logo search
(ВесьГуленко)

5. Стимулы побуждают к активности.

Кроме учета темпераментов при комплектовании учебных групп и достижении за счет этого нор­мальной дисциплины и рабочей атмосферы в них не меньшее значение имеет вторая сторона процесса обучения - мотивация к выполнению учебных задач. Для этого необходимо знание стимулов, дви­жущих типами.

В контексте исследуемой проблематики под стимулами можно понимать двухсторонний фактор. Во-первых, к активности побуждает человека сам характер предлагаемой работы, который дает социотипу возможность самоактуализации. Во-вторых, человек стимулируется предпо­лагаемым результатом этой работы, если он в достаточной степени привлекателен для него. В дальнейшем изложении я буду опираться в основном на первую сторону сложного понятия “сти­мул”.

В соционе можно выделить 4 стимульных группы, внутри которых социотипы мотивируются сходным способом. Эти группы образуются при разбиении социона на четыре части осями экс­тра/интроверсия и сенсорика/интуиция:

сенсорика

ЭСЭ, СЭЭ | ЭСИ, СЭИ

ЛСЭ, СЛЭ | ЛСИ, СЛИ

экстра --------|-------- интро

ЭИЭ, ИЭЭ | ЭИИ, ИЭИ

ЛИЭ, ИЛЭ | ЛИИ, ИЛИ

интуиция

1. С е н с о р н ы е э к с т р а в е р т ы. Успешно реализуют себя в дея­тель­но­сти практического характера с расширяющимся кругом контактов. Включаются в ра­боту стиму­лом СТАТУСА: престижное положение в обществе, успешное продвижение по службе, власть и влия­ние, внимание и уважение.

Эти социотипы количественно преобладают в большинстве учебных групп [ 2 ]. Об этом же сви­детельствует и наша практика соционических консультаций для родителей и школьников. Не менее половины руководителей учреждений, организаций и крупных предприятий относятся именно к этой стимульной группе. Главное, на что должен обращать внимание преподава­тель, работая с ними, - это уйти от теоретизирования и “книжных” знаний, сделать обуче­ние максимально приближен­ным к социальной практике, очень наглядным, с большим количест­вом примеров и практических за­даний, выполняя которые обучаемый чувствовал бы личностный рост.

2. С е н с о р н ы е и н т р о в е р т ы. Успешно реализуют себя в дея­тельно­сти практического характера с постоянным кругом контактов. Включаются в работу стимулом БЛАГО­СОСТОЯНИЯ: хорошим материальным обеспечением, уверенностью в завтрашнем дне, порядком и ком­фортными условиями жизни и работы.

Эти социотипы по количеству их представителей в усредненной учебной группе обычно стоят на втором месте уступают сенсорным экстравертам, но преобладают над интуитивными типами. Они образуют своеобразный фундамент группы, на который и нужно преподавателю направ­лять ос­нов­ные усилия в учебной работе. За счет сенсорных интровертов формируется так на­зываемый “сред­ний класс” (middle class) - социальная основа любого процветающего общества. Если им хо­рошо, то и все общество будет развиваться стабильно, без экстремизма. Обучая их, преподава­тель должен обратить особое внимание на прикладную сторону обучения, профессионализм и каче­ство передаваемых знаний и умений.

3. И н т у и т и в н ы е э к с т р а в е р т ы. Самоактуализируются в не­тради­ционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности с расширяющимся кругом кон­тактов. Включаются в работу стимулом УНИКАЛЬНОСТИ: необычностью, перспективностью за­дачи, ее интел­лектуальной сложностью и увлекательностью, далекоидущими и масштабными по­следствиями предла­гаемых проектов в случае их осуществления.

Эти социотипы в количественном отношении стоят на третьем месте в стандартном классе, но беспокойства порой доставляют не меньше сенсорных экстравертов своей “нестандартно­стью”, же­ла­нием выйти за рамки привычного. Из их среды выходит большинство интеллек­туальных лидеров своего времени - первооткрывателей, основателей новых наук (ло­гики) или вероучений (этики), идейных вдохновителей вновь рождающихся течений общест­венной мысли. Главное для преподавателя, работающего с интуитивными экстравертами, - не нивелировать их, не препятство­вать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории и даже спорить с учителем.

4. И н т у и т и в н ы е и н т р о в е р т ы. Самоактуализируются в нетра­дици­онных либо обновляющихся областях деятельности с постоянным кругом контактов. Вклю­чаются в работу фактором САМОЦЕННОСТИ, т. е. предоставлением возможности заниматься тем, что значимо лично для них и в привычном для них темпе. Внутренний мир идей - это самое дорогое, что у них есть и ради чего они, собственно, только и станут тратить силы. По­этому предлагаемые им за­дачи должны быть обязательно в той или иной степени связанными с интересующими их воззре­ниями или приемами работы.

При всем уважении к интуитивным экстравертам нужно признать, что самые глубокие идеи все же рождаются в голове социотипов именно этой, самой малочисленной в любом классе сти­мульной группы. Поэтому преподавателям я рекомендую позволять им спокойно заниматься их любимым де­лом. Стимулы престижа, власти, благосостояния и даже приоритета и интеллекту­ального лидер­ства на них действуют мало - они почти всегда отличаются личной скромно­стью и непритяза­тельностью.

Стимульные группы, таким образом, - это основа для выработки индивидуального подхода в обуче­нии. Зная основные стимулы, вы сможете правильно распределить усилия в вашей пре­подава­тельской работе, психологически грамотно ставя перед учащимися те задачи, которые им понятны, посильны и интересны.

Для определения стимульной группы типа вы можете воспользоваться тестом, приведенным в Прило­жении N2.