Индивидуальности
Зиньковская СМ. (г. Екатеринбург)
Труд пожарных и летный труд относятся к категории опасных профессий. В профессиях, где роль психологического фактора особенно велика (авиационный персонал, военные специалисты, космонавты, диспетчеры энергосистем, спортсмены и т.д.), все большее значение приобретает специально организованная, сознательно осуществляемая психологическая адаптация человека к его деятельности. Труд пожарного в этом отношении не исключение, по своему психологическому содержанию он весьма своеобразен, его необычность и большая эмоциональность обусловлены спецификой деятельности: нервно-психическим напряжением в условиях высокой температуры, большими концентрациями углекислого газа, ограниченной видимостью, постоянной угрозой для жизни. При этом пожарный несет очень большую физическую нагрузку и моральную ответственность. Установлено также, что ведущим неблагоприятным условием труда пожарных является психологический фактор, определяемый как переживание работником угрозы здоровью и жизни, высокой ответственности за жизнь спасаемых людей в сочетании с частой невозможностью оказания им необходимой помощи, высокой вероятности непредсказуемых ситуаций - взрывов, обрушений и завалов, необходимости работы в тяжелейших условиях со значительными физическими и тепловыми перегрузками, информационного дефицита. Все это в совокупности дает особо выраженный негативный эффект.
У летчиков опасность состоит не в смертельном исходе полета. Эта категория является вероятностной и для автомобильного транспорта, где возможность гибели гораздо выше. Опасность для летных экипажей заключается в том, что можно неожиданно встретиться с условиями, которые существенно превышают психофизиологические возможности человека. Стрессор в жизни летчика является просто сопутствующим фактором как самостоятельная, главная профессиональная особенность летного труда.
Исходя из этого в целях увеличения безопасности более 25 лет назад NASA начала многоэтапные исследования по программе «Человеческий фактор и безопасность полетов». В этих исследованиях было установлено, что значительное влияние на безопасность полета оказывает стиль руководства, присущий командиру экипажа, и организация работы в кабине пилотов.
Понятие «человеческий фактор» в России традиционно связывается с проблемой аварийности, поскольку именно человек, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современного производства.
Для авиации и пожарных проблема человеческого фактора стоит, пожалуй, острее, чем в большинстве опасных для жизнедеятельности отраслей в силужесточайших требований, предъявляемых к человеку, высокой скоростью происходящих в данных системах процессов и их потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей. Насколько остра эта проблема в гражданской авиации РФ, можно судить хотя бы из «Анализа состояния безопасности полетов», где
43
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
сказано, что основными причинами более чем 90 % авиационных происшествий стали нарушения экипажами установленных правил выполнения полетов, неправильные решения в полете и ошибки в технике пилотирования.
Для обеспечения надежности человеческого фактора с системных позиций нами рассматривается целостная индивидуальность профессионала, ее разноуровневые характеристики и их влияние на деятельность в рамках опасной профессии.
Концепция системного рассмотрения структуры интегральной индивидуальности человеческого фактора в опасных профессиях позволяет рассматривать темпераментальный, характерологический, социально-психологический и деятельности уровни индивидуальности. Разные ее аспекты по-разному определяют особенности профессиональной деятельности летчика и пожарного. Мы опираемся на многомерно-функциональный подход к изучению темперамента и черт характера, разработанный А.И. Крупновым.
Обнаружены связи психодинамических особенностей (темперамента) с регуляторно-динамическими и продуктивно-смысловыми признаками инициативности личности как профессионально важного качества улетного состава гражданской авиации.
Раскрыты межуровневые связи между динамическими, инструментальными, личностными и социально-психологическими свойствами субъекта летной деятельности.
Таким образом, проблема снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность и поведение людей в опасных профессиях в настоящее время как никогда важна и актуальна. Данные вопросы можно решить при совершенствовании применяемых методов психодиагностики и обучения лиц опасных профессий, за счет познания самого человека, его психофизиологических, психологических и поведенческих возможностей.
