Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
Локтаева С.А. (г. Москва)
Развитие личности ребенка происходит под влиянием многих социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации и общения с окружающими людьми. Их влияние на различных этапах его развития не остается одинаковым, наибольшее воздействие в первые годы жизни на ребенка оказывает семья, но это не означает, что с поступлением в школу, с его взрослением, авторитет, влияние семьи утрачивается или резко снижается. Хотя значительную часть времени подросток проводит вне семьи, среди учителей и сверстников, это не исключает ежедневного общения с родителями, а стало быть, и родительского влияния.
Мнения о том, что детско-родительские отношения, стили воспитания, позволяющие говорить о дисгармонии семейных отношений, способствуют возникновению трудностей в поведении детей, отражаются в имеющихся классификациях типов семейного воспитания, которые в основном, не противоречат, часто
274
з-н
дополняют, а иногда повторяют друг друга. В большинстве этих классификаций лежит степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку (эмоциональный компонент установки); в основном в них представлены два крайних типа («принятие - отвержение»), а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций. Внимание уделяется степени свободы ребенка в семье, типам дисциплинарной регуляции его поведения родителями («автономия - контроль»). Некоторые исследователи (Э. Шафер (Е. Schsaefer,1965) и др.) при описании типов воспитания пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. В частности, подход Л. Бенджамина (L. Benjamin, 1974) представляет поведение родителей в системе трех осей («симпатия - антипатия», «уважение - пренебрежение», «близость-дальность»).
Еще в работах ЗО-х годов были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». О'Коннер (О'Соппег, 1937) установил, что между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Позднее было проведено много исследований, в которых проанализированы стилевые характеристики семейных взаимоотношений, установки родителей и поведение их детей. В родительских отношениях к детям различают три основных стиля: «авторитарный» (императивный), «демократический» (сотрудничающий) и «либеральный» (попустительский), берущих свое обозначение от стилей руководства, укоренившихся в психологической литературе со времен экспериментов К. Левина в школе «групповой динамики». А. Болдуин (A. Baldwin, 1967) выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический характеризуется приятием ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремлением контролировать других детей. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей, ограничивают их деятельность. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушность, нерешительность, пассивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные.
Влияние моделей родительской власти на поведение детей также исследовал Г. Элдер (G. Elder, 1963). Он обобщил суждения детей о различных способах поведения их родителей, выделив семь видов родительской власти: автократичный, авторитарный, демократичный, эгалитарный, разрешающий, попустительский, игнорирующий. Г. Элдер отмечает, что отцы чаще характеризуются как «автократичные» и «попустительские», матери - «авторитарные» и «разрешающие».
Проблема детско-родительских отношений в настоящее время активно разрабатывается в рамках отечественных клинико-психологических исследований. В основной массе этих работ небла-
гоприятные факторы внутрисемейной атмосферы, способствующие развитию различных форм неврозов, психопатий и акцентуаций характера, разделяются по типу воспитания и видам родительского контроля.
Представляют интерес исследования А.Я. Варга (1985, 1987), также посвященные описанию наиболее неблагоприятных для ребенка патогенных типов детско-родительских отношений: симбиотического, авторитарного, эмоционально отвергающего, социально инвалидизирующего и инфантилизирующего. Симбиотические отношения характеризуются чрезмерной эмоциональной привязанностью, зависимостью. Эмоционально отвергающий тип отношений назван автором воспитанием с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику». Социальная инвалидизация - это представление ребенка слабым, болезненным. Под инфантилизацией понимается неадекватное видение ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом.
Нарушение внутрисемейного взаимодействия вызывает не только специфические искажения в деятельности и поведении детей, но и определяет изменение места ребенка в системе семейных отношений. Ребенок вытесняется из семейной целостности и вместе с тем остается повышенно зависимым и непосредственно эмоционально связанным с родителями.
Дети, лишенные понимающей родительской любви, гармоничных семейных взаимоотношений прибегают к компенсаторной психологической защите, реакции которой могут проявиться следующим образом: агрессией к себе и другим; уходом из окружающего мира, любовью к самому себе.
Граница идентичности и уровень субъектности
Ломова М.В. (г. Москва)
Мы выделяем ряд феноменов сознания, которые парадоксально могут быть скрыты от самого сознания. Эти феномены обладают особым статусом и своими характеристиками. Их можно назвать феноменами культуры, отраженной в сознании, в отличие от бессознательного архетипического уровня.
