logo search
(ВесьГуленко)

8. Об интегральном типе человека.

Заключительный раздел статьи я посвящаю не столько гносеологии, сколько философии лично­сти. Но такой поворот темы позволит мне дать ответ на вопросы, поставленные во введении.

Интегральный тип современного человека, по всей видимости, возник в начале так называемой “осевой” эпохи, которая дала мощный всплеск в 6 - 5 вв. до н. э. К. Ясперс, автор концепции осевого времени, доказывает, что именно на этом этапе произошло становление общечеловече­ской, магистральной истории [6]. До осевого времени развивались лишь обособленные ло­кальные цивилизации древнего Востока.

В Китае тогда проповедовал Конфуций, в Иране - Заратустра, в Палестине - пророки, в Греции создавали свои учения первые философы. В эту эпоху были выделены практически все полярности, анализу которых и посвящена моя статья. Мозг человека обрёл способность работать рацио­нально с идеальными объектами - понятиями и представлениями высокой степени обобщения, чего не было в доосевое время.

Тогда и сложился интегральный тип нового человека - ЕТ, или этико-интуитивный экстраверт. Тип проповедника, вождя, мифотворца, носителя культуры. В то же время наиболее противоре­чивый из всех психологических типов: проповедуя добро, часто творит зло. Вся история обще­ства про­никнута войнами, бунтами, революциями, освященными идеологическими утопиями.

Этико-интуитивный экстраверт, или “Наставник” очень склонен к обучению, так как ему дан природой уникальный дар подражания. Благодаря этому дару ребенок легко осваивает язык и входит через общение в культуру социума. К. Ясперс показал, что человек отличается от животных в первую очередь способностью к к о м м у н и к а ц и и.

Философия, по мнению Гегеля, - это “эпоха, схваченная в мысли”. “Наставник” и есть отра­жа­тель тенденций времени в коллективном сознании. Инструментом ему служит мыслительная функ­ция “Т” - интуиция времени [14]. Большинство философов имели именно этот, наиболее склон­ный к рефлексии и умозрительности тип психики.

Первый натиск на него предприняли философы - рационалисты и эмпиристы Нового времени, хотя сами же к нему и принадлежали. Рубеж 16 - 17 веков стал временем возникновение европейской науки. Интеллектуалы приложили немалые усилия к тому, чтобы заменить склонную к религиоз­ности и схоластике ЕТ-психику на рационально-логический тип ментальности. Однако “настав­ничеству” удалось выстоять и логика осталась недостижимым идеалом.

В 20-м веке тип НАСТАВНИК находится в более глубоком кризисе. Это впервые заметил Ницше и поднял тревогу. Он создал модель сверхчеловека - личности, в которой сочетаются физическое совер­шен­ство, высокие моральные качества и превосходный интеллект. Отсутствует лишь указание на интуи­тивную функцию. Ницше представил не что иное, как проект обновлённого ЕТ: носители этого типа в жизни нередко считают себя избранными.

Проект Ницше оказался в такой же мере несостоятельным, как и советский человек - так назы­вае­мая всесторонне развитая личность. Сначала потерпел крах фашизм, а затем коммунизм - две разновидности единой НАСТАВНИК-идеологии.

Нынешнее время во второй раз и еще более решительно требует обновления. Однако в ответ соз­даются все те же “наставнические” теории: экзистенциализм, персонализм, мистицизм, постмо­дернизм. Они в обостренной форме поднимают онтологические проблемы, как будто мы вновь пе­реживаем переход к осевой эпохе. Грядущее тысячелетие потребует новых вождей, новых пророков. “Наставник”, как ни парадоксально это звучит, должен выступить против монополизма своего соб­ственного типа.

Особенность нынешнего мировоззренческого кризиса в том, что его земные корни намного глубже, чем на пороге Нового времени: иссякают вещественные и энергетические ресурсы пла­неты. Требу­ется разведка альтернативных источников, освоение космоса, а также отход от ры­ночных и тота­литарных форм общества. Какой же тип интегрирует психологию человечества в будущем?

Для этих целей из рациональных типов (трудно себе представить зрелую цивилизацию ирра­циональной) больше всего подходит диада АДМИНИСТРАТОР (логико-сенсорный экстраверт) - ГУМАНИСТ (этико-ин­туи­тивный интроверт). Вероятно, назрел переход от второй, авторитарно-героической квадры к чет­вертой - квадре ненасильственной солидарности через промежуточную ступень третьеквадраль­ного индустриального общества [21].

