Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
Клепикова Н. М. (г. Новосибирск)
Ставя перед собой цель всесторонне исследовать нарциссиче-ский феномен личности на российской выборке, мы полностью осознавали сложность подобной работы, связанной, в первую очередь, с отсутствием релевантного диагностического инструментария в отечественной психологии. С целью восполнения обозначенного дефицита нами был сконструирован и апробирован авторский тест-опросник «Нарциссические черты личности», позволяющего измерять выраженность нарциссических чертличности.
Экспериментальная работа по конструированию и апробации теста-опросника осуществлялась на протяжении 2005-2006 гг.
99
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Экспериментальной базой исследования служили вузы г. Новосибирска: Высшее военное командное училище и Новосибирский государственный педагогический университет. Экспериментальная выборка составила 233 человека в возрасте от 17 до 45 лет, из них 82 мужчины и 151 женщина.
За основу нового опросника были взяты утверждения из клинической методики «Шкала нарциссических черт» Plakun'a (1990), для каждой из девяти шкал (грандиозное чувство самозначимости, поглощенность фантазиями о неограниченном успехе, вера в собственную уникальность, потребность в постоянном внимании и восхищении, ожидание особого отношения, манипуляции в межличностных отношениях, отсутствие эмпатии, поглощенность чувством зависти, дерзкое, заносчивое поведение), отражающих критерии DSM-IV-TR (2000) АРА. Дополнительно нами было составлено от 9 до 13 пунктов (утверждений) по каждой шкале. Созданный психодиагностический инструментарий был проверен на соответствие основным психометрическим требованиям к надежности и валидности тестов.
Показатели дискриминативной способности пунктов для каждой шкалы колеблются на уровне 0,20 (при р=0,05) что позволяет говорить о способности опросника достоверно дифференцировать испытуемых на группы с высоким и низким уровнем выраженности нарциссических черт.
Показатели ретестовой надежности по шкалам колеблются на уровне 0,876-0,716 (при р=0,001) (N=74) и достигают максимума по шкале «Ожидание особого отношения»: о=0,876 (при р=0,001), минимума по шкалам «Потребность в постоянном внимании и восхищении»: о=0,716 (при р=0,001). Полученные данные свидетельствует о достаточной устойчивости показателей разрабатываемой методики.
Показатели одномоментной надежности по шкалам колеблются на уровне 0,6-0,8 (при р=0,05) (N=233) и достигают максимума по шкале «Поглощенность фантазиями»: а=0,8 (при р=0,05), минимума по шкалам «Ожидание особого отношения»: а=0,6 (при р=0,05). Учитывая замечание Л. Ф. Бурлачука, что для шкал опросников характерны значения о-коэффициента Кронбаха в диапазоне 0,6-0,8, мы можем говорить о создаваемой методике, как о надежном психодиагностическом инструментарии, результаты которого подвергаются однозначной интерпретации.
Конструктная валидность девяти шкал опросника «Нарцис-сические черты личности» подтверждалась путем сопоставления показателей конструируемой нами методики с показателями стандартизированных и адаптированных тест-опросников, направленных на диагностику близких по содержанию конструктов.
Для оценки конструктной валидности опросника «Нарцисси-ческие черты личности» использовались следующие методики: опросник Narzissmusinventar, F. -W. Deneke, В. Hilgenstock, R. Muller (в адаптации 0. А. Шамшиковой, Н. М. Клепиковой), структурированное клиническое интервью SKID-II, H. -U. Wittchen, T. Fydrich (в адаптации Н. Л. Волобуевой), Фрайбургский личностный опросник - FPI, J. Farenberg, H. Selg, R. Hampel (в адаптации А.А. Крылова, Т.И.Ронгинской), 16-факторный личностный опросник- 16-PF Р. Кэттелла (R. Kartell) - форма С- (в адаптации А.Н. Капустиной), модифицированный тест-опросник эмпатии А. Меграбиана, Н. Эп-штейна.
Общая конструктная валидность, установленная входе эмпирического исследования подтверждает, что шкалы данного опросника
являются гипотетическими конструктами, отражающими доступные для самонаблюдения нарциссические черты личности.
Оценка факторной валидности осуществлялась с использованием факторного анализа. Анализ данных выявил три фактора.
1-й фактор отражает полюс грандиозности.
2-й фактор отражает полюс, объединяющий в себе чувство зависти к окружающим, проявление заносчивого, наглого поведения и при этом ожидание особого (предупредительного) отношения со стороны других людей.
