Образовательных учреждений
НичипорюкЕ.А. (г. Ростов-на-Дону)
1. Изменения, происходящие в обществе, связаны с системой образования и проявляются в ней. Одними из таких проявлений являются усиление гуманистического характера образования и создание условий для самореализации личности (статьи 2 и 14 Закона РФ «Об образовании»). Данные положения, возможно, в большей степени провозглашаются, и остается открытым вопрос о том, как они выполняются. Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно, в том числе, проанализировать имеются ли условия для самореализации личности в системе образования.
367
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
В качестве одного из таких условий выступаетличностная зрелость педагога. В данном сообщении рассматриваются только две характеристики, выраженность которых может свидетельствовать об особенностях личностной зрелости: самореализация и доверие к себе. Эмпирические данные получены в результате изучения этих характеристик у 192 воспитателей дошкольных образовательных учреждений Ростовской области.
2. Доверие к себе один из центральных психологическихфеноменов, лежащих в основе активности человеческой личности,делающих личность подлинным субъектомжизни (Скрипкина Т. П.,2000). Доверие есть отношение субъекта к определенным объектам,связанным с ситуативной, актуальной значимостью и априорнойнадежностью (безопасностью) объекта для субъекта. Условиемсуществования доверия к себе является специфическое отношениек собственной субъектное™ как к ценности и отношение к собственным будущим поступкам как к безопасным. Сложившийся уровеньдоверия к себе служит одним из показателей зрелости личности.
Для воспитателей характерно наличиесвязи между доверием к себе в профессиональной сфере и стажем педагогической деятельности (г=0,36 при р<0,01), а также продолжительностью работы в одном учреждении (г=0,38 при р<0,01), что и следовало предполагать. Чем дольше педагог остается в профессии, чем дольше продолжает работать в одном и том же учреждении, тем выше доверие к себе как профессионалу, и если не происходит повышения доверия, то чаще всего человек меняет место работы или профессию, не найдя в ней возможности для самореализации.
3. Самореализация педагогов выступает как условие самореализации обучающихся, воспитанников.
Л.А. Коростылева определяет самореализацию как осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени (Л.А. Коростылева, 2000). При этом самореализация может исследоваться как цель, средство, процесс, состояние, результат и итог (там же). Самореализация как цель - рассматривается в исследованиях самоактуализации, как состояние-в исследованиях удовлетворенности самореализацией, как результат- при изучении определенного уровня личностного развития (наличие свойств, способствующих самоосуществлению), как итог - в исследованиях осмысления цельных временных отрезков жизненного пути, либо жизни в целом. Самореализация в разных сферах и на разных этапах жизненного пути обладает своей спецификой.
В данном сообщении представлены материалы изучения только особенностей мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности профессиональным выбором. Анализ результатов показал, что для современных педагогов характерно следующее.
Значимость мотивов профессиональной деятельности по всей выборке: на первом месте - возможность самореализации (внутренний мотив), на втором- уважение окружающих и заработная плата (внешний положительный мотив), на третьем -желание избежать критики со стороны коллег и руководителей, избежать наказания (внешний отрицательный мотив). По мере роста стажа работы изменяется значимость каждого мотива. В группе воспитателей со стажем работы до пяти лет различия выражены незначительно, но в последующем различия усиливаются - все больше становится значимым внутренний мотив (3,8 балла при максимальном значении 5 - в группе со стажем до пяти лет, 4,1 - в группе со стажем свыше двадцати пяти лет) и все меньше значимость внешнего
отрицательного (3,4 - в группе со стажем до пяти лет, 2,5 - группа со стажем свыше двадцати пяти лет). Можно предположить, что первоначально педагоги рассматривают профессиональную деятельность как возможность для реализации разных мотивов, но по мере освоения профессии понимают, что это не так.
