Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
Коротаева М. В. (г. Москва)
В нейропсихологии по-прежнему остается актуальной проблема регуляторных функций (executive function), которые представляют собой динамические характеристики психических процессов. В настоящее время можно выделить две проблемные области, связанные с понятием регуляторных функций, решение которых представляется актуальным: во-первых, это проблема понятийного аппарата, связанная с описанием феноменов, входящих в понятие регуляторных функций, а во-вторых, это методические трудности выбора адекватных задачам методов исследования. Кроме того, в нейропсихологии интенсивно разрабатывается проблема меж-полушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. В частности, ставится проблема асимметрии блоков мозга, решению которой может способствовать изучение регуляторных функций. В данной работе используются представления А. Р.Лурии о факторе программирования, регуляции и контроля, связанном с работой III структурно-функционального блока мозга, а также о факторе регуляции состояний активности и мотивационныхаспектовдеятельности (I блок мозга). Во многих работах исследователи выделяют большое количество параметров регуляции (Рощина, 1998; Семенова, 2005; Denckla, 1996; Morris, 1996; Spreen et al., 1995; Lyon, Krasnegor, 2005). В данной работе обсуждаются следующие параметры регуляторных процессов: формирование программы; удержание программы; переключение с одной программы на другую; переключение с одного звена программы на другую; контроль выполнения программы; скоростные характеристики деятельности.
Также следует указать, что многие ученые сошлись во мнении о неразрывной связи регуляторных функций с процессами внимания и рабочей памяти. Это оказало большое влияние, как на общее понимание регуляторных функций, так и на подбор методик для их исследования (Р Rabbit, 2002).
Было выдвинуто предположение, что нарушение ряда параметров регуляторных функций будет отчетливо проявляться при аневризмах передней мозговой - передней соединительной артерий (ПМА- ПСА), но нарушение отдельных компонентов регуляторных функций может наблюдаться также и при аневризмах средней мозговой (СМА) и внутренней сонной артерий (ВСА). Эта гипотеза основана на представлении о функционировании тех мозговых структур, которые расположены в зоне васкуляризации этими артериями.
В качестве батареи методик, направленной на оценку состояния регуляторных функций были отобраны следующие количественные тесты: Wisconsin Card Sorting Test (Висконсинский тест сортировки карточек), Stroop color and word test (методика Струпа), субтесты шкалы памяти Векслера для оценки состояния рабочей памяти (Wechsler Memory Scale -Third Edition (WMS - III), 1997г). Все использованные методики имеют многолетнюю историю применения в клинике в качестве тестов, сензитивных для оценки состояния компонентов регуляторных функций, внимания и рабочей памяти.
В исследовании приняло участие 19 больных, из них шесть больных имели интракраниальные аневризмы в ПМА-ПСА (у
126
з-н
двух больных в правом полушарии и у четырех - в левом), шесть больных- в СМА (пять справа, один слева), семь больных с аневризмами ВСА (четыре справа, три слева). Все больные имели в анамнезе субарахноидальное кровоизлияние сроком в среднем два месяца. Средний возраст больных составил 40,2 года. Все больные проходили общее нейропсихологическое исследование по схеме А. Р. Лурия, в ходе которого были получены синдромы негрубого поражения правого и левого полушарий головного мозга. Целью исследования было сравнение отдельных показателей регуляторных функций у больных с поражением правого и левого. В словесно-цветовом тесте Струпа во всех сериях (и в скоростных характеристиках, и в показателе оттормаживания ответа на нерелевантный стимул) среднее значение шкальных оценок было ниже у правополушарных больных и выходило за границы нормативных данных. У левополушарных больных, несмотря на то, что показатели были выше, они все равно находились на уровне нижних границ нормы. В Висконсинском тесте сортировки карточек при сравнении средних правополушарные больные имели худшие показатели по параметрам общего количества ошибок, персевераторных ответов и ошибок, непер-севераторных ошибок, левополушарные больные - количестве попыток, потребовавшихся для формирования первой категории. Таким образом, при исследовании больных Висконсинским тестом была выявлена тенденция к преобладанию нарушения формирования программы (вхождение в задание) у больных с аневризмами в левом полушарии. Правополушарные больные чаще демонстрировали потерю программы в случаях правильно найденной категории. Данные, полученные в субтестах шкалы памяти Векслера в обеих группах, соответствуют средним нормативным данным.
