Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
Майкова Н. С. (г. Санкт-Петербург)
Для формирования на уроках геометрии прочных умений и навыков учащиеся должны решить определенное количество однотипных задач по изучаемой теме. Однако в психологии П.А. Шеваревым, установлено, что выполнение заданий одного и того же типа приводит к тому, что учащиеся начинают решать задачи по аналогии с уже решенными, не вдумываясь в условие, опуская отдельные существенные рассуждения, перестают вспоминать изучаемые определения, теоремы, законы, правила, прекращают обосновывать свои действия. Из-за этого в решениях появляются ошибки.
Но можно организовать работу над ошибками так, чтобы каждая ошибка заставляла учащихся по-новому взглянуть на уже изученный материал. Такая деятельность на уроках геометрии постепенно вырабатывает у учащихся потребность контролировать свои действия, умение выявлять и устранять свои ошибки.
В работах таких авторов, как М.И. Зайкин, И.С. Григорьева, И.Я. Субботин было высказано предположение о том, что одним из средств предупреждения ошибок учащихся при освоении системы знаний в процессе обучения могут стать провоцирующие задачи.
Провоцирующая задача - это задача, в условии которой есть провокация. Под провокацией в условии задачи будем понимать побуждение к ошибочным действиям при решении задачи. Разновидности провоцирующих задач зависят от видов провокации, среди которых мы выделили следующие: ошибка в рассуждении, действие по аналогии, противоречие в условии, стереотип действий, интерпретация ответа задачи, неоднозначное решение, выбор ответа по предложенному чертежу.
Можно выделить следующие психологические причины использования провоцирующих задач на уроках математики: уча-
щиеся решают однотипные задачи по аналогии с уже решенными, у многих учащихся наблюдается стереотип действий при решении задач. Поэтому необходимо создание учителем учебных ситуаций, провоцирующих ошибки.
Например, в своем рассказе на уроке учитель может «допустить» именно те ошибки, на которые хотел бы обратить внимание, может расставить именно такие «ловушки», в которые вероятнее всего попадут учащиеся. При этом ученик, который допускает спровоцированную учителем ошибку, испытывает сожаление потому, что не придал особого значения тем особенностям условия задачи, из-за которых он попал в неловкое положение.
Таким образом, ученик который совершает ошибку на глазах учителя или учащихся и осознает провоцирующий характер учебной ситуации, испытывает сильнейшее впечатление, что позволяет ему надолго запомнить его ошибочные действия и в дальнейшем на подсознательном уровне остерегаться их.
Структура личностной идентичности в юношеском возрасте
Макаревская Ю. Э. (г. Сочи)
Для рассмотрения структуры личностной идентичности как основного возможного психологического приобретения юношеского возраста первоначально остановимся на этапах и тенденциях ее становления.
Ребенок, рождаясь внутри общества, не обеспечен идентичностью изначально. Однако, уже в началежизни человек приобретает первые базовые признаки личностной идентичности: онтологическую безопасность, реализуемую первоначально родителями, ощущение длительности, стремление сохранить целостность.
281
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
К двум годам становление идентичности закрепляется как «наличное в личности» (самом простом из ее компонентов) - пол и возраст (телесные качества).
В шесть лет в основном игра позволяет личностному Я стать организованной системой, внутри которой ребенок сам себехозяин, так как выполняет собственные приказы.
Далее система личностного Я развивается и усложняется, становится более интегрированной.
В подростковом возрасте становление идентичности проходит заново все критические точки ранних периодов развития личности, а начало юношества означает период окончания детства и завершения большого жизненного этапа формирования первой цельной формы личностной идентичности.
Однако, Эриксон утверждал, что «становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл», поэтому проблемы юношества, связанные с кризисом идентичности, были и остаются главными вопросами в теории личностной идентичности.
Именно в юношестве окончательно формируются сложные признаки идентичности: осознание единства и целостности своего бытия,личный жизненный план, ценностно-смысловые жизненные ориентации, самоопределение, сознательно-рефлексивные процессы и определенное самоотношение личности.
Единство и целостность личности означает понимание юношами того, что «Я такой же, как и вчера, таким же буду завтра, и остаюсь самим собой всю свою жизнь» и переживание Я как уникальной по своим характеристикам и постоянной величины, как полное подобие самому себе. (Э. Эриксон, У. Джеймс, К. Юнг, К. Роджерс, Ю. Хабермас, R Баумайстер)
Жизненный план и ценностно-смысловые ориентации личности тесно связаны с самоопределением и означают как параметр идентичности, способность молодых людей в юношеском возрасте осознавать преемственность бытия в настоящем из прошлого - в будущее, осмысливать жизненные перспективы, выбирать ясные цели, устойчивые и высшие ценности. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, И. С. Кон, Л. Г. Коган, А. Н. Кимберг, Э. Фромм, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер и др.)
Усиление сознательно-рефлексивных процессов, формирование определенного и довольно устойчивого самоотношения в юношеском возрасте, направлено на достижение идентичности, на защиту бытия самости от изменчивости и неопределенности. Рефлексия помогает сознанию преобразовать любые изменения в непрерывность и целостность, какой бы модальностью она не характеризовалась, а так же выступает механизмом саморегуляции деятельности (Э. Эриксон, Д. Холмс, Т. Ньюкоми Ч. КулиДКернберг, И. С. Кон, В. В. Сталин и др.)
Описание структуры личностной идентичности в юношеском возрасте стало возможно в результате группировки выделенных эмпирических признаков на основе их корреляционного и последующего кластерного анализа.
Эмпирические параметры личностной идентичности в юношеском возрасте, выделенные выше (осознание единства и целостности своего бытия, личный жизненный план, ценностно-смысловыежизненные ориентации, самоопределение, сознательно-рефлексивные процессы и определенное самоотношение личности) в результате обозначенных статистических процедур (N=100) объединились в целостную трехуровневую иерархическую структуру.
Первый элемент структуры наполнен составляющими, отнесенными к параметруличностной идентичности «смысложиз-ненные ориентации» (эмоциональная насыщенность жизни,управляемость жизни, осмысленность жизни в целом, цели вжизни, сила Я, удовлетворенность самореализацией).
Второй элемент содержит составляющие параметра личностнойидентичности «сознательно-рефлексивные процессы» (общаярефлексивность личности, рефлексия будущего, рефлексиятекущей деятельности, ретроспективная рефлексию).
Третья составляющая объединяет элементы, относящиесяк параметру личностной идентичности «самоотношение»(уверенность личности в себе; отраженное самоотношение,самообвинение).
На основе проведенного анализа описать строение личностной идентичности в юношеском возрасте можно следующим образом: включенность в текущие события жизни формирует у личности более или менее выраженные веру в способность осуществлять контроль за собственной жизнью, осмысленность жизни в целом (результатов прошлого, перспектив будущего) и представление о себе как об уверенной, сильной личности, обладающей достаточными возможностями для построения жизни в соответствии со своими целями и прошлым опытом.
Взаимосвязь элементов в структуре идентичности отражает особенности взаимодействия выделенных параметров в построении личностной целостности, непрерывности и тождественности в юношеском возрасте.
Такимобразом, способность молодыхлюдей выбирать четкие, ясные цели и осмысливать жизненные перспективы, устойчивые высшие ценности, образуя преемственность в сознании настоящего бытия из прошлого - в будущее, теснейшим образом взаимосвязана с глубиной сознательно-рефлексивных процессов и уровнем уверенности личности в себе.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.