Реагирование и копинг-поведение
пациентов счелюстно-лицевой патологией
Исаева Е.Р., Алехова Т.М., Федосенко Т.Д. (г. Санкт-Петербург)
Человек, претерпевший деформацию своего лица, воспринимает это событие как тяжелое потрясение основ личности, ее средств общения и привычных форм существования. Особенности эмоционального состояния пациентов в клинике челюстно-лицевой хирургии - это повышенная значимость и обостренность реакций на лечение и оперативное вмешательство в связи с возможными изменениями облика человека. 70-100 % пациентов с челюстно-лицевой патологией нуждаются психологической поддержке и,
68
з-н
особенно, в психологической подготовке к предстоящей операции.
Целью явилось изучение особенностей эмоционального реагирования на внезапно возникшее или угрожающее жизни заболевание, а также совладеющего со стрессом болезни поведения у пациентов с челюстно-лицевой патологией. Было выдвинуто предположение, что фактор внезапности, а также фактор витальной угрозы могут влиять на эмоциональное состояние, отношение к болезни и механизмы адаптации больных.
Было обследовано 70 пациентов клиники челюстно-лицевой хирургии Государственного Медицинского университета им. акад. И.П. Павлова: 25 пациентовстравмами различного характера (перелом челюсти, ушибленные раны, сочетанныетравмы); 29 пациентов с воспалительными процессами; 16 пациентов с онкологическими заболеваниями. Испытуемые были разделены на 3 группы:
пациенты, неожиданно попавшие в стационар (группа «травма»);
больные, длительно наблюдающиеся у врачей (группа «воспаление»);
больные с угрожающими жизни онкологическими процессами(«онкология»).
Следует отметить, что группу «травма» в основном составили мужчины со средним и средне-специальным образованием, за-действованныев производстве, связанномсрискомтравматизации, склонные часто вступать в конфликты и драки (60 %); группу «воспаление» - женщины с высшим образованием (6 7%).
Методы: методика, направленная на диагностику эмоциональных состояний «Доминирующее состояние» Л.В.Куликова, 2002; методика, «Интегративный тесттревожности» (ИТТ), 1997; методика, направленная на диагностику совладающего со стрессом поведения «Копинг-тест» (WCQ) РЛазаруса, 1988. Полученные данные были подвергнуты математической обработке данных при помощи статистической программы SPSS.
Результаты: Ведущей стратегией совладания со стрессом (копинг-поведение) во всех группах больных оказался «поиск социальной поддержки». Это говорит о том, что все пациенты, оказавшись в ситуации болезни, прилагали усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной помощи, чтобы справиться со своей болезнью. Пациенты, которые были госпитализированы внезапно (группа «травма»), характеризовались низкой тревожностью, недооценкой тяжести ситуации. Они не считали себя больными людьми, предполагали, что их состояние временно и не испытывали страха перед будущим. Поскольку их заболеваниехарактеризовалось внезапным развитием, пациенты пока не осознавали всей тяжести ситуации и возможных последствий. Они чаще использовали конфронтативный копинг и активные проблемно-фокусированные стратегии для преодоления стрессовой ситуации, по сравнению длительно болеющими пациентами, наблюдающимися у врачей по поводу воспалительных и онкологических процессов (достоверность различий р<0,05). Травма воспринималась ими как препятствие в их обычной жизни, и все усилия были направлены на его преодоление.
У пациентов длительно болеющих (группа «воспаление») происходила постепенная адаптация к заболеванию, что отражалось в стиле совладания с болезнью: снижался уровень агрессивности и конфронтации, меньше использовались стратегии планомерного решения проблем. Это свидетельствует о том, что они уже смирились со своей болезнью. Длительно болеющие пациенты чаще, чем пациенты с травмой, использовали копинг «положительная переоценка» (р<0,02). Иными словами, если для пациентов с
травмой характерны активные поведенческие и эмоциональные реакции по разрешению ситуации, то для пациентов с воспалительными процессами большее значение приобретала когнитивная переоценка, переосмысление ситуации.