В связи с этим нами разрабатывается метод исследования деструктивного поведения личности, ориентирующийся на многоуровневую детерминированность поведения различными уровнями психического и разнонаправленных связей между ними. Деструктивное поведение - результат взаимовлияния индивидуально-типологических особенностей и мотивационно-смысловой направленности личности, проявляющийся в ходе саморегуляции активности. В соответствии с высказанными положениями нами был разработан вариант диагностической методики - прогностический опросник деструктивного поведения. Его основу составляют четыре диагностических блока: конституционально-типологический, когнитивно-регуляторный, ценностно-смысловой, социально-дезадаптивный. Каждый из блоков модели содержит в себе три параметра, диагностирующих выраженность адаптивной и дезадаптивной форм соответствующей черты поведения. К примеру, адаптивная форма проявлений «эгоистической ориентации» может характеризовать субъекта в качестве яркой индивидуальности, а дезадаптивная - асоциальную ориентацию, демонстративность, психопатичность. Проверка диагностической модели на валидность, проводимая в настоящее время показывает высокую степень согласованности оценок опросника и традиционных методов изучения отклоняющегося поведения личности, базирующихся на характерологических и индивидуально-типологических моделях деструктивного поведения. В тоже время, обобщение полученных эмпирических данных показывает, что перспективным направлением исследования деструктивного поведения может являться ценностно-смысловая сфера личности. В настоящее время нами проводится адаптация ряда диагностических методик зарубежных авторов (M.F. Steger; РТ.Р Wong и др.), разрабатывается психодиагностическая модель ценностно-смысловых детерминант деструктивного поведения личности.
Исследование деструктивного поведения личности
Злоказов К.В. (г. Екатеринбург)
Анализ состояния разработанности проблем психологии деструктивного поведения показывает неоднозначность определения содержания понятий «деструкция», «девиация», «отклонение» в русле различных теоретических школ и подходов. Сопутствующим эффектом выступает и методологическая раздробленность психологической диагностики целостного феномена деструктивного поведения. Существующие в настоящее время методики изучения деструктивного поведения рассматривают либо отдельные поведенческие проявления деструктивной направленности личности: в аддиктивной форме: алкогоголизма, наркомании, склонности к суициду; либо на уровне личностных черт (качеств, свойств): агрессивности, депрессивное™, нервно-психической устойчивости,тревожности;либо на уровнехарактерологическихи индивидуально-типологических проявлений. Нередко используются и традиционные зарубежные адаптированные методы исследования личности, не обладающие достаточным уровнем измерительных валидности и надежности.
Рефлексия как психологический механизм учебного взаимодействия
Зотова С.Л. (г. Москва)
Многие исследователи отмечают, что зачастую причиной детских ошибок оказываются не какие-либо дефекты знаний, а неверное понимание детьми требований учителя как партнера в учебной ситуации (Агеев В.В., Давыдов В.В., Рубцов В.В, 1985; Г.А. Цукерман, 1985; 1990):
предмет совместных учебных действий несводим к содержанию научных понятий, но включает также и систему отношенийв учебном взаимодействии;
проблема взаимодействия учителя с учеником не может бытьсведена к исследованию слоя содержания их взаимодействия(Г.А. Цукерман, 1995);
саму форму взаимодействия необходимо обозначить в качествепредмета исследования для психологов и предметом рефлек-
44
з-н
сивного анализа педагогом учебной ситуации. Формироваться
должны нетолько способы действия с содержанием, но и типы
взаимодействия (В.И.Панов, 2001).
Указанные положения исследователей поддерживаются школьными психологами и педагогами, однако их применение в учебной практике сопряжены с большими трудностями.
С экопсихологической точки зрения взаимодействие в системе «ученик - образовательная среда» должно обеспечивать условия для создания учебных ситуаций продуктивного типа и способствовать формированию у учащихся субъектной позиции по превращению образовательной среды из объекта восприятия, воздействия и субъекта взаимодействия в субъективное средство познавательного, личностного и духовно-нравственного развития (В.И.Панов, 2006).