В целом педагоги отмечаютудовлетворенность профессиональным выбором (средний балл 3,5 - при максимальном 5). Эта характеристика связана со стажем педагогической работы: чем больше стаж работы, тем выше удовлетворенность профессиональным выбором. Количество педагогов максимально неудовлетворенных профессиональным выбором устойчиво снижается по мере увеличения стажа педагогической работы. Возможно, здесь имеют место как минимум две тенденции: часть педагогов, осознав невозможность самореализации в данной профессии, уходит из неё, другая часть постепенно начинает испытывать состояние самореализованности в профессиональной деятельности.
4. Доверие к себе в профессиональной сфере у воспитателей связано с мотивом самореализации в профессии (г=0,43 при р<0,01), удовлетворенностью профессиональным выбором (г=0,42 при р<0,01) и со стремлением к самоактуализации (г=0,36 при р<0,01). Это вполне объяснимо, если исходить из положения А.К. Осницкого о том, что субъектное всегда связано со способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской активной позиции (Осницкий А. К., 1996).
Типология индивидуальности: проблемы и перспективы
Новикова И. А. г. Москва)
Тезис о типологическом подходе к изучению индивидуальности звучит достаточно парадоксально. Действительно, утверждения об уникальности, неповторимости личности и индивидуальности стали одной из «аксиом» современной психологии. Тем не менее, в практической работе «нельзя объять необъятное», поэтому невозможно обойтись без опоры на те или иные типологии в сфере психодиагностики, психотерапии, психокоррекции, профотбора, обучения, воспитания и т. п. Неслучайно, на наш взгляд, что в истории психологии было создано так много типологий - во многом это ответ на практический запрос к науке, ведь создание классификации облегчает, систематизирует восприятие сложной реальности, хотя неизбежно обедняет и упрощает ее.
Важнейшая проблема любой типологии - поиск адекватного критерия для четкого выделения типов и их содержательного анализа. Мы полагаем, что продуктивный подход к изучению и возможной типологизации индивидуальности предложен в рамках системно-функциональной концепции А.И. Крупнова. Данная модель является логическим продолжением и конкретизацией теории «наиболее общих оснований индивидуальности человека» В.Д. Небылицина, обосновавшей положение о трех связанных между собой интегральных континуумах личности и индивидуальности субъекта - активности, направленности и саморегуляции. Каждая черта индивидуальности, по мнению А.И Крупнова, включает в себя
368
з-н
целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, которые, в свою очередь, содержат по две переменные- «гармоническую» и «агармоническую».
В русле данной концепции было показано, что существуют индивидуально-типические особенности соотношения различных компонентов общительности, настойчивости, инициативности, ответственности,любознательности,уверенности в разных возрастных, половых, профессионально-статусных группах испытуемых.
Нами была предложена типология проявлений настойчивости, в основу которой были положены степень количественной выраженности и доминирования переменных настойчивости. Было выделено шесть основных типов настойчивости, которые можно объединить в три большие группы. В первую вошли типы с ярко выраженным преобладанием интернальности над жтернальностью:
интернально-эргический (с высокими показателями динамического, мотивационного, продуктивного и когнитивногокомпонентов настойчивости);
избирательный (с достаточно узкой, избирательной или рациональной мотивационной сферой);
интернально-субъктный (с преобладанием личностно-значимой мотивации и продуктивности).
Во вторую - типы с примерно равными (средними показателями) интернальности и экстернальности:
результативно-смысловой (с высокими показателями продуктивного, когнитивного и мотивационного компонентов);
аэргический (с низкими показателями продуктивного компонента и высокими показателями трудностей).
В третью группу входит только один тип с ярко выраженным преобладанием экстернальности над интернальностью- экс-тернальный.
Нас заинтересовал вопрос об универсальности данных типов и возможности их выделения при изучении других черт индивидуальности. В исследовании Ю.М. Стакиной были выделены индивидуально-типические варианты проявления любознательности студентов: интернально-эргический, инструментально-осведомленный, избирательный, экстернальный и аэргический типы. Характер соотношения переменных любознательности внутри большинства из перечисленных типов был аналогичен индивидуально-типическим вариантам, описанным при анализе настойчивости. В выборку исследования Ю.М. Стакиной входили студенты, обучающиеся на различных факультетах- психологическом, электротехническом и аграрном. Сравнение результатов, полученным по подгруппам студентов с разной профессиональной направленностью, позволило выявить три наиболее устойчивых варианта реализации любознательности: интернально-эргический, избирательный и аэргический типы. Было обнаружено, что инструментально-осведомленный и экстернальный типы характерны для студентов аграрного факультета, а интернально-субъектный и интернально-неэмоциональный типы - для студентов психологического факультета.
