Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
Камышанова И. В. (г. Волгоград)
Духовно-нравственный кризис современного российского общества с вытекающими из него демографическими проблемами остро ставит вопрос о методах и средствах формирования ценностей семейной жизни у подрастающего поколения. При этом духовно-нравственная сфера личности является наиболее деликатной с точки зрения ее развития. Данное противоречие, на наш взгляд, способны решить нарративные методы, сложившиеся в ответ на постмодернистские тенденции в культуре и обществе и активно внедряющиеся в отечественную психологическую практику.
Новые традиции гуманитарного познания, заложенные М.М. Бахтиным, Дж. Брунером, Л. Витгенштейном, Р. Бартом, нашли свое продолжение в культурно-истоической психологии, социальном конструкционизме и нарративной психологии: метод нарратива открыл возможность изучения отношений в системе «личность-текст- культура» и влияния на эти отношения.
Построение семьи в стиле партнерства и сотрудничества требует отказа от приоритетов эгоизма, доминантности, критичности, гедонизма, устремленности к материальным благам, а также нахождения компромисса между личной жизнью и карьерой. Духовно-нравственные ориентиры, являющиеся основой семейного благополучия, лежат в сфере общечеловеческих ценностей и обращают нас к наследию отечественной православной культуры. Перед молодыми людьми стоит задача обретения терпимости, заботы, верности, любви, способности жертвовать, ответственного отношения к жизни. Изменение личности в данном направлении требует серьезной внутренней работы над собой при восприятии себя включенным в социальный и культурный контекст, что и позволяют осуществить нарративные методы.
Трансформации эмоционально-волевой сферы личности у алкогольных аддиктов
Канаркевич О. С. (г. Ростов-на-Дону)
У алкогольных аддиктов можно выделить характерные, достаточно устойчиво проявляющиеся изменения личности и ее эмоционально-волевой сферы. В ряде исследований выявлено, что даже умеренный прием алкоголя приводит к личностным нарушениям на разных уровнях ее организации. (А.Ф. Артемчук, 1985; Б.С. Братусь, 1973,1974,1995; В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин, 1980; В.Ю. Завьялов, 1988;С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров, 2001; Т.Г. Бетелева, 1990 и др.). Негативные последствия употребления алкоголя проявляются на уровне познавательных процессов личности: ослабевает память, ухудшается способность к концентрации внимания, снижается качество восприятия и мышления, отмечается снижение остроты зрения, слуха, понижение кожной чувствительности и повышение болевого порога чувствительности. Аддикты утрачивают способность к адекватному отражению мира и способность к логическому мышлению.
При опьянении у человека ситуативно может возникать состояние легкой эйфории, исчезновение усталости и появление чувства комфорта, бодрости, иллюзия решения всех проблем. Алкоголь может пробуждать непреодолимые влечения, требовательность, ненасытность и импульсивную безусловность выполнения возникающих у человека потребностей. При этом аддикту признавать и выносить свои собственные чувства достаточно тяжело. В силу эмоциональной перенасыщенности и снижения контроля эмоции и чувства кажутся ему неподвластными.
Одной из крайностей в проявлениях эмоциональной сферы алкогольных аддиктов может быть субъективное ощущение эмоциональной пустоты, так как для них субъективно закрыт доступ к собственному внутреннему миру и его рефлексии. Алкоголикам зачастую кажется, что чувства у них отсутствуют вовсе или воспринимаются ими слишком смутно. Вследствие дефицита эмоций
84
з-н
аддиктивные пациенты ощущают в своих отношениях с другими эмоциональное обнищание. В этих случаях алкоголь используется ими для разнообразия переживаний.
Наряду с субъективными изменениями алкоголь порождает и объективные трансформации эмоциональной сферы человека. В частности, отмечается утрата способности к дифференциации аддиктами своих эмоциональных состояний. Кристал (1977,1982, 1988), проводя работу с соответствующим контингентом, выделил лиц, которые не способны дифференцировать свои чувства, склонны к соматизации аффекта и не могут выражать свои чувства словами. Отвечая на вопрос о своем состоянии, они не могут идентифицировать у себя различные эмоциональные состояния, не могут адекватно объяснять, устали ли они или голодны, испытывают ли печаль или гнев.
У алкогольных аддиктов наблюдается также большее или меньшее нарушение процессов саморегуляции поведенческих проявлений: контроль за поведением и речью, падение уровня нервно-мышечной координации, изменение походки и координации движений рук, увеличение времени реакций, совершение безрассудных поступков, не свойственных им в нормальном, свободном от аддикции состоянии.
Установлено, что на базе алкогольного опьянения возможно вхождение в аффективное состояние, приводящее к делинквентно-му поведению (И. А. Кудрявцев, 1999). Личностные изменения при синдроме зависимости нарастают постепенно. Так, С. В. Котлярова (2005) говорит, что вначале происходит заострение преморбидных черт характера, затем проявляются психопатоподобные нарушения с нивелировкой преморбидных черт. Установлены случаи возникновения морально-этических деформаций, проявления неадекватности самооценки, возрастание самоуверенности, искажение самовосприятия, что в целом обусловливает большую или меньшую деградацию личности (А.А. Портнов, 1971; И.Н. Пятницкая, 1994).