Таким образом, были обнаружены тенденции к межполушар-ным различиям в ряде параметров регуляторных функций, которые требуют дальнейших исследований.
Межполушарные различия зрительной памяти при запоминании лиц
Кроткова О. А., Ениколопова Е. В.,
Кирюшина Н. А.
(г. Москва)
В настоящее время находит все более широкое распространение тенденция внедрения тестовых методик в нейропсихоло-гическую практику. Это дает возможность сравнивать тяжесть пациентов, давать количественную характеристику разных групп больных. Однако нейропсихологический подход предполагает, в первую очередь, анализ механизмов поломки того или иного психического процесса, без этого анализа количественные показатели экспериментов могут дать искаженное представление о состоянии психической сферы больного. В данной работе мы попытались осуществить нейропсихологический анализ результатов выполнения широко известного теста Векслера на запоминание лиц.
Известно, что восприятие и запоминание человеческих лиц является процессом, кардинально отличающимся от запоминания
других зрительных стимулов. Для того чтобы узнать лицо человека, нужно воспринять его со всеми индивидуальными особенностями, но при этом интегрально, как цельный образ. Кроме того, узнавание лицсвязаносхарактеристиками резонанса и синтонностид к. даже при восприятии лица на фотографии имеют место элементы непосредственного общения (R. К. Yin, 1970).
Тест запоминания лиц входит в батарею тестов Шкалы памяти Векслера (Wechsler Memory Scale - third edition, 1997). Испытуемому предъявлялись для запоминания 24 цветные фотографии. Предъявление осуществлялось последовательно, по 2 секунды на каждый стимул. Сразу после запоминания, также последовательно, предъявлялся второй набор из 48 фотографий, где запоминавшиеся стимулы в случайном порядке перемежались дистракторами. Испытуемый должен был отличить запоминавшиеся им лица от новых.
В исследовании участвовали 86 здоровых испытуемых в возрасте от 16 до 60 лет и 30 больных с очаговыми поражениями мозга (опухоли, патология сосудов мозга, черепно-мозговая травма), преимущественно теменно-височно-затылочной локализации. 16 больных имели поражение левого полушария мозга и 14- правого. Все больные предварительно прошли полное нейропсихологическое обследование, которое установило соответствие нейропсихологиче-ского синдрома топическому диагнозу, а также объективизировало доступность выполнения предлагаемого теста. В данную работу не были включены больные с дефектами лицевого гнозиса (прозо-пагнозией),т. к. это не позволило бы оперировать мнестическими параметрами теста.
Результаты выполнения теста здоровыми испытуемыми полностью соответствовали нормальному распределению, представленному в оригинале теста. Эти данные подтвердили «межнациональный характер» данной экспериментальной процедуры, возможность использования ее стандартов (шкальных оценок) в разных этнических выборках.
