logo
psicho T2

О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании

Игнатенко М. С. (г. Санкт-Петербург)

Имя Михаила Яковлевича Басова (1892-1931 гг.), одного из ярких представителей Петербургской психологической школы начала XX века, основоположника Герценовской психологической школы по праву занимает достойное место в плеяде именитых Рос­сийских ученых, а идеи его школы являются особенно актуальным в условиях модернизации образования.

Высшее образование будущий ученый М.Я Басов получил в Психоневрологическом Институте (открыт В. М. Бехтеревым в 1907 г.). Басов М.Я. в своем Curriculum vitae от 23 сентября 1920 га писал, что он избрал это учебное за ведение исходя из «особенностей его программы в ее специальной психо-неврологической части». Преподавателями студента Басова М.Я. были известные отечественной и зарубежной научной общественности ученые: академик В.М. Бехтерев, профессор А.Ф. Лазурский, профессор В.А. Вагнер, профессор А.С. Грибоедов, профессор П.Ф. Лесгафт и др. Начиная с 1920 годов складывается школа Басова М.Я., программную ориентацию которой определяло изучение целостной развивающейся личности методом объективного наблюдения. Басов М. Я сформулировал основные положения, которые были положены в основу его научно-исследовательской деятельности. Он писал: «Целостная личность ребёнка как активного деятеля, развивается в процессе его взаимодействия со средой. Поэтому различные формы его психической деятельности, определяющие закономерности психического развития ребёнка, и активности, направленные на выявление закономерностей возрастного развития организма, являются предметом объективного психологического изучения, и на основе результатов этих исследований установление принципов воспитания, и охрана детства». (Басов М.Я. «Опыт методики психологических наблюдений над детьми и ее применение к детям дошкольного возраста»,

  1. г.). Результаты разработки и использования «Методикипсихологических наблюдений над детьми», опубликованы ввы пусках трудов «Опытобъективного изучения детства» (изд. 1-ое,

  2. г.), «Педагог и исследовательская работа над детьми (изд. 2

  3. г.), «Методика психологических наблюдений над детьми»(3-е дополненное и переработанное. Госиздат, 1926 г.). Все эти трииздания премированы Экспертной комиссией ЦКУБУ. Материалыи результаты исследовательской темы: «Изучение ребенка наоснове научной методики психологических наблюдений в условияхестественной среды и педагогической работы» представленные намеждународной выставке в Копенгагене (1927 г.) получили высокуюоценку мировой научной общественности. В ПедагогическомИнституте им. А.И. Герцена (Объединенном) как «ВУЗеоднофакультетном с десятью отделениями», профессор М.Я. Басоввозглавлял Отделение Психологии и педологии (Педологическое)с 1925 по 1931 гг.

