Деятельности
ЛеонтовичА.В. (г. Москва)
работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 06-06-0036/'а
По В.И. Слободчикову, образование должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека,- быть не только материалом и ресурсом социального производства, но подлинным субъектом культуры и исторического действия, а главное - субъектом своей собственной жизни. Автор занимается проблемой развития субъектное™ учащихся средствами исследовательской деятельности в общеобразовательной школе и системе дополнительного образования детей. Результаты этой работы позволяют зафиксировать высокую эффективность ученических исследований для развития субъектное™. При этом возникает вопрос о составе и понятийном описании характеристик, определяющих развитие субъектное™ учащихся и факторах, уско-
ряющих или тормозящих ее развитие. Описание этих характеристик и факторов позволяет осознанно подойти к проектированию образовательной среды конкретного учреждения, ориентированную на развитие субъектное™.
В соответствии с 4-компонентной структурой содержания образования, основанного на исследовательской деятельности (см. Леонтович А. В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьныетехнологии. 2006, № 5, с. 63-71), такими характеристиками могут быть: способность целенаправленно искать и отбирать необходимую информацию, способность самостоятельно осуществлять полный цикл деятельности в соответствии с нормами исследования; способность рефлексировать цели, смысл осуществляемой деятельности в соответствии с собственными ценностными основаниями; способность объективировать недостающие для достижения цели ресурсы, имеющиеся в распоряжении ресурсы, перспективные для продуктивной кооперации и на основе этих знаний вступать в продуктивные содержательные коммуникации. Все перечисленные способности являются необходимыми для становления субъектной позиции личности - способности быть субъектом собственной деятельности и жизнедеятельности.
Субъектную позицию учащихся можно определить как направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности способов деятельности.
В организованном обучении те или иные его компоненты могут по-разному влиять на развитие субъектной позиции. Реалии современной школы, объективно действующие в ней факторы подтверждают это. Приведем некоторые из них.
Факторы актуализации субъектной позиции.
Учителя в режиме собственного профессионального развития. Учитель должен выступать образцом для учащихся,нестандартность подхода к планированию учителем урока,его ведение «не по учебнику», привлечение дополнительногоматериала, инициация нетривиальных вопросов к учебномуматериалу вскрывает собственную позицию учителя, показывает его собственное желание анализировать и интерпретироватьматериал.
Разнопозиционная среда. Для развития субъектной позициинеобходимо, чтобы помимо учителя - как носителя сведенийпо учебной программе, в школе присутствовали другие позиции - ученого, как искателя нового знания, «коллеги» всовместном познании, тьютора - старшего друга и советчикаи др. Важно, чтобы возможность этих позиций была закрепленанормативно.
Открытость образования. Оно не должно замыкаться стенамишколы, за пределами которых существует «большая жизнь».Должны быть созданы разнообразные возможности длязнакомства с самыми разными ее сферами - это работа влабораториях научно-исследовательских институтах, поездки вразличные страны и др. Принципиальным является требованиедеятельностного характера этих контактов.
Рефлексивность. Речь идет о необходимости формированияспециальной рефлексивной культуры- или навыка (послецикла осуществления какой-либо деятельности и получениярезультатов) остановки и анализа хода деятельности, мотивовсобственных эффективных и ошибочных решений.
235
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Вариативность форм и методик фиксации результата. Каждыйчеловек индивидуален, обладает разными склонностями,способностями, темпом работы и др. Поэтому эффективностьсамореализации человека не может оцениваться каким-то одним способом. Именно поэтому при оценке учебного результатав исследовательской деятельности рекомендуется применятьнесколько альтернативных форм (защита, экспертиза текста,доклад и др.);
Удовлетворение всего спектра возможных потребностей учащихся. Создание школой возможностей, способных удовлетворить наиболее широкий спектр потребностей учащихся - залогразвития наиболее полной образовательной среды, ориентированной на формирование у учащихся навыка обоснованного
Именно через исследовательскую деятельность возможна инициации интереса детей к истории собственной семьи, занятиям своих предков, повышению уважения к себе как к потомку большого и разнообразного рода. Перспективно привлечение родителей к руководству исследовательскими работами по их специальностям.
