logo
psicho T2

Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений

Локтаева С.А. (г. Москва)

Развитие личности ребенка происходит под влиянием многих социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации и общения с окружающими людьми. Их влияние на различных этапах его развития не остается одинако­вым, наибольшее воздействие в первые годы жизни на ребенка оказывает семья, но это не означает, что с поступлением в школу, с его взрослением, авторитет, влияние семьи утрачивается или резко снижается. Хотя значительную часть времени подросток проводит вне семьи, среди учителей и сверстников, это не исключает еже­дневного общения с родителями, а стало быть, и родительского влияния.

Мнения о том, что детско-родительские отношения, стили воспитания, позволяющие говорить о дисгармонии семейных от­ношений, способствуют возникновению трудностей в поведении детей, отражаются в имеющихся классификациях типов семей­ного воспитания, которые в основном, не противоречат, часто

274

з-н

дополняют, а иногда повторяют друг друга. В большинстве этих классификаций лежит степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку (эмоциональный ком­понент установки); в основном в них представлены два крайних типа («принятие - отвержение»), а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций. Внимание уделяется степени свободы ребенка в семье, типам дисциплинарной регуляции его поведения родителями («автономия - контроль»). Некоторые исследователи (Э. Шафер (Е. Schsaefer,1965) и др.) при описании типов воспитания пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. В частности, подход Л. Бенджамина (L. Benjamin, 1974) представляет поведение родителей в системе трех осей («симпатия - антипатия», «уважение - пренебрежение», «бли­зость-дальность»).

Еще в работах ЗО-х годов были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». О'Коннер (О'Соппег, 1937) установил, что между поведением родителей и поведением детей прослежива­ется определенная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному не­доразвитию.

Позднее было проведено много исследований, в кото­рых проанализированы стилевые характеристики семейных взаимоотношений, установки родителей и поведение их детей. В родительских отношениях к детям различают три основных стиля: «авторитарный» (императивный), «демократический» (сотрудничающий) и «либеральный» (попустительский), беру­щих свое обозначение от стилей руководства, укоренившихся в психологической литературе со времен экспериментов К. Левина в школе «групповой динамики». А. Болдуин (A. Baldwin, 1967) выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический характе­ризуется приятием ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремлением контро­лировать других детей. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей, ограничивают их деятельность. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушность, нерешительность, пассивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные.

Влияние моделей родительской власти на поведение детей также исследовал Г. Элдер (G. Elder, 1963). Он обобщил суждения детей о различных способах поведения их родителей, выделив семь видов родительской власти: автократичный, авторитарный, демократичный, эгалитарный, разрешающий, попустительский, игнорирующий. Г. Элдер отмечает, что отцы чаще характеризуются как «автократичные» и «попустительские», матери - «авторитар­ные» и «разрешающие».

Проблема детско-родительских отношений в настоящее время активно разрабатывается в рамках отечественных клинико-психологических исследований. В основной массе этих работ небла-

гоприятные факторы внутрисемейной атмосферы, способствующие развитию различных форм неврозов, психопатий и акцентуаций характера, разделяются по типу воспитания и видам родительского контроля.

Представляют интерес исследования А.Я. Варга (1985, 1987), также посвященные описанию наиболее неблагоприятных для ребенка патогенных типов детско-родительских отношений: симбиотического, авторитарного, эмоционально отвергающе­го, социально инвалидизирующего и инфантилизирующего. Симбиотические отношения характеризуются чрезмерной эмоциональной привязанностью, зависимостью. Эмоционально отвергающий тип отношений назван автором воспитанием с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику». Со­циальная инвалидизация - это представление ребенка слабым, болезненным. Под инфантилизацией понимается неадекватное видение ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом.

Нарушение внутрисемейного взаимодействия вызывает не только специфические искажения в деятельности и поведении детей, но и определяет изменение места ребенка в системе семей­ных отношений. Ребенок вытесняется из семейной целостности и вместе с тем остается повышенно зависимым и непосредственно эмоционально связанным с родителями.

Дети, лишенные понимающей родительской любви, гармо­ничных семейных взаимоотношений прибегают к компенсаторной психологической защите, реакции которой могут проявиться следующим образом: агрессией к себе и другим; уходом из окру­жающего мира, любовью к самому себе.

