logo search
(ВесьГуленко)

1. Произведения в разных жанрах.

Прежде всего я хочу поставить самый животрепещущий вопрос: правомерно ли вообще сопостав­лять результаты мало связанных между собой школ разных уровней? Теоретически возможно все. Но практическая отдача от подобных занятий в нынешних условиях сомнительна. Это все равно, что сравнивать прозаический роман со стихотворной поэмой. Если кто-то все же решил взяться за подобное дело, то какие цели он при этом (вольно или невольно) преследует? Да­вайте разбе­ремся.

Хотя все соционики и признают, что есть 16 базовых типов личности, этого еще очень мало для согласованной практики. В более тесной увязке конкретного образа жизни человека с его со­циотипом наметились, по меньшей мере, два подхода.

Первый вариант доработки дробит социотип на то или иное количество подтипов. Второй подход стремится описать человека как систему типов. В свое время я начал двигаться в первом на­правлении, но со временем убедился в ограниченности его возможностей: грани между подти­пами становятся все более и более зыбкими. Поэтому на весенней киевской конференции 1998 г. я призвал социоников, ведущих активные исследования, сделать принципиально новый шаг - присту­пить к моделированию психики как целостной системы типов.

Чтобы обеспечить сравнимость результатов противоположных методологий и школ соционики, нужно хотя бы снять жесткое ограничение на приписывание человеку только одного типа. Пред­лагаю строить эксперимент более гибко: разрешить экспертам относить тестируемого к двум типам без указания, какой из них основной, а какой дополнительный.

Некоторые думают, что критерием оценки может служить согласие человека с одним из сущест­вующих соционических описаний типа. Это глубокое заблуждение. Даже если дать прочитать че­ловеку на­бор описаний разных авторов, это не поможет внести ясность. Наоборот, дело еще больше запу­тается. Психологические портреты написаны разным понятийным языком, часто проти­воречат одно другому.

Я не говорю уже о том, что кроме типа Эго у конкретной личности существует свой внутренний образ Я, или Я-концепция, как говорят психологи. Иными словами, то, как человек оценива­ется внешними наблюдателями и то, каким он сам себе представляется изнутри, далеко не одно и то же. Мало кто из людей обладает настолько развитой рефлексией, что в любой ситуации четко отличит свое природное Эго от Эго искуственно сотворенного.