Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
Кренёва Ю. А., Михайлова О. Ю. (г. Ростов-на-Дону)
Проблема девиантного поведения и его проявлений в социальной, а тем более - в профессиональной среде, является актуальной для любой профессиональной сферы. Однако необходимость исследования причин возникновения отклоняющегося поведения наиболее остра в профессиональных областях, считающихся стрессо-генными. Одной изтакихстрессогенных профессий считается служба в пенитенциарной системе.
По мнению исследователей, на сотрудников УИС действуют два крайне неблагоприятных фактора. Это, во-первых, чрезмерное психоэмоциональное напряжение, обусловленное постоянным контактом с криминогенной социальной средой, и, во-вторых, особенности самой трудовой деятельности. Так, если контакт с криминогенной средой требует от сотрудников пенитенциарной системы постоянной собранности и готовности дать серьёзный отпор нарушителям установленного режима, то их трудовая деятельность отличается такими характеристиками, как неопределённость, сверхнормативность и экстремальность. Работа в таких условиях не может не привести к стойкой эмоциональной напряженности, профессиональной деформации, стрессовым нагрузкам и иным негативным последствиям.
Можно говорить о том, что само явление девиантного поведения в рассмотренной психологической литературе изучено весьма детально. Но исследование этого феномена применительно к сотрудникам пенитенциарной системы, у которых в начале их деятельности такого поведения не наблюдалось, а с годами службы в стрессогенных условиях оно по каким-то причинам проявилось, как раз, и является задачей нашего исследования.
Одним из самых распространенных отклонений в поведении сотрудников УИС (по крайней мере, в Южном регионе) является злоупотребление алкоголем. Можно предположить, что употребление алкоголя выступает как способ саморегуляции психических состояний, как попытка «ухода» отпсихотравмирующей реальности, провоцирующей возникновение негативных психических состояний утех сотрудников УИС, чья эмоционально-психическая организация не выдерживает вышеперечисленных особенностей службы в пенитенциарных учреждениях.
143
з-н
Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи
Крикало Е. Л. (г. Ростов-на-Дону)
Психология понимания и распознавания лжи, много лет разрабатываемая в зарубежной психологии, для российской науки является относительно новой и мало изученной областью исследований.
В последнее время в отечественной психологии увеличилось число работ посвященных данной теме. В.В. Знаков в своих исследованиях изучал феномены неправды, лжи и обмана, половые и традиционные различия в понимании данных феноменов, личностные особенности, способствующие искажению информации о себе. СИ. Симоненко посвятила свои работы изучению психологических оснований оценки ложности и правдивости сообщений. Ю.М. Жуков изучал проблемы исследования неискренности.
Однако в работах отечественных психологов не ставилась задача выявления отношения к различным видам лжи, и не изучалось отношение ко лжи в собственном и чужом поведении, что и послужило целью нашего исследования. Для достижения этой цели были поставлены следующие эмпирические задачи: исследовать использование разных видов лжи юношами и девушками в межличностном общении, выявить их отношение к разным видам чужой лжи, а также сравнить объяснение мотивов собственной лжи студентов и мотивов лжи, приписываемых ими другим людям.
В результате теоретического анализа было выдвинуто предположение о том, что к социально приемлемым видам лжи у студентов наблюдается более снисходительное отношение. Кроме того, предполагалось наличие половых различий в отношении молодежи к разным видам лжи в своем и чужом поведении.
В качестве методического инструментария были использованы две методики, разработанные И.П. Шкуратовой. Опросник «Виды лжи» направлен на определение степени выраженности разных видов лжи: этикетной, лжи во благо, фантазии, лжи-оправдания, умолчания, сплетни и лжи-самопрезентации. Опросник «Отношение ко лжи» выявляет отношение к тем же видам лжи в чужом поведении.
Объектом исследования выступили студенты гуманитарных факультетов, в количестве 94-х человек, 67 девушек и 27 юношей.
