Российского образования
Мелешкова Г.И. (г. Санкт-Петербург)
Концепция модернизации высшего образования в России и Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы в значительной мере определи требования, предъявляемые к вузам, и систему задач материально-технического, научно-методического, социокультурного, психологического, социального и медико-экологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Вусловиях модернизации российского образования перед практическими психологами вузов возникла необходимость уточнить задачи психологической службы технического университета и довести их до руководителей высшего и среднего звена вузовской системы управления, специалистов по качеству образования, юридической службы, до каждого участника образовательного процесса - отабитуриента до профессора, отлаборанта, инженера, методиста, секретаря до руководителя структурного подразделения вуза.
В основе деятельности практических психологов технического университета находятся основные положения современного челове-кознания,теории развития, обучения, воспитания и самообразования взрослого, соответствующие научным психологическим школам и направлениям, плодотворно действующим в XXI веке.
Психологи Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СПГУТД) предлагают для обсуждения делегатам IV Съезда РПО, членам Федерации психологов образования следующие задачи Психологической службы технического университета, соответствующие Концепции модернизации высшего образования в России на 2006-2010 годы. 1. Формирование методологии, теории и практики обучения,
развития, воспитания и самообразования, новой культуры
педагогического мышления на основе медико-биологических,
336
з-н
психологических и социологических исследований, просветительской деятельности, психологического консультирования, психодиагностики, психотерапии и методов активного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Оптимизацияпроцессовжизнедеятельности,здоровогообразажизни, личностного и духовного роста студентов и преподавателей, психологической защиты личности в ее возрастных исоциальных стадиях развития, самореализации индивидуальности.
Психологическое обеспечение субъект-субъектных отношениймежду всеми участниками образовательного процесса и процессов накопления интеллектуального, духовного и человеческого капиталов.
Созданиеусловийдляуспешноготрудоустройствавыпускниковвуза на основе психологической поддержки социальных технологий трудоустройства.
Формирование у студентов, выпускников и преподавателейтехнического университета стрессоустойчивое™ и конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг.
Психологическое обеспечение надежности профессионализмавыпускников технического университета во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в техносфере.
Психологическое сопровождение индивидуального развитияпреподавателя и его деятельности в достижении вершин профессионализма и творческого долголетия.
Профилактика и коррекция синдрома «выгорания» у преподавателей технического университета.
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в преодолении внутренних конфликтов ибарьеров в восприятии и освоении материально-технических,технологических, образовательных и социокультурных инноваций, представляющих ценность для здоровья, личностногои духовного роста человека.
Обеспечение психологической помощи участнику образовательного процесса, оказавшемуся в ситуации последействияэкстремальных условий или травматических факторов, вызвавших стойкие болезненные психические состояния.
Фундаментальная научная идея, реализуемая в практическом опыте психологов СПГУТД - это работа с индивидуальностью каждого участника образовательного процесса в контексте его жизнедеятельности, цены интеллектуального напряжения, профессионально-экономического и межличностного статусов, ценностных ориентации и мотивации, развития и удовлетворения витальных и духовных потребностей, личностной и правовой защищенности.
Развитие идей научной школы
Б.Г. Ананьева в работе психологической службы вуза
Мелешкова Г.И., Ефимова Н.В. (г. Санкт-Петербург)
В Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна (СПГУТД, ранее ЛИТЛП) первые психологи -выпускники психологического факультета Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета - в соответствии с государственным плановым распределением свою профессиональную деятельность начали 1-го августа 1974 года в должности инженеров. Прошло 33 года, насыщенных интересной практической работой по подготовке специалистов инженерно-технического и художественно-промышленного профиля с учетом человеческого фактора в системе образования и производственной сфере.
В государственном масштабе с обоснованием правового статуса практических психологов психологическая служба высшего образования только начинает складываться. Доказательством тому служат рекомендации семинара-совещания «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования в России» (14-15 июня 2006 г.). Однако фундаментальные основы деятельности практических психологов и организации психологической службы вуза были созданы под руководством Б.Г. Ананьева теоретически и экспериментально на рубеже 60-70-х годов XX века. При этом Борис Герасимович предупреждал студентов о социальных барьерах и профессиональных трудностях, с которыми они будут сталкиваться, и показывал возможные пути их преодоления.
Накопленный нами в течение 33 лет опыт работы в СПГУТД и результаты профессиональной деятельности наших коллег не только в России, но и за рубежом подтвердили убедительные обоснования процессов востребованности профессиональных психологов, сделанные выдающимся организатором науки и системы университетского образования Б.Г. Ананьевым для решения жизненно важных задач общества во всех сферах человеческой деятельности. Концепция становления психологической службы вуза возникла влоне научной школы Ананьева еще при его жизни и строилась на основе разработанной имтеории познания психики и возрастной периодизации развития взрослого человека. В СПГУТД создана универсальная программа психологического обеспечения развития индивидуальности и личностного роста специалиста с учетом приобретаемой квалификации и профиля профессиональной деятельности. Основные составляющие программы - это профессиография и психограммы, включающие нейродинамические и нейрогуморальные особенности, характеристики общих и специальных способностей, систему ценностных ориентации и акцентуации личности.
Психологи СПГУТД, основываясь на фундаментальных положениях современного человекознания, внесли свой значительный научно-практический и организационно-методический вклад в создание, во-первых, Городской студенческой биржи труда и обучения, во-вторых, в успех Международной аккредитации Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей по направлению «Инженерная педагогика» и, в-третьих, в совершенствование системы управления учебно-воспитательным процессом и развитием вуза как социокультурной и педагогической систем. В рамках грантов по фундаментальным исследованиям в области
337
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
гуманитарных наук и молодежной политики созданы основы неклассической дидактики в системе высшего технического образования, методология оценки качества подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров инженерных вузов, разработаны технология трудоустройства выпускников, мониторинг профессионализма преподавателей университета инженерно-технического и художественно-промышленного профиля. В настоящее время уточняется внутривузовское Положение о психологической службе вуза и ее задачах с учетом условий модернизации высшего российского образования.
Центральная идея научной школы Б.Г. Ананьева, являющаяся фундаментальной в практическом опыте психологов СПГУТД, - это работа с индивидуальностью каждого участника образовательного процесса в контексте его жизнедеятельности, цены интеллектуального напряжения, экономического статуса, ценностных ориентации, личностной и правовой защищенности.
лета») - характеризуют стадию летного мастерства. Проведены фактологические исследования связи летного мастерства и искусства, выделены эстетические формы регуляции летной деятельности. Раскрыто предметное содержание «чувства самолета» и получена объяснительная схема для феномена гибкости системы практических знаний летчика-профессионала. На примере подготовки летчиков-спортсменов показаны развивающие возможности средств искусства в процессе формирования психологического пространства и времени полета, а также воспитания «чувства самолета». Продолжением ак-меологических исследований является разработка модели индивидуального стиля деятельности летчика, а также выявление эстетических форм познания сложных закономерностей полета, представленных в виде «полифонической» организации неинструментальных сигналов о поведении объекта управления.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.