Создавая научную школу, М.Я. Басов пригласил для сотрудничества отечественных ученых - специалистов различных областей наук: физиологии, соматологии, рефлексологии, сравнительной и экспериментальной психологии,характерологии, психотехники, что соответствовало его представлению о развитии современного научного знания о человеке, его психике и отвечало содержанию образования в высшей школе. Это известные ученые- профессор В.А. Вагнер, профессор Л.С. Выготский, профессор Болтунов А.П., профессор Л.Г. Оршанский, профессор С.Л. Рубинштейн, профессор А.Г. Иванов-Смоленский, профессор В.О. Мочан, профессор Мясищев В.Н., профессор Н.Г. Озерецкий, профессор К.И. Поварнин, профессор Рабинович В.Н. Педологическое Отделение, возглавляемое Басовым М.Я., становится ведущим с первого года своего существования. Стараниями М. Я. Басова обеспечивается педагогический процесс, экспериментальная и исследовательская работа студентов, студентов-выдвиженцев, аспирантов, открываются лаборатории и кабинеты: по экспериментальной, дифференциальной, сравнительной психологии, возрастной, соматической педологии, методов психологических наблюдений, физиологии ВИД, промышленной психотехники. М.Я. Басов, говоря о «целевой установке» Отделения, отмечал, что оно готовит педолога -организатора педагогического процесса, преподавателя педологии в педтехникуме, обследователя- педолога для специальных лабораторий. Важным является «усиление экспериментальной составляющей при сокращении теории», методической подготовки как основного орудия в исследовательской работе педолога. По мнению М.Я. Басова«.. .истинно педагогическая работа -исследовательская работа», осуществляя исследовательский подход к детям в процессе своей педагогической работы, с педагогической целью, для постановки и решения педагогических практических задач, педагог вместе с тем накапливает материал и для науки о ребёнке и сам в своей деятельности исходит из данных науки о ребёнке. Это исследования в области педологии, детской психологии, обогащают и общепсихологическую теорию, что является необходимым условием плодотворности в развитии психологии как науке о человеке. («Педагог и исследовательская работа над детьми» (1925 г.). Вклад Басова М. Я. и его школы в теоретические проблемы психологии как науки, педологии как комплексной науки о ребенке- это фундаментальный труд «Общие основы педологии», не имеющий себе равных по общим теоретическим вопросам психологии и проблемам психологии развития человека, изданный в 1928 г. и переработанный и дополненный в 1931 г., оба издания были рекомендованы Научно-Технической секцией ГУСа, как учебные пособия для вузов (Премирована Экспертной комиссией ЦКУБУ). Думая о будущем психологии, М.Я. Басов писал, что «истинно научная психология будет иметь своим предметом развивающуюся личность как единый организм, живущий единой жизнью». Его мысли не потеряли актуальности в современных условиях развития образования, когда важным является целостный, системный подход в изучении человека, в формировании личностной и профессиональной компетентности.

54

з-н

Условия достижения профессионализма психологом образования

Изотова Е. И. (г. Ростов-на-Дону)

В настоящее время все более активным становится об­ращение к проблеме профессиональной социализации, объеди­няющей научно-теоретические подходы социальной психологии, психологии профессиональной деятельности и акмеологии. Анализируя данную ситуацию можно выделить основные на­правления современных интегрированных исследований - про­фессиональное самосознание и идентичность, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, профессиональная компетентность, личностный и профессиональный рост. От­сюда, обращение к проблеме профессионализма, механизмов и условий его достижения мы рассматриваем как актуальное и обоснованное современной ситуацией развития отечественной психологической науки.

С нашей точки зрения, достижение профессионализма психолога образования определяется рядом условий, специфичных для каждого этапа профессионального становления специалиста.

На первом этапе «диагностики и формирования профес­сиональной пригодности субъекта психологической деятельности» определяются профессиональная направленность, мотивация человека, а также индивидуальные особенности человека, необходимые и достаточные для успешного выполнения деятельности, достижения эффективности в определенной профессии. Обращаясь к отечественным исследованиям профпригодности можно обозначить основные специфические особенности профессиональной деятельности практического психолога и требования, обращенные к знаниям, навыкам и способностям профессионала как профессионально важные качества специалиста. С нашей точки зрения, наличие и актуализация необходимых ПВК приводит к успешному выполнению деятельности и, соответственно, определяет профессионализм специалиста в качестве базового его компонента, основного условия профессионального «восхождения».

Второй этап «базовой и профессиональной подготовки субъекта психологической деятельности» заключается в получении базовых и специальных психологических знаний, умений и навыков в процессе обучения (высшее профильное образование) и профессионального опыта.

Третий этап «профессионального роста субъекта психологической деятельности» предусматривает ряд внутренних и внешних условий профессионального самосовершенствования. Это, прежде всего, анализ и оценка собственной профессиональной деятельности (профессиональная рефлексия субъекта), а также внешнее сопровождение психологической деятельности, экспертирование и обмен опытом (коллегиальное сотрудничество различных субъектов психологической деятельности).