Исследование Н. В. Картиной было посвящено выявлению индивидуально-типических сочетаний в реализации любознательности, настойчивости и общительности. Было установлено, что примерно в 60 % случаев преобладает сходство в проявлениях данных черт (инструментально-смысловой, избирательно-смысловой и нейтральный типы), а в 40%- доминируют различия. Для настойчиво-некомуникативного типа характерно неплохое раз-
витие настойчивости, среднее развитие любознательности и большое количество проблем в коммуникативной сфере; для агармонически-любознательного - среднее развитие настойчивости и общительности и проблемы с проявлениями любознательности; для инструментально-агармонического- большое количество трудностей в реализации всех черт характера, высокая выраженность их мотивационно-смысловых переменных, при этом «инструментально-гармонические» переменныелюбознательности выражены выше среднего, настойчивости - на среднем уровне, а общительности - практически минимальны.
Следовательно, по нашему мнению, можно говорить об относительной универсальности такихтиповорганизациичертличности и индивидуальности, как интернально-эргический (инструментально-смысловой), избирательный (избирательно-смысловой), экстернальный и, возможно, аэргический. Мы планируем проверить это предположение при системном анализе инициативности, общительности и агрессивности.
Мы полагаем, что главным достоинством предлагаемого индивидуально-типического подхода, основанного на системно-функциональной модели А.И. Крупнова, является возможность разработки эффективных психологических программ развития и коррекции черт индивидуальности.
Вынужденная миграция как социально-психологический феномен и предмет психологической практики
Новохатько Е. Н. (г. Ростов-на-Дону)
Теоретический и эмпирический анализ проблемы миграции в различных ее видах и формах существования позволяет говорить об общей, инвариантной составляющей феномена миграции, каковой являются трансформации образа жизни и образа мира мигрантов. Существуют взаимосвязи между образом мира и образом жизни, проявляющиеся в противоречиях между образомжизни и образом мира, обусловленное существованием актуальной тенденции к установлению соответствия между образом жизни и образом мира, а, с другой стороны, постоянно возобновляемым их несоответствием, инициируемым как со стороны внешних (средовых, ситуативных), так и внутренних (психологических новообразований, порождаемых в процессе жизни) факторов.
Психологический механизм трансформации образа мира и образа жизни людей представляется как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции форм поведения, составляющих образ жизни человека, и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека. Готовность к изменению образа жизни как интегративное психологическое образование характеризует способность человека принимать неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизни. Готовность к изменению образа жизни проявляется в способности человека к той духовной работе, которая позволяет человеку сохранять целостность собственного Я, идентифицировать себя с собой и другими людьми, удерживать вну-
369
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
тренний порядок и стиль собственной жизни. То, что на уровне личности рассматривается как идентичность, на поведенческом уровне выступает как процесс решения совокупности жизненно значимых проблем. Если человек принимает решение по поводу себя и своей жизни, то это означает не только вклад в формирование структуры идентичности, но и в содержание образа жизни, его упрочнение или динамику- за счет определенной реконструкции элементов образа жизни или достаточно выраженного коренного изменения его.
Эмпирические исследования да ют основания для вывода отом, что существуют определенные закономерности в возникновении психологических проблем, связанных с вхождением мигранта в новую социально-экономическую и культурную среду. В ситуации вынужденной миграции речь идето разорванных связях человека сего новым окружением, которое уже «окружает», но еще не открылось в своих ценностно-смысловых измерениях, в своем соответствии человеку. Самореализации ограничена «внешними» условиями, резким изменением среды существования. Психологические коллизии, сопровождающие процесс вынужденной миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т. д. Являясь определенным источником развития человека как открытой психологической системы, эти противоречия могут становиться источником деструкции системы или, по крайней мере, такой ее деформации, которая может оказаться необратимой. Источником типологических различий и завязанных на них психологических проблем, является готовность человека к изменению образа жизни и образа мира и уровень этой готовности у конкретного человека.
