logo
(ВесьГуленко)

4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.

Запомните “золотое правило” соционики: подобный обучает, а противоположный воспитывает. По­этому лучше всего информация усваивается от учителя, имеющего тождественный ученику тип интел­лекта. Но подобный не демонстрирует альтернативных моделей поведения, а, значит, не по­рождает противоречий, которые ведут к изменениям. Эту задачу автоматически, помимо своей воли решает учитель с противоположным ученику типом интеллекта. Но его ученику очень трудно понять, по­скольку его мышление протекает в совершенно иных категориях!

Диалектическое единство этих противоположностей достигается только в сплоченной учительской диаде. Соционика рекомендует закреплять за учебным классом двух учителей. Они должны быть ин­тегрированы в дуальную, полудуальную, активационную или соцзаказную пару (диаду). Именно эти отношения гармонично синтезируют особенности во многом противоположных типов. Такая диада, входя во взаимодействие с классом, одновременно обучает и воспитыет его.

Соционика придает совершенно другой характер индивидуальной работе с учеником. Она позво­ляет убедительно консультировать детей и взрослых по выбору профессии, по неформальным меж­личност­ным отношениям (3), по стереотипным, повторяющимся проблемам совершенствования харак­тера. С помощью соционики не представляет большого труда объяснить родителям поведение их детей, дать простые, доступные рекомендации по их воспитанию (4).

Хочу познакомить вас и с соционической методикой сплочения класса. Не секрет, что многие классы недружные, существуют как конгломераты отдельных группировок. Обучать и воспитывать такой класс как целое нельзя. Он не обрел свой интегральный социотип. Для того, чтобы синте­зировать класс, нужно провести с ним соционический тренинг перегруппировок.

Перегруппировки проводятся, например, по юнговским признакам. То есть класс последовательно делится надвое на рацио/иррационалов, логиков/этиков, экстравертов/интровертов и сенсори­ков/интуитов. На каждом шаге группы выполняют какое-либо одно задание. Ведущий умело про­во­дит мысль, что между группами есть явная противоположность, но им выгодно не противосто­ять друг другу, а объединиться на основе общего дела.

В ходе тренинга перегруппировок каждый участник получает возможность пообщаться в самых разных группах практически со всеми другими учениками, получить опыт позитивного общения. Ве­дущий отмечает для себя и акцентирует внимание учеников на позитивных изменениях и по­вторяет перетасовку каждый раз, как только прежняя нежелательная структура неформальных связей опять возвращается.

Для придания функциональной устойчивости новой структуре класса ведущий должен раскрыть че­тырех лидеров. Первый лидер - “силовик”, он же неформальный лидер (F-тип, например, КООРДИНАТОР или ПОЛИТИК); второй - интеллектуальный (I-тип. например, ИСКАТЕЛЬ или СОВЕТЧИК), тре­тий - эмоциональный (Е-тип, например, ЕТ или ЕS) и четвертый - деловой, он же формальный лидер (Р-тип, например, РS или РТ). Если четырех лидеров удастся синтезировать в одно це­лое, ученический коллектив ста­нет цельным и способным к решению любых школьных задач.

Учителям, методистам, школьной администрации нельзя забывать, что воспитание в коллективе со­ционически разделяется на четыре этапа в соответствии с освоением учениками основных функций жизнедеятельности.

Упор в воспитании младших школьников лучше делать на тренировку сенсорных функций (манипу­ляции с предметами, умение позаботиться о себе, самые необходимые ручные навыки). Ком­пен­сация этого уклона осуществляется через ролевую функцию интуиции - рисунки детей, фан­тазии, сказки и пр.)

По достижении детьми переходного возраста (12-14 лет) упор в воспитательной работе перено­сится на освоение этико-эмоциональных функций жизнедеятельности: умение общаться со всеми типами людей, проблема симпатийантипатий в межличностном общении, выражение себя через чув­ства и эмоции, взаимоотношения между полами и пр. Компенсируется этический уклон роле­вой ло­гикой: правильность, справедливость, долг, равенство, умное поведение, как у взрос­лых.

После освоения этики можно сделать переход собственно к логике - систематическое усвоение знаний, научность и объективность, умение анализировать, делать обоснованные выводы. Это возраст 14-16 лет. Этика выступает в качестве компенсирующей функции, размягчая логиче­ские построения посерьезневших после преодоления подросткового возраста юношей и деву­шек.

Наконец, в старших классах в возрасте 16-17 лет умелый воспитатель перемещает центр тяже­сти в своей работе на интуитивную функцию. В этом возрасте ученики должны сделать свои пер­вые открытия, задуматься над самыми серьезными проблемами современного мира, определить свои перспективы, научиться погружаться в себя для поиска ответа на жгучие познавательные вопросы в своем подсознании - там, где хранится коллективный опыт человеческой жизнедея­тельности.

Интуитивное погружение необходимо компенсировать ролевой сенсорикой - активностью, уверен­но­стью в своих силах. На этом этапе заканчивается школьный цикл воспитания. При правильном про­хождении всех четырех этапов личностного роста сформировавшиеся молодые люди уверенно про­должают свой жизненный путь по новому витку жизни - взрослому, где основные проблемы ре­ша­ются разумом.

Заканчивая статью, напоминаю практикующим соционикам, что соционическая работа, где бы она не велась, - в школе, вузе, на фирме, в предприятии, в клубе, во время личной кон­сульта­ции, - должна включать в себя не менее четырех этапов. Вот они:

1. Социодиагоностика (чем мы располагаем?)

2. Социоанализ (обнаружение противоположностей).

3. Социосинтез (интеграция крайностей в оптимальной пропорции).

4. Запуск (закрепление наметившихся изменений).

Эти этапы могут иметь любое содержательное наполнение, отличаться у разных социотипов, но важно то, что ни один из них нельзя выкинутьиз общей цепи. Иначе не будет полноты подхода, а, значит, все уничтожится однобокостью, которая несовместима с истинной соционикой.

И последнее замечание. Не спешите навешивать ярлыки! При работе с людьми нет никакой необ­ходимости немедленно загнать их в схему какого-либо типа. Не допускайте спешки. Совмещайте во­просноречевую диагностику с наблюдением. Необязательно сразу выходить на уровень 16 ти-пов. Научитесь сначала отличать тип от функционального состояния человека.

Начинайте с уровня 4 (четыре темперамента, четыре установки, четыре стимула и т. п.), или 8 (экстравертный управленец, рационал второй квадры, этический коммутатор...). Имеет смысл идти от социального уровня к психологическому - от общего к частному. Если вы работаете, например, с гуманитариями, можно на первых порах и не различать, какой же тип из четырех пе­ред вами.

Со временем вы приобретете необходимый опыт и перестанете бросаться в крайности: либо во­обще отказаться от типологии, либо немедленно, как автомат, определять социотип чело­века. Вы научитесь определять типы, пообщавшись с людьми некоторое время. Вы своим путем придете к осознанию основной задачи соционики, которая заключается не в том, чтоб опре­делить тип, а в том, чтобы правильно соединить людей для эффективного решения тех или иных задач. Успехов всем в этом нужном и благородном деле!

Литература:

1. Гуленко В. В. Коммуникативное пространство. Киев, 7. 10. 94.

2. Гуленко В. В. Гарантии продуктивного обучения. Киев, 13. 06. 92.

3. Гуленко В. В. Бинарные признаки интертипных отношений. К., 7. 01. 95

4. Овчаров А. А. Соционика - путь к личности. Для тех, кто работает с подростками. - Но­во­сибирск: РИПЭЛ, 1992.