Основным признаком продуктивности учебной ситуации является самоизменение участников взаимодействия в ситуации внутри самого процесса взаимодействия и вследствие этого взаимодействия (В.В.Рубцов).
В качестве модели продуктивной учебной ситуации можно рассмотреть гипотезу о том, что: чтобы учебная ситуация имела продуктивный характер, необходимо осуществить определенный тип взаимодействия между компонентами этой ситуации (В.И. Панов). Продуктивность учебной ситуации определяется тем, что субъект осуществляет надситуативную активность (В.А. Петровский). Необходимой предпосылкой проявления надситуативной активности выступает способность субъекта к рефлексивному анализу этой ситуации. Анализ выступает как необходимый этап рефлексивного акта, средством рефлексивного акта - как средством разрешения ситуации может стать типология ситуационного взаимодействия (В.И. Панов).
Принятие учеником учителя как партнера в учебной деятельности может быть проанализировано учителем уже на этапе разъяснения условия учебной задачи.
Для этого учитель должен использовать определяющую рефлексию (В.И. Слободчиков, 1987) в отношении собственного понимания того:
какое видение ситуации создалось у ребенка в момент принятия условий учебной задачи;
как в процессе выполнения учебной задачи ученик переопределил учительские требования и какой тип отношений он готовреализовать в заданной учебной ситуации.
Необходимо обучать учителя моделировать учебную ситуацию таким образом, чтобы:
уученика появилась возможность самостоятельно определятьграницу между знанием и незнанием, умением и неумением врешении учебной задачи;
в пространстве определяемой границы фиксировать те фрагменты осваиваемой предметности, которые стали «барьером» длясамостоятельного продвижения к решению учебной задачи;
осознавать и описывать выявленный «барьер» как препятствиек выполнению учебной задачи;
формализовать данное препятствие в качестве проблемы (вопроса) самому себе, и если ответ не будет найден - задать егоучителю;
активно включать учителя в собственную учебную работу.Для этого на основе разработанной нами систематизации
ситуаций по типам взаимодействия между учащимся и педагогом (как основными компонентами ситуации) мы формируем у
студентов-педагогов рефлексивную способность к различению типов ситуационного взаимодействия и управлению ими.
Под рефлексивной способностью в данном случае понимается способность не только к анализу конкретной ситуации взаимодействия, но и к изменению самого себя как компонента (субъекта) этого взаимодействия, т.е. изменения одного из исходных оснований, предопределяющих данный тип взаимодействия.
Представления подростков из полных
и неполных семей о типичном семейном функционировании
Зуев К.Б. (г. Москва)
Проблема изучения семейного функционирования, особенно в зависимости от типа семьи, требует изучения, как и практически и теоретически актуальная. Данное исследование было проведено в два этапа и ставило своей целью с одной стороны, сравнение представлений подростков из полных и неполных семей о функциональной вовлеченности их родителей в процесс семейного взаимодействия, с другой стороны изучение представлений о функциях семьи. Первой группе подростков (90 человек, в возрасте 14-16 лет) предлагалось нарисовать кинестетический рисунок семьи. Рисунок оценивался 3 независимыми экспертами по 4-м характеристикам: эмоциональная и функциональная вовлеченность в семейное взаимодействие отца и матери. Были получены следующие результаты. В представлениях девочек в независимости оттипа семьи эмоциональная и функциональная вовлеченность отца выше. Традиция указывать на значимость отношения подростка с родителем противоположного пола идет еще от психоанализа. Проявляться данная тенденция может по-разному. Видимо, для девочек характернее преувеличивать роль отца в семейном взаимодействии. Отсутствие же представлений у мальчиков о более сильной эмоциональной и функциональной включенности матерей в процесс взаимодействия, может указывать на принижение роли отца, а не преувеличение роли матери. Не выявлено различий не по одному показателю между подростками из полных и неполных семей, что может указывать на недостаточность