Похоже, европейский тип НАСТАВНИК начинает все больше походить на американский ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: более плюрали­сти­ческий, деловой, но и гораздо менее духовный. Характерно в этой связи мнение известного рос­сийского диссидента В. Буковского, высказанное им в интервью еженедельнику “Аргументы и факты” [15]: “Я боюсь, что у интеллигенции, как она сложилась к концу XIX века, буду­щего уже нет. “Властители дум” - это все кончается. ”

“Фаустовский человек” по О. Шпенглеру (доктор Фауст описан Гете как логический подтип этико-интуитивного экстраверта) - носитель европейской цивилизации, к сожалению одних и к радости других, сходит с арены истории, уступая место более “цивилизованному” логическому человеку третьей, а затем и четвертой квадры.

Однако может победить и другая тенденция. Страны исламского фундаментализма не прочь навя­зать свой миропорядок. А это тип ИНСПЕРТОР - логико-сенсорный интроверт. Структурирование кол­лективного бессознательного восточным способом означало бы возврат в доосевое, статическое время. Ци­вилизованный мир, таким образом, подходит к точке бифуркации:

----> АДМИНИСТРАТОР (ЛСЭ)

НАСТАВНИК (ЭИЭ) ---+

----> ИНСПЕРТОР (ЛСИ)

“Кочующие” идеи не смогут найти своего завершения так долго, пока интеллектуальная жизнь ми­ро­вой цивилизации будет определяться типом ЕТ (ЭИЭ). Дихотомии будут вновь объявлятся ре­шён­ными, но новое поколение мыслителей не согласится с этим и попытается их решить по-своему и т. д. Познание ради познания. Интеллектуальная игра, в которой есть рациональная сис­тема, но нет объективной логики.

Вспомним в этой связи четвертый вид заблуждений человеческого ума по Ф. Бэкону - так называе­мый идол театра. Каждая философская система, утверждал Бэкон, - это сыгранный спектакль, не что иное, как самовыражение автора перед публикой.

С точки зрения социоанализа, открывшего, что среди выдающихся философов преобладают этико-ин­туитивные личности, это так и есть. К ЭИЭ - “Наставнику”, который чаще всего и является творцом философских систем, приложимо еще и второе название “Игрок”, потому что он азар­тен и от природы наделен даром актерских перевоплощений.

Первое сравнение жизни с театром принадлежит Эпиктету (ок. 50 - 138 гг.). Вслед за ним “те­атральную” аналогию повторяли как горькую истину многие философы и деятели культуры. Эту сен­тенцию мы, не задумываясь, воспринимаем как красивую фразу. Но ведь она поразительно точно передает игровой интегральный тип человечества на протяжении последних тысячелетий его суще­ствования!

Поэтому во многом прав Й. Хейзинга, предложивший нынешнего человека называть не homo sapiens, a homo ludens - человек играющий. По его мнению, “люди превращают в игрушку весь свет” [7, с. 328]. Формула “человек разумный” по отношению к интегральному типу людей, если считать ра­зумом рационально-логическое мышление, неверна. Хейзинга, уловив веление времени, призывал изменить соотношение игры и серьёзности (эмоций и логики) в пользу по­следней.

От засорения мировых компьютерных сетей низкопробно-развлекательной, интеллектуально бес­по­лезной информацией предостерегает Станислав Лем [10]. Звучит еще один призыв к человече­ству обуздать игровые эмоции деловой логикой. В эпоху информационного общества игра как универ­сальное средство развлечения становится опасной. Необходимо не только ускорить инфооб­мен, что достигается чисто техническими средствами, но и сделать его качественным, очистив от субъекти­визма и театральности.

Что можно сделать для укрепления рационально-логической стороны в интеллектуальной деятель­но­сти? Интеллектуальную информацию (не просто фактические данные и цифры, а теории, кон­цепции, модели) нужно представлять в эталонной, стандартизированной форме, что позволит объективно сравнивать теории между собой. Подобный стандарт предусматривает укрупнение ма­териала до 7+-2 структурных блоков, иначе невозможно противостоять информационному “взрыву”.

Чем может быть полезна соционика в этой интеллектуальной революции? Своей методикой двой­ной тетратомии - аналитическим представлением информации в геометрии четырех полюсов (две со­пряжённых через синтез и антисинтез дихотомии) и четырех отношений между ними. Восьмеричная форма “упаковки” информации, которой я пользуюсь в данной работе, достаточно про­ста, чтобы быть технологичной.

Она, конечно, имеет один существенный недостаток - огрубление. Отсекаются многочисленные подробности, уникальные аранжировки, стирается во многом неповторимое лицо автора концеп­ции. Тетратомию ждут неизбежные обвинения в “прокрустовом ложе”. Да, такова справедливая плата за “объективизацию” знания. Объективизация тем более необходма, когда концепция соз­дается кол­лективом ученых, что так характерно для решения комплексных проблем нашей эпохи.