Граница идентичности и уровень субъектности

Ломова М.В. (г. Москва)

Мы выделяем ряд феноменов сознания, которые парадоксаль­но могут быть скрыты от самого сознания. Эти феномены обладают особым статусом и своими характеристиками. Их можно назвать феноменами культуры, отраженной в сознании, в отличие от бес­сознательного архетипического уровня.

Процесс осознания таких культурных норм, как некоторые аспекты обращения с детьми, с противоположным полом, с родителями, с деньгами и т. д. на личностном уровне не при­водит к внутреннему инсайту и вследствие этого к личностному изменению. Напротив, сам процесс осознавания-опознания культурных норм в качестве феноменов сознания приводит к укреплению идентичности и той личностной структуры,которая на данный момент сформирована. То есть процесс актуали­зации в сознании культурной нормы порождает своего рода псевдоинсайт. Инсайт, который не приводит к личностным из­менениям. Не смотря на то, что эти феномены иногда находятся внеосознанности они уже отрефлектированны коллективным

275

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

субъектом в качестве культурных норм и традиций, то есть принадлежат коллективному сознанию. Речь идет о феномене отраженной субъектное™ (В.П. Петровский, М., 1993) на уровне коллективного сознания.

При взаимопроникновении различных культур на личностном уровне может происходить три разных процесса.

  1. Утверждение своей культурной нормы во взаимодействиис представителями других культур. В этом случае можетпроисходить чрезмерное подчеркивание культурных, норм,традиций и стереотипов в поведении. Граница собственнойкультурной идентичности будет становиться более жесткой инормативной. В данном случае повышается уровень субъект-ности.

  2. Принятие чужой культурной нормы и отказ от своей. В этомслучае граница культурной идентичности становиться про­ницаемой и хрупкой. Вследствие этого происходит потерясобственной культурной идентичности, но ее место занимаетзаранее «готовая» чужая культурная идентичность. В данномслучае уровень субъектности падает.

  3. Расщепление культурной идентичности. Что может проявлятьсяв поведении как соблюдение «своей» нормы со «своими»и чужой с «чужими». Можно назвать такую идентичностьплавающей культурной идентичностью. Граница культурнойидентичности неравномерна. И в данном случае уровеньсубъектности флуктуирует.

В том случае, когда происходит культурная экспансия, чужой интроект будет нуждаться в личностном осознании. Если же иная культура в высокой степени субъектна,то есть является подлинной культурой, то она порождает такие феномены индивидуального сознания, которые по существу в осознании не нуждаются. Здесь мы говоримо повышении уровня субъектности, вотличиеотуровня осознанности.

Особенности подхода исследования эмоциональной сферы

подростков учреждений интернатного типа

Лопатина И.А. (г. Москва)

Большинство исследований эмоциональной сферы личности, проводимых в науке, сосредоточены на отдельных, преимуществен-но негативных ее проявлениях, таких как повышенная тревожность, агрессия, страхи. Эмоциональная сфера не может быть осмыслена с точки зрения отдельных процессов. Эмоциональное развитие подростков учреждений интернатного типа, отличающееся в связи с проживанием вусловияхдлительнойдепривации специфическими особенностями эмоциональной сферы, - одна из актуальных про­блем, волнующих современное общество.

Для исследования эмоциональной сферы подростков, ли­шенных родительского попечительства, нами были выделены следующие принципы.

Принцип целостности организации эмоциональной сферы. Каждое в отдельности изолированные состояние, процесс, явление не может иметь самостоятельной сущности. Многообразие эмоцио­нальных проявлений необходимо собрать в целостную картину.

Принцип детерминированности эмоциональной сферы психо­физиологическими, социальными и личностными характеристика­ми. Соотношение названных детерминант в различных жизненных ситуациях человека является неравномерным.

Принцип амбивалентности организации эмоциональной сферы и функциональной асимметрии во взаимоотношениях ее составляющих. Эмоциональный мир человека разнообразен и динамичен; эмоциональные состояния легко перемещаются от одного полюса к другому, от отрицательно-окрашенного знака - к противоположному, к положительному и наоборот. В результате эмоциональная сфера человека предстает в виде мозаичной картины самых разнообразных процессов, явлений, состояний.