формального критерия для разделения подростков на группы. Так же были посчитаны коэффициенты корреляции между характеристиками рисунков. Независимо оттипа семьи были выявлены следующие связи: наиболее тесная связь между показателями эмоциональная вовлеченность матери и эмоциональная вовлеченность отца (0.55) Также следует обратить внимание, что показатель эмоциональная вовлеченность отца в той или иной степени связан со всеми другими характеристиками. В полных семьях матрица корреляций практически такая же. Несколько более сильно выражены показатели взаимозависимости между эмоциональной вовлеченностью матери и эмоциональной вовлеченностью отца, функциональной вовлеченностью отца и его же эмоциональной вовлеченностью, а так же между функциональной вовлеченностью матери и эмоциональной вовлеченностью отца. В неполных семьях эмоциональная вовлеченность матери связана
45
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
высокой, значимой, отрицательной связью с функциональной вовлеченностью отца (-0.66)
Второй группе подростков (110 человек, возраст 14-17 лет) предлагалось нарисовать ту семью, в которой они выросли и свою будущую семью. Рисунки оценивались по семи параметрам, каждый из которых отражал составляющую одной из функций семьи: значимость ребенка в семье, эмоциональность в семье, общее взаимодействие в семье, соответствие полосо-циальной роли, принятие ребенка, симбиоз, доминантность одного из родителей. Было получены следующие результаты: в полных семьях чаще, чем в неполных, доминантной фигурой является отец, принятие ребенка сильнее выражено в рисунках будущей семьи у подростков из полных семей. Это может быть объяснено тем, что дети из неполных семей сильнее сосредоточены на родительских конфликтах и при планировании (пусть и не осознанном) собственной семьи более всего не хотят повторить ошибки родителей в общении друг с другом.
Будущие дети при этом остаются в стороне. Подростки, когда станут родителями, будут не готовы принимать своих детей такими, какие они есть. В целом оценки по всем показателям были крайне низкие, и именно, этим объясняется отсутствие различий в представлении о функциях семьи у подростков из полных и неполных семей. Однако у подростков из полных семей прослеживается тенденция увеличения оценок рисунка будущей семьи по показателям значимость, кооперация, принятие и эмоциональность по сравнению с рисунком семьи. И, наоборот, у подростков из неполных семей наблюдается тенденция снижения оценок по тем же характеристикам. Этот факт, так е как и наличие статистически достоверного сдвига по показателю принятие, может свидетельствовать о том, что дети из неполных семей, планируя свою будущую семью, делают основной акцент на супружеских отношениях. В подтверждение предположения о приоритете супружества говорит факт увеличения оценок по показателю взаимодействие в неполной семье.
46
Интеллект россиян: индивидуальные и социально-демографические особенности
Иванов А. А., Усольцева И. В,
Чмыхова Е. В.
(г. Москва)
Проблема интеллекта в психологии является одной из наиболее значимых для практики обучения. Сегодня изучение интеллекта выходит за рамки академической психологии с ее преимущественным интересом к внутренней природе интеллекта, появляются междисциплинарные исследования факторов интеллектуального развития, влияния обучения, в том числе раннего, на развитие интеллекта, связи интеллекта и экономической успешности стран, изучаются проблемы измерения национальных интеллектов отдельных стран и т. д.
Проведение масштабных исследований национального интеллекта России является актуальной научной и практической задачей. Изучение национального интеллекта позволит на научной основе планировать политику государства в области образования, социальной поддержки, адресной помощи национальным сообществам в развитии их интеллектуальных способностей. Постановка проблемы измерения национального интеллекта ставит ученых перед необходимостью разрабатывать методологический аппарат его исследования в целостности, создавать принципиально новые методические приемы и способы оценки этого психологического феномена, что само по себе представляет сложную научную проблему.
