logo
psicho T2

Развитие способности к

ЗариповаЛ.З. (г. Пермь)

Одним из центральных направлений современной науки, втом числе психологической, является изучение человека.

Направление познания человека, целостного подхода к исследо­ванию феномена познания человека, его индивидуальности, а также познания им окружающего мира, себя и других в мире занимает значимое место в психологии. Однако указанная проблематика не является решенной, существует обилие научных позиций и взглядов, многие вопросы остаются дискуссионными и открытыми.

В контексте этого особый интерес представляют вопросы по­знания индивидуальности человека сточки зрения представителей разных профессиональных направлений.

Данная работа продолжает линию исследований в области психологии познания и изучения индивидуальности человека в сфере профессионализации. Область наших научных интересов состоит, во-первых, в изучении проблемы познания субъектом личности другого, проблемы самопознания, во-вторых, в исследо­вании индивидуальности, познания индивидуальности другого и собственной индивидуальности.

Важным, на наш взгляд, является изучение феномена познания с двух позиций: как процесса, то есть активного и развивающегося явления, и как результата, некого образа, итога познания.

Ответ на вопрос об особенностях познания индивидуальности у лиц в связи с их профессиональной направленностью позволит выделить специфику феномена познания в указанных группах и проследить влияние профессионального знания на особенности познания.

Исследования, проведенные нами ранее, позволили раз­работать и решать проблему познания студентами преподавателя вуза. Результатом исследования явились данные о специфических особенностях познания преподавателя студентами различных специальностей. Так, студенты гуманитарной направленности об­ладают более цельным, системным видением объекта познания, тогда как студенты-естественники выделяют много составляющих в образе преподавателя высшей школы, останавливаются на деталях и элементах.

Перспективой исследования затронутой проблематики явля­ется проведение пилотажного исследования, где будут принимать участие представители социономных и не социономных профес­сиональных групп, в количестве 120 человек, уравновешенные по полу и возрасту. Далее планируется сравнительный анализ данных полученных на выборке из студенческой аудитории с данными выборки уже работающих специалистов.

Таким образом, поставленная проблема является посылкой к проведению исследования, и предметом обсуждения и обратной связи со стороны исследователей этого направления.