В философии, как впрочем и в других теоретических дисциплинах, очень слабо представлен ти­пологический аспект, единое систематизирующее начало. Было бы неплохо построить меру ин­форма­тивности (структурной и функциональной разработанности) философских теорий. Конечно польза от такой деятельности скажется лишь тогда, когда интегральный тип нового общества станет логиче­ским. Возможно, это постиндустриальное общество?

Критериями оценки могли бы служить: 1) количество используемых базовых дихотомий, 2) их комбинаторика, получаемые на выходе теоретические конструкты, 3) система отношений между кон­структами, 4) законы эволюции первых трёх пунктов.

Вторая проблема в обуздании информационного “потопа” заключается в том, чтобы не допустить в стандартизованных системах дублирования смыслов. Компютеру это не под силу, потому что такая интеллектуальная работа строится не столько на логике, сколько на интуиции - идеаци­онном (умо­зрительном) мышлении. А компьютерной технике, пусть даже самой современной интуи­тивная обра­ботка информации недоступна. Остается надеятся на теоретическую деятельность человека со­вместно с компьютером.

Подведем итоги. Итак, а н т и с и н т е з - это такой способ теоретизирования, такая форма мышления, которая не исключает противоречий, но обращает внимание на их комплементарность и интегрирует их в структурированную целостность. Метод тетратомического антисинтеза, воз­можно, идёт на смену методологическому плюрализму.

Хочу подчеркнуть две особенности антисинтеза. Во-первых, все информационные составляю­щие можно вывести из одной, применив к ней операции конъюнкции, антиконъюнкции или импли­кации. Во-вторых, каждая такая составляющая представляет собой комбинацию трех остальных. В частно­сти, интуиция образуется как объединение сенсорики, этики и логики, в этике проис­ходит слия­ние сенсорики, логики и интуиции и т. д.

С этой точки зрения, антитетика современной философии заключается в трёх больших группах аль­тернатив. Логическую сторону представляет аналитическая философия, этическую - фило­софская антропология. По иррациональной оси четверицы заполнен лишь один полюс - интуитив­ный, который представлен разнообразными течениями постмодернизма.

Сенсорный компонент действительности пока что не нашёл единого философского отражения. Он реализуется в рамках разнородной практически ориентированной философии: философия пола, фило­софия политики, философия техники и т. п.

И. Кант считал, что его философия призвана была ответить на четыре коренных вопроса. В них угадывается его стремление к целостному охвату действительности, на пути к которому филосо­фам предстоит решить четыре трудных задачи:

- что я могу знать? - логическая задача философии,

- что я должен делать? - сенсорная задача философии,

- на что я могу надеяться? - интуитивная задача философии,

- что есть человек? - этическая задача философии.

Последняя задача главная, поскольку человек есть сам для себя конечная цель. Соционика не со­бирается подменять человека (этику) схемой (логикой). Мы просто размышляем над своими вариан­тами ответов. Впереди как высшая награда нас ожидает недостижимый идеал целостной жизни постижение Самости.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Юнг К. Г. Психологические типы. Под общ. ред. В. Зеленского. Спб.: “Ювента”, М.: “Про­гресс - Универс”.

2. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика. - Киев, СИНТО, 1995, с. 8 - 14.

3. Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989.

4. Краткая философская энциклопедия. - М., Прогресс - Энциклопедия, 1994.

5. Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова, М.: Русское слово, 1996.

6. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - (Мыслители ХХ в.).

7. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидер. / Общ. ред. Г. М. Тавризян - М.: Изд. группа “Прогресс”, “Прогресс - Академия”, 1982.

8. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О. Е. Биченковой. - М.: Новая школа, 1995.

9. Селье Ганс. От мечты к открытию: Как стать ученым. - М.: Прогресс, 1987.

10. Зеркало недели, 4. 01. 1997, с. 12.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М.: Наука, 1989 (серия “Классики науки”).

12. Донченко Е. А. Социетальная психика. Киев, Наукова думка, 1994.

13. Гуленко В. В. Многооконное мышление. О структуре научного знания. В: Соционика, мен­толо­гия и психология личности, #5, 1997.

14. Гуленко В. В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий. К., 9. 04. 1995.

15. Аргументы и факты. Украина. # 22, 1997 г., с. 4.

16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.

17. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистициз­мом Востока. СПб., Орис, Яна-Принт, 1994.

18. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М.: Интрада - ИНИОН. - 1996.

19. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. - 2-е изд. - М.: Академия, 1997.

20. Гуленко В. В. Тайна пятого измерения. В: Соционика, ментология и психология личности, #2, 1997 г.

21. Гуленко В. В. Квадральная эстафета. Силуэты времени через вереницу типов. Киев, 25. 07. 1995 г.