logo
psicho T2

Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей

Карагачева М.В., Кедич СИ. (Ленинградская область)

Анализ научных источников показал, что на сегодня су­ществует достаточно много работ посвященных рефлексии. В тоже время, фактически нет психологических работ, посвящен­ных влиянию преподавателей на формирование у студентов Я-образов, в частности тех, в которых они представляют себя с точки зрения преподавателей («Я, по мнению преподавателя»). Как показывает проведенный нами в ходе исследования анализ материалов бесед с учащимися и студентами, их представления о том, как они отражаются в сознании преподавателей, оказывают существенное влияние на отношение к этим педагогам и препо­даваемым ими предметам, а в итоге сказываются на успеваемости по этим предметам.

Многим студентам сложно ответить на вопрос, почему изуче­нию одного предмета они уделяют много времени и сил, а другого нет. Некоторые студенты отмечают, что им нравится преподаватель и не хочется «упасть в его глазах», то есть, по сути, в первую очередь важен не преподаватель, а то «каким он меня воспринимает». Это вполне логично, ведь студент не может изменить преподавателя, но может изменить его представление о себе.

180

з-н

На вопрос: «Как ты себя чувствуешь на занятиях у препо­давателя, который, по твоему мнению, хорошо к тебе относится?» студенты отвечают без затруднений. Чаще всего они относятся к такому преподавателю хорошо, на его занятиях они чувствуют себя намного уверенней, не боятся отвечать, больше стараются и эти занятия им больше нравятся.

В ответах на противоположный вопрос «Какты себя чувствуешь на занятиях у преподавателя, который, по твоему мнению, плохо к тебе относится?» большое значение имеет, нравится ли студенту преподаватель или нет, чаще всего такой преподаватель не нравится, на его занятиях не хочется ничего делать, часто такие занятия про­гуливают. Некоторые отмечают, что если преподаватель нравится, а ты чувствуешь, что он плохо к тебе относиться, то поначалу хочется реабилитироваться в его глазах, но если не получается, то препода­ватель становится нелюбимым, а значит, на его занятия приходишь без удовольствия и перестаешь стараться.

Наши исследования проблем социально-педагогической пер­цепции натолкнули нас на мысль о том, что в системе социальной перцепции следует особо выделить рефлексивные образы, то есть такие образы, которые возникают в процессе коммуникативной рефлексии (размышления о том, что обо мне думают другие) и вы­полняют, прежде всего, регулятивную и мотивирующую функцию. А зависят эти образы в первую очередь оттого, как субъектом воспри­нимается человек, по мнению которого он формирует свой образ.

Под рефлексивным Я-образом мы понимаем фиксированное представление человека о том, как он воспринимается тем или иным конкретным субъектом.

Наше исследование рефлексивных Я-образов студентов психо­логических и педагогических специальностей показало:

  1. Рефлексивные образы занимают особое место в системесоциально-перцептивных образов, отличаясь от остальныхобразов структурой и содержанием. Они имеют сходнуюструктуру и содержание с актуальными Я-образами. При этомустановлено, что рефлексивные образы полярной модальностизначительно больше взаимосвязаны с образами «любимого»и «нелюбимого» преподавателя, чем с Я-образами. Причеммежду компонентами рефлексивных образов и образа «не­любимого» преподавателя связей выявлено в 2,2 раза больше,чем с образом «любимого» преподавателя. Это может говоритьо меньшей вариативности в механизмах формирования реф­лексивных Я-образов и образов «нелюбимого» преподавателяпо сравнению с Я-образами и образами «любимого» препо­давателя в сознании студентов.

  2. Полярные социально-педагогические рефлексивные образы («Япо мнению любимого преподавателя» и «Я по мнению нелюби­мого преподавателя») близки по структуре (одинаковые ранго­вые места занимают8 компонентов из 10). В структуре образов«Я, по мнению преподавателей» у студентов преобладают соци­альные, эмоциональные, интеллектуальные и волевые характе­ристик. Внутри рефлексивных Я-образов полярной модальностиобнаруживается значительно больше устойчивых связей, чемвнутри Я-образа (9 корреляционных связей по сравнению с 18в положительном и 24 в отрицательном рефлексивном образе,на 1% уровне значимости). Это позволяет говорить о меньшейвариативности в механизмах формирования рефлексивныхЯ-образов по сравнению с актуальным Я-образом.

  3. Несмотря на схожую структуру, обнаружено большое ко­личество достоверных различий между рефлексивными

Я-образами полярной модальности. Анализ достоверных различий представленное™ полярных характеристик показал, что в положительном рефлексивном Я-образе значительно больше позитивных и нейтральных,телесных и эмоциональных характеристик (при р<0,01), а также волевых, деятельностиых и социальных (при р<0,05), а в отрицательном - значительно больше негативных определений (при р<0,01).

К вопросу о методологии психологического источниковедения

Каращан В.А. (г. Москва)

Интенсивное развитие психологии в 50-90-е годы XX века обу­словило необходимость обращения в её прошлое, поиск и научную обработку историко-психологических проблем психологического ис­точниковедения в целом. Начало этой работы положил К.К. Платонов со своими учениками и последователями.