Результаты выполнения теста больными с очаговыми поражениями мозга имели количественные, а, главное- качественные отличия от показателей в группе здоровых испытуемых. Эти отличия заключались в характере допускаемых ошибок. Ошибки в данном тесте могли быть двух видов. Испытуемый мог не вспомнить (не узнать) предъявлявшийся стимул. Назовем такие ошибки «ошибками забывания». И мог неправильно опознать дистрактор, приняв его за ранее виденный стимул. Назовем такие ошибки «ошибками ложного узнавания». Здоровые испытуемые в среднем по тесту допустили 9,8 ошибок (5,7 - забывания и 4,1 - ложного узнавания). Больные с поражением левого полушария - 14,8 ошибок (10,7 - забывания и 4,1 - ложного узнавания). Больные с поражением правого полушария - 16,6 ошибок (5,9 - забывания и 10,7 - ложного узнавания). Мы видим, что если у здоровых испытуемых оба вида ошибок представлены примерно одинаково, то у больных с поражением левого полушария преобладают процессы забывания тестовых стимулов, а у больных с поражением правого полушария - их искажение в памяти, приводящее к ложному узнаванию непредъявлявшихся элементов. Важно подчеркнуть, что при этом «нетипичный» для патологии данного полушария тип ошибок встречался также часто, как в группе здоровых испытуемых.
Анализ полученных данных в докладе осуществляется в свете описанных ранее различий в образах зрительной памяти при поражении левого и правого полушарий мозга (О.А. Кроткова, А.В.Семенович, 1994). При поражении левого полушария нарушается стойкость зрительных образов, их подверженность
127
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
интерферирующим влияниям. Образ быстро угасает, обтаивают его конкретныедетали,лицо перестает узнаваться. При поражении правого полушария зрительный образ быстро теряет свою структуру, он трансформируется под влиянием вновь поступающей информации, причем правильные и трансформировавшиеся элементы имеют одинаковую чувственную яркость. Теряется «ощущение ошибки», в большом количестве возникают ложные воспоминания («узнавание» непредъявлявшихся лиц). При грубой степени выраженности этого дефекта у больных, как правило, наблюдаются конфабуляции.
Еще одним подтверждением описываемых механизмов забывания явилось распределение двух типов ошибок внутри ряда стимулов, предъявляемых для узнавания. Частота ошибок забывания и у здоровых испытуемых, и у больных с очаговыми поражениями мозга, как правило, нарастала к концу ряда. Отчетливо проявлялась зависимость от времени хранения информации. Напротив, ошибки ложного узнавания, независящиеот времени хранения, равномерно распределялись по всему тестовому ряду.
Особенности установок матерей, имеющих детей с нарушениями здоровья
КоротовскихЛ. А., (г. Пермь)
! является одной из главных жизненных ценностей человека. Все члены семьи, но в большей степени матери детей с нарушениями физического и психического здоровья, находятся в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности, часто выступает фактором формирования искаженных детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В И. Гарбузов, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров, В.В. Ткачева, Н.М. Мазурова, РФ. Майрамян).
Исследование выполняется с позиций теории установки Щ.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, А.Г. Асмолов). Цель исследования состоит в эмпирическом изучении особенностей наиболее значимых элементов установок матерей, имеющих детей с нарушениями здоровья. Новизна исследования определяется спецификой группы обследуемых: матери, имеющие детей с интеллектуальным недоразвитием в степени имбецильности в сочетании с соматическими заболеваниями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие наиболее общие выводы.
Установки матерей, имеющих детей с нарушениями психического и соматического здоровья, специфичны и противоречивы.С одной стороны, матери чрезмерно опекают ребенка, сдругой - отвергают его, устанавливают авторитарный стильобщения. Наиболее типичными реакциями данной группыиспытуемых являются контроль, игнорирование, наказание.
Матери детей с нарушениями здоровья демонстрируют стильповедения, при котором они не стремятся к удовлетворениюпотребностей ребенка в эмоциональном контакте, общении сродителями.
Матери, имеющие детей с нарушениями здоровья, испытываютнегативные эмоции по отношению к выполняемой ими роли
матери. Они отличаются сниженным фоном настроения, часто испытывают раздражение по поводу ребенка. Перспективой исследования является изучение не только материнских установок по отношению к ребенку, но и особенностей познания матерью индивидуальности ребенка с нарушениями здоровья в зависимости от вида заболевания и других характеристик с позиций концепции психологии познания индивидуальности человека (С.Ю.Жданова).
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.