Вместе с тем в современной школе существует ряд объективных факторов, ведущих к редукции субъектной позиции (например, ориентация содержания учебных предметов на ЕГЭ, нормирование внутренней среды школы, сокращение возможностей выбора, увеличение влияния СМИ и медиапродукции). Особую тревогу это вызывает в связи с тем, что в условиях укрепления в стране вертикали власти унифицируются и требования ко всем звеньям образовательной системы, а это приводит к прессингу на развитие продуктивных образовательных технологий, направленных на развитие субъектное™ учащихся.
Мотивация и активность личности
Леонтьев В. Г. (г. Новосибирск)
Изучение активности личности, прежде всего, связано с поиском ответа на следующие вопросы: Какова природа активности и каковы ее уровни? Какие факторы и условия порождаютактив-ность? Что представляет собой мотивация активности и каковы механизмы формирования самой мотивации? Как проявляется активность и каковы ее формы и т. д. ? В своем исследовании активности личности основное усилие было сосредоточено на изучении психологической сущности активности человека. Так, анализ собственных данных и данных, полученных другими исследователями (Кеннон У, Павлов И.П., Анохин П.К, Асеев В.Г., Голубева Э.А. Шорохова В. В., Гращенкова Н.И., Латаш Л.П., Фей-генберг И.М., Бернштейн Н.А. и др.), позволяет рассматривать активность с позиции теории гомеостаза, уравновешенности и неуравновешенности, теории спонтанной активности, адаптивной и неадаптивной сущности активности. Это вытекает из того факта, что внутренняя среда человека характеризуется устойчивостью и постоянством своих основных параметров. Всякие отклонения от заданного природой уровня жизнедеятельности организма
порождают потребность восстановить этот уровень. Человек становится активным и совершает действия и различные акты поведения, направленные на предметы внешней среды, и в конечном итоге восстанавливает нарушенное равновесие. Это уравновешивание И.П. Павлов назвал «золотым правилом» саморегуляции. Оно гласит: само отклонение от нормы является причиной возвращения к норме.
Свойство организма поддерживать свои параметры в пределах нормы, основанное на постоянстве и устойчивости внутренней среды организма по отношению к внешней среде, было названо У. Кенноном гомеостазом. «Золотое правило» И.П. Павлова и гомеостаз У. Кеннона как механизмы саморегуляции и как механизмы возбуждения активности, добавим мы, обеспечивают стабильность внутренней среды организма, которая в ней постоянно нарушается. Чтобы сохранить эту устойчивость, нужен процесс уравновешивания.
Работы отечественного физиолога П.К. Анохина (1978) показали, что уравновешивание происходит с помощью специального аппарата саморегуляции, который он назвал функциональной системой. Деятельность функциональной системы запускается отклонениями от нормы какого-либо параметра организма. При этом активность организма направлена на внешнюю среду, пока изменение ее не восстановит нарушенное равновесие. Чем большая отсрочка в восстановлении параметра или чем большая величина нарушения нормы параметра, тем выше уровень мотивации (побуждения) к активности, к деятельности организма. Таково примерно действие этого мотивационного механизма, который мы назвали гомеостатическим. Он является составным звеном функциональной системы. На его базе возникает мотивационное возбуждение, которое, в свою очередь, формирует активность и деятельность организма по восстановлению нормы. При этом в деятельность включается весь генетический и приобретенный опыт. Следовательно, данный тип механизма обеспечивает мотивационное возбуждение в форме потребностей, влечений, драйвов, а значит, и активности на уровне организма. Его основное звено составляет уравновешивание организма со средой.