Первоочередными были выделены следующие проблемы: определение понятия источника истории психологии; выяснение закономерностей возникновения и полноты отражения в них психологических взглядов учёных, мыслителей, военных деятелей прошлого; выявление истоков психологической мысли, различных направлений и течений, их дальнейшее развитие; объективность появления источника в той или иной исторический период; клас­сификация выявляемых и изучаемых психологических источников, определение ее критериев и другие проблемы.

Входе проводимых исследований мы пришли к наиболее при­емлемому варианту классификации, которая может осуществляться исходя из разных критериев, каждый из них объединяет в себе ис­точники одной степени общности: хронологический - по времени образования источника; географический, учитывающий особенности развития психологии в странах, регионах, где источник был создан; проблемный - объединяющий источники по психологическим проблемам; критерий персоналий - учитывающий все особенности развития взглядов конкретного учёного.

В процессе становления психологического источниковеде­ния в относительно самостоятельную область научного знания возникает ряд методологических проблем, требующих фунда­ментальной разработки: предмет и задачи психологического ис­точниковедения; определение его основных категорий и понятий; классификация источников истории психологии; методология и методика установления достоверности источника; методы и методики источниковедческого исследования; взаимосвязи с другими отраслями историко-психологического знания: библиографией, историографией, исторической хронологией, историей и др.

Проведенные нами специальные исследования и теоретиче­ский анализ большого массива (более пяти тысяч) психологических источников позволяет сделать вывод, что разработка теории и мето­дологии психологического источниковедения является актуальной проблемой и имеет важное значение для дальнейшего развития психологии и практической деятельности её историков.

181

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Рациональное понимание интуиции

Кармин А.С.

(г. Санкт-Петербург)

работа выполняется по гранту РГНФ № 07-03-00084а

Исследование интуиции с самого начала наталкивается на специфическую трудность, связанную с тем, что слово «интуиция», войдя в язык философии и психологии из естественного языка, про­должает нести на себе смысловую нагрузку, которую оно приобрело в практике устной и письменной речи, где к нему обращаются с целью сказать о появления некоего знания в уме человека, оставляя никак не объясненным происхождение этого знания. Более того, именно необъяснимость, непонятность, загадочность происхожде­ния какого-то знания обычно и служит условием, при котором это знание называют интуитивным. Таким образом, необъяснимость интуиции представляется как ее непременный, обязательный при­знак. В философской традиции это выражается в трактовке ее как «непосредственного усмотрения истины». Однако непосредствен­ность интуитивного знания надо понимать не в абсолютном, а в от­носительном смысле - как непосредственность лишь по отношению к субъекту, как субъективно переживаемую непосредственность. Она означает не отсутствие процессов, опосредующих возникнове­ние интуитивного знания, а лишь их неосознанность.

Но не представленными в сознании субъекта могут быть самые различные механизмы его когнитивной деятельности. Это позволяет полагать, что интуиция многолика. Среди многообразия когнитивных механизмов, которые подпадают под имя интуиции, поскольку действие их субъект не осознает, можно выделить не­сколько основных типов:

  1. Интуиция как инстинктивная реакция.

  2. Диспозиционная интуиция (обусловленная бессознательнымиустановками).

  3. Перцептивная интуиция (продукт работы механизмов суб­сенсорного восприятия, «бокового зрения», апперцепции,образования гештальта).

  4. Ассоциативная интуиция (презентирующая результаты непод­контрольной сознанию и зависящей от многих обстоятельствигры чувственными образами.

  5. Логическая интуиция (свернутое умозаключение, «авто­матизированное» логическое мышление).

  6. Эвристическая интуиция (связанная с взаимодействием междучувственными образами и понятиями, в котором на основекомбинирования образов формируются понятия (концептуаль­ная интуиция) или с помощью понятий создаются чувственныеобразы (эйдетическая интуиция)).

Неосознанность как признак, объединяющий под именем интуиции в одну группу эти когнитивные механизмы, представляет собою их общую психологическую характеристику. Но в эпистемоло­гическом отношении они существенно различаются. И чтобы снять флер загадочности, окутывающий интуицию, надо рассматривать ее не «вообще», а в каждом конкретном случае разбираться в том, какие из них работают.

Таким образом, интуитивность, понимаемая как непосред­ственность или неосознанность, есть психологический феномен, сопутствующий различным и весьма неоднородным по своей при­роде когнитивным процессам. Поэтому психологическое понятие интуиции может использоваться лишь в собирательном смысле,

а не как обозначение некоторого особого, специфического способа получения знания.

Различные типы интуиции являются вполне доступными для рационального понимания элементами психической деятельности человека. Вдохновенные поэтические описания интуиции как таинственного «наития» при всей их прелести и изысканности не могут служить ориентирами для ее научного исследования. Время, когда философы и психологи строили концепции интуиции, упуская из виду различия между эпистемологическим, психологическим и «разговорным» ее толкованием, ушло в прошлое. В современной психологии представления об интуиции должны базироваться на рациональном истолковании ее механизмов и учитывать, что имя интуиции по традиции «навешивается» на существенно различаю­щиеся друг от друга когнитивные феномены.