Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
Исмагилова А.Г. (г. Пермь)
Среди многообразия личностных качеств педагогов эмоциональные характеристики имеют немаловажное значение для организации оптимального эффективного взаимодействия с детьми. От того, как складывается эмоциональный фон общения детей с педагогом, каково своеобразие его эмоциональных проявлений во многом за висит и эмоциональное благополучие детей. Именно это и обусловило интерес к изучению индивидуальных особенностей эмоциональных проявлений педагогов с разными стилями общения.
По результатам изучения стиля педагогического общения (СПО) в выборке педагогов на основе кластерного анализа выделены две группы воспитателей, различающихся по стилю общения: с развивающим СПО, направленным на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, и организационным СПО, реализующим учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. На этих с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI) изучены состояния и свойства личности педагогов, имеющие первостепенное значение для процесса регуляции поведения в ходе взаимодействия с детьми.
Сопоставление средних значений диагностируемых показателей по t-критерию Стьюдента позволило обнаружить значимые различия между педагогами с разными СПО. Педагоги с развивающим стилем характеризуются более выраженными показателями общительности, уравновешенности, экстраверсии, эмоциональной лабильности, чем педагоги с организационным СПО. Это означает, что у них более выражена потребность в общении и они готовы к ее реализации, т.е. им свойственна высокая социальная активность, они более устойчивы к стрессу благодаря уверенности в себе и оптимистичности, но в то же время их характеризует несколько менее стабильное эмоциональное состояние. У педагогов же с организационным СПО выше показатели невротичности, раздражительности, мужественности. Это означает, что они более невротизированы, эмоционально неустойчивы, склонны к аффективному реагированию, более резки, несдержанны в общении.
Для анализа структуры личности, определяющей процесс адаптации и регуляции поведения педагогов с разными СПО, использована процедура факторного анализа, по результатам которого выделено 4 фактора, объясняющих 67,9 % общей суммарной дисперсии.
Первый фактор (вклад в общую суммарную дисперсию 25,7%) по анализу составляющих переменных можно назвать «социальная активность». В него входят показатели общительности, уравновешенности и экстра-интроверсии, которые характеризуют потребность в общении, способность удовлетворить эту потребность, и стрессоустойчивость.
Второй фактор (13 %) может быть назван «эмоциональная нестабильность». В нем представлены показатели раздражительности, эмоциональной лабильности. Более высокие факторные нагрузки в этом факторе имеет показатель раздражительности. Интерпретируя этот фактор, можно сказать, что для педагогов, структура личности которых описывается этим фактором, характерно преобладание неустойчивого эмоционального состояния со склонностью к аффективному реагированию.
Третий фактор (13,3 %) может быть назван «реактивная агрессивность». В него входят со значимыми отрицательными весами показатели реактивной агрессивности и с положительными значениями показатели мужественности.
Четвертый фактор (16,2 %) назван нами «депрессивность». Это униполярный фактор, он представлен показателями депрессивно-сти, застенчивости, спонтанной агрессивности и невротичности. Т.е. более выраженныетревожность, чувствительность педагогов сопровождаются предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, несдержанностью с проявлениями агрессивности в социальных контактах.
Используя процедуру выявления характера размещения изучаемых групп по осям выделенных факторов, мы обнаружили, что наиболее выражены значения по осям двух выделенных факторов, первого и второго, что и позволяет сделать выводы о доминировании соответствующих тенденций. Эмоциональные проявления
70
з-н
педагогов с развивающим СПО имеет более гармоничный характер, что и обеспечивает им более оптимальную регуляцию поведения и успешную адаптацию к профессиональной деятельности, общению, чем у педагогов с организационным СПО.
Педагоги с развивающим СПО характеризуются как более эмоционально стабильные, социально активные, что и позволяет предположить, что стиль педагогического общения, вероятно, аккумулируя в себе способы и приемы более позитивного взаимодействия с детьми, оказывает, в свою очередь, влияние и на проявления, на позитивную стабилизацию личностных особенностей педагогов.
