logo search
(ВесьГуленко)

4. Эквифинальность эволюции.

Нынешнюю фундаментальную науку трудно себе представить неэволюционной. Диалектический прорыв совершился в 19 веке, когда умы учёных захватили теории Ч. Дарвина, Г. Спенсера, Г. Гегеля. Од­нако сам термин “диалектика”, как ни странно, понимается по-разному.

Широко известно понимание развития как э н а н т и о д р о м и и (др. греч. “встречный бег”) - смены одной противоположности на другую. Диалектическая логика отрицает законы логики формальной, и прежде всего закон исключённого третьего. А это ведёт к абсолютиза

ции кризисной стороны развития: все процессы оказываются переходными, устойчивые состояния исчезают. С другой стороны, диалектику издревле понимали как здоровую полемику, столкновение различных точек зрения для сравнения позиций и выработки более адекватной, более полной картины явления. И здесь уже акцент делается не на смене одной крайности другой, а на их со­гласовании и сосуществовании.

Соционическая методология работает по принципу относительного пе ревеса одной противоположно­сти над другой. Диалектический принцип в ней преломляется так: противоположности соревнуются между собой, но исход этой битвы предрешён. Одна крайность всё же является доминирующей тен­денцией, а другая её дополняет, уравновешивает, но никогда не вытесняет окончательно.

Принцип э к в и ф и н а л ь н о с т и утверждает, что любая подсистема стремится обрести оп­тимальное для себя место в рамках той или иной системы, между которыми она имеет выбор. Развитие может идти по прямой или извилистой траектории, но его градиент всегда направлен в сторону единственной организации частей. Это и есть свойство финальности, прегнантности (геш­тальт-психология), архетипичности (аналитическая психология).

Финальное состояние достигается далеко не сразу. Разворачивается долгий или короткий про­цесс апроксимации, центрирования, вызревания.

Самоцель осознаётся путём мучительных поисков своего Я.

Из принципа эквифинальности вытекают законы конкуренции сходств, а не противоположностей. Ти­повергенция как движение к типу представляет собой генезис слабо структурированных, рыхлых систем, подталкиваемых конкуренцией со стороны подобных им образований в направлении большей упорядоченности.

Реальные процессы движения во времени, таким образом, моделируются в виде спирали, которая может сходится (эволюция – превращение энергии в информацию) или расходится (инволюция - пре­вращение информации в энергию) [11]. Временная траектория системы вырабатывается как баланс между двумя факторами единого процесса самоорганизации, благодаря которому живые системы отли­чаются от неживых, подчиняющихся закону нарастания хаоса.

Юнг высказывался о развитых системах как о дифференцированных, специализированных. Принцип индивидуации - юнговское понимание онтогенеза - это освоение ресурсов собственной личности че­рез нахождение своего места в коллективной структуре. Тип постепенно вписывается в систему более высокого порядка как её неотъемлемая подсистема. Развитие трактуется не как бесконечно повторяющаяся энантиодромия, а как интеграция всё более специализирующихся частей. Юнг так разъяснял эту мысль: “Но дело не в переходе в противоположность, а в

сохранении прежних ценностей вместе с признанием их противоположности” [1, с. 118].

С продвижением вверх по эволюционной лестнице симметрия сменяется асимметрией. Чем больше не­парных функций в системе, тем сильнее её потребность в кооперации. Надстраиваются всё но­вые и новые уровни системной иерархии.