logo
psicho T2

Применение психологического тренинга

в развитии структур интегральной

индивидуальности школьников

раннего юношеского возраста

с различными жизненными целями

Лазакович Ю.Ю. (г. Пятигорск)

Целью нашего исследования явилось изучение развития структур интегральной индивидуальности школьников раннего юношеского возраста в зависимости от динамики жизненных целей посредством психологического тренинга.

Экспериментальное исследование, охватившее два учебных года (2002-2003 гг.), проводилось в два этапа. На первом этапе уча­щиеся 15—16 лет 10-х классов (125 человек) г. Минеральные Воды прошли диагностику 35-ти разноуровневых свойств интегральной индивидуальности нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней. Изучение структур интегральной индивидуальности в обеих группах осущест­влялось на основе поэлементного (критериев пропорциональности-непропорциональности, совпадающего диагнозов, статистического t-критерия Стьюдента, корреляционного анализов) и системного (дискриминантного, факторного) анализов.

По результатам диагностики учащиеся были разделены на группу школьников близких к идеалу (чьи жизненные цели были максимально приближены к шкале идеальных - 63 человека) и группу школьников удаленных от идеала (62 человека). На втором этапе исследования 31 человек из второй группы прошли серию тренинга по программе «Через игры к жизненным целям».

Формирующий эксперимент проводился в группе школьников удаленных от идеала. Факторный анализ показал, что структура интегральной индивидуальности школьников удаленных от идеала оказалась менее пластичной из-за доминирования природного уровня над социальным и слабо развитых облических зависимостей между уровнями. Кроме того юноши и девушки, удаленные от идеа­ла, испытывают трудности в определении жизненных приоритетов вследствие высокой чувствительности к неудачам в общении, в от­личие от сверстников, близких к идеалу. Чувствительность к неуда­чам в общении понижает уровень самопрезентации индивидуаль­ности, отрицательно влияет на самочувствие человека в группе, что приводит к взаимному отторжению индивида и общества.

В противовес этому структура интегральной индивидуальности школьников близких к идеалу характеризуются равнозначным влиянием свойств природного и социального уровней, а также широко развитыми облическими зависимостями наряду с орто­гональными.

В результате тренинговых занятий у 81% испытуемых уда­ленных от идеала жизненные цели приблизились к идеальным, а это значит, что влияние природного уровня на развитие структур интегральной индивидуальности значительной ослабло; количество облических, т. е. гибких связей, увеличилось, а соответственно по­высилась адаптированность к окружающей среде.

262

з-н