Процесс осознания таких культурных норм, как некоторые аспекты обращения с детьми, с противоположным полом, с родителями, с деньгами и т. д. на личностном уровне не приводит к внутреннему инсайту и вследствие этого к личностному изменению. Напротив, сам процесс осознавания-опознания культурных норм в качестве феноменов сознания приводит к укреплению идентичности и той личностной структуры,которая на данный момент сформирована. То есть процесс актуализации в сознании культурной нормы порождает своего рода псевдоинсайт. Инсайт, который не приводит к личностным изменениям. Не смотря на то, что эти феномены иногда находятся внеосознанности они уже отрефлектированны коллективным
275
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
субъектом в качестве культурных норм и традиций, то есть принадлежат коллективному сознанию. Речь идет о феномене отраженной субъектное™ (В.П. Петровский, М., 1993) на уровне коллективного сознания.
При взаимопроникновении различных культур на личностном уровне может происходить три разных процесса.
Утверждение своей культурной нормы во взаимодействиис представителями других культур. В этом случае можетпроисходить чрезмерное подчеркивание культурных, норм,традиций и стереотипов в поведении. Граница собственнойкультурной идентичности будет становиться более жесткой инормативной. В данном случае повышается уровень субъект-ности.
Принятие чужой культурной нормы и отказ от своей. В этомслучае граница культурной идентичности становиться проницаемой и хрупкой. Вследствие этого происходит потерясобственной культурной идентичности, но ее место занимаетзаранее «готовая» чужая культурная идентичность. В данномслучае уровень субъектности падает.
Расщепление культурной идентичности. Что может проявлятьсяв поведении как соблюдение «своей» нормы со «своими»и чужой с «чужими». Можно назвать такую идентичностьплавающей культурной идентичностью. Граница культурнойидентичности неравномерна. И в данном случае уровеньсубъектности флуктуирует.
В том случае, когда происходит культурная экспансия, чужой интроект будет нуждаться в личностном осознании. Если же иная культура в высокой степени субъектна,то есть является подлинной культурой, то она порождает такие феномены индивидуального сознания, которые по существу в осознании не нуждаются. Здесь мы говоримо повышении уровня субъектности, вотличиеотуровня осознанности.
Особенности подхода исследования эмоциональной сферы
подростков учреждений интернатного типа
Лопатина И.А. (г. Москва)
Большинство исследований эмоциональной сферы личности, проводимых в науке, сосредоточены на отдельных, преимуществен-но негативных ее проявлениях, таких как повышенная тревожность, агрессия, страхи. Эмоциональная сфера не может быть осмыслена с точки зрения отдельных процессов. Эмоциональное развитие подростков учреждений интернатного типа, отличающееся в связи с проживанием вусловияхдлительнойдепривации специфическими особенностями эмоциональной сферы, - одна из актуальных проблем, волнующих современное общество.
Для исследования эмоциональной сферы подростков, лишенных родительского попечительства, нами были выделены следующие принципы.
Принцип целостности организации эмоциональной сферы. Каждое в отдельности изолированные состояние, процесс, явление не может иметь самостоятельной сущности. Многообразие эмоциональных проявлений необходимо собрать в целостную картину.
Принцип детерминированности эмоциональной сферы психофизиологическими, социальными и личностными характеристиками. Соотношение названных детерминант в различных жизненных ситуациях человека является неравномерным.
Принцип амбивалентности организации эмоциональной сферы и функциональной асимметрии во взаимоотношениях ее составляющих. Эмоциональный мир человека разнообразен и динамичен; эмоциональные состояния легко перемещаются от одного полюса к другому, от отрицательно-окрашенного знака - к противоположному, к положительному и наоборот. В результате эмоциональная сфера человека предстает в виде мозаичной картины самых разнообразных процессов, явлений, состояний.
Принцип опосредованное™ эмоциональной сферы развитием самосознания личности, способности к планированию личной жизни и ее временной организации.
Выделенные принципы позволяют подойти к исследованию эмоциональной сферы подростка учреждений интернатного типа как целостному интегративному процессу.
Этнические проявления механизмов психологической защиты
у русской и китайской молодежи
Лукьянова Е.Л. (г. Благовещенск)
Феномен психологической защиты по-прежнему остается теоретически мало интерпретированным и достаточно «неразведанным» эмпирическим полем. Появление термина «психологическая защита» связано с именем 3. Фрейда. В основном изучение действия механизмов защиты шло без учета национальных проявлений. Работы А.А. Налчаджяна, СВ. Лурье и др. показывают необходимость рассмотрения вопросов, связанных с психологической защитой этноса.
