Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
Иванова Н.В., Цуканова АЛ. (г. Курск)
Поведениелюдей в организации определяется теми культурными установками, убеждениями, набором представлений о должном поведении, нормах, запретах, симпатиях, убеждениях, ритуалах, символах и т.д., которые осознанно или неосознанно разделяются большинством членов организации. Это и есть организационная культура.
Осознание культуры своей организации, ее элементов - это начало управления. Понятие организационной культуры включает в себя набор представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации. Ушаков К.М. обращает внимание в этом определении на слово «бессознательно» (Ушаков К.М., 1998).
При этом, поясняя свои представления о таких важных сторонах жизни организации, как: профессионализм педагога, способы управленческой поддержки профессионализма, уровень профессионального доверия, система вертикального и горизонтального контроля, способы проявления инициативы, способы решения проблем, источники профессиональной информации, поведение в условиях инновационной деятельности и др..
Итак, организационная культура достаточно однозначно характеризует поведение ее членов, способ решения ими возникающих перед организацией проблем и конфликтных ситуаций, отношение к внешним воздействиям, скорость и способ реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Осознание руководителем представлений о культуре своей организации позволяет ему определить стратегию поведения в тех или иных обстоятельствах.
На наш взгляд, субкультура любого учреждения, а учебного тем более определяет характер деятельности всех ее субъектов, и при оптимальном соотношении ряда процессов взаимодействия приводит либо к развитию их творческого потенциала или в противном случае к разрушению отношений в целом.
Разделяя мнение Ходусова А.Н. (2006) о том, что инновационной деятельности учреждения способствует выполнение таких принципов:
наличие идей или парадигмы образования, на базе которойскладывается система деятельности;
ориентация системы на развитие личности ребенка;
наличиесферы и пространства детства для развития активности и самодеятельности ребенка; межвозрастное и межличностноесотрудничество, где доминирует диалог и полилог; коллектив единомышленников, мы считаем существенным элементом ценностногокомпонента творческого потенциала личности педагога, являетсяналичие идеалов и образов-ориентиров в жизни и в профессии.Под идеалом понимают мысленное представление перспективыразвития действительности от низшего к высшему. Часто его каквоплощение совершенного противопоставляют реальной жизникак чему-то несовершенному. Профессиональный идеал - высшаястепень совершенства в профессиональной деятельности. По нашему мнению, если педагогический коллектив имеет сопоставимые
идеалы и ценности, которые сочетаются с ценностями родителей и стремлениями детей, то такая связь создает особую субкультуру учреждения, и способствует эффективному развитию творческого потенциала детей. Становление творческого потенциала личности в целом и отдельных его компонентов в частности есть процесс длительный.
Необходимо расширять педагогическую сферу влияния, в первую очередь, в рамках дополнительного образования для поддержания и развития творческого потенциала детей. Организация специальной работы развивает у детей творческие способности, так как дети получают возможность чувствовать, непринужденно упражняться в поиске оригинальных образов, средств выражения и т.д.
Обучение детей способами, которые способствуют творческому развитию, опираясь на определение Фонтаны (1997) «образования для того, чтобы быть»; означает предлагать детям право выражать их собственные чувства, иметь свое видение событий, чтобы объясниться, чтобы размышлять над их собственным поведением, чтобы иметь опасения и надежды, к которым относятся серьезно, чтобы задавать вопросы, искать объяснения в естественном мире,любить и быть любимым, иметь внутренний мир мечтаний и фантазий и воображения, к которому относятся серьезно, и делать их собственное обязательство с жизнью (Крафт, 2000).
В рамках формирующего эксперимента, проводимого на базе Курского регионального Центра творческого развития «Диалог»-учреждения дополнительного образования, апробировалась комплексная методика развития творческих способностей детей на основе совместной творческой деятельности педагога и детей .В ходе организованных занятий (основу составляет комплекс творческих заданий различного типа, в том числе и на иностранном языке, задания из метода «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской); организация совместной деятельности учеников, их родителей, педагогов, администрации в рамках подготовки и проведения групповых мероприятий, подготовки и участия всех субъектов в различных конкурсах и праздниках создает определенную субкультуру учреждения.
Как показали результаты опросов родителей, педагогов и администрации в организации создана комфортная атмосфера, на основе высокого уровня профессионализма педагогов, общей заинтересованности в развитии способностей детей и их разнообразных интересов.
Контактность как профессионально-важное качество врача
Иванова О.Н. (г. Москва)
Профессия врача относится к группе социономических профессий. В связи с этим в ряду других профессионально-важных качеств в работе врача особое место уделяется коммуникативным качествам, которые обеспечивают эффективное взаимодействие в системе «человек-человек». Исследование, проведенное Б.А. Ясько, выявило следующие коммуникативные качества, наиболее важные в профессии врача: способность быстро найти нужный
62
з-н
тон, целесообразную форму общения с пациентом; способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение согласовывать свои действия с действиями других. Необходимость установления психологического контакта с пациентом в процессе оказания медицинской помощи подчеркивается и в ряде других работ. Именно наличие контакта обеспечивает в работе такой эмоционально-психологический фон, при котором снимаются барьеры, сокращается психологическая дистанция, выстраиваются целесообразные отношения, направленные на помощь больному в излечении.
Однако теоретический анализ понятий «контакт», «контактность» показывает недостаточную их проработанность. В качестве рабочего определения мы будет использовать следующее: контакт -это «эмоционально-положительная взаимосвязь на основе общих интересов и единства целей общающихся лиц».