Принцип опосредованное™ эмоциональной сферы развитием самосознания личности, способности к планированию личной жизни и ее временной организации.

Выделенные принципы позволяют подойти к исследованию эмоциональной сферы подростка учреждений интернатного типа как целостному интегративному процессу.

Этнические проявления механизмов психологической защиты

у русской и китайской молодежи

Лукьянова Е.Л. (г. Благовещенск)

Феномен психологической защиты по-прежнему остается теоретически мало интерпретированным и достаточно «неразве­данным» эмпирическим полем. Появление термина «психологи­ческая защита» связано с именем 3. Фрейда. В основном изучение действия механизмов защиты шло без учета национальных про­явлений. Работы А.А. Налчаджяна, СВ. Лурье и др. показывают не­обходимость рассмотрения вопросов, связанных с психологической защитой этноса.

Основным предположением нашего исследования было то, что у каждого исследуемого этноса существует свой набор защитных механизмов, отражающий особенности народа. Введение в сопо­ставительный анализ специфических особенностей двух разных этносов, принадлежащих к чрезвычайно самобытным и столь же различным крупнейшим планетарным социумам, открывает большие возможности для выявления этнической составляющей механизма психологической защиты личности. Для проверки предположения использованы тест-опросник LIFE STILE INDEX, раз­работанный Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р Кон-том, методика С. Розенцвейга, тест локуса контроля Дж. Роттера, проективные методики «Автопортрет», «Моя семья», сочинение «Мои проблемы», метод «естественных категорий» Б.А. Еремеева.

276

з-н

Выборку составили выпускники университетов г. Хэйхе, г. Благо­вещенска, всего 139 респондентов.

На основании проведенного исследования можно констати­ровать, что у русских доминирующими защитными механизмами являются проекция (8,89 при р < 0,001), интеллектуализация (8,62 при р < 0,001), отрицание (7,93 при р < 0,001); у китайцев - про­екция (6,21 при р < 0,01), реактивные образования (5,92 при р < 0,001), вытеснение (5,88 при р < 0,05). Скорее всего, русскими выпускниками окружающая жизнь на неосознаваемом уровне воспринимается как угрожающая среда, а это оправдывает их собственную критичность, неприятие окружения, что и формирует рассуждения по типу: «виновата жизнь, что так получается»; у китайцев же смысл проецирования сводится к рассуждениям типа «сразу много всего не бывает». У русских студентов доминирова­ние проекции можетхарактеризовать наличиетакой националь­ной особенности как безответственность, т. к. перекладывание ответственности на другое лицо способствует формированию сниженного уровня собственной критичности, желания уходить от конструктивного разрешения собственных проблем, чаще «плыть по течению». У китайских выпускников показатель проекции ниже нормативного значения, он характеризует такую национальную особенность как национальное тщеславие, они проецируют все свои «хорошие» качества, так как живут в «хорошем государстве». Достаточно частое использование интеллектуализации русскими выпускниками обусловлена боязнью ошибок, разочарования и даже «сглаза», они часто своим действиям, поступкам, желаниям дают разумные с их точки зрения объяснения. Редкое проявление этого механизма у китайцев обусловлено тем, что, что с помощью интеллектуализации осуществляется своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации, китайцы же по своей природе больше живут разумом, чем чувствами. В проявлении этого механизма защиты у русских выпускников можно наблю­дать такие национальные особенности как эмоциональность, общительность. У китайцев - эмоциональную сдержанность, практицизм. Популярность такого способа защиты как отрицание, возможно, отражается в проявлении таких национальных особен­ностей русских, как максимализм, храбрость, бесстрашие, а для китайцев именно эти качества, а также ловкость, сила, смелость имеют мало цены.

