Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
ЗвврЭ.Ф. (г. Екатеринбург)
Для профессиональной школы (начальной, средней и высшей) ведущей деятельностью является профессионально-образовательная. Чтобы деятельность выполняла развивающую функцию, она должна быть развивающейся. Поэтому правомерно ввести термин «личностно-развивающее профессиональное образование». Определение сущности этого образования обусловливает необходимость выделения ведущих показателей.
В современном профессиональном образовании распространены две модели подготовки: адаптационная, направленная на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности, и модель профессионального развития, ориентированная на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать и планировать свою работу, принимать решения и нести ответствен-
ность за сделанный выбор, осуществлять контроль за выполняемыми действиями.
Ориентация на подготовку специалистов, способных выполнять, пусть даже и весьма квалифицированно, конкретный набор профессиональных действий, бесперспективна. Мир профессий, структура профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе быстро меняются, характеризуются неопределенностью и мобильностью.
Сегодня востребованы специалисты, обладающие широким спектром социально-профессиональных действий, универсальными способностями, способные к индивидуальной инновации и проектированию своего профессионального будущего. Обеспечение подготовки таких специалистов в рамках традиционного образования, ориентированного на формирование знаний, умений и навыков, затруднительно. Одним из альтернативных видов образования может стать личностно-развивающее.
Основываясь на целевой ориентации личностно-развивающего образования- становлении саморазвивающейся личности, мы определили следующие подходы: логико-эволюционный, компе-тентностный, личностный, сетевой (многомерный), синергетиче-ский, кластерный.
Изучение философских, психолого-педагогических основ образования позволило нам определить следующие частные методологические принципы развивающего профессионального образования: принцип гуманистической направленности образования; принцип вариативности образования; принцип центрации образования на развитие и саморазвитие личности; принцип неустойчивого динамического равновесия образовательного процесса как источника развития взаимосвязи личности, образования и профессии; принцип соразвития личности, образования и экономики.
Определение сущности личностно-развивающего профессионального образования позволило сформулировать следующие его концептуальные положения:
личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъектаучения на всех этапах профессионального образовательногопроцесса. Данное положение предполагает активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этомстирается грань между процессами обучения и воспитания.Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания иконкретных технологий образования;
критериями эффективной организации профессиональногообразования выступают параметры личностного и профессионального развития. Их оценка возможна в процессе мониторинга профессионального становления личности;
в качестве психолого-дидактической единицы профессионального образования рассматривается учебно-профессиональнаяситуация, которая моделирует все составляющие образовательного процесса;
социально-профессиональные особенности личности педагогаинтегрируются в содержание и технологии обучения, становятсяфакторами профессионального развития обучаемых, созданияавторских учебных дисциплин и формирования индивидуального стиля деятельности;
ориентация на индивидуальную траекторию развития личностиобучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в
26
з-н
государственных образовательных стандартах, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования - не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;
залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность для организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно-развивающее образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов профессионально-образовательного процесса.
Психологические проблемы
развивающегося
профессионально-образовательного пространства
ЗвврЭ.Ф. (г. Екатеринбург)
В психологии профессий одной из острых проблем является взаимодействие многоплановых факторов, обусловливающих профессиональное развитие личности. К факторам, детерминирующим этот сложный гетерохронный и вероятностный процесс, относятся природная среда (географическое местонахождение человека и климатические условия), биологический и социальный факторы, собственная активность личности и случайное стечение обстоятельств и событий. Взаимодействие этих факторов происходит на фоне возрастных изменений в течение большей части онтогенеза человека.
Объединение этих смыслопорождающих факторов в одно профессионально-образовательное пространство позволит по-новому подойти к решению следующих фундаментальных проблем профессионального развития:
преодоление угасания со временем психической энергии,деструктивных тенденций развития путем самоорганизациии самоактуализации профессионально-психологического потенциала личности;
вершинные профессиональные достижения и иррациональныетенденции к профессиональному саморазрушению;
кардинальные изменения вектора профессионального развитияличности под влиянием психологических барьеров, достигнутых пределов развития, случайных событий, неосознаваемоговозможного будущего (аттракторов развития);
противоречивое, несовпадающее течение хронологического ипсихологического времени человека;
прогрессивное и деструктивное профессиональное развитиекак фактор профессионального становления личности;
- конечность человеческой жизни (смерть) и потребность личности в социальном бессмертии. Введение понятия «развивающееся профессиональное пространство» в контекст нашего исследования обусловлено анализом основных факторов, определяющих профессиональное становление личности, которое является процессом и результатом активного взаимодействия человека с социально-профессиональной средой.
Диагностика базовых компетенций учителя начальных классов
Зиновьева Н. А. (г. Москва)
В контексте научных работ по модернизации системы образования, проводимых Институтом содержания образования Государственного университета- Высшей школы экономики в рамках государственного контракта № 243 от 11.09.2006 «Разработка профессионального стандарта педагогической деятельности с участием профессиональных объединений» был выполнен проект Профессионального стандарта педагогической деятельности.
В создании данного проекта профессионального стандарта принимали участие работники образования из четырех субъектов федерации: Санкт- Петербурга, Калужской, Ярославской и Псковской областей. Под руководством ректора Государственного университета - Высшей школы экономики Я.И. Кузьминова, ректора Московского педагогического государственного университета В.Л. Матросова и директора Института содержания образования В.Д. Шадрикова было проведено эмпирическое исследование по выявлению профессионально важных качеств и функциональных задач педагогов. В данном исследовании приняли участие в опросе ученики, учителя, директора школ, студенты и преподаватели педагогических вузов. Проект профессионального стандарта педагогической деятельности опубликован в апрельском номере журнала с целью широкого обсуждения данного документа (Вестник образования, апрель, №7,2007).