Результаты проведенного исследования показали, что наиболее выраженными видами искажения информации о себе у студентов являются этикетная ложь и ложь-умолчание. При этом ложь-умолчание больше характерна для юношей, а этикетная ложь для девушек. В целом девушки более склонны к искажению информации о себе по сравнению с юношами. Исключение составляют такие виды лжи, как умолчание и фантазия, по которым у юношей среднегрупповые значения выше, чем у девушек. Умолчание является распространенным приемом искажения информации у представителей мужского пола. Это совпадает с немногословием мужчин и сдержанностью чувств. Оправдание является частой формой лжи у молодежи, поскольку она находится под контролем родителей и педагогов и часто оказывается в ситуации объяснения причин невыполнения определенных обязательств.
Для молодежи также характерно стремление ко лжи-самопрезентации, которая состоит в преувеличении своих возможностей, способностей, уровня доходов своих или родительских.
Этот факт можно объяснить тем, что юность является возрастом самоутверждения в среде сверстников, формирования своего социального имиджа. Некоторые молодые люди позволяют себе прибегать ко лжи для создания образа успешного человека. Это выражается как в повышенном внимании к своей внешности (особенно, у девушек), так и в создаваемых о себе легендах.
Девушки в целом более негативно относятся к чужой лжи. Молодежь отрицательнее всего в чужом поведении воспринимает ложь-сплетню, ложь-умолчание и ложь-оправдание. Методика позволяла фиксировать три варианта реагирования на чужую ложь: А - сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом; Б - сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного или учту, что человек говорит неправду; В - прямо скажу человеку, что он говорит неправду.
Женское поведение в ответ на ложь чаще проявляется в скрытом реагировании или в явном (ответы типа Б и В), тогда как мужчины либо вообще не обращают внимания на ложь, либо прямо заявляют о том, что не верят собеседнику (ответы типа А и В).
Характер отношений с человеком, который обманывает, влияет на способ реагирования на ложь. Девушки более негативно, чем юноши, реагируют на ложь со стороны родственников. Они прямо говорят своим близким, что они лгут, юноши же более снисходительно относятся ко лжи родственников. Юноши и девушки сильно реагируют на ложь со стороны друга противоположного пола. Девушки на ложь друга и подруги чаще реагируют скрыто, а юноши предпочитают прямо заявить о том, что подозревают ложь в словах друга или подруги.
Анализ мотивов лжи показал, что молодые люди стремятся оправдать свою ложь наиболее благовидным предлогом, а именно, стремлением не огорчать окружающих людей. Также они признаются в стремлении с помощью лжи производить лучшее впечатление о себе, а также уйти от контроля со стороны других людей. Боязнь упреков знакомых и родственников в связи с невыполнением обязательств и боязнь ухудшения отношений реже всего выступают причинами бытовой лжи.
Анализируя причины лжи других людей, молодежь считает главным мотивом создание и поддержание хорошего впечатления о себе, а также нежеланиеогорчать близкихлюдей. Остальные мотивы оцениваются ими как менее вероятные. Таким образом, можно сказать, что молодежь считает, что за ложью в повседневной жизни могут стоять разные мотивы, но собственное поведение оценивают несколько с иных позиций, чем чужое.
Категории психологического понимания
Кричевец А. Н. (г. Москва)
В традиционном разделении «наук о природе» и «наук о духе» место психолога все еще не найдено. В докладе делается попытка дать психологу не просто промежуточную позицию, но совершенно особый горизонт, задаваемый соответствующим профессиональным априори, коренящимся в донаучном и допсихологическом «жизненном мире». Соответствующая категориальная система имеет
145
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
промежуточный статус между категориями естественнонаучного подхода и экзистенциалами в духе Хайдеггера.
Подобно тому, как кантовская таблица категорий предназначалась для систематизации естественнонаучного способа мышления, который уже вполне сложился до кантовского описания, категории психологического понимания фиксируют уже сложившиеся, хотя и не осмысленные адекватно способы мышления психолога. Явным образом такие подходы заявлены в последних работах А.Р.Лурии (романтическая наука) и осуществлены некоторыми его последователями. На уровне методологической рефлексии идеи разрабатывались Э. Шпрангером и С.Л. Рубинштейном, а также намечены в последних работах Э. Гуссерля.