Основным предположением нашего исследования было то, что у каждого исследуемого этноса существует свой набор защитных механизмов, отражающий особенности народа. Введение в сопоставительный анализ специфических особенностей двух разных этносов, принадлежащих к чрезвычайно самобытным и столь же различным крупнейшим планетарным социумам, открывает большие возможности для выявления этнической составляющей механизма психологической защиты личности. Для проверки предположения использованы тест-опросник LIFE STILE INDEX, разработанный Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х.Р Кон-том, методика С. Розенцвейга, тест локуса контроля Дж. Роттера, проективные методики «Автопортрет», «Моя семья», сочинение «Мои проблемы», метод «естественных категорий» Б.А. Еремеева.
276
з-н
Выборку составили выпускники университетов г. Хэйхе, г. Благовещенска, всего 139 респондентов.
На основании проведенного исследования можно констатировать, что у русских доминирующими защитными механизмами являются проекция (8,89 при р < 0,001), интеллектуализация (8,62 при р < 0,001), отрицание (7,93 при р < 0,001); у китайцев - проекция (6,21 при р < 0,01), реактивные образования (5,92 при р < 0,001), вытеснение (5,88 при р < 0,05). Скорее всего, русскими выпускниками окружающая жизнь на неосознаваемом уровне воспринимается как угрожающая среда, а это оправдывает их собственную критичность, неприятие окружения, что и формирует рассуждения по типу: «виновата жизнь, что так получается»; у китайцев же смысл проецирования сводится к рассуждениям типа «сразу много всего не бывает». У русских студентов доминирование проекции можетхарактеризовать наличиетакой национальной особенности как безответственность, т. к. перекладывание ответственности на другое лицо способствует формированию сниженного уровня собственной критичности, желания уходить от конструктивного разрешения собственных проблем, чаще «плыть по течению». У китайских выпускников показатель проекции ниже нормативного значения, он характеризует такую национальную особенность как национальное тщеславие, они проецируют все свои «хорошие» качества, так как живут в «хорошем государстве». Достаточно частое использование интеллектуализации русскими выпускниками обусловлена боязнью ошибок, разочарования и даже «сглаза», они часто своим действиям, поступкам, желаниям дают разумные с их точки зрения объяснения. Редкое проявление этого механизма у китайцев обусловлено тем, что, что с помощью интеллектуализации осуществляется своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации, китайцы же по своей природе больше живут разумом, чем чувствами. В проявлении этого механизма защиты у русских выпускников можно наблюдать такие национальные особенности как эмоциональность, общительность. У китайцев - эмоциональную сдержанность, практицизм. Популярность такого способа защиты как отрицание, возможно, отражается в проявлении таких национальных особенностей русских, как максимализм, храбрость, бесстрашие, а для китайцев именно эти качества, а также ловкость, сила, смелость имеют мало цены.
Реактивные образования занимают у китайских выпускников одно из доминирующих положений и превышают нормативный показатель. Результатом работы данного механизма у китайцев являются и такие поведенческие реакции как негативное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, фильмам эротического содержания, подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, вежливость, любезность. У русских же выпускников наоборот, «запретный плод» становится объектом пристального интереса, большинство часто надеется на «авось», чудо, «счастливый билет» и т. д. Высокий процент использования китайскими обследуемыми реактивных образований, вероятно, имеет функцию фиксации положительного самоотношения путем выгодного сравнения себя с другими, что также типично для китайского народа. Китайцы, в отличие от русских, уверены в том, что будущее окажется благополучным, могут забывать и не думать о запретном, поэтому у них и чаще срабатывает защитный механизм вытеснение. У китайских обследуемых ненормативно низкий балл по замещению в сочетании с высоким по реактивному образованию, безусловно, отражает
факт проявления национальной установки на «примерное» поведение, предполагающее отсутствие агрессивности, стремление следовать общепринятым правилам поведения, скромность, справедливость и т. п.
Полученные результаты показали, что русские причины своих неудач чаще связывают с внешним миром, китайцы эти моменты преобразуют во внутренние представления и структуры; у русских прослеживается тенденция к экстернальному способу защитного реагирования, у китайцев - к интернальному.