Реактивные образования занимают у китайских выпускников одно из доминирующих положений и превышают нормативный показатель. Результатом работы данного механизма у китайцев являются и такие поведенческие реакции как негативное отно­шение к «неприличным» разговорам, шуткам, фильмам эроти­ческого содержания, подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, вежливость, любезность. У русских же выпускников наоборот, «запретный плод» становит­ся объектом пристального интереса, большинство часто надеется на «авось», чудо, «счастливый билет» и т. д. Высокий процент использования китайскими обследуемыми реактивных обра­зований, вероятно, имеет функцию фиксации положительного самоотношения путем выгодного сравнения себя с другими, что также типично для китайского народа. Китайцы, в отличие от русских, уверены в том, что будущее окажется благополучным, могут забывать и не думать о запретном, поэтому у них и чаще срабатывает защитный механизм вытеснение. У китайских обсле­дуемых ненормативно низкий балл по замещению в сочетании с высоким по реактивному образованию, безусловно, отражает

факт проявления национальной установки на «примерное» по­ведение, предполагающее отсутствие агрессивности, стремление следовать общепринятым правилам поведения, скромность, справедливость и т. п.

Полученные результаты показали, что русские причины своих неудач чаще связывают с внешним миром, китайцы эти моменты преобразуют во внутренние представления и структуры; у русских прослеживается тенденция к экстернальному способу защитного реагирования, у китайцев - к интернальному.

Таким образом, проявление психологической защиты наблю­дается вне зависимости от национальности, но для русского и ки­тайского этносов характерны свои наборы защитных механизмов. Результаты исследования позволяют утверждать, что типичные варианты защитных механизмов не являются генетически за­данными и общими для всей человеческой популяции, а имеют этническую обусловленность. В проявлениях механизмов защиты отражаются национальные личностные особенности.

Синергийно-психологическое

осмысление динамики молодежной субкультуры

Лысенко ЕМ. (г. Саратов)

Несомненно, молодежные субкультура и контркультура, как явления многоаспектные, не предполагают сведение динамики своего распространения к увеличению численность приверженцев. Имеет смысл прояснить те основания, которые закладываются нами в синергийно-психологическом осмыслении динамики этих молодежных феноменов.

Динамика (от греч. dynamis - сила) - это не только прира­щение, усиление позиций, но и совершенствование смысложиз-ненных ориентации, вариабельность способов существования, ре­зультатов социокультурного простирания субкультур и контркуль­тур. Важное значение приобретают следующие задачи: выявить детерминанты возникновения подобных феноменов в социуме, являющихся, по сути, пусковыми динамичными механизмами их зарождения или актуализации; рассмотреть в молодежной среде явления, усиливающие синергийные эффекты вхождения в субкультурные или контркультурные сообщества, оценить их влияние на формирование молодежи как биопсихосоциального ресурса человечества.

Специалисты в области синергетики культуры убедительно показывают, что переход от дизъюнкции (под которой мы по­нимаем разобщение молодежной культуры и контркультуры) к конъюнкции (их союзу, нахождению полей пересечения), от оппозиции к дополнительности, от антагонистических отношений конкурентов к союзным отношениям (к синтезу антитез), возможен посредством трансмерного варианта,™ есть перехода особого рода из состояний меньшей размерности к состоянию большей размер­ности или наоборот. Мы полагаем, что синтез «оппозиционеров» молодежной культуры и контркультуры как биполярных понятий

277

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

может произойти на уровне субкультуры. Объяснить это несложно, поскольку в синергетике «порядку» - культуре противостоят не один, а два типа хаоса: хаос линейный, классический, построен­ный на отрицании достижений культуры (статистический) и хаос нелинейный динамический, имеющий целый спектр вариантов (детерминированный хаос). Образцом статического хаоса, не требующего творческого начала и ограничивающегося отрица­нием прежних ценностей культуры и является контркультура, а жизнепорождающий,творчески заряженный детерминированный хаос создает субкультуру, которая причудливым образом сочетает в себе единство хаоса и порядка, сложный контекст в спонтанно самозарождающейся упорядоченной структуре молодежной субкультуры.