Следовательно, полученные факты еще раз доказывают, что в стиле педагогического общения проявляются качества индивидуальности педагога, в частности особенности эмоциональности, и разные стили педагогического общения могутиметь разную педагогическую ценность, т.е. оказывать разное влияние на развитие детей. Как показывают исследования, при дефиците удовлетворенности, при напряженности в эмоциональном контакте возникают нарушения в мотивационной сфере, в ценностных ориентациях ребенка, в его самооценке, что проявляется в негативизме, сопровождаемым внутренней психологической «глухотой» к окружающим, снижением уверенности в себе, самоуважения, что приводит к нарушению процессов саморегуляции и снижению личностной творческой инициативы (Абульханова, 2000; Бреслав, 1990).
Проверить критериальную валидность опросника «Добро -Зло».
Произвести расчет локальных норм для юношей и девушек ввозрасте 13-17 лет.
Сравнить результаты с данными, полученными при адаптацииопросника «Добро-Зло».
В эксперименте участвовали две представительные выборки возрастного периода (13-17 лет): девушки - 102, юноши - 100 человек. Количественный анализ характерологических свойств личности по функциям качеств «Добродетели - Пороки» дает возможность выявить особенности их развития. По результатам проведенного исследования нами была создана программа работы с юношами и девушками. По форме она представляла собой обучающий тренинг.
Цель программы - способствовать осознанию этических качеств своей личности и пониманию других людей.
Предполагается, что проведенное исследование показывает адекватность применения методик «ДЗ», «Методики изучения этических характеристик» с открытием новых возможностей для психологических технологий и техник, способствующих переориентации человека в сторону Добра.
Обнаруженные в этой работе различия в степени выраженности этических характеристик могут стать отправной точкой в исследовании закономерности групповой динамики как фактора психокоррекции в её соотношении с динамикой внутриличностных изменений личности.
Диагностика этических характеристик подростков и условия их развития
Исмагилова P.P. (г. Набережные Челны)
Изучение этической составляющей в структуре личности, в субъекте саморазвития актуализировалось в рамках нравственной психологии в связи с соотнесением, сопряжением психологии и этики.
Рассматривая формы этой связи в реальности, проблема содержания и методов диагностики этических характеристик давно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных психологов. В их числе такие видные деятели науки и образования, как B.C. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко и др.
В современной психологии методики, предназначенные для диагностики этических характеристик, различаются своей методологией и содержанием, что обусловлено пониманием авторами природы этических компонентов. Проблема осложняется тем, что в психологии недостаточно разработаны самостоятельные средства диагностики данной системы этических характеристик. При этом применение и использование методик в новых условиях требует определенных психометрических процедур, втом числе проведение повторной валитации и расчета локальных норм.
Этические характеристики юношей и девушек исследовались с помощью методики изучения этических характеристик, которая была составлена на основе опросника «Добро - Зло» (автор Л.М. Попов).
В соответствии с целью исследования мы определили следующие задачи.
Социально-психологические компетенции у беременных
Исмаилова РД. (г. Санкт-Петербург)
В связи с существенным ухудшением здоровья беременных и рожениц в последнее десятилетие в России более чем в два раза увеличилась частота осложнений при родах. Лишь 30 % происходящих родов, протекают нормально. Состояние многих беременных характеризуется неустойчивым гомеостазом, напряженными процессами адаптации, балансированием на грани между здоровьем и болезнью. У 70 % первородящихженщин выявляются нарушения психического состояния.
С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщин в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей их возникновение и обострение в различные периоды беременности. Показано, что наиболееопасны для развития ребенка стрессы, депрессивные эпизоды и т.п. во втором и третьем триместрах беременности. Усиление к концу беременности депрессивных состояний прогностично, как для возникновения послеродовых депрессий у матери, так и психических нарушений у ребенка.
Анализ литературы по указанной проблеме свидетельствует о доминировании патогенетического подхода, который выявляет
71
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
больше отклонения от нормы, как в психической, так и в соматической сфере беременных. И совершенно отсутствуют исследования, в которых используется саногенетический подход, опирающийся на ресурсные стороны психической деятельности беременных. Наиболее оптимальным в разработке программ психологического сопровождения беременных (психопрофилактики), как показали современные исследования (Ананьев В.А., 2006) является интегратив-ный подход. В связи с вышеуказанным была поставлена следующая цель нашего исследования: изучить социально - психологические компетенции у беременных, которые выступают в качестве ресурсов подготовки к родам, осуществление физиологических родов и оптимизация адаптивных процессов в послеродовой период.