Содержание проблемы психологического консультирования заключается в том, чтобы организовать переход человека от го-меостазического по своей сути настоящего (приспособиться к новой среде - здесь и сейчас) к будущему - свободному, инициативному (гетеростазическому, нормотворческому) становлению человека в новой для него среде. Активизация в период психологического консультирования мыслительной деятельности клиентов, направленной на рефлексию ценностно-смыслового содержания нового образа жизни способствует перестройке образа мира.
Задача психолога-консультанта - решить для себя вопрос о том, какую позицию он должен занять для эффективной помощи человеку в постановке и решении этой задачи. С нашей точки зрения, самая продуктивная позиция - это позиция медиативная, посредническая. Сделать все возможное, чтобы временно потерявшая свою направленность (в следствии распада эмоционально-установочных комплексов) эмоция не стала бы фактором саморазрушения системы, не обрела бы параметры автодеструкции. Ее нужно направить на творческую реконструкции жизненного пространства, на открытие психологической системы, закрывающейся по независимым от нее обстоятельствам. Здесь психолог не ведет, не лидирует, не решает задачу вместо клиента, и даже не решает ее вместе с клиентом. Он уподобляется медиатору, каковым, по мнению В. Е. Клочко, выступает взрослый в своих функциях и взаимоотношениях с ребенком.
Психологическая помощь людям, резко меняющим образ жизни, а вместе сними всю систему ценностно-смысловых оснований, обеспечивавших реальность ихактуального бытия эффективна втом случае, если она базируется на психотерапевтических установках, которые учитывают реальные механизмы перестройки жизненного
мира вынужденных мигрантов, степень открытости или закрытости человека как самоорганизующейся системы, готовность к изменению образа жизни и образа мира, уровень активности человека, проявляющийся в возможности человека отвечать на вызовы общества риска инновационной деятельностью.
Результаты исследования и многолетняя практика работы с клиентами -мигрантами показала, что ориентируясь на перечисленные типологические особенности человека, можно эффективно помогать решению мигрантом своей задачи, которую, следует определить как превращение ценностей из идеальной формы в аффективно-смысловую, индивидуально-личностную составляющую жизненного мира конкретного человека, его особое измерение.
Влияние саморегуляции спортсменов на их результативность в стендовой стрельбе
Ноздрин М. В. (г. Ростов-на-Дону)
Стрелковый спорт, в частности стендовая стрельба, предъявляет специфическиетребования к психофизиологическим особенностям спортсмена на разных стадиях его спортивно-профессионального становления. Повышенные требования распространяются на физическую выносливость, саморегуляцию когнитивной и эмоциональной сферы, в постоянно меняющихся внешних условиях, свойственных стрельбе по быстролетящим мишеням. В. И. Моросанова впервые в отечественной психологии исследовала влияние индивидуальных особенностей саморегуляции и акцентуации характера стрелков на успешность их спортивной деятельности. Но ее работа выполнялась на материале пулевой стрельбы. Стендовая стрельба имеет отличие отпулевой снаряжением боеприпаса, а такжетем, что это стрельба только по движущимся мишеням-тарелочкам.
Задачей данной работы было исследование связи индивидуальных особенностей саморегуляции с успешностью в стендовой стрельбе в условиях соревнований.
Выборка испытуемых состояла из 25 девушек и 26 юношей в возрасте от 13 до 20 лет, а также 11 женщин и 13 мужчин в возрасте от 20 до 41 года. Спортивная квалификация стрелков, участвовавших в исследовании, варьировалась от второго разряда до звания «Заслуженный мастер спорта».