Опираясь на сформулированный Гегелем закон, харак­терный для открытых, развивающихся систем, и преломляя его через синергетические понятия, мы остановимся на пред­ставлении так называемого перемешивающегося слоя, в котором прежний динамический режим («порядок») становится неустойчивым и возникает хаос как антитеза порядку. Затем система выходит из перемешивающегося слоя и входит в новый динамический режим, за счет чего возникает новый «поря­док» - синтез, в котором система уже обладает новой ценной информацией, возможно, и новой структурой и функционирует в новом режиме вплоть до следующей бифуркации. Аналогичная динамика наблюдается и в отношении субкультур. Креативный взгляд на тему «становления» существовал в культуре всегда и представлялся креативной триадой, дошедшей до нас из античной философии:

Теос, Телос (Логос) + Хаос = Космос. В синергетике ее экспли­кация есть процесс рождения иерархического уровня как результат взаимодействия двух ближайших уровней:

Механизм нелинейный положительной обратной связи в состоянии неустойчивости делает систему чрезвычайно чув­ствительной к малым флуктуациям, усиливая их влияние и предоставляя возможность для выхода системы на макроуровень Деструктивная роль хаоса проявляется в том, что на асимптотиче­ской стадии развития процессов и функционирования структур вблизи обострения происходит рассинхронизации, подструктуры меняют скорость развития и даже жесткая детерминированность системы не спасает ее от распада. Подобно тому, как по законам эволюции в жизни имманентно заключена смерть, в организации содержатся дезорганизационные тенденции. Порядком можно условно считать период функционирования сложной системы. Оче­видным можно считать тот факт, что объединяются, как правило, только те субъекты, которые наделены определенными свойствами (психическими: общность интересов, психических свойств -темперамента, характера, способностей; физиологическими: с одинаковой двигательной активностью, типом репрезентативной системы; физическими характеристиками: по хронологическому возрасту, типу телосложения, расовым признакам; социальными параметрами: материальное благосостояние семьи, социальный

и межличностный статус), и только на определенных этапах функ­ционирования системы.

Справедливости ради следует отметить, что возможно и случайное объединение людей в силу феномена психического заражения. Важно помнить, что если макроструктура правильно сформирована из простых структур, то происходит увеличение темпов ее развития, так как при объединении наблюдается не просто сложение структур в неизменном, недеформированном виде, а наслоение микроструктур друг на друга, пересечение совпадающих частей и отсеивание, выпадение частей, не со­впадающих, что приводит к экономии, уменьшению «выжигания среды» к меньшему расходу энергетических ресурсов человека на стадии адаптации. Образовавшаяся неформальная группа приобретает меньший момент обострения и начинает активно развиваться.

Психологический феномен харизматического лидера

Лысенко С.А. (г. Саратов)

Одним из наиболее ярких феноменов возникновения кон­тркультуры и субкультуры является так называемая харизматиче­ская личность, которая наделена необычными, сверхъестествен­ными, «сверхчеловеческими качествами», или, по крайней мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим. Среди известных истории харизматических персонажей можно назвать основателей мировых религий (Будда, Моисей, Христос), великих государственных и военных деятелей (Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Ленин, Троцкий), среди лидеров контркультур (Сено Асахара). Огромную роль в молодежном движении сыграл Тимоти Лири, дважды вдохновлявший разные поколения молодежи сначала «под знаменами психоделики», а затем под лозунгами кибердвижения.

Мы можем заключить, что харизма относительно «без­различна» к роду занятий и морально-этическому содержа­нию деятельности. Описывая харизму, приходится непрерывно сталкиваться с мистическими дискурсами, которые строятся на понимании «трансцендентного» или «имманентного». Мы выделяем два полярных локуса воображаемого спектра этого феномена. Во-первых, харизма предстает как дарованная выс­шими сущностями способность, недоступная рациональному пониманию, не подлежащая обсуждению с точки зрения возмож­ности ей сопротивляться. Другой полюс заняла экстремистская точка зрения о том, что харизма - это феномен, определяемый набором конкретных параметров, которые вырабатываются посредством тренировки. В центре расположены дискурсы, ставящие этот феномен в один ряд с феноменами одаренности (литературной, артистической), благодаря чему примиряются магически-мифологическая и рационально-технологическая его стороны. Характер харизмы выражается в том, что она сама по себе способствует успеху в любой сфере, в том числе и в сфере

278

з-н

создания вокруг харизматической личности субкультурных или контркультурных сообществ. Харизматическая личность обладает определенным набором качеств, которые позволяют ее носителю достичь быстрого успеха:

