logo
psicho T2

Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми

Исмагилова А.Г. (г. Пермь)

Среди многообразия личностных качеств педагогов эмо­циональные характеристики имеют немаловажное значение для организации оптимального эффективного взаимодействия с детьми. От того, как складывается эмоциональный фон общения детей с педагогом, каково своеобразие его эмоциональных проявлений во многом за висит и эмоциональное благополучие детей. Именно это и обусловило интерес к изучению индивидуальных особенностей эмо­циональных проявлений педагогов с разными стилями общения.

По результатам изучения стиля педагогического общения (СПО) в выборке педагогов на основе кластерного анализа выделены две группы воспитателей, различающихся по стилю общения: с развивающим СПО, направленным на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, и организационным СПО, реализующим учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. На этих с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI) изучены состояния и свойства личности педагогов, имеющие первостепенное значение для процесса регуляции поведения в ходе взаимодействия с детьми.

Сопоставление средних значений диагностируемых показателей по t-критерию Стьюдента позволило обнаружить значимые различия между педагогами с разными СПО. Педагоги с развивающим стилем характеризуются более выраженными показателями общительности, уравновешенности, экстраверсии, эмоциональной лабильности, чем педагоги с организационным СПО. Это означает, что у них более вы­ражена потребность в общении и они готовы к ее реализации, т.е. им свойственна высокая социальная активность, они более устойчивы к стрессу благодаря уверенности в себе и оптимистичности, но в то же время их характеризует несколько менее стабильное эмоциональное состояние. У педагогов же с организационным СПО выше показатели невротичности, раздражительности, мужественности. Это означает, что они более невротизированы, эмоционально неустойчивы, склонны к аффективному реагированию, более резки, несдержанны в общении.

Для анализа структуры личности, определяющей процесс адаптации и регуляции поведения педагогов с разными СПО, ис­пользована процедура факторного анализа, по результатам кото­рого выделено 4 фактора, объясняющих 67,9 % общей суммарной дисперсии.

Первый фактор (вклад в общую суммарную дисперсию 25,7%) по анализу составляющих переменных можно назвать «социальная активность». В него входят показатели общительности, уравнове­шенности и экстра-интроверсии, которые характеризуют потреб­ность в общении, способность удовлетворить эту потребность, и стрессоустойчивость.

Второй фактор (13 %) может быть назван «эмоциональная не­стабильность». В нем представлены показатели раздражительности, эмоциональной лабильности. Более высокие факторные нагрузки в этом факторе имеет показатель раздражительности. Интерпретируя этот фактор, можно сказать, что для педагогов, структура личности которых описывается этим фактором, характерно преобладание неустойчивого эмоционального состояния со склонностью к аф­фективному реагированию.

Третий фактор (13,3 %) может быть назван «реактивная агрессивность». В него входят со значимыми отрицательными весами показатели реактивной агрессивности и с положительными значениями показатели мужественности.

Четвертый фактор (16,2 %) назван нами «депрессивность». Это униполярный фактор, он представлен показателями депрессивно-сти, застенчивости, спонтанной агрессивности и невротичности. Т.е. более выраженныетревожность, чувствительность педагогов сопро­вождаются предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, несдержанностью с проявлениями агрессивности в социальных контактах.

Используя процедуру выявления характера размещения изу­чаемых групп по осям выделенных факторов, мы обнаружили, что наиболее выражены значения по осям двух выделенных факторов, первого и второго, что и позволяет сделать выводы о доминиро­вании соответствующих тенденций. Эмоциональные проявления

70

з-н

педагогов с развивающим СПО имеет более гармоничный характер, что и обеспечивает им более оптимальную регуляцию поведения и успешную адаптацию к профессиональной деятельности, общению, чем у педагогов с организационным СПО.