В отличие от естественнонаучных категорий, категории психологического понимания не суть схемы описания независимого от познающего субъекта объективного мира. Подводимые под эти категории понятия образуются в опыте понимания другого, соотнесенного (при посредстве языка) с самопониманием, и невозможные без этого самопонимания.
В отличие от понятий-экзистенциалов, подводимые под наши категориальные схемы понятия - не описания чистой субъективности, а суть такие понимания субъективности, которые опираются на объективные психологические знания (в том числе и знания естественнонаучного «формата»). Основная категория, которую можно назвать «ты-в-рамке-фактичности», задает отношение психолога к субъекту равного онтологического статуса, ни в коем случае не сводимого ни к телесному существованию, ни к совокупности общественных отношений, но субъекту телесно и общественно укорененному.
личностном развитии. Личностные смыслы специалиста-врача влияют на сохранение, укрепление, восстановление психической устойчивости, профессионального здоровья, достижения профессионального долголетия. Фактором профессиональной успешности является ряд индивидуальных смысловых особенностей личности (интегральная смысловая регуляция, смысложизненная концепция личности, смыслообразующий мотив и др.), т. е. то внутреннее отношение, которое побуждает человека к профессиональной активности. Уровень развития этих смысловых образований личности является основополагающим для всей системы профессионального роста. Применяя теорию смысла и смыслообразования на практике, можно выделить смысложизненные стратегии, являющиеся специфичными для той или иной профессии. Жизненные смыслы врачей, с одной стороны, являются составляющей их профессионального и жизненного пространства, а с другой стороны, они образуют стержневую систему смыслов их субъективного мира, представленную в самоотношении. Врачебная деятельность неизбежно связана с коммуникативным процессом, происходящим в системах «врач-больной», «врач-родственники больного», «врач-коллеги» и т. п. То, как будет происходить эта коммуникация, влияет на отношение врача к окружающему миру и своей профессии, на его самоотношение, самооценку. Можно выделить коммуникативную сторону врачебной деятельности как отдельную составляющую смысложизненной стратегии. Она является связующим звеном между жизненным профессиональным смыслом, смыслом субъективного мира, через которую в одном и том же смысловом пространстве личности процесс смыслообразования принимает характер смысловой самоактуализации и взаимного обогащения самих смысловых стратегий.
Особенности психологического исследования жизненных смыслов врачей
Криченко Е. В.
(г. Ростов-на-Дону)
Работа выполнена при поддержке РГНФ,
проект 07-06-515
Врачебная деятельность неизбежно связана с коммуникативным процессом, происходящим в системах «врач - больной», «врач - родственники больного», «врач - коллеги» и т. п. Коммуникативная сторона врачебной деятельности выделена нами, как отдельная составляющая смысложизненной стратегии, которая является связующим звеном между жизненным профессиональным смыслом, смыслом субъективного мира, через которую в одном и том же смысловом пространстве личности процесс смыслообразования принимает характер смысловой самоактуализации и взаимного обогащения самих смысловых стратегий.
Стремление к достижению профессионализма в любой деятельности невозможно без опоры на личностные смыслы. Изучение этих смыслов необходимо для каждой медицинской специализации в отдельности для того, чтобы в дальнейшем, возможно было исследовать закономерности достижения специалистами-медиками вершин в профессиональном и
Некоторые особенности взросления в ранней юности
Крищенко Е. П. (г. Ростов-на-Дону)
Проблема взросления привлекала и привлекает внимание исследователей онтогенетического развития субъекта. С одной стороны, такой интерес обусловлен резкими социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашей стране и которые оказали существенное влияние на систему отношений «человек-мир». И чем динамичнее система этих отношений,тем сложнее выстраивать субъекту адекватные отношения с окружающими миром. С другой стороны- в современной отечественной психологии развития проблеме взросления уделяется не столько много внимания, как это было в 60-80-е годы, и в этом заключается несомненная сложность изучения данного вопроса.
