logo search
(ВесьГуленко)

3. Резюме.

Социетальный статус личности характеризует положение человека во внешнем мире. Он пред­став­ляет собой набор рангов по четырем социе-тальным измерениям - политическому, экономиче­скому, профессиональному и психологическому. Эти шкалы проградуированы на четыре интервала каждая.

В политической подсистеме движение идет в сторону постепенного отмирания государственной власти: от авторитаризма (высший ранг) через выборную демократию к меритократии и прямой де­мократии (низший ранг). Аномия - переходное состояние между старой и новой формами по­лити­ческой власти.

В экономической подсистеме четырьмя градациями выступают вид и размеры собственности, ко­то­рой владеет человек. Крупная материальная собственность (высший ранг) сменяется мелкой, затем вытесняется крупной интеллектуальной и завершается цикл малой интеллектуальной соб­ст­венностью (низший ранг).

В профессиональной сфере выстраивается обобщенный ряд профессий по приносимым доходам, на­чиная с менеджеров (высший ранг), затем идут журналистика и искусство, еще дальше от­стоит интеллектуальный труд в науке, и завершает ряд обширный набор массовых профессий, не требую­щий выдающихся умственных или художественных способностей (низший ранг).

В психологической сфере ранжирование чаще всего производится по энергичности человека, бла­годаря чему он способен выполнить роль лидера в той или иной сфере деятельности. Люди наибо­лее энергичные и работающие систематически претендуют на роль формального лидера (высший ранг), энергичные, но не систематичные имеют больше всего шансов стать неформаль­ным лиде­ром.

Затем следуют исполнители, которые так же могут быть формальными (обладающие уравновешен­ным и стабильным по работоспособности темпераментом) и неформальными, которые исполняют свою роль лучше при отсутствии постоянного формального контроля (низший ранг шкалы лидерства).

Человеком движет плохо осознаваемое желание ликвидировать разрыв между своим внутренним и внешним статусами в малых и больших группах, в которые он реально включен. Чем в боль­шем количестве групп внутренний и внешний статус индивида совпадают, тем в лучшей физической и психологической форме он находится.

В противоположном случае он испытывает когнитивный диссонанс (Л. Фестингер, 1957 г.) - на­рушение баланса между элементами его когнитивной структуры, что толкает его к поиску способов избавления от психологического напряжения. Эти способы бывают как положительными, так и отри­цательными с точки зрения господствующих социальных норм. В любом случае они ве­дут к конку­ренции и в конечном итоге развитию или краху всей социетальной системы.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Рассел Б. История западной философии. Т. 2. М.: “МИФ”, 1993.

2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. - М.:

Политиздат, 1992.

3. Амосов Н. Соционика - наука ради науки... В: Социон, #2, 1997, с. 20 - 25.

4. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. Из­да­тельство Новосибирского университета, 1997.

Э К В И Ф И Н А Л Ь Н Ы Е Г Р У П П Ы.

В. В. Гуленко, 29. 11. 1997, Киев.

Введение.

Среди огромного количества четырехтипных групп, которые можно выделить в соционе, обращают на себя внимание несколько образований, претендующих на особую коммуникативную роль. Речь идет об эквифинальных группах - таких, которые обладают максимальным интегрирующим эффектом и поэтому наиболее предпочтительны как структурная база зрелого, сбалансированного со­циума.

Таких групп всего четыре - темпераментные, группы установок на род деятельности (“дискусси­онные клубы”), квадры и кольца социального прогресса. Они являются как бы четырьмя конечными ориентирами, между которыми происходит выбор направления развития социума в его критических точках:

Установки

квадры социум кольца

темпераменты

Темпераменты играют роль сенсорной подсистемы социона, установки на род деятельности - роль интуитивной подсистемы. Квадры теснее, чем любые другие группы, связаны с ценностями, по­этому представляют собой этическую подсистему социона. Группы социального прогресса от-ражают процессы формирования социально ожидаемого поведения и контроля за соблюдением социально одобряемых норм. Они содержат в себе механизмы развития социума, поэтому образуют интуитив­ную подсистему социона.