С этой целью был подобран специальный психодиагностический инструментарий включающий в себя следующий перечень методик: мультимодальный интегративный опросник (МИ0-1),тест отношений беременной (ТОБ), опросник Бека, уровень социальной фрустрации (УСФ), опросник потерь и приобретений (оценка уровня ресурсов), проективный рисуночный тест.
Результаты пилотажного исследования свидетельствуют о наличии «фрагментарного здоровья», которое характеризуется гипертрофированным подъемом уровня социально-психологических компетенций в одной сфере и значимым сниженным уровнем в иных сферах. При разработке психопрофилактических программ необходим индивидуальный подход, учитывающий неравномерность развития социально-психологических компетенций (ресурсов) беременных.
Социально-психологические особенности морских экипажей
Истомина О.А., Орлова М.Ю. (г. Владивосток)
Морские экипажи характеризуются рядом социально-психологических особенностей, которые обусловлены следующими основными факторами: относительной социальной изоляцией; особенностями управления; ограничением пребывания морских специалистов в рейсе определёнными сроками; особымхарактером условий труда; неразделённостью бытовой и производственной сфер жизнедеятельности на физически ограниченном пространстве судна.
Воздействие данных факторов приводит к ряду следствий: сужению сфер активности личности из-за утраты ряда социальных ролей, отсутствия привычных социальных институтов, процессов, ритмов; малой «событийности» жизнедеятельности в рейсе; информационному голоду; ограниченности непосредственного социального окружения - с повышенной плотностью контактов, «на-сильственностью коммуникации», системой уставных отношений; применению преимущественно авторитарного стиля руководства на судах; увеличению требований к сработанности и сплочённости морских экипажей; смешению эмоциональной и инструментальной, формальной и неформальной сфер взаимоотношений; сужению «личного» пространства - из-за «заменяемости» членов экипажа на одном рабочем месте, из-за «публичности» частной жизни, «обнажённости» всех возникающих чувств по поводу экипажа и др.
При социально-психологическом изучении морских экипажей необходимо учитывать несколько переменных: численность команды (может варьировать от 12-15 до 600 и более человек, образуя континуум «малый - большой экипаж») и состав её профессиональных групп; длительность рейса («короткий рейс-длительный рейс»); обширность географии рейса («локальный район пребывания судна - плавание в различных географических зонах»); частоту контактов с землей («автономность плавания - частые контакты с портами»). Каждая из них определяет интенсивность и продолжительность воздействия на моряков перечисленных факторов и, соответственно, «социально-психологический эффект».
В традициях социальной психологии принципиально различение - и на теоретическом, и на методическом уровнях - больших и малых социальных групп как двух разных предметов исследования. В этой связи в рамках прикладных исследований наиболее важным становится параметр величины экипажа.
Нами проведено исследование больших по численности морских экипажей: двух плавучих баз, находившихся в длительных автономных рейсах, в локальном районе плавания в неблагоприятных климатических условиях севера (Охотское, Берингово моря, 2001-2002 гг., плавсостав 285-289 человек), и одного парусника, находившегося в кругосветном плавании (длительном, географически разнообразном, с множественными контактами с портами, Балтийское море, 2003 г., плавсостав 165 человек).