Именно это основное звено и порождает дискуссии и споры. Не все принимают данный механизм в качестве ведущего механизма мотивации и активности. Объясняется это тем, что уравновешивание организма со средой исключает творческое отношение человека к внешнему миру. Эти отношения являются чисто адаптационными, что не согласуется с реальностью человеческой жизнедеятельности. В действительности человек не столько приспосабливается к среде, сколько приспосабливает ее к себе, т. е. творчески преобразует ее. Эту точку зрения в отечественной психологии наиболее последовательно отстаивает В. Г. Асеев (1976). Он выступает против метафизического понимания человеческой мотивации и активности, считая, что человек по своей природе является активным существом. Активность носит творческий характер. Отсюда ведущим механизмом мотивации и активности должен быть не гомеостатический, а иной, в основе которого лежал бы принцип изначальной человеческой активности.
Кратко рассмотримосновныехарактеристики этого механизма, который мы назвали механизмом спонтанной активности. Представление об этом механизме основывается на явлении, которое присуще всемживымсистемам и которое получило название спонтанной активности. Теория спонтанной активности исходит из того, что активностью облагают все живые системы, она является
236
з-н
существенным их свойством, глубинной потребностью организма. Ее не нужно индуцировать в человеке, возбуждать и вызывать какими-либо стимулами. Она всегда есть в нем, как и в любом другом живом организме. Жизнь есть активность. Следовательно, мотивация обеспечивает лишь поиск необходимых условий для проявления уже существующей активности. «При таком понимании природы активности,- пишет Г.С. Сухобская (1972), — мотивация выступает как проблема регуляции активности, а не создания ее. И основными параметрами активности выступает сила, интенсивность, а также направленность в определенные сферы деятельности («канализация»)».
Как известно, проблема спонтанной активности обсуждалась широко многими физиологами и психологами в семидесятых годах (Н.И. Гращенков, Л.П. Латаш, И.М. Фейгенберг (1963), П.К. Анохин. Н.А. Бернштейн и др.). «Процесс жизни,- писал Н.А. Бернштейн (1963),- есть не «уравновешивание» с окружающей средой, как понимали мыслители периода классического механицизма, а преодолевание этой среды, направленное при этом не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения.»Такую точку зрения поддерживают и другие отечественные и зарубежные психологи и физиологи. И нужно сказать, что она отличается большой убедительностью. Ведь, действительно, человек по своей сути является активным существом и эта активность носит творческий характер. Отсюда проблема уже заключается не в возбуждении, а в канализации, т. е. в управлении активностью. Это красивое положение о спонтанной активности как основе предрасположенности человека к деятельности, не может ответить на один вопрос: а какова причина обусловленности спонтанности? Это критическое положение заставило нас искать действительные истоки активности. Проведенные специальные наблюдения и анализ организменных, например, обменных процессов, показали, что неуравновешенность в какой-либо системе возникает вслед за достижением равновесия в другой, связанной с ней системе. Уравновешенность как бы порождает неуравновешенность. Эта закономерность наблюдается и на уровне организма, и на уровне личности, и на уровне системы «человек-среда».
На этом основании нами был выделен механизм динамического равновесия мотивации и активности, в основе которого лежит взаимный переход состояний уравновешенности и неуравновешенности в связанных системах. При этом уравновешивание в одной системе организма или личности ведет к нарушению равновесия в другой, а равновесие в этой - к нарушению ее в третьей и так бесконечно. Отсюда равновесие (как достижение результата, определенного уровня каких-то параметров, устранение диспропорции, обеспечение устойчивости какого-то свойства и т. д.) есть истинная причина активности в связанных системах.
Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии
Леонтьев Д. А, СалиховаА. Ж. г. Москва)
(работа выполнена при поддержке РГНФ, проект
06-06-00449а «Структура и диагностика
личностного потенциала»)
После У. Джеймса, который ввел различение «познаваемого Я» и «познающего Я», проблема разных аспектов Я регулярно обсуждается в контексте ключевых вопросов гуманитарной психологии (Дж.Г. Мид, R Ассаджиоли, Дж. Бьюджентал, X. Херманс и др.). Речь идет прежде всего о разведении Я-центра как переживаемого локуса активности и Я-образа как представления о себе. Если Я-образ или Я-концепция втом или ином виде складывается у каждого человека в довольно раннем онтогенезе, то ощущение в себе центра активности свойственно далеко не всем взрослым, и восстановление его часто выступает важной задачей в ходе глубинной психотерапии.
