logo search
(ВесьГуленко)

5. Вертикальная структура в научном знании.

Четверичное вертикальное деление оказывается очень удобным для структурного представления любой более или менее оформившейся отрасли научного знания. Если речь идёт о социогумани­тар­ных науках, то каждая из них будет пытаться охватить в своих основных разделах все че­тыре пласта коммуникативного пространства.

Рассмотрим некоторые примеры.

5. 1. Философия. Её вертикальная стратификация представляется мне так:

- 1) интеллектуальный уровень - гносеология,

- 2) социальный уровень - социальная философия,

- 3) психологический уровень - философская антропология,

- 4) физический уровень - онтология.

Такая картина, безусловно, является результатом предельной рационализации живого иррацио­наль­ного знания. В этой жёсткой схеме остались неучтёнными многие самостоятельные разделы фило­софии, которые расположены на межуровневых промежутках.

Однако пользу такая схема всё же имеет. Она прекрасно демонстрирует однобокость отдельных учений. Становится понятным, что на каждом историческом шагу в философии мы имеем дело с ре­дукционизмом - сведением всех четырёх уровнем к одному, который авторами философских концеп­ций без зазрения совести объявляется решающим, главным.

5. 2. Социология как наука об обществе также распадается в соответствии с излагаемой тео­рией таксономических уровней на 4 больших раздела, а именно:

- 1) уровень надсистем - социология культур, цивилизаций,

- 2) уровень систем - социология больших групп, или так называемые структурные пара­дигмы,

- 3) уровень подсистем - социология малых групп, или (противостоящие структурным) ин­тер­претативные парадигмы,

- 4) уровень элементов - социология личности.

Все реальные теории социологов находят своё место на этой координатной сетке, пусть и дос­та­точно грубо. Например, социология Питирима Сорокина находится между первым и вторым уровнем, поскольку он пытался синтезировать закономерности надсистемы (культуры) с функционированием собственно системы - социальной стратификации в обществе.

5. 3. Наконец, обратимся к общей структуре социогуманитарного знания. Науки этого ком­плекса, на мой взгляд, следующим образом “поделили” уровни коммуникативного пространства:

- 1) интеллектуальный уровень - философия, методология,

- 2) социальный уровень - социология, экономика,

- 3) психологический уровень - психология, педагогика,

- 4) физический уровень - физиология, антропология.

Мы вышли на принцип стандартизации. Есть смысл поставить вопрос о структурно-функциональной базе любых наук. Проект о стандартизированном представлении любой науки имел бы своей це­лью создание базы данных, образованной, как минимум, двумя ортогональными осями с града­цией 4 Х 4.

Функции

Структура

Симметричные

векторные

тождество

противополож-ть

доминантность

рефлектив-сть

макро

надсистема

13

14

15

16

система

9

10

11

12

микро

подсистема

5

6

7

8

элемент

1

2

3

4

Заключительный комментарий к таблице. Вертикальная ось содержит четыре таксономических уровня системы: два микроуровня - уровень элементарных составляющих и уровень подсистемы, а также два макроуровня - уровень собственно системы и уровень надсистемы.

Горизонтальная ось отразит четыре типа функциональных связей между объектами любого систем­ного уровня: два типа симметричных (ненаправленных) связей - тождество и противоположность и два типа асимметричных (векторных) связей - доминантность (прямое, первичное влияние, детермина­ция) и рефлективность (обратное, вторичное влияние, компенсаторность).

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Юнг К. Г. Психологические типы. Сптб., “Ювента”, М., “Прогресс-Универс”, 1995.

2. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. редактор

В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1995.

3. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е из­дание, дополненное. Новосибирск, “Наука”, 1991.

4. Аргументы и факты. Украина. # 42, 1996.

5. Гуленко В. В. Фрактальная структура квадры и социона. Вторая редакция. // В сбор­нике: О единстве человека, общества и мира. Киевский городской Дом учителя. Клуб “Социо­ника”. Киев, июнь 1989.

6. Гуленко В. В. Аспект времени в восприятии информации психикой человека. // В: Психо­ло­гия личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научнотеоретической конфе­ренции, г. Черновцы, 23-25 апреля 1991 г. Том 2.

7. Гуленко В. В. Типологическая целостность социона. Образование социотипов по базису Юнга. К., 2. 04. 1993.