3. Мы говорим на разных языках.
Правым и левым типам трудно наладить полноценный информационный обмен. Есть основания утверждать, что праволевые различия являются главным источником плохого понимания между людьми.
Информационные искажения воздвигают барьер между левыми и правыми. Как он возникает?
Внутри одного и того же прогресса преобладают дополнительные трансакции. Это значит, что на поставленный вопрос вы получите ответ, а высказанную вами мысль оспорят или разовьют. При разных прогрессах есть тенденция отвечать вопросом на вопрос, или на одно утверждение совершенно другим, мало с ним связанным. Появляется много перекрещивающихся трансакций. Противополжные прогрессы думают и развивают казалось бы одну и ту же мысль поразному.
Если человек правой ориентации очень любезно разговаривает по телефону с посторонним, а его партнёр с левой ориентацией удивляется, потому что сам поступил бы как раз наоборот - вёл бы разговор в более сухой манере, то это ещё полбеды.
Но если собирающиеся вступить в брак молодые люди при переходе на близкую дистанцию обнаруживают, что тот, который так стремился к близости вдруг становится таким критичным и отчуждённым, а тот, который опасался и вёл себя довольно отстранённо, почему-то резко осмелел, то у каждого всплывает невольный вопрос: а не обманывает ли он меня?
Один интересный исторический пример. Иван Грозный, как зафиксировали летописцы, демонстрировал крайне правый стиль отношений с близкими. Если близкий человек слишком ему угождал, это зароняло в его душу зерно сомнения: так ли он искренен, как себя выставляет передо мной? Для него угождающее поведение воспринимается как понятное только после принуждения.
Левый тип, наоборот, заподозрил бы неладное, если бы кто-то относился к нему подчёркнуто холодно. Если ты входишь в число моих приближённых, то почему так неприветлив и отстранён? Не делаешь ли ты только вид, что добровольно находишься рядом?
Как делается правая, “правильная” наука? Исследователь тщательно собирает какие-то факты по волнующей его проблеме, затем обрабатывает их, приводит в систему и формулирует вытекающие закономерности. Этот путь исследований, хотя и соответствует академическим требованиям к науке, но, к сожалению, нерезультативен. Вероятность получения принципиально новых знаний таким путём низка.
Совсем иначе устроена левая, неформальная наука. Она основывается на выдвижении гипотез и предположений общего характера, объясняющие природу иследуемого явления, без всякого соблюдения академических канонов, в неформальной обстановке. Затем сырая схема примеряется к явлению и, если в целом она срабатывает, то её берут в качестве рабочей и всё больше уточняют. Если она оказывается слишком слабой или некрасивой, то просто отбрасывается как неудачная. Лучше всего, когда левым методом разрабатываются дветри модели и в результате конкурентной борьбы побеждает наиболее эффективная из них.
Именно таким, левым путём получены основные результаты соционики. Понятно, что правая, академическая наука относится к соционике скептически. Предлагается готовый результат, а где же процесс длительных и подробных исследований? Разрешение проблемы, конечно же в том, чтобы дополнить быстрый, но ненадёжный левый подход к знаниям, правым - единственным, вызывающим доверие у официальных кругов.
Прогрессная ориентация - это самое фундаментальное различие между людьми, как между мужчиной и женщиной в биологии человека.
Мужское и женское как общебиологические категории убедительно проанализированы в теории Геодакяна. Из неё следует, что поведение, которое описывается как поиск, захват, изменение соответствует мужскому началу, а как закрепление, сохранение, стабилизация - женскому. Середина на кривой распределения поведенческих признаков удерживается женскими особями, а на долю мужских приходятся отклонения в стороны.
Все мы знаем, как сильно отличается поведение мальчиков и девочек в школе. Мальчики неорганизованы, но добиваются высоких результатов. Девочки намного послушнее, но их результативность средняя. Эти коммуникативные процессы очень напоминают закономерности колец эволюции (женское начало) и инволюции (мужское начало).
Со взрослыми дело обстоит аналогично. Мужские коллективы держатся на силовом начале, но их внутренние группировки скрепляются тем, что называется мужская дружба. Женские коллективы внешне выглядят сплочёнными и благополучными, но внутренее пронизаны отрицательным эмоциональным полем.