В исследовании использованы методы включённого наблюдения, беседы,традиционной социометрии. Его результаты показали, что совокупность перечисленных факторов обусловливает наличие у больших морских экипажей признаков одновременно и больших, и малых социальных групп:
специфичность языка, которая проявляется в разных формах - начиная с морской терминологии в назывании бытовыхпредметов и заканчивая настоящим «слэнгообразованием»(например, «поле чудес», «луноход» - названия производственных участков рыбообрабатывающего конвейера);
сохранение судовых традиций, обычаев «сквозь» сменяющиесяэкипажи, что проявляется в сохранении на определённом суднена протяжении 2-3 десятков лет стилистики руководства, некоторых норм поведения;
информационная «центрация» на экипаже, циркуляция слухов,следствиями которых, в частности, являются: повышениенеформального статуса членов экипажей, по долгу службывладеющих информацией; формирование у моряков к концудлительного рейса относительно ряда событий (судовых ибереговых) стойких убеждений, не всегда соответствующихдействительности;
стратификация экипажа за счёт блокирования потребностив общении, искусственного опосредования контактов и разрыва коммуникативных каналов, которая служит несколькимцелям: сохранению «личного» пространства; разграничениюформальной и неформальной сфер взаимоотношений;
«разделение» бытовой и производственной сфер жизнедеятельности, функцией которого является адаптация к условиямсовмещённых труда и отдыха в рамках движущегося технического объекта, и которое, в частности, осуществляется моряками путём ритуализации посещения кают (с использованиемпредварительных договорённостей и пр.);
наличие специфической неформальной структуры экипажа:значительного количества «аутсайдеров» (45-60 %), не вовле-
72
з-н
чённых в микросоциальныеобразования; микрогрупп, отношения в которых основаны на совместности профессиональной деятельности, схожести режима труда и отдыха. Немаловажной характеристикой данной структуры является неодинаковость вовлечённости в неформальное взаимодействие представителей разных профессиональных групп экипажа, связанная с содержанием и организацией их трудовой деятельности;
наличие неформальных лидеров (разного «уровня» - отнеформальных микрогрупп до профессиональных групп иэкипажа в целом) и «центральной группировки», основнымифункциями которых являются: интеграция экипажа путёмвосстановления прерванных коммуникативных связей; «социально- законодательно-информативная» функция, схожая сформированием общественного мнения в больших социальныхгруппах;
наличие специфических норм - аналогов элементов групповойдинамики малых групп, отличающихся от элементов «корпоративной культуры».
Необходимо отметить, что экипаж, находившийся в рейсе, характеризовавшемся обширной географией и множественными контактами с портами, по большинству социально-психологических показателей оказался более «благополучен», чем экипажи, находившиеся в автономных рейсах в локальном районе плавания.
Ценностно-смысловые диспозиции осужденных как объект воздействия психолога
Ицкович ММ (г. Екатеринбург)
Смена направленности пенитенциарной политики с исправительно-трудовой на личностно-ориентированную влечет за собой изменение подходов к воспитательному воздействию на осужденных. Уменьшение поводов применения мер физического воздействия к осужденным смещает акцент воздействия на язы-
ковой уровень. Так как воздействие на осужденного становится все более личностным и осуществляется языковыми средствами, то естественно повышается роль психологической службы в корректирующем воздействии на осужденных.
Однако проблема состоит в том, что у пенитенциарного психолога на сегодняшний день нет объекта профессиональной деятельности в работе с осужденным. Его поведенческие проявления регламентированы и контролируются отделами режима и субкультурной средой осужденных. Его эмоциональные проявления канонизированы в правилах внутреннего распорядка учреждения, с одной стороны,а сдругой - подчинены стандартам самовыражения в предписанном ему статусе. Таким образом, психологу остается для работы лишь область ценностно-смысловых диспозиций осужденных и связанный с ними социально- психологический опыт предшествующей жизни. Это предполагает глубокий личностный контакт с осужденным, сходный с уровнем эмпатийного контакта психолога-консультанта с клиентом. Однако личностно-ориентированный подход в работе психолога требует и соответствующих методов работы. Как и влюбой психологической практике консультирования, базовой посылкой к терапии является совмещение ценностно-смысловых «карт» клиента и психолога.
На основании пятилетних исследований межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Свердловской области по проблемам работы со спецконтингентом и на основании обобщения опыта психологического консультирования осужденных пенитенциарными психологами (общая выборка более 1000 человек), была выработана методика диагностики ценностно-смысловых диспозиций осужденных. Данная методика является психосемантической и основана на принципе цветового теста отношений Е.Ф. Бажина. Понятия, предлагаемые к ассоциативному связыванию с цветовыми предпочтениями теста Люшера, содержат в себе ключевые понятия социальной адаптации в профессиональной, семейной и неформальной сферах самореализации. Но, так как когнитивно-эмоциональное наполнение предлагаемых понятий различается в законопослушной и криминальной субкультурах, то ключевые понятия даны как в общекультурном виде, так и на воровском жаргоне. Когнитивно-эмоциональное ранжирование осужденным слов по принципуэмоционального принятия-непринятия, дает дифференцированное представление о содержательном наполнении и структуре диспозиционных факторов.
73
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.