Для диагностики стилевых особенностей саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения», разработанный В.И. Моросановой. Он состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, соответствующих основным регуляторным процессам: планирования, программирования, моделирования, оценки результата, самостоятельности и гибкости. В качестве критерия успешности спортсменов были взяты их средние результаты на трех Всероссийских соревнованиях по стендовой стрельбе за 2006 год.
Мы предположили, что компоненты саморегуляции могут быть по-разному представлены у спортсменов разного пола и возраста, поэтому были высчитаны коэффициенты корреляции Спирмена для каждой из 4-х подгрупп испытуемых.
В подгруппе девушек обнаружена значимая связь между успешностью выступлений и процессом моделирования (r=0,44; p
370
з-н
= 0,03). На женской подгруппе выявлена связь между процессом оценки результата и успешностью выступлений (r=0,65; p = 0,03).
Данные могут свидетельствовать о важности для стрелково-стендовой деятельности у спортсменок таких качеств, как способность иметь модель значимых условий, как в процессе подготовки и реализации стрельбы, так и применительно к отдельным стрелковым действиям. Можно предположить, что для становления мастерства у девушек ведущим выступает регуляторный процесс моделирования значимых условий, а для поддержания уровня мастерства высших достижений у женщин главным оказывается процесс оценки результата. Процесс моделирования обеспечивает ту последовательность образов действий, которая необходима для получения желаемого результата, а процесс оценки последнего, обеспечивает стабильность действий.
На подгруппах спортсменов мужского пола были получены несколько иные данные. На юношеской подгруппе были обнаружены значимые связи с успешностью в спортивных соревнованиях моделирования (г = 0,48; р = 0,01), оценки результатов (г = 0,57; р = 0,002), гибкости (г = 0,45; р = 0,02) и общего уровня саморегуляции (г = 0,53; р = 0,005). На подгруппе мужчин значимых связей не было обнаружено, за исключением тенденции к таковой между процессом моделирования и результативностью (г = 0,48; р = 0,097). Успешность в стендовой стрельбе у спортсменов мужского пола определяется выраженностью таких регуляторных процессов как моделирование и оценка результата, а также гибкостью, которые вносят вклад в общий уровень саморегуляции.
Таким образом, можно заключить, что возраст и пол вмешиваются в процесс влияния отдельных компонентов саморегуляции в результативность стрелковой деятельности в условиях соревнований. Если говорить о средних значениях успешности по этим подвыборкам, то наиболее успешными являются мужчины (90,5 баллов), за ними идут женщины (81,8 баллов), далее- юноши (68,9), и замыкают ряд девушки (62,3). Возможно, высокая результативность мужчин не дает большого разброса значений, как это наблюдается на выборках молодых спортсменов, поэтому связь успешности с саморегуляцией на их выборке не была обнаружена. Поскольку молодежные выборки охватывают большой возрастной диапазон (от 14 до 20 лет), на них также прослеживается значимая положительная связь между возрастом и успешностью. Это закономерно, поскольку фактор возраста сопряжен со стажем спортивной деятельности и, соответственно, с уровнем мастерства спортсменов.
Полученные данные свидетельствуют о возможности повышения эффективности стендовой стрельбы в условиях соревнований через выработку механизмов саморегуляции спортсменов. Особенно это важно при работе с молодыми спортсменами, которые не в полной мере владеют профессиональными навыками.
Психология развивающей среды
Нордгеймер Ю. Р., Костанова Н. А. (г. Пятигорск)
В настоящей работе представлены результаты исследования проблемы психического развития в условиях специальным образом организованной среды и той роли, которую играет психосаморегуляция в этом процессе. Одним из ключевых показателей психической саморегуляции в нашем исследовании выступала динамика психоэмоционального статуса, использование которого позволило достигать не только развивающего эффекта, но и рекреационного (восстанавливающего) в рамках разработки здоровьесберегающих технологий.
Методологической основой данного исследования был избран системный подход и системное описание явлений, активно разрабатываемой Санкт-Петербургской школой психологии. Используя принципы этого подхода, были даны определения таких понятий как: «развитие», «развивающая среда» и «саморегуляция». В результате проведенных исследований были получены данные о структурных и функциональных особенностях, организации учебного процесса, как учебно-развивающей среды и роли, которая отводится учащемуся в формирования этой среды.