3-й фактор отражает полюс манипулятивного взаимодействия, когда другой рассматривается как объект, который можно использовать для удовлетворения собственных потребностей.
Такимобразом, полученные данные в совокупности позволяют говорить об опроснике «Нарциссические черты личности», как о валидном инструментарии. Основные этапы экспериментальной работы по конструированию методики успешно завершены. На данный момент методика состоит из 69 пунктов и отражает девять диагностических критериев, содержащихся в DSM-IV (1994), DSM-IV-TR (2000) АРА. Тест-опросник диагностирует особенности личности, входящие в структуру личностных расстройств, а также не достигающие уровня необходимого для диагностики расстройств личности. Заключение о выраженности нарциссических черт личности проводилось нами по принятому в психодиагностике алгоритму интерпретации данных: начиная с наиболее выраженной «не-нормы» и приписывая ей статус приоритетного вектора в формировании исследуемого признака. В целом шкалы по содержанию сравнительно гомогенны и ясны, благодаря этому они могут использоваться не только в психоаналитической практике, но и в экспериментальных исследованиях, а также для систематизации клинических наблюдений и ведения унифицированной документации.
Тендерная компетентность как социально-психологический феномен
Клецина И. С. (г. Санкт-Петербург)
Тендерная компетентность - это способность мужчин и женщин замечать ситуации тендерного неравенства в окружающей их жизни, противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям, самим не создавать ситуации тендерного неравенства. Другими словами тендерная компетентность - характеристика, которая позволяетличности не быть субъектом и объектом ситуаций тендерного неравенства.
Для исследования особенностей проявления тендерной компетентности может использоваться такой эмпирический показатель, как тендерные предубеждения. Наличие у личности тендерных предубеждений свидетельствует о ее тендерной некомпетентности, а отсутствие тендерных предубеждений, напротив, является показателем ее компетентности в сфере тендерных отношений. Тендерные предубеждения - это социальная установка с негативным и искаженным содержанием, это предвзятое мнение, по отношению к представителям другого пола.
100
з-н
Можно выделить следующие формы тендерных предубеждений.
Невербальное выражение антипатии: пренебрежительный тон, негативные невербальные реакции (нахмуренные брови, отрицательные покачивания головой, плотно сомкнутые губы) демонстрируемые в ситуациях, когда поведение мужчин или женщин не соответствует традиционным нормам полоспецифичного поведения.
Вербальное выражение антипатии: сексистские анекдоты, высмеивающие мужские и женские качества личности и особенности поведения (например, анекдоты про блондинок,женщин-водителей автомобильного транспорта); высказывания, принижающие достоинства женщин или мужчин («Это неженского ума дело», «Женщинам (мужчинам) это не понять»); тенденция интерпретировать мотивы поведения ошибочным образом («У вас, мужчин,- одно на уме»).
Избегание группы, по отношению к которой имеются предубеждения. Эта форма предубеждения проявляется в виде различных формженоненавистничества - мужененавистничества (например, искаженное восприятие и избегание женщин-феминисток).
Действия, приводящие к дискриминации членов группы. Эта форма предрассудков распространена в отношении тех женщин и мужчин, которые претендуют на места или уже работают в неполо-специфичных сферах профессиональной деятельности (например, явление «стеклянный потолок» и др.).
Агрессивные предубеждения, которые проявляются в актах насилия. Распространенными проявлениями этой формы поведения являются физическое, экономическое, сексуальное и психологическое насилие в семье.
Важно подчеркнуть то, что действия каждого уровня облегчают переход к уровню более интенсивному, поэтому и необходима специальная работа с тендерными предубеждениями и предрассудками с целью развития тендерной компетентности личности.
Психология саморегуляции: культурно-историческая трансспектива
Клочко В. Е. (г. Томск)
В современной психологической науке складываются методологические и теоретические предпосылки для рассмотрения проблем психологии (само)регуляции в контексте идей и принципов культурно-исторической теории, которая за 70 лет своего существования не только не потеряла свое значение, но, применительно к некоторым научным задачам, только сейчас и обретает уровень востребованности, достойный этой теории. Иными словами, психологическая наука переживает сегодня особый период, когда профессионально-психологическое мышление, следуя объективным тенденциям развития науки, поднимается на такой уровень системности мышления, с которого удается осмыслить исходные основания концептуальных установок давно уже сложившихся теорий. Установок, понимание которых, однако, было перекрыто актуальными для уходящего времени способа-
ми научного видения и рассуждения, адекватными идеалами классической и неклассической рациональности. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского в основе своей постнеклас-сична, и здесь я вполне согласен с оценкой В. П. Зинченко (2006) в том, что Л.С. Выготский является самым настоящим «классиком постнеклассической психологии». Для того чтобы убедиться в этом, необходим трансспективный анализ (В.Е. Клочко, 2002, 2005), позволяющий вскрывать объективные тенденции науки и объективировать ту напряженную работу, которая непрерывно идет в науке, и в результате которой происходит планомерное «перерождение научной ткани в ней», на которое в свое время указывал Л.С. Выготский.