Вместе с тем антропологическая способность самодистанцирования (В. Франкл),то есть разотождествления Я-центра и Я-образа, представляется чрезвычайно важной предпосылкой одного из ключевых звеньев самодетерминации личности -способности системной рефлексии, под которой мы понимаем такую форму интроспективной направленности сознания, при которой в его фокусе оказывается одновременно и сам субъект, и ситуация, в которой он находится (см. Леонтьев, 2007). Понятно, что условием системной рефлексии какраз и выступаетфункциональное расщепление «познаваемого» и «познающего» Я или, в наших терминах, «Я-образа» и «Я-центра». Мы предположили, что способность ктакому расщеплению представляет собой устойчивую индивидуальную характеристику, на меру развития которой влияет, в частности, профессиональная деятельность субъекта.
Для выявления этой способности мы разработали качественную исследовательскую процедуру «Взгляд со стороны», которая заключается в написании короткого эссе, озаглавленного «Я смотрю на себя со стороны». В ходе пилотажных исследований была разработана система категорий и индикаторов для экспертной оценки текстов эссе. В частности, выяснилось, что далеко не все испытуемые действительно в состоянии взглянуть на себя со стороны. В качестве основного критерия наличия системной рефлексии в тексте эссе рассматривалось присутствие в нем двух разных Я - описывающего и описываемого (Я как Другой). Во многих случаях, однако, испытуемые либо давали обычное интроспективное самоописание без расщепления аспектовЯ (Я сам), либо пытались описать себя отчужденно, в третьем лице, при этом утрачивая позицию «Я-центра» (Я-объект). Иногда в эссе прямое выполнение инструкции заменялось общими рассуждениями «на тему», что может быть проявлением как ухода от выполнения инструкции, так и формирования отстраненной «метапозиции» по отношению к заданию, «взгляд со стороны на взгляд на себя со стороны».
Мы сопоставили эссе, написанные несколькими группами респондентов: (1) студенты старших курсов факультета психологии МГУ и молодые специалисты-психологи ЦЭПП МЧС России (п=19, 20-25 лет); (2) подростки, приходящие на занятия в Школу Юного Психолога при факультете психологии МГУ (п=9,15-17 лет); (3) психологи, участники мастерской по открытию экзистенциального
237
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
опыта (п=14,28-35 лет); (4) студенты МИЭМП по специальности «менеджмент» (п=49, 17-22 года); (5) студенты ИСИ по специальности «певчее дело» и студенты ИЖЛТ по специальностям «журналистика» и «литературное творчество» (п=23,18-24 года).
Отнесение эссе к одному из четырех типов осуществлялось тремя экспертами (дипломированными психологами) на основе разработанной в пилотажном исследовании инструкции. Почти все оценки экспертов значимо коррелируют между собой. Так, для категории «Я как Другой» альфа Кронбаха не очень высока (0,61), а коэффициенты корреляций экспертных оценок и уровень их значимости составляют: г=0,18 и р=0,055; г=0,39 при р=0,000; г=0,30 при р=0,001. Для категории «Я сам», соответственно, alpha=0,80, r=0,66 при р=0,000; г=0,67 при р=0,000; г=0,46 при р=0,000. Для категории «Я-объект», alpha=0,76, r=0,54 при р=0,000; г=0,60 при р=0,000; г=0,53 при р=0,000. Для категории «Мета», alpha=0,83, r=0,51 при р=0,000; г=0,67 при р=0,000; г=0,65 при р=0,000. Такие данные говорят о том, что экспертные оценки хорошо согласованы (в меньшей степени - по наиболее сложной категории «Я как Другой») и их можно суммировать для последующего попарного сравнения выборок по критерию Манна-Уитни.