Ключевые слова: развивающая, рекреационно-развивающая среда, самоконтроль, саморегуляция, самоуправление, саморазвитие, психоэмоциональный статус, здоровьесберегающие технологии.
Развитие является отражением роли воспитания, обеспечивающего необходимые условия для данных изменений, и обучения, формирующего «зону ближайшего развития» по Выготскому Л.С. Объективно наиболее значительный вклад в разработку рассматриваемого явления был внесен С.Л. Рубинштейном и его школой (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Бруш-линский, И.М. Жукова, A.M. Матюшкин). Опираясь на концепцию психического развития Л.С. Выготского, они предположили различные модели, изменения внутренних механизмов реализации и качественной перестройки психической деятельности ребенка связанный с формированием сложных функциональных систем в процессе обучения.
Используя предложенные авторами модели и системное описание в психологии, понятие «развитие» определяется нами как количественно - качественный переход, изменяющий структурную организацию психики в результате преодоления сопротивления механизмов саморегуляции и проявляющейся в изменении взаимоотношений во вне.
Под развитием мы понимаем структурную перестройку психики, которая предполагает изменение «внутреннего» через изменение «внешнего». Специальным образом организованное внешнее получило название развивающей среды. Развивающая среда в современной литературе определяется с одной стороны как комплекс условий, благоприятный для социализации, как носитель особого системного качества, как образовательное пространство, обеспечивающее максимальное личностное раскрытие, предоставляющее оптимальные условия для развития личности. С другой стороны как система, реализующая образовательный процесс как целостный, непрерывный, комплексный, интегрирующий знания по отдельным отраслям науки в единое, целостное, системное знание о мире и формирующая навыки практической реализации при-
371
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
обретенных знаний. Понятие развивающей среды лежит в основе личностно-ориентированных систем образования, направленных на формирование и развитиеличности в учебном процессе. Личность в таких системах рассматривается как активный компонент среды, а среда, в свою очередь, выступает уже не столько в роли обстановки, сколько становится источником развития (Л.С. Выготский).
Таким образом, под средой мы понимаем совокупность воздействий, а под рекреационно-развивающей средой - специальным образом организованных психолого-педагогических воздействий, выделенных на основе системных принципов с четким выделением структурных элементов и их взаимодействий. На основании анализа данных источников нами была предложена 5-ти компонентная модель развивающей среды. Структурными составляющими данной среды выступили обстановка, содержание, методическое обеспечение, различные аспекты взаимодействия, объединенные системобразующим компонентом- активностью самого учащегося. Различные уровни организации и управления этой активностью были выстроены нами в схеме: самоконтроль, саморегуляция, саморуправление, саморазвитие.
Ключевым показателем в этой цепочки нашего исследования выступала динамика психоэмоционального статуса. Использование этого показателя позволило организовать процесс передачи контроля и управления активностью от Учителя к Ученику. Данный процесс является, на наш взгляд, ключевым элементом в психофизическом развитии учащегося. Оно негомогенно по составу трансформируемых элементов и специфика механизмов такова, что предполагает уровневость, иерархичность в реорганизации структуры ее компонентов. В результате произведенного сопоставления компонентов учебно-развивающей среды и компонентов психо-когнитивной организации учащегося удалось организовать экспериментальное исследованиетой роли, которую может играть саморегуляция с помощью дозированной психофизической нагрузки, придать учебному процессу не только развивающий, но и при определенной динамике психоэмоционального состояния рекреационный характер воздействия среды. Рекреационный характер воздействия, проявляется в снижении той психофизиологической цены, которую платит организм за достижение поставленной цели в результате адекватной мобилизации необходимых ресурсов.
Попыткой реализации на практике предложенных выше положений является разработанная нами система «Психофизического самосовершенствования в условиях рекреационно-развивающей среды». В рамках данной системы объединены развивающие и здоровьесберегающие технологии, как две стороны единого образовательного процесса.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.