Во главе субкультурных организаций нередко воникает харизматическая личность, обладающая совокупностью пред­ставленных черт. Состязание между различными субкульту­рами идет в русле «соблазняющих сфер»: символов, знаков». Конкурентная борьба необходима харизме не меньше, чем социокультурный дискурс или внешне-театральные проявле­ния. Контркультура и субкультура входят в социокультурное поле, обнаружив в старой культуре некий глобальный дефект, который они могут исправить. Тем самым харизма простирается в пространстве и влияет на ее обладателей. Но для успешного простирания харизме необходим временной фактор. Если продолжительное время харизматическому лидеру изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то харизматический ав­торитет может исчезнуть. Успех во времени формируетхаризму, она порождает новые ожидания, которые распространяются все дальше, расширяя поле субкультуры, таким образом, успех является первичным концентрическим кругом, от которого идут пульсирующие круги успех - харизма - достижение, новый

успех - расширение харизмы - новые достижения. Харизма­тический лидер в случае отсутствия успеха может прибегнуть к парадоксально-кризисной утилизации, то есть придумать оправдательную легенду о необходимости отсроченного успеха, его неявно выраженном характере, намеренном отступлении и т. д. История демонстрирует тот факт, что для лучших ха­ризматических показателей хорошо располагать сочетанием разнонаправленных тенденций: агрессивно - центробежной и умудрено - центростремительной, магически-экзотерической, авторитарно-волевой и либерально - попустительской, то есть единством многообразных вариантов. Синергетический эффект выражается в том, что чем больше в харизматическом лидере будет выражено присутствующих одновременно взаимно противоположных свойств по каждой отдельной из шкал, тем более сильным окажется харизматическое воздействие на субкультурную группу.

Новые подходы к типологии молодежной субкультуры

Лысенко Ю.А., Лысенко ЕМ. (г. Саратов)

Обобщив имеющиеся в философской, социологической, куль­турологической и психологической науке взгляды на проблемы субкультуры, мы сочли возможным по аналогии с выделенными видами игр (ролевых, проблемных, деловых) описать семь типов субкультур как саморазвивающихся систем:

  1. агонная субкультура (др.греч. «агон» - борьба). Этоттип суб­культур основан на принципесоревновательности,достижений,борьбы с противником на уровне спортивных игр, командныхпервенств (студенческий КВН, группировки, исповедующие«культ мускулов», физической силы - «качки»);

  2. алеаническая субкультура (др.греч. «алеа»—жребий). Субкуль­туры построены на случайности, удаче,жребии (политическиеигры, карточные игры, казино, скачки);

  1. мимикрическая субкультура (др.греч. «мимикрия» - под­ражание) - воспроизведение разных типов человеческойдеятельности, включающее и церемониал, этикет, униформу,психодраму). К этим типам субкультур можно отнести при­верженцев хиппи, панков, людей «Системы»;

  2. иллинкская (др.-греч. иллинкс - головокружение) - ин­тенсивное изменение состояний сознания (субкультураразвлечений - дыхательные психотерапевтические техники,упражнения по системе йоги, прослушивание психоделиче­ских мелодий и исполнение ритуальных танцев, посещениезанятий по дианетике, вхождение в разнообразные секты,приобретение вредных привычек употребления алкоголя,наркотиков);

5) субкультуры, проповедующие поклонение - (др. рус. - «по­клон» - платежное место населения князю) - субкультуры,объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей

279

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

(металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны), спортивных команд (болельщики футбольных команд, клубов);

сохраняющие, (воспроизводящие прежние системы, обу­стройств) - это реставрация социально - положительных функций, которые приносят пользу обществу, решают соци­альные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, оказание помощи ветера­нам труда и войны), воскрешения традиций «ностальгисты» «анархисты», «пацифисты», «отклонисты», филателисты, нумизматы

7) субкультуры созидательные, творческие - субкультуры, в которых реализуется творческий потенциал современной молодежи (сообщества, играющие в интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Брейн-ринги»; «Группы борцов за мир», «Green Peace», всевозможные волонтерские отряды, оказывающие не только помощь и поддержку пожилым, сиротам, людям с физическими или интеллектуальными проблемами, но и организующие их досуг, спортивные мероприятия, творческие вечера).

Данная типологизация позволяет организовывать личностно ориентированное сопровождение молодежи.

280