В 2005-2006 гг. во всех Федеральных округах Российской Федерации было проведено масштабное исследование национального интеллекта России - протестированы дети, подростки и взрослые отбдо 95 летобоего пола, всех национальностей и всех социальных слоев. Общее число испытуемых составило более 10 тыс. человек. Характер выборки в целом отражает распределение населения России по округам и половозрастному составу. Измерение интеллекта проводилось с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена» для разных возрастов, скоростные характеристики
познавательной сферы - с использованием методики «Темп усвоения знаний», а также осуществлялся сбор информации о социально-демографических характеристиках участников исследования с помощью методики «Социологическая анкета», адаптированной для разных возрастных групп.
Исследование показало, что средний интеллект россиян составляет 96,4 балла по стандартной шкале интеллекта,-это несколько выше теоретически рассчитанного Р. Линном национального интеллекта России (96 стандартных баллов). Были получены данные о процентном соотношении испытуемых, имеющих высокий, средний и низкий уровни интеллекта. Люди с низким уровнем интеллекта составляют 22,02 %, люди со средним уровнем интеллекта - 70,03 %, а с высоким уровнем интеллекта -7,68 % от общего числа испытуемых.
В ходе исследования выяснилось, что среднее значение интеллекта мужчин составляет 96,4, а женщин - 96,5 балла. Проверка различий между показателями интеллекта мужчин и женщин на общероссийской выборке с использованием t-критерия Стьюдента показала, что они не достигают уровня статистической значимости (р=0,05). Это позволяет сделать вывод о том, что мужчины и женщины России имеют одинаковые интеллектуальные способности.
Между возрастом испытуемых и уровнем интеллекта была выявлена слабая отрицательная связь, однако сравнение испытуемых из разных возрастных групп показало статистически значимое уменьшение уровня интеллекта с возрастом.
В результате исследования стало очевидно, что не все ступени образования в России оказываются одинаково эффективными для развития интеллекта. Начальная школа не способствует повышению уровня интеллекта детей по сравнению с дошкольными образовательными учреждениями (t=-1,42, p=0,16), а при переходе в среднюю школу отмечается даже незначительное уменьшение интеллектуального уровня детей (t=2,56, p=0,01). Только при переходе в старшие классы отмечается существенный прирост интеллекта детей (t=-6,41, р=0,00).
Наиболее высокий уровень интеллекта обнаружен у людей, получивших высшее образование. Различия между
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
уровнями интеллекта у представителей этой образовательной группы и других ступеней образования оказались статистически значимыми. Неожиданным оказалось отсутствие различий между уровнями интеллекта людей, получивших средне-специальное и профессионально-техническое образование (t=-0,07, p=0,94), однако этот вопрос нуждается в дальнейшем уточнении.
В ходе дальнейшего анализа данных предполагается проанализировать интеллектуальные способности по отдельным субтестам в зависимости от возраста, пола, уровня образования испытуемых; выявить связи между уровнем интеллекта, темпом усвоения знаний и различными социально-демографическими характеристиками испытуемых и т. д.
Исследование группировки и интеграции в восприятии
Иванов Г. В. (г. Санкт-Петербург)
Группировка и интеграция сенсорных элементов - это образование связей (совокупностей сенсорных элементов) в сенсорном пространстве. Допускается, что каждый физический элемент порождает сенсорный элемент. Сенсорный элемент создает свою копию, его потомки тоже создают свои копии и т. д. Сенсорные элементы интерферируют друг с другом, поэтому их координаты в сенсорном пространстве отличаются от координат прародителя. Таким образом, физический элемент при каждом однократном предъявлении образует распределение сенсорных элементов. Пересечение аддитивных распределений - причина образования связи. Сенсорная информация вероятностно непрерывна. Чем больше сенсорной информации в части сенсорного пространства, тем яснее осознается эта сенсорная информация. Следовательно, чем более плотна совокупность сенсорных элементов, соединяющая сенсорные элементы-прародители, тем более ясно осознается группирующая связь. Чем больше плотность сенсорной информации в точке, расположенной в сенсорном пространстве посередине от элементов-прародителей, тем выше вероятность того, что физические элементы будут восприняты в осознании как образ расположенный посередине от элементов-прародителей. Вслучае гауссовых равно вариативных распределений сенсорных эффектов от каждого физического элемента эта вероятность описывается формулой Р = 2. 718 в степени - k*k/8, где к - расстояние между распределениями в единицах сигмы распределения сенсорных элементов.
