О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
Игнатенко М. С. (г. Санкт-Петербург)
Имя Михаила Яковлевича Басова (1892-1931 гг.), одного из ярких представителей Петербургской психологической школы начала XX века, основоположника Герценовской психологической школы по праву занимает достойное место в плеяде именитых Российских ученых, а идеи его школы являются особенно актуальным в условиях модернизации образования.
Высшее образование будущий ученый М.Я Басов получил в Психоневрологическом Институте (открыт В. М. Бехтеревым в 1907 г.). Басов М.Я. в своем Curriculum vitae от 23 сентября 1920 га писал, что он избрал это учебное за ведение исходя из «особенностей его программы в ее специальной психо-неврологической части». Преподавателями студента Басова М.Я. были известные отечественной и зарубежной научной общественности ученые: академик В.М. Бехтерев, профессор А.Ф. Лазурский, профессор В.А. Вагнер, профессор А.С. Грибоедов, профессор П.Ф. Лесгафт и др. Начиная с 1920 годов складывается школа Басова М.Я., программную ориентацию которой определяло изучение целостной развивающейся личности методом объективного наблюдения. Басов М. Я сформулировал основные положения, которые были положены в основу его научно-исследовательской деятельности. Он писал: «Целостная личность ребёнка как активного деятеля, развивается в процессе его взаимодействия со средой. Поэтому различные формы его психической деятельности, определяющие закономерности психического развития ребёнка, и активности, направленные на выявление закономерностей возрастного развития организма, являются предметом объективного психологического изучения, и на основе результатов этих исследований установление принципов воспитания, и охрана детства». (Басов М.Я. «Опыт методики психологических наблюдений над детьми и ее применение к детям дошкольного возраста»,
г.). Результаты разработки и использования «Методикипсихологических наблюдений над детьми», опубликованы ввы пусках трудов «Опытобъективного изучения детства» (изд. 1-ое,
г.), «Педагог и исследовательская работа над детьми (изд. 2
г.), «Методика психологических наблюдений над детьми»(3-е дополненное и переработанное. Госиздат, 1926 г.). Все эти трииздания премированы Экспертной комиссией ЦКУБУ. Материалыи результаты исследовательской темы: «Изучение ребенка наоснове научной методики психологических наблюдений в условияхестественной среды и педагогической работы» представленные намеждународной выставке в Копенгагене (1927 г.) получили высокуюоценку мировой научной общественности. В ПедагогическомИнституте им. А.И. Герцена (Объединенном) как «ВУЗеоднофакультетном с десятью отделениями», профессор М.Я. Басоввозглавлял Отделение Психологии и педологии (Педологическое)с 1925 по 1931 гг.
Создавая научную школу, М.Я. Басов пригласил для сотрудничества отечественных ученых - специалистов различных областей наук: физиологии, соматологии, рефлексологии, сравнительной и экспериментальной психологии,характерологии, психотехники, что соответствовало его представлению о развитии современного научного знания о человеке, его психике и отвечало содержанию образования в высшей школе. Это известные ученые- профессор В.А. Вагнер, профессор Л.С. Выготский, профессор Болтунов А.П., профессор Л.Г. Оршанский, профессор С.Л. Рубинштейн, профессор А.Г. Иванов-Смоленский, профессор В.О. Мочан, профессор Мясищев В.Н., профессор Н.Г. Озерецкий, профессор К.И. Поварнин, профессор Рабинович В.Н. Педологическое Отделение, возглавляемое Басовым М.Я., становится ведущим с первого года своего существования. Стараниями М. Я. Басова обеспечивается педагогический процесс, экспериментальная и исследовательская работа студентов, студентов-выдвиженцев, аспирантов, открываются лаборатории и кабинеты: по экспериментальной, дифференциальной, сравнительной психологии, возрастной, соматической педологии, методов психологических наблюдений, физиологии ВИД, промышленной психотехники. М.Я. Басов, говоря о «целевой установке» Отделения, отмечал, что оно готовит педолога -организатора педагогического процесса, преподавателя педологии в педтехникуме, обследователя- педолога для специальных лабораторий. Важным является «усиление экспериментальной составляющей при сокращении теории», методической подготовки как основного орудия в исследовательской работе педолога. По мнению М.