logo search
(ВесьГуленко)

1. Искусство отыскания общего.

Перед теми, кто решил заниматься соционикой практически, в скором времени возникает психоло­гический барьер. Оказывается, что определение соционического типа, или с о ц и о д и а г н о с т и к а, - вещь очень непростая. Мало кто находит в себе силы для второй, не говоря уже о третьей, попытки.

Давно установлено, что человеческий мозг почему-то сосредотачивается на различном, а не на общем. А ведь социодиагностика требует как раз обратного - умения разглядеть за разнооб­ра­зием человеческих реакций те общие признаки, которые позволяют объединить людей в некие группы сходства - соционические типы.

Согласны ли вы напрягаться, проделывая собственным умом непростую работу по классификации того, что ускользает всеми силами? Не боитесь ли вы обвинений в механицизме, ограничении рамками, насилии над личностью? Если все же нет, то мы с вами - попутчики на увлекательной дороге освоения “азбуки жизни”.

Постигать это искусство можно, по крайней мере, двумя способами - через зрение и через слух. Зрительная (визуальная) диагностика, если вы будете заниматься ею систематически, натре­ни­рует вашу наблюдательность, сделает вас кем-то наподобие чародея. Даже не вступая в прямой контакт с человеком, просто наблюдая за ним со стороны, вы сможете сообщать о нем массу ин­формации, чем немало удивите людей непосвященных.

Второй вид диагностики - целенаправленный речевой опрос, или метод интервью. Умело строя бе­седу с человеком, вы в зашифрованном виде собираете информацию о базовой структуре его лич­ности. Отделяя главное от второстепенного, устойчивое от текущего, вы научитесь по ма­нере высказывания, по особенностям построения фраз, по уклонению от вопросов или же, на­оборот, готовности отвечать достигать желаемой цели.

В этой статье я расскажу вам о первом способе определения типа - через наблюдение за пове­де­нием человека. Новичкам имеет смысл начинать с него, потому что люди, когда они не по­доз­ревают о том, что подвергаются оценке, ведут себя е с т е с т в е н н о: не выставляют напо­каз те свои качества, которые им кажутся положительными, и не скрывают то в своем по­веде­нии, что им не нравится. С речью можно пока и подождать. Нет никакой необходимости, если вы располагаете резервом времени, приставать к человеку с расспросами.

Прежде чем поговорить о том, за ч е м именно нужно наблюдать соционику в поведении людей, необходимо остановиться на условиях наблюдения. Дело в том, что в одной ситуации ярче видны “лицевые” качества человека, а в другой - оборотные. Внешние и внутренние стороны личности могут произвольным способом комбинироваться. Проблема заключается в том, чтобы не спутать первые со вторыми.

С этой целью в социоанализе вводится понятие микро- и макросоциума. Разница между этими ви­дами общественной среды заключается в характере коммуникативной дистанции, связывающей людей. Контакт может протекать, например, на близкой дистанции. В этом случае речь идет о неформаль­ном, свободном общении, при котором на первый план выходят психо-эмоциональные ка­чества лич­ности. Такой круг общения человека социоаналитики называют м и к р о с о ц и у м о м.

Совсем другие качества человека становятся доступными для наблюдения, если дистанция в комму­никации далекая. Общение тогда приобретает формальный характер. Люди руководствуются в нем нормами и традициями, изменить которые по своему вкусу им не под силу. В таком случае мы будем говорить о м а к р о с о ц и у м е.