Оказалось, что между всеми подгруппами психологов, а также между школьниками и студентами-менеджерами много сходства, хотя встречаются и отдельные различия. Поэтому мы объединили эти подгруппы, получив в результате три основные выборки: психологи, студенты-менеджеры вместе со школьниками и «творческая» выборка. При их сопоставлении обнаружилось, что в выборке менеджеров и школьников значимо чаще, чем в обеих других группах, встречаются описания типа «Я сам», в выборке психологов - описания типа «Я как другой» и «Я-объект», а в выборке студентов творческих специальностей (особенно журналистов) - резонерские метаописания.
Таким образом, в текстах эссе различных возрастных и профессиональных групп присутствуют характерные типы самоописания, которые являются доминирующими для этих групп. Описания типа «Я сам», по-видимому, наиболее естественны в ситуации отсутствия специфической профессиональной установки. Для профессиональных психологов характерна более развитая способность как к объективированному отчужденному самоописанию (Я-объект), так и к полноценному самодистанцированию (Я как Другой). Наконец, у «творческой» выборки доминируют метаописания с выходомза рамки инструкции, что может быть связано как с оригинальностью, так и с тактикой репрезентации себя как творческой, оригинальной личности.
Качество жизни и личностный потенциал
Леонтьев Д. А. (г. Москва)
работа выполнена при поддержке РГНФ,
проект 06-06-00449а «Структура и диагностика
личностного потенциала»
Проблема качества жизни традиционно изучается больше социологами как проблема объективных условий, влияющих на благополучие людей. Однако очевидно, что к ним проблема благополучия не сводится; многочисленные исследования последнего времени, слившиеся в мощное движение, получившее известность под названием позитивной психологии, открыли много закономерностей и развеяли целый ряд древних мифов, касающихся условий человеческого счастья. В частности, стабильно подтверждается, что все внешние объективные условия жизни, учитываемые социологическими исследованиями, объясняют не более 10-15 % дисперсии субъективного благополучия, тогда как устойчивые психологические особенности личности - 45-50%, а прижизненно формируемые стратегии жизнедеятельности - 35-40 %. Тем самым в проблеме качества жизни обнаруживается мощное психологическое измерение. Сколько-нибудь систематизированные исследования в этой области в нашей стране отсутствуют, хотя эта проблематика привлекает все больше внимания самых разных исследователей.
Специфика предлагаемого нами подхода вотличиеотзападных моделей проявляется в принципе неразрывности исследования качества жизни и личностного потенциала.
Личностный потенциал- это системная организация индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентации и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации. ПонятиеЛП идет на смену понятию адаптации, подразумевая сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью - не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Именно он определяет, насколько психологическое благополучие и качество жизни личности зависит от нее самой, а не от благоприятного стечения обстоятельств. ЛП рассматривается как основная мишень воспитания, психологической коррекции и поддержки.
Теоретические и эмпирические исследования, выполненные за последние несколько лет, позволяют поставить проблему ЛП более конкретно и предметно, как проблему потенциала саморегуляции. Саморегуляция жизнедеятельности включает в себя по меньшей мере две по-разному организованных регуляторных функции, дополняющих друг друга и переходящих друг в друга: функцию самоопределения и функцию реализации, отражающие две сменяющие друг друга фазы единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром. Главным содержанием фазы самоопределения является расширение спектра возможностей
238
з-н
действия, которые может раскрыть для себя субъект, максимизация потенциальных смыслов, которые может нести в себе ситуация, и самоопределение по отношению к ним, раскрытие потенциала свободы. Главным содержанием фазы реализации является сужение спектра возможностей, совладание с их избыточностью через осуществление выбора и переход к реализации, преодоление неопределенности, раскрытие потенциала ответственности. Наряду с ними есть основания говорить о третьей функции, проявляющейся не в ситуации реализации целенаправленной активности, а в ситуации противостояния неблагоприятным стрессогенным и травматизирующим событиям - функции совладания, проявляющейся в гибком совладании с деформирующими воздействиями, принуждающими индивида к изменению своих действий в мире при сохранении смысловых ориентации и базовых структур личности.