Таким образом, наше понимание профессионализма основывается на реальных «продуктах», достижениях обозначенных этапов профессионального становления: актуализированных ПВК (профессионально важных качеств), структурированных компетенциях, профессиональной рефлексии и индивидуальном стиле деятельности с выработанной системой оценки ее эффективности.

Полноценное прохождение по каждому из описанных этапов с некоторым индивидуальным разбросом обеспечивает специалисту профессиональное мастерство. «Потери» на каждом из этапов или их исключение провоцирует профессиональное «выпадание» психолога из статуса профессионала, что сказывается на его профессиональной компетентности. Причинами данного неблагоприятного сценария профессионализации является совокупность объективированных проблем содержания и организации психологической деятельности

Концептуализация профессиональной деятельности психологов образования

Изотова Е. И. (г. Ростов-на-Дону)

Состояние современной психологической науки характеризу­ется все возрастающим значением проблемы ее категориального строя. Наиболее отработанные в психологическом сообществе инварианты общей психологии во многом соотносятся с пси­хологией развития, пересекаются с направлениями возрастной психологии, что, безусловно, обосновывает междисциплинарный и межпрофессиональный подход к решению данной проблемы. Для отечественной практической психологии проблема категори­ального строя является центральной методологической проблемой, связанной с концептуальной диффузностью профессиональной деятельности.

В рамках нашего исследования мы соотносили концептуальную направленность и целостность моделей профессиональной деятельности психологов образовательных учреждений г. Москвы. Схематическая модель профессиональной деятельности психолога-практика, состоит из трех единиц: концептуального содержания, прикладных средств и организованной системы действий. Широкая вариативность данной схематической модели обеспечивается рядом научно-теоретических подходов (психодинамический, поведенческий, деятельностный), что и определяет ту или иную концептуальную направленность модели профессиональной деятельности. Наряду с характеристикой концептуальной направленности, объективной необходимостью для функционирующей модели профессиональной деятельности является ее концептуальная целостность, то есть методологическое и технологическое единство психологической деятельности.

В случае парадигмальной ориентации базовым звеном схематической модели являются научно-теоретические представления специалиста, которые, концептуализируясь, задают ведущие методы и технологию психологической деятельности. Полипарадигмальный подход в профессиональной деятельности, предусматривает наличие интегрированной концепции (обобщенного теоретического построения) или пирамидальной концепции (базовая концептуальная позиция с разноконцептуальными включениями), структурированную методическую базу и высокую технологичность профессиональной деятельности. Как показали результаты нашего исследования, путь интеграции концептуальных построений в рамках полипарадигмального подхода осуществляется в процессе

55

з-н

Однако игнорирование эмоциональной и мотивационно-волевой сфер психики не способствует полноценному развитию интеллектуальной сферы обучающегося. Результаты фундаментальных научных исследований свидетельствуют и о том, что развитие высших психических функций зависит не только от когнитивных, интеллектуальных процессов, но и эмоциональных, от их взаимодействия и взаимообусловленности, на что обращает внимание и «Рабочая концепция одаренности» (2003). Решать эту задачу возможно, если при организации любого вида деятельности учащихся (а не только познавательной!) педагог будет заботиться о воздействии на все психические сферы личности, обеспечивающие эффективность данной деятельности. Возможно, что необходимость прохождения психолого-педагогической экспертизы побудит специалистов в области различных школьных дисциплин учитывать при создании новых технологий, пособий для учителей, учебников для учащихся важнейшие результаты и закономерности, открытые в психолого-педагогических исследованиях. Так, только осознание авторами значимости воздействия на все сферы психики обучающегося и овладение приемами и методами этой работы поможет учителям преодолевать многие негативные явления в педагогической практике: потерю интереса к обучению уже в младших классах, неуспеваемость, формализм в знаниях, бездуховность и т. д. Устранение этих недостатков приведет не только к повышению качества знаний учащихся, но и создаст благоприятные условия для творческого развития личности каждого обучающегося, для выявления и развития детской одаренности.