logo search
(ВесьГуленко)

2. Основные архетипы бессознательного.

Среди большого количества архетипов коллективного бессознательного, описанных Юнгом, по­стюнги­анские психологи выделили набор из пяти основных [4, с. 63]. В него входят архетипы эго, пер­сона, тень, анимус/анима и главный архетип - самость. Эти понятия аналитической психоло­гии, к сожалению, совершенно не отразились в известной нам соционической модели психики А. Аугустинавичюте.

Если представить модель А обобщенно, то в ней одельные элементы - функции сливаются в ком­плексные блоки, работающие в психике относительно автономно. Эти блоки названы автором мо­дели фрейдовскими терминами - Эго, Суперэго, Ид. Для четвертой, отсутствующей у Фрейда инстанции психики, пришлось ввести собственный термин Суперид.

Естенственно, эти четыре уровня соционической модели и трактуются вольно или невольно через фрейдовский понятийный базис, который, как указано выше, целиком лежит в русле классической ньютонианской традиции. Чтобы внести в модель юнговскую, неклассическую семантику, соот­не­сем основные архетипы с блоками модели.

Такая операция, безусловно, будет неизбежно носить редукционистский характер, но это все же лучше, чем вообще отказаться от поиска точек соприкосновения между двумя ветвями - знако­вой и символьной в нынешней соционике. Хотя знаковая соционика и занимает в настоящее время гос­подствующую положение, но соционика символьная компенсирует ее однобокий логицизм.

Первый блок модели, располагающийся по установившейся традиции сверху (1 и 2 позиции), но­сит название Эго. Хотя фрейдовское Эго и юнговское Эго - это не одно и то же, но вда­ваться в семантические оттенки в этой статье нет необходимости. Поэтому просто перепишем его в том же словесном оформлении:

ЭГО -> ЭГО

Блоку Суперэго, располагающемуся сразу под Эго (3 и 4 позиции), поставим в соответствие ар­хетип Персона. Персона передает тенденцию адаптации человека к окружающей его социальной среде. Персона - театральная маска, личина, наружная сторона личности. Сходна с фрейдовским Суперэго в смысле тенденции сознательно следовать ролевым ожиданиям в социуме.

СУПЕРЭГО -> ПЕРСОНА

Самый нижний блок модели, который именуется Ид (7 и 8 позиции), следуя Фрейду, понимается как отрицательное начало в психике, источник неуправляемых инстинктов, разрушительно дейст­вующих на Эго. Приблизительно эти же, оборотные, скрытые свойства личности, у Юнга симво­лизируются архетипом Тень. Теневая сторона личности комплементарна Персоне, но анта­гонистична Эго.

ИД -> ТЕНЬ

Второй снизу блок модели (5 и 6 позиции), отсутствующий в фрейдовской структуре личности, имеет в соционике комплементарный (дуальный) по отношению к Эго и антагонистический (пога­шаю­щий) по отношению к блоку Ид характер. В целом это самая глубокая, суггестивная часть пси­хики, но заряженная положительной энергией. Очень напоминает юнговский архетип души (ани­мус/анима).

СУПЕРИД -> АНИМУС/АНИМА

Две ипостаси архетипа души - анимус (мужское в женщине) и анима (женское в мужчине) указы­вают на соционическое отношение дуальности, которое, по Юнгу, отражает сильнейшую симбиоти­че­скую зависимость родитель-ребенок или мужчина-женщина. Первую из них нужно ограничивать вплоть до разрыва, а вторую - ассимилировать в целостной психике.

В итоге получаем такое приблизительное соответствие двух рядов соционических понятий, ка­сающихся больших частей психики, - фрейдовского и юнговского:

Эго

1

2

ЭГО

СуперЭго

4

3

Персона

СуперИд

6

5

Аниму/Анима

ИД

7

8

Тень

Не отраженный на данной схеме архетип самости представляет собой интеграции всех частей пси­хики в единую целостную личность. Он есть не что иное, как выход в пятое измерение коммуни­ка­тивного пространства [6]. В даосизме его эквивалентом является Дао - понятие, отсутствующее в европейской интеллектуальной культуре, обозначающее “срединный путь между проти­воположно­стями, свободный от них и вместе с тем объединяющий их в себе” [5, с. 127]. Если воспользо­ваться имеющимися в соционике понятиями, то самости, видимо, будет соответствовать социон в человеке. Иными словами, это Эго более высокого таксономического уровня.