Особый интерес вызвали результаты тестирования пациентов с онкологическими заболеваниями челюстно-лицевой области: общий уровень тревоги был значительно выше (р<0,05), чем у пациентов с травмой или воспалительными процессами, что проявлялось в выраженном эмоциональном дискомфорте и астеническом компоненте, тревожной оценке перспективы, беспокойстве и страхе за свое будущее. Длительное, тяжелое соматическое заболевание, отрыв от привычного окружения, возможность предстоящей калечащей операции, угроза смерти - все эти факторы разрушают привычные стереотипы поведения, изменяют систему ценностей, существенно перестраивая личность больного, и ставят перед проблемой адаптации к новым условиям жизни. Именно факт витальной угрозы отличал их от других пациентов. Ситуация тяжелой болезни актуализирует у онкологических больных мотив «сохранения жизни», который становится главным побудительным и смыслообразующим мотивом их деятельности. Больные становятся более равнодушными к окружающей жизни, сужается диапазон событий, представляющих для них эмоциональную значимость.
Таким образом, исследование показало, что на эмоциональное состояние пациентов с челюстно-лицевой патологией в большей степени влияют: длительность госпитализации и наличие реальной угрозы дальнейшего существования. Внезапность заболевания и госпитализации в большей степени влияет на способы совладания с болезнью. Пациенты, которые были госпитализированы внезапно, еще не так истощены своим заболеванием. Они недооценивают тяжесть ситуации и проявляют активность в решении возникших проблем, в отличие от пациентов, которые долго болеют. Внезапно попавшие в клинику пациенты рассматривают болезнь как препятствие, временное ограничение активности, склонны прилагать агрессивные усилия по изменению ситуации. Длительно болеющие пациенты, наоборот, в большей степени тревожны, пассивны и смирились со своим заболеванием. Полученные результаты необходимо учитывать при разработке программ психологической подготовки и сопровождения больных в клинике ЧЛХ.
Стиль педагогического общения как условие, обеспечивающее психическое здоровье ребенка
ИсмагиловаА.Г. (г. Пермь)
В качестве условия, обеспечивающего полноценное психическое развитие, а значит, и здоровье ребенка, выступает соответствующим образом организованная образовательная среда. С точки зрения психологического анализа важную роль в образовательной среде играет социальный компонент. К его основным характеристикам, прежде всего, можно отнести взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями всех субъектов образовательного процесса, продуктивность их взаимодействия и преобладающее
69
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
позитивное настроение. Содержательная направленность этих составляющих социального компонента образовательной среды обеспечивается преобладающим стилем общения педагога с детьми.
Изучение особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста позволило выделить два ярко противоположных стиля педагогического общения - развивающий и организационный. Выделенные стили позволяют описать механизм влияния стиля педагогического общения на организацию образовательной среды.
Организационный стиль взаимодействия педагога с ребенком ориентирован на создание структурированной и нормативно-определенной модели для проявления детской активности. Это обусловлено тем, что основные установки таких педагогов связаны с организацией деятельностного пространства и жесткого выполнения правил деятельности и норм социальных отношений. Эти педагоги больше внимания уделяют четкой регламентации деятельности детей, жесткому контролю за исполнением своих указаний, пресечению дисциплинарных нарушений. Это приводит к тому, что такая нормативно-определенная модель направляет активность ребенка, но при этом лишает его возможности для проявления самостоятельности и инициативы в своей деятельности.
Иначе обстоит дело при реализации развивающего стиля педагогического общения. Воспитатель в этом случае создает нормативно-неопределенное пространство деятельности, исходя из общей идеи развития активности ребенка, постановки его в позицию активного субъекта собственной деятельности. Воспитатель, находясь рядом с ребенком и как бы чуть впереди, направляет поведение и деятельность ребенка, предоставляя ему возможность для проявления самостоятельности и инициативы, и приходя ему на помощь в случае необходимости.
Таким образом, наличие нормативной неопределенности деятельности позволяет ребенку стать субъектом своей деятельности и проявить свою индивидуальность. Это облегчает взаимодействие с окружающими и усиливает его отзывчивость, позитивное, доброжелательное отношение к окружающим и к взрослым, и к сверстникам, способствует формированию устойчивости кфрустрации и проявлению активности и самостоятельности в достижении целей и все это является ярким свидетельством психического здоровья ребенка.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.