logo search
(ВесьГуленко)

8. Сравнение теорий онтогенеза.

Жизнь человека удобно изобразить как кривую на координатной плоскости, образуе­мой двумя осями: горизонтальной осью времени и вертикальной осью тяжести со­циума (выше оси времени лёгкая, ниже оси - тяжёлая коммуникация), в котором он жил:

коммуникация

¦ ПО, КВ ДУ, АК ПД, ПЗ МИ, ОЗ

¦ 15 30 45 60

+---------+---------+---------+---------+--- возраст, лет

¦

¦ ТО, ЗЕ СЭ, КФ ДЕ, ОР РО, ПР

¦

На таком графике кривая онтогенеза в зависимости от преобладания тяжёлых или лёгких контак­тов с окружающими людьми будет то подниматься вверх, то опус­каться вниз, то оставаться на одном и том же уровне.

Вот одна из простых траекторий, которую я нанёс на график для иллюстрации. В детстве человек находился в ТО и ЗЕ окружении, в молодости близкий круг его контактов включал ДУ и АК. Рабо­чий период его жизни проходил в деловых отноше­ниях и под ревизией, а гуманитарный - в МИ и ОЗ.

Онтогенез с точки зрения освоения типом своих внутренних ресурсов разворачива­ется по следующей схеме (помните о различиях в употреблении терминов “менталь­ность-витальность!):

-1) в исследовательский период формируются ментальные функции - блоки Эго и Ид.

-2) в социальный период формируются витальные функции - блоки Суперэго и Су­перид.

-3) в рабочий период наполняются инструментальные функции - правые верти­кальные блоки.

-4) в воспитательный период разворачиваются в полную силу ценностные функ­ции, которые со­ставляют левые вертикальные блоки.

Два процесса, которые психологи ставят во главу угла, когда речь идёт о разви­тии личности во времени, - это интериоризация (формирование психики под влия­нием внешней коммуникации) и со­циализация (усвоение индивидом норм социума). Оба процесса направлены снаружи вовнутрь.

Юнг же трактует онтогенез не столь материалистически. Он считает, что в его основе лежит ин­дивидуация - осознание себя в качестве отдельной личности и нахождение адекватного своему психическому складу места в обществе. Именно в этом и заключается, по Юнгу, самоосуществление [1, с. 235].

В работе “О психологии бессознательного” он образно описывает процесс обре­тения самости: “Наша жизнь напоминает путь солнца. Утром Солнце непрерывно наби­рает силу, до тех пор пока оно наконец не достигает, лучистое и горячее, полу­денной высоты. Тогда наступает энантиодромия. Его непрерывное движение вперёд уже означает не прибавление силы, а убавление”.

Первая часть жизни человека, как следует из этого описания, экстравертна, оп­ределяется мате­риальными регуляторами. “Послеполуденный” человек, прошедший кризис середины жизни, интро­вертируется, обращается к внутренним ценностям. В области света, по Юнгу, располагаются ос­новная и вспомогательная функции типа, то есть первая и вторая по нашей нумерации. В об­ласти тени - третья и четвёртая.

Таким образом, выстраивается модель психики по Юнгу. Движущей силой индивидуции является борьба сознания с бессознательным. Это столкновение у нормально развивающейся личности заканчивается осознанием последнего и управлением им.

Из американской литературы нам известна теория развития типа личности по П. Тигеру [2]. Она во многом схожа с с юнговской, но отличается более подробной проработкой промежуточных этапов и указанием их сроков.

П. Тигер приводит свой график онтогенеза с разбивкой по этапам, сменяемость которых. отражает последовательность формирования четырёх функций модели типа:

основная функция формируется к 6 годам,

вспомогательная функция - к 12 годам,

третья функция - к 25 годам и

четвёртая функция - к 50 годам.

Моя теория соционического онтогенеза гораздо сложней. Я считаю, что функции не формируются изолировано. Они обязательно запускаются и работают парами. А так как функциональных пар би­номов для каждой функции из восьми (а не четырёх, как у американцев) оказывает две, то каж­дая функция энергетически наполняется дважды.

Например, силовую сенсорику человек осваивает первый раз в социальный период, в связке с эти­кой отношений. А второй раз эта функция загружается в рабочий пе­риод в паре со структурной ло­гикой.

За что же я ратую? Я сторонник рационализации своего жизненного сценария, осо­бенно в том случае, если он начал складываться негативно. Осознание закономер­ностей онтогенеза даёт нам в руки реальный инструмент психокоррекции. Само­воспитание зиждется на самоограничении, кото­рое спасёт человека перед лицом соблазна и безвольнослу-чайного выбора.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Юнг К. Г. О психологии бессознательного / В: Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. - М.: Канон, 1994.

2. Тигер П. Д., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рождён. Путь к успешной карьере через самопознание. М.: Армада, 1996.

3. Аугустинавичюте А. Комментарий к типологии Юнга и введение в информаци­онный метабо­лизм. / В: Соционика, ментология и психология личности. # 2, 1995.

4. Гуленко В. В. Почерк личности в социуме. Социодиагностика через наблюдение. Новосибирск, 12. 12. 1994.

5. Гуленко В. В. Комбинаторно-дихотомический способ интерпретации социомо­дели. Киев, 8. 08. 1996.

6. Гуленко В. В. Классификация интертипных отношений по темпераментам. Киев, 19. 08. 1996.

7. Гуленко В. В. Бинарные признаки интертипных отношений. Киев, 7. 01. 1995.

М Н О Г О О К О Н Н О Е М Ы Ш Л Е Н И Е.

О структуре научного знания.

В. В. Гуленко, Киев, 16. 10. 1996.