В современной отечественной психологии проблема взросления рассматривается преимущественно в связи с обретением подростком чувства взрослости (И. В. Дубровина, Т. В. Драгунова, И. Ю. Кулагина, Д. Б. Эльконин и др.). Однако в последнее время появились исследования, которые рассматривают динамику взросления (Н. Е. Харламенкова). Н. Е. Харламенкова полагает, что взросление, прежде всего, связано с достижением личностью определенного уровня дифференциации, предполагающего освобождение от стереотипных форм поведения, расширение
146
з-н
своих возможностей за счет интеграции новых способов функционирования и решение поставленных перед человеком задач. По мнению Н. Е. Харламенковой, взросление - это результат осознания того, что было достигнуто в ходе развития. Поэтому можно предположить, что процесс взросления, начавшись в подростковом возрасте, вовсе не ограничивается только этим периодом онтогенеза.
В свою очередь, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев указывают, что об истинном взрослении, о формировании молодого человека как «активного субъекта жизнедеятельности» можно говорить только на этапе юности. Д. И. Фельдштейн считает, что процесс социального взросления имеет различное содержание и разные характеристики на тех или иных возрастных этапах. Причем смысл взросления, с точки зрения автора, заключается не только в приобретении и присвоении ребенком социальных норм, сколько в самом развитии социальных свойств и качеств, которые свойственны человеческой природе.
В то же время, если рассматривать взросление как процесс расширения границ между человеком и миром, позволяющим субъекту выйти за привычные границы своих возможностей, то здесь необходимо остановиться на таком субъектном феномене, как доверие к себе. По мнению автора концепции доверия как субъектного феномена Т. П. Скрипкиной, подлинное доверие к себе, заключается в возможности человека приобретать новый опыт, т. е. «выходить за пределы себя», не вступая в противоречие с собой. К сожалению, в отечественной психологии имеется небольшое количество исследований, указывающих на эмпирическую связь доверительных отношений и процесса взросления (А. А. Чернова), что позволило нам кратко остановиться на данном вопросе. Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором рассматривались особенности изменения отношения к себе и значимым другим на этапе окончания школы и поступлении в ВУЗ.
Этот непростой этап социализации субъекта является, на наш взгляд, одним из основных этапов взросления, поскольку окончательно рвется «пуповина», связывавшая студента-первокурсника с детством. И не последнюю роль в формировании системы самоотношения взрослеющего субъекта играет, наряду с другими параметрами самоотношения, и доверие к себе. Доверие к себе является важнейшим обобщенным показателем самоценностного отношения, связанного с развитием субъектное™.
Исходя из тезиса, что доверие к себе является феноменом, позволяющим субъекту занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе и, опираясь на эту позицию, строить собственную жизненную стратегию, мы сравнили средний показатель уровня доверия к себе у старшеклассников и студентов-первокурсников (лонгитюдное исследование).
Значимые различия в показателях средних значений по шкале доверия к себе у старшеклассников и студентов-первокурсников свидетельствуют о том, что у старшеклассников механизм доверия к себе выражен в значительно меньшей степени. Полученные эмпирические показатели свидетельствуют о том, что у старшеклассников, несмотря на бурное взросление, еще сохраняется чувство внутренней несвободы в действиях и поступках, в связи с чем они должны в большей мере, нежели студенты-первокурсники согласовывать свои поступки с ближайшим окружением. Поступление в ВУЗ предполагает переживание важного жизненного успеха, который в психологическом плане сопровождается повышением уверенности в своих силах, в осознании чувства
внутренней свободы, сопровождающей произошедший скачок в окончательном становлении чувства взрослости. Уровень доверия к себе у студентов-первокурсников резко повышается в связи с их способностью не только ставить перед собой жизненноважные цели, но и достигать их. А так как реализация жизненных планов является основной целью юношеского возраста, то получение аттестата зрелости и окончание школы само по себе является фактом, повышающим уровень доверия к себе, а реализация профессионального выбора - поступление в вуз, обеспечивает подтверждение доверия к себе как условия внутренней свободы и самостоятельности, как основания подлинной субъектное™.
Вышеизложенное позволяет нам заключить, что доверие к себе как динамическая характеристика взросления представляет собой полноценное овладение субъектом самим собой в умении самостоятельно ставить и достигать поставленных целей, действовать в соответствии с ними и самостоятельно строить жизненную стратегию в соответствии с внутренними личностными смыслами.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.