logo
psicho T2

Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга

Коротаева М. В. (г. Москва)

В нейропсихологии по-прежнему остается актуальной пробле­ма регуляторных функций (executive function), которые представляют собой динамические характеристики психических процессов. В настоящее время можно выделить две проблемные области, связанные с понятием регуляторных функций, решение которых представляется актуальным: во-первых, это проблема понятийного аппарата, связанная с описанием феноменов, входящих в понятие регуляторных функций, а во-вторых, это методические трудности выбора адекватных задачам методов исследования. Кроме того, в нейропсихологии интенсивно разрабатывается проблема меж-полушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. В частности, ставится проблема асимметрии блоков мозга, решению которой может способствовать изучение регуляторных функций. В данной работе используются представления А. Р.Лурии о факторе программирования, регуляции и контроля, связанном с работой III структурно-функционального блока мозга, а также о факторе регуля­ции состояний активности и мотивационныхаспектовдеятельности (I блок мозга). Во многих работах исследователи выделяют большое количество параметров регуляции (Рощина, 1998; Семенова, 2005; Denckla, 1996; Morris, 1996; Spreen et al., 1995; Lyon, Krasnegor, 2005). В данной работе обсуждаются следующие параметры регуляторных процессов: формирование программы; удержание программы; переключение с одной программы на другую; переключение с одно­го звена программы на другую; контроль выполнения программы; скоростные характеристики деятельности.

Также следует указать, что многие ученые сошлись во мнении о неразрывной связи регуляторных функций с процессами внимания и рабочей памяти. Это оказало большое влияние, как на общее понимание регуляторных функций, так и на подбор методик для их исследования (Р Rabbit, 2002).

Было выдвинуто предположение, что нарушение ряда па­раметров регуляторных функций будет отчетливо проявляться при аневризмах передней мозговой - передней соединительной артерий (ПМА- ПСА), но нарушение отдельных компонентов регуляторных функций может наблюдаться также и при аневриз­мах средней мозговой (СМА) и внутренней сонной артерий (ВСА). Эта гипотеза основана на представлении о функционировании тех мозговых структур, которые расположены в зоне васкуляризации этими артериями.

В качестве батареи методик, направленной на оценку со­стояния регуляторных функций были отобраны следующие количественные тесты: Wisconsin Card Sorting Test (Висконсинский тест сортировки карточек), Stroop color and word test (методика Струпа), субтесты шкалы памяти Векслера для оценки состояния рабочей памяти (Wechsler Memory Scale -Third Edition (WMS - III), 1997г). Все использованные методики имеют многолетнюю исто­рию применения в клинике в качестве тестов, сензитивных для оценки состояния компонентов регуляторных функций, внимания и рабочей памяти.

В исследовании приняло участие 19 больных, из них шесть больных имели интракраниальные аневризмы в ПМА-ПСА (у

126

з-н

двух больных в правом полушарии и у четырех - в левом), шесть больных- в СМА (пять справа, один слева), семь больных с аневризмами ВСА (четыре справа, три слева). Все больные имели в анамнезе субарахноидальное кровоизлияние сроком в среднем два месяца. Средний возраст больных составил 40,2 года. Все больные проходили общее нейропсихологическое исследование по схеме А. Р. Лурия, в ходе которого были получены синдромы негрубого поражения правого и левого полушарий головного мозга. Целью исследования было сравнение отдельных показа­телей регуляторных функций у больных с поражением правого и левого. В словесно-цветовом тесте Струпа во всех сериях (и в скоростных характеристиках, и в показателе оттормаживания ответа на нерелевантный стимул) среднее значение шкальных оценок было ниже у правополушарных больных и выходило за границы нормативных данных. У левополушарных больных, несмотря на то, что показатели были выше, они все равно нахо­дились на уровне нижних границ нормы. В Висконсинском тесте сортировки карточек при сравнении средних правополушарные больные имели худшие показатели по параметрам общего количества ошибок, персевераторных ответов и ошибок, непер-севераторных ошибок, левополушарные больные - количестве попыток, потребовавшихся для формирования первой категории. Таким образом, при исследовании больных Висконсинским тестом была выявлена тенденция к преобладанию нарушения формирования программы (вхождение в задание) у больных с аневризмами в левом полушарии. Правополушарные больные чаще демонстрировали потерю программы в случаях правильно найденной категории. Данные, полученные в субтестах шкалы памяти Векслера в обеих группах, соответствуют средним нор­мативным данным.