Левые и правые, общаясь, держат друг друга в некотором напряжении. Связь между ними носит не информационный, а энергетический характер. Поэтому в таком общении следует ожидать не расслабления, а, наоборот, активизации друг друга.
Пример. Лево-правая пара возвращается из гостей домой. Левый партнёр “смягчается”, а правый, наоборот, ожесточается, начинает искать недостатки.
Левый замечает, что после чаепития не выключен свет на кухне и говорит об этом в шутливом тоне. Правый возмущается: ты считаешь, раз я не экономлю электроэнергию, значит я плохая хозяйка, а я себя плохо чувствую, а тем не менее старалась весь вечер. Левый недоумевает, почему его так поняли. Ему и в голову не приходило делать такое обобщение.
Американские типоведы [2] не понимают, что лево-правая ориентация не менее, если не более сказывается на информационном обмене между людьми, чем любая из четырёх пар юнговских признаков. Возьмём их иллюстрации конфликтов на почве информационных искажений.
Непонимание между экстравертами и интровертами, по Крегеру и Тьюсон, заключается в том, что первые рассуждают вслух и много говорят, а вторые склонны к молчаливому обдумыванию каждого своего шага.
Однако существенный отпечаток накладывает на средства общения экстравертов и интровертов их прогрессная ориентация. К речевым дебатам, словесному выяснению отношений больше тяготеют правые типы. Вспомните, что женщины гораздо болтливее мужчин! Мужской, то есть левый прогресс, намного молчаливее. Во всяком случае левые типы меньше доверяют словам и больше полагаются на конкретные поступки.
Причину непонимания между сенсорными - интуитивными американские авторы усматривают в придирчивости к деталям у первых и игнорированию подробной информации вторыми. Им совершенно неизвестно, что мелкие детали очень важны правым типам. Левые же типы подробную информацию отбрасывают, им гораздо важнее получить общую картину события.
Непонимание между логиками и этиками объясняется чёрствостью первых и повышенной чувствительностью вторых. Однако вопрос, принимать это близко к сердцу или нет, имеет и другой ответ.
Этичность, отзывчивость, чувствительность к конфликтам более свойственны правым. Левые гораздо меньше страдают от свёрнутых проблем и спокойнее переносят разногласия. Фрейдовская теория о вытесненной агрессивности работает понастоящему лишь у эволюторов.
Непонимание между рационалами и иррационалами, пишут американцы, кроется в различной степени их категоричности. Более категоричны и настойчивы в принятии решений рационалы, а иррационалы оттягивают принятие решения до последнего.
И здесь я готов возразить. Гораздо более категоричны в своих убеждениях и принятых решениях правые. У левых типов нет такой запрограммированности на твёрдую цель. Инволюторы легче меняют путь, так как свободнее управляют своими внутренними стимулами. Настоящая категоричность просыпается у них только в экстремальных ситуациях.
А теперь итоговая корреляция:
-
Левый прогресс
Правый прогресс
Сенсорность
Логика
Экстраверсия
Иррациональность
Интуитивность
Этика
Интроверсия
Рациональность
Ниже рассмотрим все прогрессные группы, которые образуются в результате сочетания дихотомии “правые-левые” и четырёх юнговских дихотомий. Будем учитывать, что установленная выше корреляция между признаками позволяет выделять крайние группы и переходные между ними.
- 1. Теория.
- 2. Практика.
- 3. Заключеhие.
- Гарантии продуктивного обучения.
- 1. Классификации темпераментов.
- 2. Какие шкалы взять?
- 3. Характеристика темпераментных групп.
- 4. Рекомендации исходя из темпераментов.
- 5. Стимулы побуждают к активности.
- 6. Философия типов.
- 1. Объективные идеалисты.
- 2. Субъективные идеалисты.
- 3. Объективные материалисты.
- 4. Субъективные материалисты.
- 1. Исходное положение.
- 2. Малые группы.
- 3. Взаимодействие темпераментов.
- 4. Взаимодействие установок.
- 5. Переход границы.
