4. Отличие модели Уилсона от соционики
Автор анализируемых книг, по моему мнению, принадлежит к динамическим социотипам с активнобунтарским темпераментом (рациональный экстраверт). Во всяком случае, такое впечатление о нем складывается, исходя из предпосланных основному тексту отзывов и высказываний о нем.
Сделаем следующий диагностический шаг. Он скорее интуитив, чем сенсорик: генерировать такие умозрительные теории сенсорику, думаю, не по силам. Остаются два типа: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ или НАСТАВНИК. Вряд ли деловой логик: по его текстам рисуется образ специалиста в области эмоциональных эффектов и идеологической обработки (“промывание мозгов”). Скорее всего, Р. Уилсон является этико-итуитивным экстравертом.
Свое мировоззрение Уилсон часто характеризует как модельный агностицизм. Всю суть подхода он емко поясняет метафорой телевизора: мозг можно настраивать, как телевизионный приемник, выключая одни каналы и включая другие.
Интересно, что аналогичной точки зрения придерживается и основоположник соционики Аушра Аугустинавичюте. В свое время она ввела такое понятие, как 1переключатель типов 0. Чтобы переключить человеку тип, она изменяет его нейропсихологические программы, вступая в контакт с неким семантическим полем: воздействует на высшие футуристические контуры, как сказал бы Уилсон.
По всей видимости, речь идет об изменении второго, импринтированного типа. Почему невозможно изменение первого типа? Во-первых, так как он задан генетически. Во-вторых, без наличия инвариантной базы - недоступной своему носителю программы, управляющей программами более низкого уровня, не было бы самоидентификации личности. Г. Гурджиев, по-моему, сильно перегнул палку, утверждая, что личность складывается из огромного количества свободно перетекающих друг в друга Я [8].
Не стоит так преувеличивать роль программного обеспечения. Кроме информации есть и ее консервативный носитель - техническое устройство, энергоснабжение и все остальное, что относится к аппаратному обеспечению. Аппаратные ресурсы существенно ограничивают рост параметров обработки информации. На компютере устаревшей модели нельзя воспользоваться современными программами, требующими быстродействия и большой оперативной памяти.
Теорию нейрологических контуров Уилсон подает почти как философию новой эпохи. Модельный агностицизм, т. е. плюрализм в мировоззрении, отказ считать какую-то одну модель (или группу моделей) более объективно отражающей реальность восходит, очевидно, еще к античному скептицизму или даже софистике. Вспомним Протагора, который утверждал, что “относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса”.
Соционики вступили бы с Уилсоном в спор о сущности (субстанции), наличие которой он отрицает. Ведь мы утверждаем, что тип в некотором смысле есть сущность и предназначение человека. Однако здесь нельзя упустить одну тонкость. Дело в том, что необходимо различать тип как сущность и тип как существование (экзистенцию).
Тип как сущность понимается вслед за Аристотелем как “морфэ” - внутренняя структура объекта или явления. Это его статическая, константная сторона. Экзистенциальный же тип не локализован в пространстве-времени, а описывается плотностью вероятности. Это будет функционально-динамическая сторона исследуемой реальности. Таким образом, оба подхода - признающий и отрицающий сущность - не исключают, а дополняют друг друга.
С другой стороны, философия свободного переключения мозговых программ очень созвучна американской традиции 1прагматизма 0. Ее основоположник Ч. Пирс считал, что истинность идеи определяется не объективностью, а практической полезностью. Прагматизм вторгается и на нашу территорию вместе с эпохой гамма-квадры. Соционика, однако, базируется на иной, менее динамичной философской традиции, имеющей сугубо европейские корни, - структурализме.
Есть и другие отличия. Нельзя не отметить приверженность соционики идее цикличности, с одной стороны, и тягу Уилсона к стремительной линейной вертикали как модели эволюции, с другой. Он декларирует серьезно пошатнувшуюся в нашем веке веру в просвещенческий прогресс, которая ассоциируется с образом мифического Прометея.
Цель динамически мыслящего Уилсона - не гомеостаз (равновесие), а гетеростаз (нарушение равновесия, повышенная скорость перемен). Недаром он откровенно симпатизирует видению будущего мира в духе книги А. Тофлера “Футурошок”. Я не могу разделить его радужный оптимизм. Сверхдинамика губительна для человечества ростом напряженности. Путь эволюции, вероятно, пролегает не через сверхчеловека, включающего по своему желанию то один, то другой психический контур, а через обуздание коллективными усилиями существующего насилия в мире.
Пару слов относительно стиля книг. Без сомнения, талантливый литератор, Уилсон подает свои мысли красиво, но слишком наукообразно. Давайте сравним его четыре контура с тремя типами личности детей у Лорен Брэдвей. Эта американская исследовательница вывела из практики, что все дети по своему поведению классифицируются на 1зрителей, 1слушателей и деятелей 0[5]. Очевидно, типы Брэдвей аналогичны семантическому, социо-сексуальному и территориальному контурам.
Ее казалось бы простенькая теория, изложенная доступным языком, без обилия специальной терминологии, проистекает тем не менее из еще более древней по сравнению с релятивизмом философской идеи - разделения Платоном души на три части: разумную, страстную и вожделеющую. Из этой посылки позднее сформировалась классическая триада психологии “ум-чувство-воля”.
Насколько более доступно, без эпатажа и мессианства поданая типология! Правда, она неполна. Из внимания Л. Брэдвей выскользнула оральная подсистема жизнедеятельности. Ей должна соответствовать, добавим от себя, обонятельно-вкусовая перцепция. Без четверичности система не достигает завершенности.
После такого контраста у мыслящего человека, не зацикленного в одном туннеле реальности, должно появиться желание дополнить прометеевский бунт Уилсона терпеливой повседневной работой с подрастающим поколением, как это делает Л. Брэдвей. Ведь для того, чтобы новая научная парадигма звоевала себе место под солнцем, старое поколение ученых должно естественным путем и постепенно смениться впитавшей в себя непризнаваемую ныне консервативными учеными идею типологии молодежью.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Уилсон Р. А. Психология эволюции. Пер. с анг. под ред. Я. Невструева. - К.: “ЯНУС”, 1998.
2. Уилсон Р. А. Квантовая психология. Пер. с анг. под ред. Я. Невструева. - К.: “ЯНУС”, 1998.
3. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Учебное пособие. - 2-е изд., - Мн.: Выш. шк., 1997, с. 325.
4. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: “Издательство АСТ”, 1997, с. 60 - 72.
5. Брэдвей Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности. - М.: ЮНВЕС, 1997.
6. Гуленко В. В. Человек как система типов. Проблема диагностики Эго и Персоны. Киев, 7. 02. 1998.
7. Гуленко В. В. Структурно-функциональная модель. Киев, 3. 12. 1997.
8. Гурджиев Г. Человек есть множественность. // Человек. - 1992, #2, с. 47.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?