Таким образом, были обнаружены тенденции к межполушар-ным различиям в ряде параметров регуляторных функций, которые требуют дальнейших исследований.

Межполушарные различия зрительной памяти при запоминании лиц

Кроткова О. А., Ениколопова Е. В.,

Кирюшина Н. А.

(г. Москва)

В настоящее время находит все более широкое распростра­нение тенденция внедрения тестовых методик в нейропсихоло-гическую практику. Это дает возможность сравнивать тяжесть пациентов, давать количественную характеристику разных групп больных. Однако нейропсихологический подход предполагает, в первую очередь, анализ механизмов поломки того или иного пси­хического процесса, без этого анализа количественные показатели экспериментов могут дать искаженное представление о состоянии психической сферы больного. В данной работе мы попытались осуществить нейропсихологический анализ результатов выполнения широко известного теста Векслера на запоминание лиц.

Известно, что восприятие и запоминание человеческих лиц является процессом, кардинально отличающимся от запоминания

других зрительных стимулов. Для того чтобы узнать лицо человека, нужно воспринять его со всеми индивидуальными особенностями, но при этом интегрально, как цельный образ. Кроме того, узнавание лицсвязаносхарактеристиками резонанса и синтонностид к. даже при восприятии лица на фотографии имеют место элементы непо­средственного общения (R. К. Yin, 1970).

Тест запоминания лиц входит в батарею тестов Шкалы памяти Векслера (Wechsler Memory Scale - third edition, 1997). Испытуемому предъявлялись для запоминания 24 цветные фотографии. Предъ­явление осуществлялось последовательно, по 2 секунды на каждый стимул. Сразу после запоминания, также последовательно, предъяв­лялся второй набор из 48 фотографий, где запоминавшиеся стимулы в случайном порядке перемежались дистракторами. Испытуемый должен был отличить запоминавшиеся им лица от новых.

В исследовании участвовали 86 здоровых испытуемых в воз­расте от 16 до 60 лет и 30 больных с очаговыми поражениями мозга (опухоли, патология сосудов мозга, черепно-мозговая травма), преимущественно теменно-височно-затылочной локализации. 16 больных имели поражение левого полушария мозга и 14- правого. Все больные предварительно прошли полное нейропсихологическое обследование, которое установило соответствие нейропсихологиче-ского синдрома топическому диагнозу, а также объективизировало доступность выполнения предлагаемого теста. В данную работу не были включены больные с дефектами лицевого гнозиса (прозо-пагнозией),т. к. это не позволило бы оперировать мнестическими параметрами теста.

Результаты выполнения теста здоровыми испытуемыми полностью соответствовали нормальному распределению, пред­ставленному в оригинале теста. Эти данные подтвердили «меж­национальный характер» данной экспериментальной процедуры, возможность использования ее стандартов (шкальных оценок) в разных этнических выборках.