Нами было проведено анкетирование практикующих врачей, направленное на выяснение их представлений о контакте в медицинской сфере, а также о качествах врача, способствующих и препятствующих установлению контакта. В исследовании приняли участие 37 врачей, стаж работы которых варьировал от 1 до 55 лет (среднее -11,5 лет). Все опрашиваемые подчеркивали важность установления психологического контакта с пациентом, поскольку контакт существенно влияет на эффективность оказываемых услуг (лечения). Опрос показал, что, несмотря на признание важности контакта в работе врача, большинство специалистов не проходили специального обучения и не используют особых приемов для его установления или снятия психологических барьеров. Все умения, стили поведения с пациентами приобретаются ими в основном интуитивно, на основе собственного опыта. При этом практически все опрошенные врачи говорят о необходимости и целесообразности такого обучения.
Анализ представлений врачей, о том, что же такое психологический контакт, показал, что опрашиваемые связывают это понятие, прежде всего, с установлением доверительных отношений в процессе оказания помощи. По нашему мнению, доверие можно рассматривать как один из индикаторов наличие контакта, однако более глубокие теоретические связи данных понятий нуждаются в дальнейшей теоретической проработке.
Также опрашиваемым предлагалось оценить список из 128 качеств (методика Шири), выделив среди них те качества врача, которые способствуют установлению контакта с пациентами, и те, которые препятствуют. Более 70% голосов получили следующие качества как способствующие контакту: деликатный; доброжелательный; уважительный; уверен в себе; ободряющий; отзывчивый к призывам о помощи; умеет нравиться и др. (всего 14 качеств). Как препятствующие контакту были названы: раздражительный; неуверенный в себе; озлобленный; язвительный, насмешливый; злой, жестокий; бесчувственный, равнодушный и др. (всего 15 качеств получили более 70% голосов). Интересна и группа качеств, вызвавших амбивалентную реакцию опрашиваемых (умеет распоряжаться, приказывать; способен быть суровым; любит давать советы; открытый и прямолинейный; покладистый; способен проявлять недоверие и др.).
Мы рассматриваем профессионально-важные качества не как изначальную данность, а как один из важных пунктов развития личности профессионала. Таким образом, контактность врача можно описать набором личностных качеств и умений, формируемых в процессе становления специалиста.
Об учебной развивающей среде
ИвашнвваЛ.А. (г. Пятигорск)
Понятие развивающей среды лежит в основе личностно-ориентированных систем образования, направленных на формирование и развитие личности в учебном процессе. Личность в таких процессах рассматривается как активный компонент среды, а среда в свою очередь выступает уже не столько в роли обстановки, сколько становится источником развития (Л.С. Выготский).
И зависимость процесса развития от характера и содержания самого процесса обучения также приобретает системный характер. Таким образом, вновь обращаемся к тезису о ведущей роли обучения в умственном развитии, сформулированном Л.С. Выготским, который отмечает, что то обучение хорошо, которое забегает впереди развития, ориентируясь на ещё только возникающие циклы развития.
Включение в понятие развивающей среды дополнения в виде её определения как «учебной» призвано подчеркнуть обусловленность психического развития учебным процессом.
Проанализировать содержание «учебная развивающая среда» целесообразнее по схеме, предложенной В.А. Ганзеным.
Какова суть предлагаемого им подхода?
В.А. Ганзен предлагает такой подход, при котором все признаки любого объекта могут быть разделены по четырём категориальным планам: а) пространство; б) время; в) энергия; г) информация.
Первый аспект предполагает рассмотрение учебной развивающей среды в виде определённой организации учебного пространства (В.А. Петровский, А.В. Брушлинский).
Второй аспект связан с представлением учебной развивающей среды в виде некоторой последовательности различного вида педагогического воздействия (Л.В. Занков, Б.П. Никитина).
Третий аспект - подчёркивает целесообразность описания учебной развивающей среды как новой формы, нового типа взаимоотношений (В.Ф. Шаталов, А.С. Макаренко).
Четвёртый аспект связан с представлением учебной развивающей среды как процесса передачи информации, как психически выверенную организацию содержания учебного материала (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Выделенные аспекты представляют собой составные элементы учебной развивающей среды как системного образования.
63
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Роль генетических и средовых факторов
в становлении когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость»
Ивонин А.А., Цицерошин М.Н. (г. Санкт-Петербург)
С целью выяснения наследственных предпосылки формирования когнитивного стиля «полизависимость-полинезависимость» по методике «Включенные фигуры» (индивидуальная форма) (Witkin Н., 1965), измеряющая когнитивный стиль «полезависимость-поленезависимость, была обследована 21 пара моно и дизиготных близнецов в возрасте от 19 до 33 лет с использование близнецового метода. Для анализа структуры фенотипической дисперсии характеристик использован метод моделей (model fitting).
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что межинидивидуальная вариативность показателя «среднее время ответа» параметра «полезависимость-поленезависимость» детерминирована аддитивными генетическими факторами (V) и случайными средовыми (Еь). Вклад аддитивных генетических факторов (V) в межиндивидуальную вариативность рассматриваемого показателя составляет 76,51%, а вклад случайных средовых факторов (EJ-23,49%.
Согласно современным представлениям, «коэффициент имплицитной обучаемости» отражает влияние на процессы переработки информации личности и интеллекта (Холодная М.А.,1999). Как следует из полученных нами данных, средовые влияния характеризуются достаточно высоким уровнем (Ew= 83,21 %). При этом средовая фенотипическая дисперсия обусловлена действием индивидуальных, уникальных средовых факторов, специфических именно для данного человека. Эти факторы описывают уникальные аспекты взаимодействия человека и среды, которые являются наиболее релеваннтными детерминантами формирования человеческой индивидуальности.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.