Таким образом, проявление психологической защиты наблюдается вне зависимости от национальности, но для русского и китайского этносов характерны свои наборы защитных механизмов. Результаты исследования позволяют утверждать, что типичные варианты защитных механизмов не являются генетически заданными и общими для всей человеческой популяции, а имеют этническую обусловленность. В проявлениях механизмов защиты отражаются национальные личностные особенности.
Синергийно-психологическое
осмысление динамики молодежной субкультуры
Лысенко ЕМ. (г. Саратов)
Несомненно, молодежные субкультура и контркультура, как явления многоаспектные, не предполагают сведение динамики своего распространения к увеличению численность приверженцев. Имеет смысл прояснить те основания, которые закладываются нами в синергийно-психологическом осмыслении динамики этих молодежных феноменов.
Динамика (от греч. dynamis - сила) - это не только приращение, усиление позиций, но и совершенствование смысложиз-ненных ориентации, вариабельность способов существования, результатов социокультурного простирания субкультур и контркультур. Важное значение приобретают следующие задачи: выявить детерминанты возникновения подобных феноменов в социуме, являющихся, по сути, пусковыми динамичными механизмами их зарождения или актуализации; рассмотреть в молодежной среде явления, усиливающие синергийные эффекты вхождения в субкультурные или контркультурные сообщества, оценить их влияние на формирование молодежи как биопсихосоциального ресурса человечества.
Специалисты в области синергетики культуры убедительно показывают, что переход от дизъюнкции (под которой мы понимаем разобщение молодежной культуры и контркультуры) к конъюнкции (их союзу, нахождению полей пересечения), от оппозиции к дополнительности, от антагонистических отношений конкурентов к союзным отношениям (к синтезу антитез), возможен посредством трансмерного варианта,™ есть перехода особого рода из состояний меньшей размерности к состоянию большей размерности или наоборот. Мы полагаем, что синтез «оппозиционеров» молодежной культуры и контркультуры как биполярных понятий
277
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
может произойти на уровне субкультуры. Объяснить это несложно, поскольку в синергетике «порядку» - культуре противостоят не один, а два типа хаоса: хаос линейный, классический, построенный на отрицании достижений культуры (статистический) и хаос нелинейный динамический, имеющий целый спектр вариантов (детерминированный хаос). Образцом статического хаоса, не требующего творческого начала и ограничивающегося отрицанием прежних ценностей культуры и является контркультура, а жизнепорождающий,творчески заряженный детерминированный хаос создает субкультуру, которая причудливым образом сочетает в себе единство хаоса и порядка, сложный контекст в спонтанно самозарождающейся упорядоченной структуре молодежной субкультуры.
Опираясь на сформулированный Гегелем закон, характерный для открытых, развивающихся систем, и преломляя его через синергетические понятия, мы остановимся на представлении так называемого перемешивающегося слоя, в котором прежний динамический режим («порядок») становится неустойчивым и возникает хаос как антитеза порядку. Затем система выходит из перемешивающегося слоя и входит в новый динамический режим, за счет чего возникает новый «порядок» - синтез, в котором система уже обладает новой ценной информацией, возможно, и новой структурой и функционирует в новом режиме вплоть до следующей бифуркации. Аналогичная динамика наблюдается и в отношении субкультур. Креативный взгляд на тему «становления» существовал в культуре всегда и представлялся креативной триадой, дошедшей до нас из античной философии:
Теос, Телос (Логос) + Хаос = Космос. В синергетике ее экспликация есть процесс рождения иерархического уровня как результат взаимодействия двух ближайших уровней:
управляющие медленные параметры мегауровня (молодежнаякультура)
непродолжительные переменные низшего уровня (контркультура)
параметры порядка, структурообразующие переменныемезоуровня (молодежная субкультура).
Механизм нелинейный положительной обратной связи в состоянии неустойчивости делает систему чрезвычайно чувствительной к малым флуктуациям, усиливая их влияние и предоставляя возможность для выхода системы на макроуровень Деструктивная роль хаоса проявляется в том, что на асимптотической стадии развития процессов и функционирования структур вблизи обострения происходит рассинхронизации, подструктуры меняют скорость развития и даже жесткая детерминированность системы не спасает ее от распада. Подобно тому, как по законам эволюции в жизни имманентно заключена смерть, в организации содержатся дезорганизационные тенденции. Порядком можно условно считать период функционирования сложной системы. Очевидным можно считать тот факт, что объединяются, как правило, только те субъекты, которые наделены определенными свойствами (психическими: общность интересов, психических свойств -темперамента, характера, способностей; физиологическими: с одинаковой двигательной активностью, типом репрезентативной системы; физическими характеристиками: по хронологическому возрасту, типу телосложения, расовым признакам; социальными параметрами: материальное благосостояние семьи, социальный
и межличностный статус), и только на определенных этапах функционирования системы.