- 6. Психологическая экспансия.
- 7. Разложение по шкалам.
- 8. Итоговое рассмотрение.
- 1. Дуальность - комфортное гостеприимство.
- 2. Полудуальность - опасливый комфорт.
- 3. Погашение - комфортная дискуссия.
- 4. Мираж - вмешательство в комфорт.
- 5. Активация - гостеприимная подстройка.
- 6. Обратный заказ - опасливая подстройка.
- 7. Квазитождество - дискуссионная подстройка.
- 8. Прямой заказ - подстройка для вмешательства.
- 9. Суперэго - гостеприимное однообразие.
- 10. Деловые - опасливое однообразие.
- 11. Тождество - однообразная дискуссия.
- 12. Родственность - однообразное вмешательство.
- 13. Конфликт - дезориентирующее гостеприимство.
- 14. Прямая ревизия - опасение дезориентации.
- 15. Зеркальность - дезориентирующая дискуссия.
- 16. Обратная ревизия - дезориентирующее вмешательство.
- 1. Из личной жизни социотипов.
- 2. Одни ожидают, а другие действуют.
- 3. Виды коммуникабельности.
- 4. Кому с кем лучше.
- 5. Кому с кем хуже.
- 6. Соприкосновение с психоанализом.
- 7. Психосексуальная совместимость.
- 8. Странности талантов.
- 1. Что же такое тип?
- 2. Пять измерений психики.
- 3. Работать по всем каналам.
- Типологическая целостность социона.
- 1. Тип как объединение темперамента и установки.
- 2. Восприятие вещей и идей.
- 3. Перцептивные группы.
- 4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью.
- 5. Как делаются умозаключения.
- 6. Аргументивные группы в соционе.
- 7. Тип как объединение стимула и аргументации.
- 8. Типология со всех сторон.
- Сводная таблица типологии по базису юнга
- Исчезhуть, чтобы появиться вhовь.
- 1. Различные понимания типа.
- 2. Дихотомическое описание функций.
- 3. Две тенденции энергообмена.
- 4. Интерфункциональные отношения.
- 6. Способы реализации интерфункциональных отношений.
- 1. Запись социотипов четырехразрядым кодом.
- 2. Две системы интертипных отношений.
- 3. Когда диада устойчива.
- Этическая соционика в. Гуленко.
- 1. Коротко о себе.
- 3. 2. Дихотомические признаки в соционе.
- 3. 3. Коммуникативные функции.
- 3. 4. Структурно-функциональная модель.
- 3. 5. Группы типов.
- 3. 6. Социодиагностика.
- 4. Отличие этической соционики от других школ.
- 5. Примерная тематика обучающих семинаров.
- Соционическая диагностика.
- 1. Виды соционической диагностики.
- 1. 1. Логическая диагностика.
- 1. 2. Сенсорная диагностика.
- 1. 3. Интуитивная диагностика.
- 1. 4. Этическая диагностика.
- 2. Правила ведения интервью.
- 2. 1. Расположить человека к себе.
- 2. 2. Работать по всем каналам.
- 2. 3. Избегать альтернативных вопросов.
- 2. 4. Уточнять ответы испытуемого.
- 2. 5. Следить за эмоциональными реакциями испытуемого.
- 2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.
- 2. 7. Не увлекаться вопросами о вкусах.
- 2. 8. Анализировать как результаты, так и ход каждого интервью.
- 3. Техника интервью.
- 1. Биографическая серия вопросов.
- 2. Увлечения в свободное время.
- 3. Поведение в быту.
- 4. Поведение в конфликте.
- 2 Гипотезы о типе
- 4. Расшифровка данных.
- 1. Рациональность-иррациональность.
- 2. Экстраверсия-интроверсия.
- 3. Логика-этика.
- 4. Сенсорность-интуитивность.
- 5. Пример интервью.
- 1. Отношения вместо типов.
- 2. Объединительный подход.
- 3. Психологический климат в коллективе.
- Почерк личности в социуме.
- 1. Искусство отыскания общего.
- 2. Микросоциум: соционические темпераменты.
- 2. 1. Линейно-напористые.
- 2. 2. Гибко-разворотливые.
