logo
psicho T2

Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя

Нестерова-Маликова К. Г. (г. Ростов-на-Дону)

Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме внешнего облика женщины-предпринимателя, глубинных исследо­ваний в данной области еще недостаточно. Из анализа работ также следует, что для изучения имиджа женщины-предпринимателя, а также привлекательности ее внешнего облика для деловых партнеров, необходима разработка специальных методов. Цель нашего исследования - изучение представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя. В исследовании приняли участие 200 человек, которых мы поделили на четыре группы по 50 человек в каждой: мужчины-предприниматели,женщины-предприниматели, мужчины не предприниматели, женщины не предприниматели. Критериями подбора респондентов-предпринимателей были воз­раст (от 30 до 50-55 лет), сфера деятельности (средний и малый бизнес) и стаж работы в данной сфере деятельности не менее 5 лет. Данные критерии не распространялись на респондентов- не предпринимателей.

Методики исследования. С целью изучения особенностей от­ношения ксвоему внешнему облику уженщин-предпринимател ей и женщин не предпринимателей были применены:

358

з-н

  1. Модифицированный нами опросник «Оценочно-содер­жательная интерпретация компонентов внешнего облика»,разработанный Е. В. Белугиной и В. А. Лабунской, направлен­ный на изучение таких параметров отношения к внешности,как: 1) оценочно-содержательная интерпретация устойчивыхи среднединамических (оценка ряда характеристик своеголица, тела и телосложения, оформления своей внешности); 2)отношение к отраженному внешнему Я; 3) оценка возрастных,тендерных и ролевых характеристик внешнего облика.

  2. Тест «Готовы ли Вы к новому облику», разработанный И. Не­федовой и Е. Власовой, применялся для определения мерыготовности женщин-предпринимателей и не предпринимате­лей к изменению своего внешнего облика.

  3. Тест«Видители Вы себя со стороны», разработанный Е.А. Петро­вой, использовался для изучения типа рефлексии респондентовпо отношению к своей внешности: видят они себя глазамидругих людей или видят себя только своими глазами.

  4. Тест «Оценка своего имиджа», автор которого В.М. Шепель,использовался для изучения степени удовлетворенностикомпонентами своего имиджа.

С целью изучения особенностей представления о внеш­нем облике женщины-предпринимателя у мужчин и женщин-предпринимателей и не предпринимателей применялись:

  1. модифицированный нами опросник «Отношение к одеждеженщины», разработанный сестрами Сориными, использовалсядля изучения представлений респондентов о том, какой видодежды приемлем для женщины-предпринимателя;

  2. разработанная нами «Методика оценки степени привлекатель­ности внешнего облика деловой женщины».

При изучении оценки степени привлекательности внешнего облика женщины-предпринимателя, был использован набор фото­графий женщин-предпринимателей, которые были взяты из трех специализированных журналов: «Лица» (2003-2004 гг.), «Женщины Дона», «Блики» № 3-4 за 2005 г. (Бизнес-леди: имидж, карьера, идеи). Подбор фотографий женщин-предпринимателей осущест­влялся по тем же критериям, по которым подбирались респонденты. Всего были отобраны и пронумерованы 21 фотография. Женщины-предприниматели изображены в относительно одинаковом ракурсе, не в полный рост, чуть ниже пояса, но так, чтобы было видно, как в целом оформлен внешний облик; интерьер на фотографиях не виден. Нашим респондентам мы не сообщали, что представленные на фотографиях женщины являются предпринимателями.

Данная методика направлена на решение ряда задач:

  1. установление частоты выбора женщин, представленных нафотографиях в качестве предпринимателей;

  2. определение признаков выбора;

  3. выявление трудностей респондентов в процессе идентификацииженщин, изображенных на фотографии с предпринимателя­ми;

  4. определение различий в оценках степени привлекательностивнешнего облика женщин-предпринимателей;

5) изучение представлений респондентов о внешнем облике

женщины-предпринимателя.

Процедура предъявления фотографий состояла из трех этапов. На первом этапе всем респондентам предлагалось рассмотреть набор фотографий женщин и выбрать из него те фотографии, на которых, по мнению респондента, изображены женщины-предприниматели. Затем необходимо было обосновать свой выбор, а также указать на

трудности, которые испытал респондент при отнесении тех или иных фотографий женщин к женщинам-предпринимателям. На втором этапе участникам исследования предлагалось оценить выбранные фотографии женщин-предпринимателей по степени привлека­тельности их внешнего облика, используя для этого 10-балльную систему. На третьем этапе исследования респонденты должны были описать, как, по их мнению, должна выглядеть женщина-предприниматель. Эти представления обрабатывались с помощью метода контент-анализа.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась ис­пользованием в исследовании методов математической статистики: частотного анализа, процедуры квартилирования, г-критерия Стьюдента, корреляционного анализа, критерием углового преоб­разования Фишера.