logo
psicho T2

Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте

Лобаскова М. М., Гиндина Е. Г., Малых С. Б.

(г. Москва)

Цель данного исследования состоит в оценке роли генотипа и среды в вариативности свойств темперамента в подростковом возрасте (10—17 лет).

Общая выборка исследования состояла из 1114 человек. Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе выполнена стандартизация опросников темпера мента М. К. Ротбарт. В выборку стандартизации вошли 740 подростков в возрасте 10-17 лет из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Ижевска. На втором этапе в близнецовом исследовании приняли участие 374 близнеца 10-17лет.

На первом этапе исследования было выявлено, что девочки 10-14 лет имеют более высокие показатели по шкалам контроля активации, аффилиации, удовольствия от стимуляции низкой интенсивности, страха и депрессивного настроения. В группе мальчиков отмечаются более высокие показатели по шкалам

244

з-н

активности и агрессивности. Девочки 15-17 лет имеют более высокие баллы по 9 шкалам (шкалы Негативного аффекта, социабельности, позитивного аффекта, шкалы Перцептивной чувствительности), по шкалам контроля активации и контроля внимания в группе мальчиков 15-17 лет средний балл был выше, чем в группе девочек. Эффект возраста оказался значимым в младшей возрастной группе и незначимым в старшей. Эффект пола влияет на шкальные оценки свойств темперамента в обеих возрастных группах.

На втором этом получены данные о наличии генетических влияний на проявление реактивности и саморегуляции - основных показателей темперамента психобиологической концепции темперамента Ротбарт Р. Б.

В подростковом возрасте (10-17 лет) на вариативность свойств темперамента значимое влияние оказывают факторы индивидуальной, случайной среды, однако степень влияния снижается от младшего к старшему подростковому возрасту. Увеличивается вес аддитивных генетических факторов по сравнению с общесредовыми. Структура фенотипической дисперсии отдельных свойств в младшем и старшем подростковом возрасте различна. Неизменно средовое влияние на индивидуальные различия свойства страх в младшем и старшем подростковом возрасте. В вариативности свойств фрустрация, перцептивная чувствительность, контроль торможения неизменными остаются генетические влияния. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит изменение генотип-средовых соотношений свойств внимание, удовольствие от стимуляции высокой интенсивности в сторону увеличения влияния аддитивно-генетических факторов. Реактивные свойства (страх, грусть, дискомфорт, уровень активности) и развивающиеся свойства (внимание, удовольствие от стимуляции высокой интенсивности (УСВИ) (10-14 лет) и контроль активации, аффективная чувствительность (15-17 лет) в большей степени обусловлены средовыми факторами. Свойства, связанные с саморегуляцией (фрустрация, шкалы Произвольного контроля (15-17 лет) и сформированные свойства (контроль внимания, УСВИ (15—17 лет) испытывают генетические влияния.

исследования: особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что леворукие дети младшего школьного возраста при выполнении заданий на исследование мышления и памяти совершают больше ошибок, связанных с пространственной организацией материала.

В качестве испытуемых выступили младшие школьники г. Ижевска в количестве 60 человек.

Для реализации цели нашего исследования были выбраны следующие методики: тест Аннет для исследования латеральных предпочтений; «6 фигур», «6 букв», «6слов»,«2 группы по 3 слова», Методика «Рассказ»; Прогрессивные матрицы Равенна, Методика «Невербальные аналогии»; Тест Замбацявичене-Переслене.

В результате исследования мы сделали следующие выводы.

При исследовании зрительной памяти выявлены значимые различия в количестве совершенных ошибок при воспроизведении невербальных стимулов по типу конфабуляций, реверсий, контаминации. Ошибок больше допускают леворукие дети, что можно объяснить более низким уровнем сформированное™ пространственных операций. По итогам количественной обработки оказались значимыми различия показателей исследования слухоречевой памяти, левши справились хуже, чем праворукие дети, это говорит о том, что у леворуких детей сниженный уровень избирательности в слухоречевой модальности. Количественный анализ результатов исследования смысловой памяти показал значимые различия между группами левшей и правшей. Показатели невербального и вербального мышления у правшей выше, чем у левшей, что дает лучшие показатели в исследовании смысловой памяти. Несмотря на более низкие показатели памяти и мышления у леворуких детей, в группах левшей и правшей успеваемость одинакова. При получении результатов корреляционного анализа мы обратили внимание на большее количество функциональных связей между памятью и мышлением в группе левшей, предполагаем, что это указывает на компенсаторный механизм, свойственный атипии психического развития. Таким образом, леворукие дети представляют особую группу. Не смотря на большое количество ошибок при запоминании и выполнении заданий на исследования мышления, успеваемость леворуких детей не отличается от успеваемости праворуких.