Идея связи психики с отражением берет начало в классической науке, в той, свойственной классицизму, дихотомии Материи и Духа, из которой вытекают другие дуальные комбинации «противоположностей» (субъективное и объективное, психическое и физическое, внешнее и внутреннее и т. д.). Идея связи психики с (само)регуляцией - это уже самостоятельная находка науки того периода ее становления, когда она осваивала азы нового (неклассического) мышления. Представление об отражательно-регулятивной функции психического еще настолько популярно (в силу свей самоочевидности), что породить сомнение в его корректности может только апелляция к самоочевидности этого представления. Тем не менее, неклассика как раз и имеет дело с саморегулирующимися системами - это мысль стала осознаваться учеными сравнительно недавно. Сама указанная «триада» была введена в оборот только в 1989 году (В. С. Степин), и с тех пор стала оформляться идея о том, что простые системы выступают в качестве доминирующих объектов в классической науке, сложные саморегулирующиеся системы доминируют в неклассической науке, а предметом постнеклассической науки являются сложные саморазвивающиеся системы. Но именно к выявлению роли психики в самоорганизации человека и выходил Л.С. Выготский, утверждая, что роль психики не сводится к отражению - психика «есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Сегодня становится понятным, что только открытым системам, существование которых зависит от точности отбора из среды только того, что нужно, ибо они живут за счет обмена со средой и развиваются, усложняются за счет «самоотбора», только таким системам свойственно вырабатывать «органы отбора». Заслуга Л.С. Выготского в том, что ему удалось именно в этом усмотреть «положительную роль» психики - «не в отражении (отражает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма».
Теория самоорганизации в психологических системах (ТПС) выстраивалась нами (мной и моими сотрудниками) как дальнейшее развитие концептуальных положений культурно-исторической психологии. Не имея возможности останавливаться даже на самых принципиальных ее моментах, коснусь только некоторых эмпирически полученных результатов, которые имеют прямое отношение к заявленной проблеме, а именно, выявлению той культурно-исторической трансспективы, которая открывается перед психологией саморегуляции. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо учесть тот факт, что становление сознания человека в онтогенезе представляет собой не экстенсивное развитие его в одной плоскости («вширь»), столь же экстенсивно повышая
101
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
способность человека к осознанной регуляции. Можно выделить выраженные фазы интенсивного становления сознания как многоуровневого явления. На каждом уровне своего становления (предметном, смысловом, ценностном) сознание имеет качественные особенности, которые соответствуют мерностям формирующегося жизненного мира ребенка. Способность к осознанной саморегуляции растет по мере суверенизации ребенка, т. е. по мере диссоциации «совмещенной психологической системы» (Л.С. Выготский), или, на современном языке, «детско-взрослой общности».
Кроме того, необходимо учитывать, что становление у ребенка предметного пространства жизни и превращение его в смысловое поле, обеспечивающее ребенку реальность бытия, отражают процесс саморазвития человека как все более суверенизирующейся психологической системы. Здесь, а потом в предподростком возрасте, когда смысловое поле начинает обретать еще и ценностные измерения, особая роль отводится процессам самоорганизации. Система сама открывает, нащупывает возможности дальнейшего становления, обеспечивая собственную трансцендентальность, фундированную растущей способностью к целеполаганию, обеспечивающему движение «поверх барьеров». Модели саморегуляции хорошо работают в пространстве уже поставленных целей, выступающих критериями для разработки планов достижения цели, оценки действий, их коррекции и т. д. Поэтому мне кажется актуальной любая попытка конструктивной интеграции теорий саморегуляции личности с теориями самоорганизации человека, тем более, что именно через свои проблемные поля теории саморегуляции выходят к новому предметному полю, осуществляют прорывы к саморазвитию и самоорганизации как способу существования «человекоразмерных» (В. С. Степин) систем.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.