельно развиваются как рациональная, так и иррациональная его ветви.
Устойчивые системы, которые поддерживают гомеостаз благодаря наличию отрицательной обратной связи, изучает кибернетика, принципы которой заложены в трудах Н. Винера. Это рациональная сторона системного подхода: управление по заданной программе является рациональным функционированием.
Системы неустойчивые, переходящие на более высокий энергетический уровень в силу действия положительной обратной связи, изучает синергетика, основателем которой является немецкий физик Г. Хакен. Самоорганизация, законы которой формулирует синергетика, является процессом иррациональным, поскольку протекает многовариантно и спонтанно, не имеет фиксированной программы.
кибернетика устойчивые процессы рациональность
----------- = --------------------- = ----------------.
синергетика неустойчивые процессы иррациональность
Рациональность/иррациональность психики человека очень влияет на способ восприятия им информации и в том числе на его обучаемость в условиях реальной школы. На практике эту дихотомию не раз независимо друг от друга выявляли американские специалисты по теории обучающих стилей. Они различают учащихся правополушарного и левополушарного типа [8].
Первые чаще всего являются аудиально-мыслящими, контекст-зависимыми, синтез у них преобладает над анализом, индукция над дедукцией. Вторые, как правило, являются визуально-мыслящими, контекст-независимыми, склонными к операциям анализа и дедукции. Первая, иррациональная категория учащихся оказывается в худшем положении в условиях современной школы, которая построена по сугубо рациональному классно-урочному принципу.
4. 2.
Второй вариант использования терминов рациональное/иррациональное в философии: их трактовка как логическое - чувственное. Причем понятие “чувственное” в свою очередь двузначное. В него вкладывают то смысл собственно чувствование (восприятие), что соответствует соционической этике, то ощущение, что соответствует сенсорике:
---- ощущаемое (сенсорное)
иррациональное как чувственное --+
--- переживаемое (этическое)
С антиномией рационального и иррационального связан основной гносеологический вопрос И. Канта, поставленный им в “Критике чистого разума”: как возможны априорные синтетические суждения? Он делил суждения, во-первых, на синтетические и аналитические и, во-вторых, на эмпирические и априорные.
Деление суждений на синтетические/аналитические, как мы уже знаем, полностью соответствует дихотомии иррациональность/рациональность. Об эмпиризме уже шла речь в первом разделе, посвященном сенсорности/интуитивности. Понятие эмпиризма полностью покрывается соционическим термином сенсорное. Его противоположность - априоризм, следовательно, будет тождественно понятию интуитивное. Пересекая эти оси, получаем привычную для соционики тетратомию:
эмпирические
1 ¦ 2
синтетические ---+--- аналитические
4 ¦ 3
априорные
Выстраивается четверичная классификация гносеологических типов. Синтетические эмпирические суждения свойственны иррациосенсорной группе типов (СЛЭ, СЭЭ, СЛИ, СЭИ), аналитические эмпирические - рациосенсорной (ЛСЭ, ЭСЭ, ЛСИ, ЭСИ), аналитические априорные суждения являются стандартным продуктом рациоинтуитивных типов (ЛИЭ, ЭИЭ, ЛИИ, ЭИИ), а волновавшие Канта синтетические априорные исходят в основном от иррациоинтуитивных типов интеллекта (ИЛЭ, ИЭЭ, ИЛИ, ИЭИ).
В 20-м веке иррациональные философские теории оттеснили на задний план рационализм. Считается, что причина этого - компенсаторная реакция на неудачные попытки устроить мир на началах разума. Когда появится новое философское мировоззрение, которое будет достойно будущего 21 века, его отправной точкой, по всей вероятности, станет преодолевший механистичность неорационализм.
Диалектика рационального и иррационального хорошо схвачена в уже упоминавшейся синергетике - теории самоорганизации: порядок (рациональность) проступает сквозь флюктуации - случайные отклонения от среднего положения (иррациональность). Структурные детерминанты стоят на заднем плане, на авансцене же мы видим их текущие смещения. Синергетика описывает самоорганизацию как переход от неупорядоченности к все большему порядку [16]. Языком соционики это не что иное, как смена иррационального рациональным.
Прогрессивное развитие = иррациональность -> рациональность.