- 2. 3. Уравновешенно-стабильные.
- 2. 4. Восприимчиво-адаптивные.
- 3. Макросоциум: установки на вид деятельности.
- 3. 1. Управленцы.
- 3. 2. Социалы.
- 3. 3. Гуманитарии.
- 3. 4. Сайентисты.
- 4. Объединение темперамента и установки.
- 1. Сменяемость сайентистов.
- 2. Сменяемость гуманитариев.
- 3. Сменяемость социалов.
- 4. Сменяемость управленцев.
- 1. Каждый несет свой крест.
- 2. Зачем нужно “наставничество”?
- 3. Различные подтипы Наставника в философии.
- 3. 1. Вл. Соловьёв - Наставник этического подтипа.
- 3. 2. Г. Гегель - Наставник интуитивного подтипа.
- Бинарные признаки интертипных отношений.
- 1. Предварительные замечания.
- 1. Экстраверсия - Интроверсия ио.
- 1. 1. Окружайте себя друзьями и знакомыми.
- 1. 2. Больше времени проводите вдвоем.
- 2. Рациональность - Иррациональность ио.
- 2. 1. Предупреждайте о своих намерениях.
- 2. 2. Не ищите системы там, где её нет.
- 3. Логика - Этика ио.
- 3. 1. Вы имеете шанс конструктивно договориться.
- 3. 2. Вместо “умных” доказательств проявите чувства.
- 4. Сенсорность - интуитивность ио.
- 4. 1. Окунитесь в повседневность, отбросьте фантазии.
- 4. 2. Отвлекитесь от мира вещей и сиюминутности.
- 5. Статичность - Динамичность ио.
- 5. 1. Найдите силы вызвать перемены.
- 5. 2. Сонное царство - это не про вас.
- 6. Эволюция - инволюция ио.
- 6. 1. Хотите быть вместе - подражайте избраннику.
- 6. 2. Будьте готовы к сбоям на ровном месте.
- Гармоничный учебный коллектив. Как его создать?
- Соционика в школе: первые шаги.
- 1. Диалектика психологического и социального.
- 2. Соционика как основа сплочения педагогических сил.
- 3. Элементарный социоанализ класса.
- 4. Обучать, воспитывая и воспитывая, обучать.
- Модернизация классно-урочной системы.
- 1. Учить рационально, но динамично.
- 2. Структурирование места обучения.
- 3. Структурирование времени обучения.
- 4. Особенности профильного обучения.
- Соционическая модель g.
- На волнах старения и обновления.
- 1. Два пути развития.
- 2. Прогрессная ориентация в четырёх ракурсах.
- 2. 1. Физический уровень.
- 2. 2. Психологический уровень.
- 2. 3. Социальный уровень.
- 2. 4. Интеллектуальный уровень.
- 3. Мы говорим на разных языках.
- 4. Проектные группы.
- 5. Группы внедрения.
- 6. Группы стрессоустойчивости.
- 7. Группы инфляции, или кольца заказа.
- 8. Квадрально-заказная структура социона.
- Применение типологического подхода в семейном консультировании.
- 1. Задачи консультирования.
- 2. Инструмент консультирования.
- 4. Уравновешенно-стабильный темперамент.
- 4. Особенности типологического метода.
- Разными путями к одной цели.
- 1. Дифференцирующие признаки.
- 2. Наименование типов.
- 3. Модели типов.
- 4. Малые группы.
- 5. Интертипные отношения.
- 6. Опыт типологии в средней школе.
- 7. Основные авторы у нас и у них.
- Облик русского реформатора.
- 1. Эпоха реформ - навстречу 3-й квадре.
- 2. Павел I - плачевный итог.
- 3. Сперанский при Александре I.
- 4. Какой же социотип у Сперанского?
- 5. Сперанский при Николае I.
- 6. Чему учит история.
- 7. Пентада - группа, моделирующая среду.
- 1. Установка и темперамент.
- 2. Квадра и энергокольцо.
- 3. Подтипные особенности.
- 4. Управляемость функций.
- 5. Особенности диагностики в социоанализе.
- Вторичная установка на вид деятельности.
