logo search
(ВесьГуленко)

6. Чему учит история.

Наиболее подходящие по своему соционическому типу люди для проектирования реформ - это ин­туи­тивные рационалы. Интуиция подсказывает им новые формы развития, а рациональность по­зволяет их превращать в систему и регулярно следить за внедрением.

Русский реформатор - это Наставник. Идеолог второй, русской квадры. Противоположность - это третья, американская квадра. Недаром говорят, что у русских и американцев много общего. С точки зрения социоанализа это общее заключается в том, что обе квадры являются цен­траль­ными, то есть склонными к борьбе за власть и верующими в свою особую миссию в исто­рии.

Очень важен подтип Наставника. Понастоящему подходит лишь инициальный, интуитивный под­тип. От этического подтипа, если он проводит реформы, всегда много крови, насилия, вражды. М. М. Сперанский, как мы уже знаем, и был интуитивным подтипом ЕТ.

Россия, следуя духу и моде времени, по форме может быть государством с любой формой правле­ния. Но по сути это должна быть просвещённая монархия. Слишком глубоки в бессознательном русского народа корни второй квадры. И гарант просвещённости - ЕТ инициальный. Он не обязательно должен быть главным правителем. Но быть влиятельным должностным лицом и иг­рать роль пер­вого советника, правой руки властелина.

Второй урок истории. Реформы, которые разрабатываются под руководством Наставника, не должны быть интеллектуальным продуктом одиночки. Работа должна разворачиваться в системе сла­женных групп. Тип этих группы - проективная [8], в неё помимо Наставника входят: из гума­нитариев погашающий Наставника Гуманист, а из сайентистов - Искатель и Критик, а также Вне­дрения, в которой объединяются гуманитарии Наставник и Гуманист и социалы Политик и По­средник.

В такой цепи прогрессных групп происходит результативная работа, энергоинформационная эс­та­фета переходит от сайентистов через гуманитариев к социалам. Помимо ревизно-заказных отноше­ний очень важное место занимает критическое отношение Погашения, призваное исправить ошибки, допущенные ещё на стадии проектирования и разработки.

Чтобы разобраться в интертипной ситуации человека, имеет смысл оценить её через призму ОС­НОВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ ЛИЧНОСТИ. В чём его суть?

С одной стороны, человека притягивает квадральная среда, которая даёт чувство покоя, защи­щённости и общности приоритетов. С другой стороны, человек испытывает нужду в развитии, из­менчивости, обновлении. А эту психологическую потребность мы удовлетворяем, когда покидаем квадру и включаемся в общение в своём кольце прогресса. Таким образом, возникает по­стоянный когнитивный диссонанс, заставляющий человека страдать практически всю жизнь.

М. Сперанский был включён только лишь в квадральные группы, которые состояли главным обра­зом из социотипов Маршал, Инспектор, Наставник. Вторая половина психологических ресурсов лично­сти, связанная с работой в составе групп с асимметричными (ревизия, заказ) отношениями, не была задействована. Всю констелляцию, которая имеет вид пентады, схематически представлю так:

квадра ИНСПЕРТОР КООРДИНАТОР

\ /

НАСТАВНИК центральный тип

/ \

кольцо КРИТИК ПОЛИТИК