logo
(ВесьГуленко)

4. Особенности типологического метода.

Определить тип быстро бывает трудно. Соционическая диагностика, как правило, ведется че­рез собеседование, наблюдение, проективный рисунок. Заполнение диагностических анкет-оп­росни­ков практикуется редко. Имеются стандартные описания социотипов, которые помогают прове­рить диагностическую гипотезу.

Часто задают вопросы, связанные с типологическим методом как с таковым. Может ли тип лич­но­сти меняться со временем? - Нет, это врожденная бессознательная психическая струк­тура. Но корректировать тип, подсказывая оптимальную для него программу развития, можно и нужно. Если взять людей одного типа и живущих в одно время и в одной местности, будет ли у них похожая судьба? - Нет, не будет, так как

1) они общаются с разными людьми и приобретают различный коммуникативный опыт, 2) кроме соб­ственно типа действуют и другие факторы, а именно пол, возраст, состояние здоровья, соци­альный статус, и, наконец, 3) их типы могут быть поразному ориентированы. На консультации даются ре­комендации по изменению ориентации, но не типа.

Типологический подход считает, что для социализации личности важнее стабилизация, чем опе­ре­жающее развитие. Нельзя начинать возводить стены, если еще не заложен фундамент. Стаби­лиза­ция (гомеостаз) вырабатывает кооперативные навыки, а развитие (гетеростаз) приучает к конку­ренции.

В этой связи остро стоит проблема “центральных” типов. Из-за повышенной конкуренции в среде данной типологической группы (Игрок, Хозяин, Политик, Инспектор) возникают предпо­сылки деви­антного поведения. Важная часть рекомендаций в этом случае касается ближайшего круга общения - 3-4-х человек, которые оказывают влияние, воспитывают одним своим присут­ствием. Сбаланси­рованная коммуникация в малой группе - лучшее средство профилактики деви­антного поведения.