Справедливости ради следует отметить, что возможно и случайное объединение людей в силу феномена психического заражения. Важно помнить, что если макроструктура правильно сформирована из простых структур, то происходит увеличение темпов ее развития, так как при объединении наблюдается не просто сложение структур в неизменном, недеформированном виде, а наслоение микроструктур друг на друга, пересечение совпадающих частей и отсеивание, выпадение частей, не совпадающих, что приводит к экономии, уменьшению «выжигания среды» к меньшему расходу энергетических ресурсов человека на стадии адаптации. Образовавшаяся неформальная группа приобретает меньший момент обострения и начинает активно развиваться.
Психологический феномен харизматического лидера
Лысенко С.А. (г. Саратов)
Одним из наиболее ярких феноменов возникновения контркультуры и субкультуры является так называемая харизматическая личность, которая наделена необычными, сверхъестественными, «сверхчеловеческими качествами», или, по крайней мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим. Среди известных истории харизматических персонажей можно назвать основателей мировых религий (Будда, Моисей, Христос), великих государственных и военных деятелей (Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Ленин, Троцкий), среди лидеров контркультур (Сено Асахара). Огромную роль в молодежном движении сыграл Тимоти Лири, дважды вдохновлявший разные поколения молодежи сначала «под знаменами психоделики», а затем под лозунгами кибердвижения.
Мы можем заключить, что харизма относительно «безразлична» к роду занятий и морально-этическому содержанию деятельности. Описывая харизму, приходится непрерывно сталкиваться с мистическими дискурсами, которые строятся на понимании «трансцендентного» или «имманентного». Мы выделяем два полярных локуса воображаемого спектра этого феномена. Во-первых, харизма предстает как дарованная высшими сущностями способность, недоступная рациональному пониманию, не подлежащая обсуждению с точки зрения возможности ей сопротивляться. Другой полюс заняла экстремистская точка зрения о том, что харизма - это феномен, определяемый набором конкретных параметров, которые вырабатываются посредством тренировки. В центре расположены дискурсы, ставящие этот феномен в один ряд с феноменами одаренности (литературной, артистической), благодаря чему примиряются магически-мифологическая и рационально-технологическая его стороны. Характер харизмы выражается в том, что она сама по себе способствует успеху в любой сфере, в том числе и в сфере
278
з-н
создания вокруг харизматической личности субкультурных или контркультурных сообществ. Харизматическая личность обладает определенным набором качеств, которые позволяют ее носителю достичь быстрого успеха:
харизма человека со стороны (иное происхождение, инаябиография), что облегчает иррациональное эффективное воздействие на людей;
харизма неполноценности, стигмы - горб, хромота, карликовость или гигантизм, эпилепсии, парадоксально-демонстративное поведение - признаки, переводящие ееобладателя в другое измерение;
знак свыше о предназначении харизматической личности- появление перед ней «шестикрылого Серафима», ангела спосланием, исходящим от высших сил (призвание в сакральном нарративе), приглашение со стороны властных структур(призвание в светском нарративе), что выстраивает линиюгероя;
бойцовская позиция харизмы - харизматическая личностьвостребована ситуацией, как правило, кризисной, экстремальность необходима для закрепления на иерархической вершинесубкультурного сообщества;
харизма притворства, предполагающая наличие элементаигры, чтобы харизматическая личность бросалась в глаза(система знаковых приманок - от театрально-внешних факторов до фундированной теории), харизматический человекпредан одной доминантной мысли, которая и подняла его навершину, поэтому на ритуалы и символы, правила поведенияи приветствия наложено табу и новшество в символах воспринимается, как покушение на незыблемость - (флаг, крест, гимн;цепи - для металлистов, характерная прическа для панка),эволюция в этой области расценивается как предательствоидее. Харизматический образ жизни лидера субкультуры,как и выдвинутая им идея - такая же стигма, поэтому лидерстановится заложником своих взглядов;
в то же время, отсутствие новых идей умерщвляетхаризму, онаживет новизной: если в обществе царит традиционалистскаяконсервативная идеология, то харизма противостоит «духовнойситуации эпохи», а ее носитель производит «остроноваторское»впечатление.