Педагоги с развивающим СПО характеризуются как более эмо­ционально стабильные, социально активные, что и позволяет предпо­ложить, что стиль педагогического общения, вероятно, аккумулируя в себе способы и приемы более позитивного взаимодействия с детьми, оказывает, в свою очередь, влияние и на проявления, на позитивную стабилизацию личностных особенностей педагогов.

Следовательно, полученные факты еще раз доказывают, что в стиле педагогического общения проявляются качества индивидуаль­ности педагога, в частности особенности эмоциональности, и разные стили педагогического общения могутиметь разную педагогическую ценность, т.е. оказывать разное влияние на развитие детей. Как показывают исследования, при дефиците удовлетворенности, при напряженности в эмоциональном контакте возникают нарушения в мотивационной сфере, в ценностных ориентациях ребенка, в его самооценке, что проявляется в негативизме, сопровождаемым внутренней психологической «глухотой» к окружающим, снижением уверенности в себе, самоуважения, что приводит к нарушению процессов саморегуляции и снижению личностной творческой инициативы (Абульханова, 2000; Бреслав, 1990).

  1. Проверить критериальную валидность опросника «Добро -Зло».

  2. Произвести расчет локальных норм для юношей и девушек ввозрасте 13-17 лет.

  3. Сравнить результаты с данными, полученными при адаптацииопросника «Добро-Зло».

В эксперименте участвовали две представительные выборки возрастного периода (13-17 лет): девушки - 102, юноши - 100 человек. Количественный анализ характерологических свойств личности по функциям качеств «Добродетели - Пороки» дает возможность выявить особенности их развития. По результатам проведенного исследования нами была создана программа ра­боты с юношами и девушками. По форме она представляла собой обучающий тренинг.

Цель программы - способствовать осознанию этических качеств своей личности и пониманию других людей.

Предполагается, что проведенное исследование показывает адекватность применения методик «ДЗ», «Методики изучения этических характеристик» с открытием новых возможностей для психологических технологий и техник, способствующих переориен­тации человека в сторону Добра.

Обнаруженные в этой работе различия в степени выражен­ности этических характеристик могут стать отправной точкой в исследовании закономерности групповой динамики как фактора психокоррекции в её соотношении с динамикой внутриличностных изменений личности.

Диагностика этических характеристик подростков и условия их развития

Исмагилова P.P. (г. Набережные Челны)

Изучение этической составляющей в структуре личности, в субъекте саморазвития актуализировалось в рамках нравственной психологии в связи с соотнесением, сопряжением психологии и этики.

Рассматривая формы этой связи в реальности, проблема содержания и методов диагностики этических характеристик давно привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных психологов. В их числе такие видные деятели науки и образования, как B.C. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко и др.

В современной психологии методики, предназначенные для диагностики этических характеристик, различаются своей мето­дологией и содержанием, что обусловлено пониманием авторами природы этических компонентов. Проблема осложняется тем, что в психологии недостаточно разработаны самостоятельные средства диагностики данной системы этических характеристик. При этом применение и использование методик в новых условиях требует определенных психометрических процедур, втом числе проведение повторной валитации и расчета локальных норм.

Этические характеристики юношей и девушек исследовались с помощью методики изучения этических характеристик, которая была составлена на основе опросника «Добро - Зло» (автор Л.М. Попов).

В соответствии с целью исследования мы определили следую­щие задачи.

Социально-психологические компетенции у беременных

Исмаилова РД. (г. Санкт-Петербург)

В связи с существенным ухудшением здоровья беременных и рожениц в последнее десятилетие в России более чем в два раза увеличилась частота осложнений при родах. Лишь 30 % происходя­щих родов, протекают нормально. Состояние многих беременных характеризуется неустойчивым гомеостазом, напряженными про­цессами адаптации, балансированием на грани между здоровьем и болезнью. У 70 % первородящихженщин выявляются нарушения психического состояния.