Дальнейшим шагом в этом направлении является необходимость перехода к разработке методов диагностики базовых компетенций педагога.
В первую очередь мы предпримем попытку осуществить разработку методов диагностики базовых компетенций учителя начальных классов.
Одной из центральных проблем обеспечения качества образования выступает проблема профессиональной квалификации педагогических работников.
Попытки дать ответ на вопрос, какими качествами должен обладать воспитатель мы встречаем уже в диалогах Платона. В отечественной литературе одним из первых профессиографических описаний педагога дал В. Н. Татищев. Он писал, учителя должны быть «привержены истинному богословию, наученные благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, доброго рассуждения, жен и детей имеющие, к науке способные и своей науке довольно
27
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
ученые, способные к научению других, не свирепые и не предерзкого нрава к младенцам» (Татищев В. Н. Избранные произведения,
В наше время данная проблема нашла отражение в работах Н.В. Кузьминой, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, М.М. Кашапов, Ю.П. Поваренкова, Е.С. Романовой и др.
Сегодня становится актуальной задача дать системное описание деятельности педагога и на этой основе подойти к разработке методов диагностики базовых компетенций педагога.
В условиях становления новых образовательных систем и современных моделей начальной школы необходим учитель, не только знающий свой предмет, но и способный создавать все необходимые психолого-педагогические условия для развития и самореализации личности ученика. Умение управлять процессом постоянного изменения и восхождения его к более высокому уровню развития предполагает сформированность у учителя начальных классов базовых компетенций, обеспечивающих успешность его педагогической деятельности. Основным условием такой деятельности выступает наличие профессионально-важных качеств и функциональных задач учителя начальных классов.
Вместе с тем, анализ практики деятельности учителя начальных классов свидетельствует о существенных трудностях, с которыми учитель сталкивается в процессе реализации обучения. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки не позволяет учителю успешно ставить и самостоятельно решать различные задачи в учебно-воспитательном процессе. По результатам психологических исследований около 60% учителей начальных классов испытывают затруднения уже на стадии постановки целей и учебных задач, ведение педагогического эксперимента, формирования рабочей гипотезы, подготовки инструментария для сбора информации.
В реальном процессе, осуществляемом учителем, элементы педагогической диагностики, аналитико-оценочная и проектировочная деятельность, воспитательная и др. настолько тесно взаимосвязаны, что их порой просто невозможно отделить друг от друга. Педагогическая деятельность адекватно отражает этот процесс на основе готовности учителя к реализации развития и саморазвития ученика.
Эти обстоятельства определяют необходимость формирования не отдельных умений учителя начальных классов, а его целостной деятельности как системно-целостного феномена, позволяющего сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационным мышлением и практико-ориентированным научным подходом к решению конкретных проблем обучения.
В настоящее время существенно меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многова-риативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний и умения развивать интеллектуальные операции учащихся.
Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации. На наш взгляд, первым шагом на пути решения выше перечисленных проблем является разработка методов диагностики базовых компетенций учителя начальных классов.
Метод арт-терапии в профессиональной подготовке студентов-психологов
Зинченко Е. В. (г. Ростов-на-Дону)
Метод арт-терапии в настоящее время широко используется при подготовке специалистов помогающих профессий (А.И. Копы-тин, 2002,2003; В.Л. Кокоренко, 2005 и др.). Наш опыт обучения студентов-психологов методу арт-терапии в рамках чтения спецкурса «Основы арт-терапии» и тренинговых занятий, проводимых в течение ряда лет, позволяет утверждать, что арт-терапия может занять важное место в профессиональной психологической подготовке. Это обусловлено многофункциональностью арт-терапии, её широкими психодиагностическими, развивающими и коррек-ционными возможностями.
Освоение и применение арт-терапии психологами происходит на разных уровнях: на уровне профессионального подхода, метода, либо техники. Так или иначе, арт-терапия оказывает позитивное воздействие на развитие личности самого психолога, его становление как профессионала.
Психологам, как представителям помогающих профессий, важно позитивно относиться к людям, уметь проявлять эмпатию, иметь адекватную самооценку. По результатам произведенных нами замеров самооценки личностных качеств по 10-бальной шкале, в ходе арт-тренинга у участников снижается агрессивность и конфликтность, регулируется тревожность, повышается эмпатия, толерантность, что способствует позитивному восприятию и психологическому принятию другого человека как партнера по общению. Растет также уверенность субъекта в себе как в профессионале, вырабатываются механизмы понимания других людей, их чувств, переживаний. Результаты объективных замеров с помощью опросников также указывают на позитивное влияние арт-терапии на развитие вышеуказанных характеристик студентов-психологов.
Среди группы профессионально важных для психолога качеств можно выделить, на наш взгляд, и креативность как способность мыслить нестандартно, выходить за пределы заданной ситуации, находить новые решения проблемы. В дипломном исследовании А.А. Борискиной нами было установлено, что арт-терапия способствует повышению у её участников ряда параметров креативности, в частности беглости, оригинальности, флексебильности, сложности. Кроме того, в результате таких занятий усиливаются уже существующие связи между параметрами креативности и образуются новые. То есть креативность постепенно становится более сложной интегративной характеристикой личности.
Таким образом, арт-терапия помогает психологу объективно и субъективно повысить собственную креативность, развить эм-патические способности, снизить тревожность, получить навыки психологического анализа изобразительной продукции и суперви-зии. Кроме того, арт-терапия предоставляет богатый психодиагностический материал: она позволяет выявить актуальные проблемы клиента и обозначить направления последующей коррекционной работы с ним.
28
з-н
Масс-медиа как объект методолого-
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.