Мы предполагаем, что факторы личностного потенциала опосредуют влияние мотивации на успешность деятельности и влияние стрессогенных и травматических ситуаций на здоровье и психологическое благополучие. Результаты первых исследований, направленных на выявление структуры личностного потенциала, позволяют предположить, что в нее входят три дополняющих друг друга группы переменных, соответствующих трем выделенным его сторонам: те, которые связаны с успешностью самоопределения в пространстве возможностей и выбора цели для последующей реализации (осмысленность жизни, толерантность к неопределенности, временная перспектива, мировоззренческая активность, рефлексия), те, которые связаны с организацией целенаправленной деятельности (локус каузальности, ориентация на действие, самоорганизация деятельности, конструктивное мышление, опыт потока) и те, которые связаны с сохранением устойчивости и цельности на фоне неблагоприятных или враждебных обстоятельств (чувство связности, жизнестойкость, копинговые стратегии, защитные механизмы, адаптивность.
Характеристика деструктивного поведения
ЛвусЭ.В. (г. Архангельск)
работа выполнена при финансовой поддержке гранта
РГНФ и Администрации Архангельской области по
проекту №06-06-48604 а/С
Особую распространенность деструктивная деятельность человека получила в современной России, что обусловлено сложностью процессов социально-экономической и политической трансформации. Для современного общества, в связи с социально-экономической нестабильностью и переходным периодом, характерно обострение кризисных явлений в подростковой среде, таких, как антигуманность, снижение этических и нравственных критериев, усиление инфантильных тенденций, а также приобщение к наркомании, проституции, преступности. Многие болезненные и рискованные формы поведения складываются или осваиваются
именно в подростковый период,хотя их причины могли объективно влиять на ребенка и раньше.
Понятия «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка ограничивается простым переводом слова. Исходя из этого, возникает противоречие между потребностью в изучении и недостаточной разработанностью проблемы деструктивного поведения. Так, например, в Большом энциклопедическом словаре «Деструкция - (лат. destructio), нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо», а в Новейшем словаре иностранных слов и выражений «Деструктивность - это разрушительность, стремление к порче,неплодотворность».
Хотя комплексно деструктивная деятельность исследована крайне мало, достаточно глубоко изучены отдельные ее формы: агрессия, аутоагрессия, убийства, терроризма, каннибализм. В качестве причин деструктивной деятельности определяют как биологические и нейрофизиологические, так и социокультурные детерминанты.
Обобщая имеющиеся данные, можно сказать, что деструктивное поведение представляет собой хаотическое начало, свойственное природе человека, которое в зависимости от социокультурных и психических факторов, особенностей нервной системы может быть направлено человеком на самого себя или вовне. Это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.
Определяют деструктивность, направленную вовне и на себя. К первой принадлежат: уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности; разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война); разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм); разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).
К аутодеструкции относятся: суицид (умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушениеличности): злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость); патологическая нехимическая зависимость (интернет-аддикция, гэмблинг, и др.), приводящие к деструктивным изменениям личности.
Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменения личности.
Под деструктивными изменениями личности понимают патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности считают: патологические деформации личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.
239
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет та кие важныефункции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью.
Таким образом, деструктивное поведение представляет собой хаотическое начало, свойственное природе человека, которое в зависимости от социокультурных и психических факторов, особенностей нервной системы может быть направлено человеком на самого себя или вовне. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых (повышенная эмоциональная возбудимость, переходящая в запальчивость, избыток энергии и неумение ее правильно использовать), в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых приводят к деструктивным изменениям личности.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.