logo search
(ВесьГуленко)

2. 6. Не задавать сложных, надуманных вопросов.

Такие вопросы стимулируют фантазию и эмоции респондента, вместо того чтобы обращать его к привычным жизненным реакциям. Разберем несколько примеров подобных ошибок.

- Какие постановления вы бы приняли, если бы были президентом?

Лучше сказать так: Приходилось ли вам быть начальником? Расскажите о себе как о руководи­теле. Или: каковы ваши методы руководства?

- Вас выбросило на необитаемый остров. Что бы вы сделали в первую очередь, чтобы выжить? Лучше: приходилось ли вам бывать в походах? Как вы ориентируетесь на местности?

Еще пример надуманного вопроса: вы нашли шедевр искусства (оружие, ценные документы и т. п.). Что бы вы с ним делали? Следует переформулировать так: приходилось ли вам попадать в ситуации трудного морального выбора, когда чувство борется с долгом? Расскажите, как вы принимали в такой ситуации решение. Что победило? Что вы при этом чувствовали?

Другие малоинформативные и бесполезные вопросы: куда бы вы потратили миллион, если бы вам его подарили? Хотели бы вы слетать в космос? Как вы себе представляете идеального учителя? В ка­кую политическую партию вы бы вступили? и т. п. Эти вопросы обычно забирают много драгоцен­ного времени и психической энергии, а диагностическая отдача от них незначительна.