- 1. Гуманитарное смещение.
- 2. Управленческое смещение.
- 3. Сайентистское смещение.
- 4. Социальное смещение.
- Построение шкалы комфортности интертипных отношений.
- 1. Как понимать совместимость?
- 2. Квадры по убыванию удобств.
- 3. Темпераменты внутри квадры.
- 4. Для любителей модели.
- 5. Познакомимся с сюрпризами.
- 6. Ограничения и поправки к шкале.
- Классификация интертипных отношений по темпераментам.
- 1. Отношения линейно-напористые.
- 1. 1. Симметричная (двустороняя) активизация.
- 1. 2. Направленная (одностороняя) активизация.
- 2. Отношения уравновешенно-стабильные.
- 2. 1. Симметричное (двустороннее) торможение.
- 2. 2. Направленное (одностороннее) торможение.
- 3. Отношения восприимчиво-адаптивные.
- 3. 1. Симметричное (обоюдное) равновесие.
- 3. 2. Направленное (одностороннее) равновесие.
- 4. Отношения гибко-разворотливые.
- 4. 1. Симметричный (двусторонний) резонанс.
- 4. 2. Направленнный (односторонний) резонас.
- 1. Исследовательские отношения.
- 1. 1. Тяжёлые исследования.
- 1. 2. Лёгкие исследования.
- 2. Социальные отношения.
- 2. 1. Лёгкая социальность.
- 2. 2. Тяжёлая социальность.
- 3. Рабочие отношения.
- 3. 1. Лёгкая работа.
- 3. 2. Тяжёлая работа.
- 4. Воспитательные отношения.
- 4. 1. Лёгкое воспитание.
- 4. 2. Тяжёлое воспитание.
- 5. Этапы становления личности.
- 6. Путешествие по полю отношений.
- 7. Мужской и женский график онтогенеза.
- 8. Сравнение теорий онтогенеза.
- 1. Структурно-функциональный метод.
- 2. Системная динамика в многооконной схеме Альтшуллера.
- 3. Шестнадцатиричная схема системной динамики.
- 4. Теория коммуникативного пространства.
- 4. 1. Первая дихотомия: микроуровни против макроуровней.
- 4. 2. Вторая дихотомия: уровни диффузные против рельефных.
- 4. 3. Третья дихотомия: уровни первичные против уровней вторичных.
- 5. Вертикальная структура в научном знании.
- Пробьются ли ростки инакомыслия?
- 1. Чётная структурность.
- 2. Интерактивный функционализм.
- 3. Единая сквозная типология.
- 4. Эквифинальность эволюции.
- 5. Проблема выбора методологии.
- 1. Предпосылки анализа.
- 2. Дихотомия “материальное - идеальное”.
- 3. Дихотомия “субъект - объект”.
- 4. Дихотомия “рациональное - иррациональное”.
- 5. Дихотомия “вера - знание”.
- 6. Формы познания.
- 7. Дихотомия “абсолютное-относительное”.
- 8. Об интегральном типе человека.
- Философские корни соционики.
- 1. Основная схема гносеологии.
- 2. Гносеологическая дихотомия 20-го века.
- 3. Структурализм как источник соционики.
- 4. Четверичная парадигма нынешней соционики.
- Этическая соционика: теория подтипов.
- 1. Задачи этической соционики
- 2. Обобщение троичных и четверичных типологий.
- 3. Комбинаторика подтипных шкал.
- 4. Отношения как инструмент диагностики.
- Соционическая альтернатива классно-урочной системе.
- 1. Класс как система малых групп.
- 2. Антитетическая дискуссия на уроке.
- 3. Требование типологического разнообразия.
- 4. Подготовка детей к школе.
- Архетипическая трактовка модели психики в соционике.
- 1. Фрейдовская и Юнговская традиции.
- 2. Основные архетипы бессознательного.
- 3. Сознательное и бессознательное в рамках модели.
- 4. Ментальные и витальные блоки в новом прочтении.
- 1. Ускоряющие отношения (_).
- 2. Замедляющие отношения (_).
- 3. Ускоряюще-замедляющие отношения (__).