Я. Басова«.. .истинно педагогическая работа -исследовательская работа», осуществляя исследовательский подход к детям в процессе своей педагогической работы, с педагогической целью, для постановки и решения педагогических практических задач, педагог вместе с тем накапливает материал и для науки о ребёнке и сам в своей деятельности исходит из данных науки о ребёнке. Это исследования в области педологии, детской психологии, обогащают и общепсихологическую теорию, что является необходимым условием плодотворности в развитии психологии как науке о человеке. («Педагог и исследовательская работа над детьми» (1925 г.). Вклад Басова М. Я. и его школы в теоретические проблемы психологии как науки, педологии как комплексной науки о ребенке- это фундаментальный труд «Общие основы педологии», не имеющий себе равных по общим теоретическим вопросам психологии и проблемам психологии развития человека, изданный в 1928 г. и переработанный и дополненный в 1931 г., оба издания были рекомендованы Научно-Технической секцией ГУСа, как учебные пособия для вузов (Премирована Экспертной комиссией ЦКУБУ). Думая о будущем психологии, М.Я. Басов писал, что «истинно научная психология будет иметь своим предметом развивающуюся личность как единый организм, живущий единой жизнью». Его мысли не потеряли актуальности в современных условиях развития образования, когда важным является целостный, системный подход в изучении человека, в формировании личностной и профессиональной компетентности.
54
з-н
Условия достижения профессионализма психологом образования
Изотова Е. И. (г. Ростов-на-Дону)
В настоящее время все более активным становится обращение к проблеме профессиональной социализации, объединяющей научно-теоретические подходы социальной психологии, психологии профессиональной деятельности и акмеологии. Анализируя данную ситуацию можно выделить основные направления современных интегрированных исследований - профессиональное самосознание и идентичность, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, профессиональная компетентность, личностный и профессиональный рост. Отсюда, обращение к проблеме профессионализма, механизмов и условий его достижения мы рассматриваем как актуальное и обоснованное современной ситуацией развития отечественной психологической науки.
С нашей точки зрения, достижение профессионализма психолога образования определяется рядом условий, специфичных для каждого этапа профессионального становления специалиста.
На первом этапе «диагностики и формирования профессиональной пригодности субъекта психологической деятельности» определяются профессиональная направленность, мотивация человека, а также индивидуальные особенности человека, необходимые и достаточные для успешного выполнения деятельности, достижения эффективности в определенной профессии. Обращаясь к отечественным исследованиям профпригодности можно обозначить основные специфические особенности профессиональной деятельности практического психолога и требования, обращенные к знаниям, навыкам и способностям профессионала как профессионально важные качества специалиста. С нашей точки зрения, наличие и актуализация необходимых ПВК приводит к успешному выполнению деятельности и, соответственно, определяет профессионализм специалиста в качестве базового его компонента, основного условия профессионального «восхождения».
Второй этап «базовой и профессиональной подготовки субъекта психологической деятельности» заключается в получении базовых и специальных психологических знаний, умений и навыков в процессе обучения (высшее профильное образование) и профессионального опыта.
Третий этап «профессионального роста субъекта психологической деятельности» предусматривает ряд внутренних и внешних условий профессионального самосовершенствования. Это, прежде всего, анализ и оценка собственной профессиональной деятельности (профессиональная рефлексия субъекта), а также внешнее сопровождение психологической деятельности, экспертирование и обмен опытом (коллегиальное сотрудничество различных субъектов психологической деятельности).
