logo search
(ВесьГуленко)

6. Аргументивные группы в соционе.

Аргументивные группы образуются рассечением социона на четыре части двумя юнговскими осями - “рациональность-иррациональность” и “логика-этика”. Именно эти соционические шкалы принимают непосредственное участие в формировании суждений и аргументации выводов. Схематически это вы­глядит следующим образом:

рацио

|

БЛЮСТИТЕЛИ | КОНСТРУКТОРЫ

|

этика --------------|---------------логика

|

ДИПЛОМАТЫ | РЕСТРУКТОРЫ

|

иррацио

Полученные стили аргументации я буду анализировать главным образом по двум показателям су­жде­ния - его полноте и стойкости. Для этого примем к сведению, что структура суждения предпола­гает наличие 1) субъекта суждения (о чем судят), 2) предиката (приписываемого субъекту свой­ства) и 3) связки между ними.

П о л н о т а суждения означает, что рассматриваемому субъекту эксплицитно или импли­цитно (в выраженной или скрытой форме) приписываются все допустимые в пределах данной парадигмы предикаты.

С т о й к о с т ь суждения определим как недопустимость приписывания субъекту суждения преди­катов других парадигм, не связанных по данному контексту с рассматриваемой.

1. Логические рационалы, или КОНСТРУКТОРЫ (социотипы АДМИНИСТРАТОР, ИНСПЕРТОР, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, АНАЛИТИК). Отличаются как полно­той, так и стойкостью суждений. Их аргументация поэтому наиболее конструктивна. Ре­зультаты своих суждений оформляют в виде умозаключений как некую стройную логическую конструкцию, оптимально подходящую для функционирования в качестве основы для научной теории, свода за­конов, оргструктуры, технологии и т. д.

Конструкторов очень трудно сбить с логической цепочки речевого рассуждения. Они свободно ори­ентируются во всем объеме излагаемого материала, поэтому могут начинать его изложение прак­тически с любой точки. Недостатком их стиля аргументации является игнорирование дру­гих па­радигм желание развивать мысль только в пределах собственной системы понятий.

2. Логические иррационалы, или РЕСТРУКТОРЫ (социотипы КООРДИНАТОР, МАСТЕР, ИСКАТЕЛЬ, КРИТИК). Их суждения отли­чаются полнотой, но нестойкостью. В силу этого они имеют склонность к трасформациям и пре­стройкам логических систем как материального, так и идеального характера. Их аргу­ментацию будем называть реструктивной. Не найдя в пределах имеющейся парадигмы средств решения интере­сующих их проблем, Реструкторы заимствуют их из других парадигм. Результаты суждений они оформляют в виде “уморазмыканий” - нахождения выхода из замкнутого круга. По этой причине они нередко отличаются смекалкой и находчивостью в логически казалось бы безвыходных ситуациях.

Реструкторы несколько уступают Конструкторам в последовательности приведения доводов. В их речи то и дело встречаются немотивированные для внешнего слушателя отходы от основ­ной темы. Зато реструктивная аргументация свободна от догматичности и отличается более широкой эрудицией.

3. Этические рационалы, или БЛЮСТИТЕЛИ (социотипы ЭНТУЗИАСТ, ХРАНИТЕЛЬ, НАСТАВНИК, ГУМАНИСТ). Характеризуются стой­ко­стью, но неполнотой суждений. Следят за соблюдением воспринятых и зачисленных их рефе­рент­ной группой в разряд “правильных” конструкций и парадигм, мало обращая внимание на их узость и несовершенство. Оформляют результаты своих суждений в виде толкований, т. е. установлении соответствия между вновь воспринятой информацией и теми или иными зако­нами культивируемой парадигмы.

Аргументация Блюстителей строится на авторитетах, общественно закрепленных нормах, а также трактовке имен понятий - терминов, поэтому может быть названа номинативной (на­зыватель­ной). Их рассуждения по этой причине нередко сводятся к спору о том, правильно ли называть то или иное явление данным именем.

Эмоциональная сторона аргументации Блюстителей отличается особой устойчивостью, а также ап­пеляцией к чувствам собеседника. Именно этой группе больше других грозит опасность скатывания к эпигонству или схоластике.

4. Этические иррационалы, или ДИПЛОМАТЫ (социотипы ПОЛИТИК, ПОСРЕДНИК, СОВЕТЧИК, ЛИРИК). Для них в наибольшей степени характерна как нестойкость, так и неполнота суждений. Логичность их аргументации невелика и они, понимая это, пытаются восполнить ее описательностью, т. е. сообщением всей информации, известной им по данной теме. За счет этого они создают себе почву для дипломатического маневра - замены одной системы понятий на другую. Со стороны при этом кажется, что человек уходит от ответа, “выкручивается”.

Дескриптивный (описательный) подход заключается в перечислении всех известных опреде­лений субъекта суждения из самых разных, пусть даже логически и не связанных друг с дру­гом парадигм и представлении возможности сделать вывод самому слушателю. При этом обычно подчеркивается, насколько сложно прийти к однозначному выводу. Дипломаты больше всего опасаются обвинений в намерениях уйти от четкого ответа. Их когнитивная (позна­вательная) проблема - это поиск критерия истинности или хотя бы оправданности использова­ния той или иной парадигмы.