Во главе субкультурных организаций нередко воникает харизматическая личность, обладающая совокупностью представленных черт. Состязание между различными субкультурами идет в русле «соблазняющих сфер»: символов, знаков». Конкурентная борьба необходима харизме не меньше, чем социокультурный дискурс или внешне-театральные проявления. Контркультура и субкультура входят в социокультурное поле, обнаружив в старой культуре некий глобальный дефект, который они могут исправить. Тем самым харизма простирается в пространстве и влияет на ее обладателей. Но для успешного простирания харизме необходим временной фактор. Если продолжительное время харизматическому лидеру изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то харизматический авторитет может исчезнуть. Успех во времени формируетхаризму, она порождает новые ожидания, которые распространяются все дальше, расширяя поле субкультуры, таким образом, успех является первичным концентрическим кругом, от которого идут пульсирующие круги успех - харизма - достижение, новый
успех - расширение харизмы - новые достижения. Харизматический лидер в случае отсутствия успеха может прибегнуть к парадоксально-кризисной утилизации, то есть придумать оправдательную легенду о необходимости отсроченного успеха, его неявно выраженном характере, намеренном отступлении и т. д. История демонстрирует тот факт, что для лучших харизматических показателей хорошо располагать сочетанием разнонаправленных тенденций: агрессивно - центробежной и умудрено - центростремительной, магически-экзотерической, авторитарно-волевой и либерально - попустительской, то есть единством многообразных вариантов. Синергетический эффект выражается в том, что чем больше в харизматическом лидере будет выражено присутствующих одновременно взаимно противоположных свойств по каждой отдельной из шкал, тем более сильным окажется харизматическое воздействие на субкультурную группу.
Новые подходы к типологии молодежной субкультуры
Лысенко Ю.А., Лысенко ЕМ. (г. Саратов)
Обобщив имеющиеся в философской, социологической, культурологической и психологической науке взгляды на проблемы субкультуры, мы сочли возможным по аналогии с выделенными видами игр (ролевых, проблемных, деловых) описать семь типов субкультур как саморазвивающихся систем:
агонная субкультура (др.греч. «агон» - борьба). Этоттип субкультур основан на принципесоревновательности,достижений,борьбы с противником на уровне спортивных игр, командныхпервенств (студенческий КВН, группировки, исповедующие«культ мускулов», физической силы - «качки»);
алеаническая субкультура (др.греч. «алеа»—жребий). Субкультуры построены на случайности, удаче,жребии (политическиеигры, карточные игры, казино, скачки);
мимикрическая субкультура (др.греч. «мимикрия» - подражание) - воспроизведение разных типов человеческойдеятельности, включающее и церемониал, этикет, униформу,психодраму). К этим типам субкультур можно отнести приверженцев хиппи, панков, людей «Системы»;
иллинкская (др.-греч. иллинкс - головокружение) - интенсивное изменение состояний сознания (субкультураразвлечений - дыхательные психотерапевтические техники,упражнения по системе йоги, прослушивание психоделических мелодий и исполнение ритуальных танцев, посещениезанятий по дианетике, вхождение в разнообразные секты,приобретение вредных привычек употребления алкоголя,наркотиков);
5) субкультуры, проповедующие поклонение - (др. рус. - «поклон» - платежное место населения князю) - субкультуры,объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей
279
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
(металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны), спортивных команд (болельщики футбольных команд, клубов);
сохраняющие, (воспроизводящие прежние системы, обустройств) - это реставрация социально - положительных функций, которые приносят пользу обществу, решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, оказание помощи ветеранам труда и войны), воскрешения традиций «ностальгисты» «анархисты», «пацифисты», «отклонисты», филателисты, нумизматы
7) субкультуры созидательные, творческие - субкультуры, в которых реализуется творческий потенциал современной молодежи (сообщества, играющие в интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Брейн-ринги»; «Группы борцов за мир», «Green Peace», всевозможные волонтерские отряды, оказывающие не только помощь и поддержку пожилым, сиротам, людям с физическими или интеллектуальными проблемами, но и организующие их досуг, спортивные мероприятия, творческие вечера).
Данная типологизация позволяет организовывать личностно ориентированное сопровождение молодежи.
280
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.