- 4. Замедляюще-ускоряющие отношения (__).
- Социетальный статус личности.
- 1. Сферы общественной жизни.
- 2. Четверичное градуирование подсистем.
- 3. Девиантное поведение и аномия.
- 3. Резюме.
- 1. Центральные и периферийные типы.
- 2. Правые и левые типы.
- 3. Группы социального прогресса.
- 4. Организация социума: распределение подсистем.
- 1. Диктатура технократизма: перспективы преодоления.
- 2. Оценка человека по базовым критериям.
- 3. Коллектив как система контактных групп.
- 4. Как использовать персонологию в менеджменте.
- 1.2. В подборе кадров.
- 2.2 В постановке задач и контроле их выполнения.
- 3.2 В работе с клиентами и партнерами.
- 4. 2 В сплочении коллектива.
- Функциональный анализ малых групп.
- 1. Установки на род деятельности.
- 2. Соционические темпераменты.
- 3. Кольца ревизии.
- 4. Квадральные группы.
- Человек как система типов.
- 1. Общая структура личности человека.
- 2. Гипотеза: два типа в одном человеке.
- 3. Отношение к самому себе.
- 4. Тест Айзенка для диагностики Персоны.
- 5. Диагностика в этической соционике.
- Насколько прочны основания соционики?
- 1. Естественнонаучный аспект.
- 2. Психологический аспект.
- 3. Повседневно-бытовой аспект.
- 4. Философский аспект.
- Позитивность и негативность коммуникативных функций.
- 1. Дихотомия статика/динамика.
- 2. Дихотомия правые/левые.
- 3. Дихотомия позитивисты/негативисты.
- 4. Шестнадцать коммуникативных функций.
- 1. Рациональные функции.
- 2. Иррациональные функции.
- 5. Сравнение типов по родственным парам.
- 6. Сравнение типов по деловым парам
- Кто и как делает погоду на фирме?
- 1. Некоторые принципы формирования команд.
- 2. Атмосфера в творческой команде.
- 1. Рационально-логическое подразделение
- 2. Иррационально-этическое подразделение
- 3. Иррационально-логическое подразделение
- 4. Рационально-этическое подразделение
- 5. Заключение: интегральный тип организации и отдельные лидеры
- 1. Темперамент и стиль общения философа
- 2. Критицизм как образец сайентизма
- 3. Квадра и кольцо заказа
- 4. Отдельные функции и признаки
- 5. Установка в установке
- 5.1. Сайентист среди сайентистов.
- 5.2. Сайентист среди гуманитариев.
- 5.3. Сайентист среди социалов.
- 5.4. Сайентист среди управленцев.
- Вверх по лестнице эволюции
- 1. Оболочка внутри оболочек
- 2. Нейрологические контуры - комбинации функций или позиций
- 3. Трактовка четырех темпераментов
- 1.2 Агресивное доминирование.
- 2.2 Дружелюбное доминирование.
- 3.2 Агрессивное подчинение.
- 4.2 Дружелюбное подчинение.
- 4. Отличие модели Уилсона от соционики
- На каком языке будем договариваться?
- 1. Произведения в разных жанрах.
- 2. Отсутствие типологического разнообразия.
- 3. У кого больше шансов на успех?
- 4. Компаративистика в соционике
- Подбор кадров методами персонологии.
- 1. Психологическая база функциональных обязанностей.
- 2. Как избежать внутренней конкуренции.
- 3. Оберегайте стержневые типы.
- 4. Гармония процессов стабилизации и развития.
- Как сделать интертипные отношения устойчивыми.
- 1. Дуальные отношения.
- 2. Полудуальные отношения.
- 3. Прямой и обратный заказ.
- 4. Деловые отношения.
- 5. Тождественные отношения.
- 6. Отношения активации.
- 7. Зеркальные отношения.
- 8. Ревизные отношения.
- 9. Миражные отношения.
- 10. Отношения погашения.
- 11. Квазитождественные отношения.
- 12. Родственные отношения.
- 13. Отношения суперЭго.
- 14. Отношения конфликтности.
- Применение соционики в деловой сфере.
- Почему интегральный тип диады отсчитывается от илэ?