Таким образом, наше понимание профессионализма основывается на реальных «продуктах», достижениях обозначенных этапов профессионального становления: актуализированных ПВК (профессионально важных качеств), структурированных компетенциях, профессиональной рефлексии и индивидуальном стиле деятельности с выработанной системой оценки ее эффективности.
Полноценное прохождение по каждому из описанных этапов с некоторым индивидуальным разбросом обеспечивает специалисту профессиональное мастерство. «Потери» на каждом из этапов или их исключение провоцирует профессиональное «выпадание» психолога из статуса профессионала, что сказывается на его профессиональной компетентности. Причинами данного неблагоприятного сценария профессионализации является совокупность объективированных проблем содержания и организации психологической деятельности
Концептуализация профессиональной деятельности психологов образования
Изотова Е. И. (г. Ростов-на-Дону)
Состояние современной психологической науки характеризуется все возрастающим значением проблемы ее категориального строя. Наиболее отработанные в психологическом сообществе инварианты общей психологии во многом соотносятся с психологией развития, пересекаются с направлениями возрастной психологии, что, безусловно, обосновывает междисциплинарный и межпрофессиональный подход к решению данной проблемы. Для отечественной практической психологии проблема категориального строя является центральной методологической проблемой, связанной с концептуальной диффузностью профессиональной деятельности.
В рамках нашего исследования мы соотносили концептуальную направленность и целостность моделей профессиональной деятельности психологов образовательных учреждений г. Москвы. Схематическая модель профессиональной деятельности психолога-практика, состоит из трех единиц: концептуального содержания, прикладных средств и организованной системы действий. Широкая вариативность данной схематической модели обеспечивается рядом научно-теоретических подходов (психодинамический, поведенческий, деятельностный), что и определяет ту или иную концептуальную направленность модели профессиональной деятельности. Наряду с характеристикой концептуальной направленности, объективной необходимостью для функционирующей модели профессиональной деятельности является ее концептуальная целостность, то есть методологическое и технологическое единство психологической деятельности.
В случае парадигмальной ориентации базовым звеном схематической модели являются научно-теоретические представления специалиста, которые, концептуализируясь, задают ведущие методы и технологию психологической деятельности. Полипарадигмальный подход в профессиональной деятельности, предусматривает наличие интегрированной концепции (обобщенного теоретического построения) или пирамидальной концепции (базовая концептуальная позиция с разноконцептуальными включениями), структурированную методическую базу и высокую технологичность профессиональной деятельности. Как показали результаты нашего исследования, путь интеграции концептуальных построений в рамках полипарадигмального подхода осуществляется в процессе
55
з-н
Однако игнорирование эмоциональной и мотивационно-волевой сфер психики не способствует полноценному развитию интеллектуальной сферы обучающегося. Результаты фундаментальных научных исследований свидетельствуют и о том, что развитие высших психических функций зависит не только от когнитивных, интеллектуальных процессов, но и эмоциональных, от их взаимодействия и взаимообусловленности, на что обращает внимание и «Рабочая концепция одаренности» (2003). Решать эту задачу возможно, если при организации любого вида деятельности учащихся (а не только познавательной!) педагог будет заботиться о воздействии на все психические сферы личности, обеспечивающие эффективность данной деятельности. Возможно, что необходимость прохождения психолого-педагогической экспертизы побудит специалистов в области различных школьных дисциплин учитывать при создании новых технологий, пособий для учителей, учебников для учащихся важнейшие результаты и закономерности, открытые в психолого-педагогических исследованиях. Так, только осознание авторами значимости воздействия на все сферы психики обучающегося и овладение приемами и методами этой работы поможет учителям преодолевать многие негативные явления в педагогической практике: потерю интереса к обучению уже в младших классах, неуспеваемость, формализм в знаниях, бездуховность и т. д. Устранение этих недостатков приведет не только к повышению качества знаний учащихся, но и создаст благоприятные условия для творческого развития личности каждого обучающегося, для выявления и развития детской одаренности.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.