С позиций анализа беременности как условия развития ребенка исследуются особенности психического состояния женщин в бере­менности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей их возникновение и обострение в различные периоды беременности. Показано, что наиболееопасны для развития ребенка стрессы, депрессивные эпизоды и т.п. во втором и третьем триме­страх беременности. Усиление к концу беременности депрессивных состояний прогностично, как для возникновения послеродовых депрессий у матери, так и психических нарушений у ребенка.

Анализ литературы по указанной проблеме свидетельствует о доминировании патогенетического подхода, который выявляет

71

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

больше отклонения от нормы, как в психической, так и в соматиче­ской сфере беременных. И совершенно отсутствуют исследования, в которых используется саногенетический подход, опирающийся на ресурсные стороны психической деятельности беременных. Наиболее оптимальным в разработке программ психологического сопровождения беременных (психопрофилактики), как показали со­временные исследования (Ананьев В.А., 2006) является интегратив-ный подход. В связи с вышеуказанным была поставлена следующая цель нашего исследования: изучить социально - психологические компетенции у беременных, которые выступают в качестве ресурсов подготовки к родам, осуществление физиологических родов и опти­мизация адаптивных процессов в послеродовой период.

С этой целью был подобран специальный психодиагностиче­ский инструментарий включающий в себя следующий перечень методик: мультимодальный интегративный опросник (МИ0-1),тест отношений беременной (ТОБ), опросник Бека, уровень социальной фрустрации (УСФ), опросник потерь и приобретений (оценка уровня ресурсов), проективный рисуночный тест.

Результаты пилотажного исследования свидетельствуют о наличии «фрагментарного здоровья», которое характеризуется ги­пертрофированным подъемом уровня социально-психологических компетенций в одной сфере и значимым сниженным уровнем в иных сферах. При разработке психопрофилактических программ необходим индивидуальный подход, учитывающий неравномер­ность развития социально-психологических компетенций (ресурсов) беременных.

Социально-психологические особенности морских экипажей

Истомина О.А., Орлова М.Ю. (г. Владивосток)

Морские экипажи характеризуются рядом социально-психологических особенностей, которые обусловлены следующи­ми основными факторами: относительной социальной изоляцией; особенностями управления; ограничением пребывания морских специалистов в рейсе определёнными сроками; особымхарактером условий труда; неразделённостью бытовой и производственной сфер жизнедеятельности на физически ограниченном пространстве судна.

Воздействие данных факторов приводит к ряду следствий: сужению сфер активности личности из-за утраты ряда социальных ролей, отсутствия привычных социальных институтов, процессов, ритмов; малой «событийности» жизнедеятельности в рейсе; информационному голоду; ограниченности непосредственного со­циального окружения - с повышенной плотностью контактов, «на-сильственностью коммуникации», системой уставных отношений; применению преимущественно авторитарного стиля руководства на судах; увеличению требований к сработанности и сплочённости морских экипажей; смешению эмоциональной и инструментальной, формальной и неформальной сфер взаимоотношений; сужению «личного» пространства - из-за «заменяемости» членов экипажа на одном рабочем месте, из-за «публичности» частной жизни, «об­нажённости» всех возникающих чувств по поводу экипажа и др.

При социально-психологическом изучении морских экипажей необходимо учитывать несколько переменных: численность коман­ды (может варьировать от 12-15 до 600 и более человек, образуя континуум «малый - большой экипаж») и состав её профессио­нальных групп; длительность рейса («короткий рейс-длительный рейс»); обширность географии рейса («локальный район пребыва­ния судна - плавание в различных географических зонах»); частоту контактов с землей («автономность плавания - частые контакты с портами»). Каждая из них определяет интенсивность и продол­жительность воздействия на моряков перечисленных факторов и, соответственно, «социально-психологический эффект».

В традициях социальной психологии принципиально различе­ние - и на теоретическом, и на методическом уровнях - больших и малых социальных групп как двух разных предметов исследования. В этой связи в рамках прикладных исследований наиболее важным становится параметр величины экипажа.