Для проверки гипотезы проводился психофизический эксперимент. Испытуемые -15 студентов 2-4 курсов.
В эксперименте использовалась разработанная программа Perceptometr. exe. Испытуемому предъявлялся тестовый стимул -случайная клякса, каждая точка которой сдвинута в случайном направлении на расстояние от 10 пикселей до верхнего предела. Верхний предел - мера сложности интегративной задачи.
Испытуемый пытался увидеть в тестовом стимуле кляксу, точки которой лежат вплотную друг к другу. Далее предъявлялись 2 варианта ответа -обычные кляксы, точки которых лежат вплотную друг к другу. Одна из них- исходная для получения тестового стимула. Использованные кляксы генерировались программой, и потому каждая из них уникальна, что обеспечило охват максимального разнообразия форм. Испытуемый выбирал вариант ответа, нажимая на одну из кнопок мыши. Использовалось 20 тренировочных(с обратной связью)и 416 основных (без обратной связи) проб и четыре 180-секундных перерыва на отдых. Градации меры сложности интегративной задачи -15,30,45 и 80 пикселей. Тестовый стимул предъявлялся на 2 с, варианты на 2 с, маскер на 2 с. Стимульная последовательность случайно-сбалансирована по сложности и месту правильного ответа.
Эмпирические экспериментальные точки (скорректированные с учетом случайного угадывания) аппроксимируются прямой Р(эмп.) =0.953-0.01 *sl, где Р(эмп.)—вероятность правильного ответа, si - мера трудности. В интервале Р от 0.1 до 0.8 теоретическая функция- прямая (совпадаете эмпирической), следовательно, результаты - довод в пользу гипотезы образования связей от пересечения распределений. Альтернативное истолкование данных- полностью линейная психометрическая функция.
Латентный период ошибок- верхний предел обдумывания, установленный испытуемым. Он немного больше при большей сложности задачи. Латентный период правильных ответов также линейно зависит от сложности (возрастает при росте сложности) и интерпретируется как показатель величины сомнения. Сомнение зависит от ясности осознания верного образа, зависящей от плотности сенсорной информации в сенсорных координатах верного образа. Линейность функции латентного периода верных ответов подтверждает это. Наблюдаемое отклонение эмпирической функции ЛП от линейности в сторону меньших значений в области 80 пиксельного затруднения - результат действия верхнего предела обдумывания. Испытуемые делятся на высокоэффективных (3 чел.) и обычных. Исходя из самоотчетов испытуемых, есть основания утверждать, что высокоэффективные используют ориентации тестового стимула и вариантов ответов (формируют в сенсорном пространстве ось ориентации стимулов) в решении перцептивной задачи. Почти все испытуемые видели в вариантах ответов неслучайные образы (животных, людей и т. д.). Одна испытуемая видела неслучайное и в тестовом стимуле. Она сличала неслучайные образы от тестового стимула и от вариантов ответов и использовала это в принятии решения (сопоставляла образы стимулов и по несенсорным шкалам семантического пространства). Исходя из полученных данных, можно вычислить степень затруднения интеграции, при которой информация, заложенная в стимуле, не будет ясно осознанна, но которая, в согласии с моделью, должна быть представлена в мало осознаваемом. Это можно использовать в создании методов объективной психодиагностики мало осознаваемых семантик, что откроет путь верификации модели смыслоразмножения для крупномасштабных семантик, составляющих отдельные проблемные области (интеллект) и мировоззрение в целом (личность).
48
з-н
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.