logo
(ВесьГуленко)

2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.

Когда вникаешь в споры доминирующих философских теорий нашего времени, напрашивается вы­вод о том, что основной гносеологической дихотомией в 20-м веке является полярная пара ка­тегорий “элементаризм - холизм”.

Элементаризм, он же атомизм, исходит из положения, что поведение системы определяется свой­ст­вами составляющих ее элементов - далее неразложимых ее частей. Какой-то один элемент, свойство, фактор выбираются в качестве главного, поэтому элементаризм обычно выступает в форме редукционизма или монизма.

Холизм (от греч. holos - целое) утверждает противоположное: поведение системы определяется не ее элементами, а устойчивыми валентными связями между ними, то есть завершенной, хотя и не наполненной структурой, существующей изначально. Целое трактуется как несводимое к сумме его частей.

Соционическая позиция по этому вопросу антитетична: в некоторых случаях интегральный тип группы, например, характеризуется через преобладание в нем тех или иных социотипов (эле­мен­таризм), в других же случаях, интегрирование выполняется через выведение объединяющего группу, независимого от типов отношения (холизм). К какой из этих двух методологий (или им обеим) прибегнуть, определяется по критерию тесноты и продолжительности структурирующих группу коммуникаций.

Холизм, поставленный на рациональную основу, получил в науке общепризнанное наименование сис­темного подхода. Истоки системной парадигмы следует искать прежде вего в биологии, от­куда со­циогуманитарные науки позаимствовали идею органицизма, а также экологии, разрабо­тавшей прин­цип гомеостаза и биоценоза - динамического равновесия организма со средой оби­тания.

Полярность “элементаризм-холизм” тесно связана с соционической дихотомией “экстраверсия-ин­троверсия”. Элементаризм, признающий решающим фактором элемент, а не систему в целом, отра­жает в психологическом отношении экстравертную, экспансионистскую позицию личности, стремя­щейся навязать социальной системе свои правила игры. Холизм же, наоборот, принося актив­ность отдельного элемента в жертву стабильного целого, отражает психологию подчине­ния лич­ности системе сложившихся отношений, преподнося в качестве нормы не что иное как интроверт­ное поведение.

Таким образом, утверждение холистической системности в науке, - это, прежде всего, и н т р о в е р т и з а ц и я теории. Концепция релятивной (интровертной) соционики была пред­став­лена мною в целой серии докладов на двух предыдущих конференциях по соционики, проведенных МИС в 1996 и 1995 гг.