Соотношение упорядоченных и хаотических участков развития склоняется всё же в сторону порядка. Иррациональные периоды предоставляют возможность выбора альтернатив, который осуществляется в точках бифуркации. После того как выбор сделан, включаются механизмы закрепления гомеостаза. А это и есть синтез рассматриваемых полярностей.
Таким образом, иррационализм - это не обязательно мистика, как часто думает обыденное сознание. Это колебания из стороны в сторону, сопровождающие свободный поиск. Рационализм же предполагает последовательность действий, закрепленную цепочку шагов в одну сторону - жесткий алгоритм.
4. 3.
Рациональность/иррациональность во многом совпадает также с дихотомией “сознательное - бессознательное (неосознаваемое) ”. В самом деле, чтобы чем-либо управлять, нужно в нём разобраться, установить причинноследственные связи. Следовательно, понимание (как в семантической интерпретации, так и в плане умения сочувствовать) - это синоним рационализации восприятий.
Категория понимания является центральной в таком гуманитарном течении как герменевтика. Понимание реализуется через истолкование, или интерпретацию. Герменевтика рассматривала понимание в четырех различных аспектах. Зародилась она как искусство объяснения текстов древней литературы на основе их лексикограмматического анализа. Это логический уклон в герменевтике, который существовал на протяжении многих веков.
Совершенно иной оборот придал категории понимания такой разработчик герменевтической проблематики, как Ф. Шлейермахер (1768 - 1834 гг.). Он раскрывает понимание как акт совпадения первоначального замысла автора и его интерпретации со стороны воспринимающего. Данный акт совпадения смыслов Шлейермахер называет специальным термином конгениальность. Перед нами интуитивный аспект понимания.
Как особый метод гуманитарных наук герменевтика оформляется благодаря работам В. Дильтея (1833 - 1911 гг.). Он резко противопоставил понимание объяснению, которое он объявил прерогативой естествознания. Понимание по Дильтею - это психологическая реконструкция душевного мира автора. Очевидно, что в качестве ведущего аспекта в понимании Дильтей объявляет этико-эмоциональный аспект.
Есть ли четвертая сторона в герменевтике? Да, и ее мы находим у Г. Гадамера (р. 1900 г.), которого часто называют основоположником философской герменевтики. Понимание, по Гадамеру, связано не со смыслом, который вложен автором в текст, а как раз наоборот, с его предметным содержанием. Его метод аппликации заключается в соотнесении событий с их историческим контекстом, то есть интерпетация в сенсорном отношении.
Широко известна трихотомия З. Фрейда - ученого, больше чем кто-либо другой занимавшегося проблемами бессознательно: Эго - Суперэго - Ид. Эго, или Я символизирует интеллект, разум. Суперэго, или Сверх-Я - рассудок, логику. Ид, или Оно - сферу эмоций и сенсорных влечений. Фрейдовская структура психики легко преобразуется в тетратомическую, если чувства отделить от ощущений, как это принято в соционике:
-
ЭГО
интеллектуальный (интуитивный) слой психики = представления
СУПЕРЭГО
социальный (логический) слой психики = понятия
ИД
собственно психический (этический) слой = чувства
физический (сенсорный) слой психики = ощущения
Суперэго, понимаемое Фрейдом как коллективное сознательное - нормирующий фактор общества, является антисинтезом между Эго и Ид: Суперэго = Эго/Ид. Тогда имеет смысл для полноты картины ввести ещё и четвертую инстанцию личности - Суперид (его логично назвать коллективным бессознательным), выполняющего роль синтеза этих же начал:
Суперид = Эго /\ Ид.
В результате получим следующую тетратомию:
Эго
¦
Суперэго ---+--- Суперид
¦
Ид
Эго, как утверждал Фрейд, не “хозяин в собственном доме”. Время от времени происходит компенсация, захват власти над личностью со стороны влечений Ида - протест эмоций и инстинктов против разума, выход низших слоев психики из-под контроля ее высших слоев.
Фрейдовскую революцию бессознательного мы переживаем и поныне. Человечество колеблется перед выбором дальнейшего пути. С одной стороны, предлагаются древние и обновленные иррациональные пути к спасению - аскетизм, атараксия, медитация, йога, нирвана, уход в трансцедентальное. Но есть и иной путь, путь рационализма - через осознание своей собственной физической, психической, социальной и интеллектуальной природы. Его прокладывает наряду с другими дисциплинами и соционика.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?