Нами проведено исследование больших по численности морских экипажей: двух плавучих баз, находившихся в длительных автономных рейсах, в локальном районе плавания в неблагопри­ятных климатических условиях севера (Охотское, Берингово моря, 2001-2002 гг., плавсостав 285-289 человек), и одного парусника, находившегося в кругосветном плавании (длительном, географи­чески разнообразном, с множественными контактами с портами, Балтийское море, 2003 г., плавсостав 165 человек).

В исследовании использованы методы включённого наблюде­ния, беседы,традиционной социометрии. Его результаты показали, что совокупность перечисленных факторов обусловливает наличие у больших морских экипажей признаков одновременно и больших, и малых социальных групп:

72

з-н

чённых в микросоциальныеобразования; микрогрупп, отноше­ния в которых основаны на совместности профессиональной деятельности, схожести режима труда и отдыха. Немаловажной характеристикой данной структуры является неодинаковость вовлечённости в неформальное взаимодействие представи­телей разных профессиональных групп экипажа, связанная с содержанием и организацией их трудовой деятельности;

Необходимо отметить, что экипаж, находившийся в рейсе, характеризовавшемся обширной географией и множественными контактами с портами, по большинству социально-психологических показателей оказался более «благополучен», чем экипажи, находив­шиеся в автономных рейсах в локальном районе плавания.

Ценностно-смысловые диспозиции осужденных как объект воздействия психолога

Ицкович ММ (г. Екатеринбург)

Смена направленности пенитенциарной политики с исправительно-трудовой на личностно-ориентированную влечет за собой изменение подходов к воспитательному воздействию на осужденных. Уменьшение поводов применения мер физического воздействия к осужденным смещает акцент воздействия на язы-

ковой уровень. Так как воздействие на осужденного становится все более личностным и осуществляется языковыми средствами, то естественно повышается роль психологической службы в коррек­тирующем воздействии на осужденных.

Однако проблема состоит в том, что у пенитенциарного пси­холога на сегодняшний день нет объекта профессиональной деятельности в работе с осужденным. Его поведенческие про­явления регламентированы и контролируются отделами режима и субкультурной средой осужденных. Его эмоциональные проявления канонизированы в правилах внутреннего распорядка учреждения, с одной стороны,а сдругой - подчинены стандартам самовыражения в предписанном ему статусе. Таким образом, психологу остается для работы лишь область ценностно-смысловых диспозиций осужден­ных и связанный с ними социально- психологический опыт пред­шествующей жизни. Это предполагает глубокий личностный контакт с осужденным, сходный с уровнем эмпатийного контакта психолога-консультанта с клиентом. Однако личностно-ориентированный под­ход в работе психолога требует и соответствующих методов работы. Как и влюбой психологической практике консультирования, базовой посылкой к терапии является совмещение ценностно-смысловых «карт» клиента и психолога.

На основании пятилетних исследований межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Свердловской области по проблемам работы со спецконтингентом и на основании обобщения опыта психологического консультирования осужденных пенитенциарными психологами (общая выборка более 1000 чело­век), была выработана методика диагностики ценностно-смысловых диспозиций осужденных. Данная методика является психосе­мантической и основана на принципе цветового теста отношений Е.Ф. Бажина. Понятия, предлагаемые к ассоциативному связыванию с цветовыми предпочтениями теста Люшера, содержат в себе ключе­вые понятия социальной адаптации в профессиональной, семейной и неформальной сферах самореализации. Но, так как когнитивно-эмоциональное наполнение предлагаемых понятий различается в законопослушной и криминальной субкультурах, то ключевые понятия даны как в общекультурном виде, так и на воровском жаргоне. Когнитивно-эмоциональное ранжирование осужденным слов по принципуэмоционального принятия-непринятия, дает диф­ференцированное представление о содержательном наполнении и структуре диспозиционных факторов.

73