На практике аддикты неизменно подтверждают неспособность защитить себя и проявить заботу о себе, хотя они испытывают потребность в комфорте, безопасности и контроле. Известно, что забота о себе является психологической способностью, связанной с определенными функциями и реакциями Эго, которая предохраняет алкоголиков от причинения вреда и гарантирует выживание, позволяет воспринимать сигналы тревоги и видеть причинно-следственные связи.
Аддикты страдают не только вследствие переживаний внутренней дисгармонии, дискомфорта и фрагментации, но и из-за неспособности думать хорошо о себе и о других. Уязвимость систем саморегуляции делает их предрасположенными к употреблению химических веществ, провоцируя к этому и поддерживая надежду на помощь алкоголя.
Значительные мучения алкогольным аддиктам доставляют собственные защиты, с помощью которых они пытаются скрыть свою уязвимость. Версмер (1974) основой аддиктивных расстройств считал «дефект аффективной защиты». Люди с химической зависимостью переживают сознательные и бессознательные суицидальные импульсы, скрывая их от окружающих. Явно «наплевательское» отношение к себе является следствием длительного злоупотребления химическими веществами. Здесь находит отражение процесс разрушения личности, безысходность и депрессивность, которые являются результатом аддиктивной модели адаптации.
Защита поврежденного и уязвимого Я аддиктивной личности осуществляется на основе саморазрушения, которое порождает
отказ от реальности, утверждение собственной самодостаточности, агрессии и бравады. За это приходится платить чувством изоляции, обеднением эмоциональной сферы и неустойчивыми взаимоотношениями с семьей, друзьями и коллегами.
Нарушение процессов эмоционально-волевой и поведенческой саморегуляции приводит к радикальному изменению всех систем взаимодействия алкоголика с окружающим миром, с другими людьми и с самим собой. Можно говорить об определенной трансформации системы отношений личности алкоголика в целом.
Состояние и проблемы истории психологии в Белоруссии
КандыбовичЛ.А. (г. Минск)
Известно, что история психологии выполняет мировоззренческие функции, формирует систему оценочных суждений и ценностных ориентации, способствует преодолению «мозаичного» видения мира и др.
Уроженец Белоруссии Л.С. Выготский уделял много внимания истории психологии. Он говорил: «Мы не хотим быть Иванами не помнящими родства, мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистое и плоское имя... Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прошлым; даже отрицая его, мы опираемся на него». Анализ всего исторического пути развития психологии в Беларуси свидетельствует о наших общих исторических корнях с Россией, а также о большом влиянии и помощи, которую оказывали российские учёные на развитие психологии в Республики Беларусь.
Исследование истории психологии в Белоруссии высветило ряд трудностей и проблем. Определённая сложность состоит в том, что часть архивных материалов республики погибла в годы Великой Отечественной войны. Есть трудности, связанные с деликатностью самой темы, спецификой её исследования, ревностным отношением некоторых психологов к своему месту в истории науки и др. В связи с этим вспоминается любопытное высказывание: «Есть много опасных профессий: история - одна из них». Такая опасность иногда может возникать при различных обстоятельствах.
Активное развитие исследований истории психологии в Беларуси началось сравнительно недавно.
В1996 г. по решению отделения психологии и педагогики Белорусской академии образования было открыто научное направление по истории психологии в Белоруссии. В это время в БГПУ им. М. Танка уже читался для студентов, будущих психологов, курс «История психологии в Белоруссии». В настоящее время на факультете «Психологии» и ряде других факультетов БГПУ им. М. Танка и других вузов республики читается курс. Разработан «Учебно-методический комплекс по истории психологии» для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.
Издано учебное пособие «История психологии в Беларуси» (2002), а в 2005 г. - 2-е издание, дополненное и расширенное. В 2004 г. вышла хрестоматия по «Истории психологии в Беларуси» объёмом более 24-х печатных листов, где, наряду с биографически-
85
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
ми данными и оригинальными статьями ведущих докторов психологических наук и профессоров, представлены основные научные направления и творческие источники научных школ республики.
В новом тысячелетии в республики были проведены две научные конференции по истории психологии. Вторая конференция была международной с приглашением и активным участием ведущих российских учёных в области истории психологии: А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Е.В. Миньковой, Е.Н. Резникова, А.А. Гостева, Ю.Н.Олейникаидр.
История психологии продолжается...
Можно предположить, что повышенные требования задачи в ходе игровой деятельности заставляют подключать все большие функциональные ресурсы, что и проявляется в повышении активности при одновременном нарастании ситуативной тревожности и снижении показателей настроения. Кроме того, был обнаружен общий активизирующий эффект компьютеризированной деятельности, который проявляется втом, что на первом этапе интегративные показатели субъективных состояний и показатели самочувствия повышаются независимо от типа задач.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.