Результаты выполнения теста больными с очаговыми пораже­ниями мозга имели количественные, а, главное- качественные отличия от показателей в группе здоровых испытуемых. Эти отличия заключались в характере допускаемых ошибок. Ошибки в данном тесте могли быть двух видов. Испытуемый мог не вспомнить (не узнать) предъявлявшийся стимул. Назовем такие ошибки «ошибками забывания». И мог неправильно опознать дистрактор, приняв его за ранее виденный стимул. Назовем такие ошибки «ошибками ложного узнавания». Здоровые испытуемые в среднем по тесту допустили 9,8 ошибок (5,7 - забывания и 4,1 - ложного узнавания). Больные с поражением левого полушария - 14,8 ошибок (10,7 - забывания и 4,1 - ложного узнавания). Больные с поражением правого полушария - 16,6 ошибок (5,9 - забывания и 10,7 - ложного узнавания). Мы видим, что если у здоровых ис­пытуемых оба вида ошибок представлены примерно одинаково, то у больных с поражением левого полушария преобладают процессы забывания тестовых стимулов, а у больных с поражением правого полушария - их искажение в памяти, приводящее к ложному узна­ванию непредъявлявшихся элементов. Важно подчеркнуть, что при этом «нетипичный» для патологии данного полушария тип ошибок встречался также часто, как в группе здоровых испытуемых.

Анализ полученных данных в докладе осуществляется в свете описанных ранее различий в образах зрительной памяти при поражении левого и правого полушарий мозга (О.А. Крот­кова, А.В.Семенович, 1994). При поражении левого полушария нарушается стойкость зрительных образов, их подверженность

127

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

интерферирующим влияниям. Образ быстро угасает, обтаивают его конкретныедетали,лицо перестает узнаваться. При поражении правого полушария зрительный образ быстро теряет свою структуру, он трансформируется под влиянием вновь поступающей инфор­мации, причем правильные и трансформировавшиеся элементы имеют одинаковую чувственную яркость. Теряется «ощущение ошибки», в большом количестве возникают ложные воспомина­ния («узнавание» непредъявлявшихся лиц). При грубой степени выраженности этого дефекта у больных, как правило, наблюдаются конфабуляции.

Еще одним подтверждением описываемых механизмов забы­вания явилось распределение двух типов ошибок внутри ряда сти­мулов, предъявляемых для узнавания. Частота ошибок забывания и у здоровых испытуемых, и у больных с очаговыми поражениями мозга, как правило, нарастала к концу ряда. Отчетливо проявлялась зависимость от времени хранения информации. Напротив, ошибки ложного узнавания, независящиеот времени хранения, равномерно распределялись по всему тестовому ряду.

Особенности установок матерей, имеющих детей с нарушениями здоровья

КоротовскихЛ. А., (г. Пермь)

! является одной из главных жизненных ценностей человека. Все члены семьи, но в большей степени матери детей с нарушениями физического и психического здоровья, находятся в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребно­сти, часто выступает фактором формирования искаженных детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В И. Гарбузов, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров, В.В. Ткачева, Н.М. Мазурова, РФ. Майрамян).

Исследование выполняется с позиций теории установки Щ.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, А.Г. Асмолов). Цель исследования со­стоит в эмпирическом изучении особенностей наиболее значимых элементов установок матерей, имеющих детей с нарушениями здоровья. Новизна исследования определяется спецификой группы обследуемых: матери, имеющие детей с интеллектуальным недо­развитием в степени имбецильности в сочетании с соматическими заболеваниями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие наиболее общие выводы.

  1. Установки матерей, имеющих детей с нарушениями психиче­ского и соматического здоровья, специфичны и противоречивы.С одной стороны, матери чрезмерно опекают ребенка, сдругой - отвергают его, устанавливают авторитарный стильобщения. Наиболее типичными реакциями данной группыиспытуемых являются контроль, игнорирование, наказание.

  2. Матери детей с нарушениями здоровья демонстрируют стильповедения, при котором они не стремятся к удовлетворениюпотребностей ребенка в эмоциональном контакте, общении сродителями.

  3. Матери, имеющие детей с нарушениями здоровья, испытываютнегативные эмоции по отношению к выполняемой ими роли

матери. Они отличаются сниженным фоном настроения, часто испытывают раздражение по поводу ребенка. Перспективой исследования является изучение не только материнских установок по отношению к ребенку, но и особенностей познания матерью индивидуальности ребенка с нарушениями здо­ровья в зависимости от вида заболевания и других характеристик с позиций концепции психологии познания индивидуальности человека (С.Ю.Жданова).