Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
Нуркова В. В. (г. Москва)
Один из парадоксов человеческого существования - это поразительный контраст между постоянным изменением физической, социальной и персональной составляющих личности и стойким переживанием самотождественности, складывающимся в отроческом возрасте и сопровождающем человека на протяжении всего жизненного пути.
Какая психологическая структура отвечает за феномен непрерывности психологического «Я», задает критерии соответствия наших мыслей и поступков стабильному «ядру» личности? По нашему мнению, такой структурой является личностно-когнитивная функция -автобиографическая память. Само понятие идентичности включает в себя атрибут динамики. Идентичность предполагает достижение, удержание и изменение внутреннего статуса общности с социальной группой, личностными качествами, историей жизни. Данные процессы подразумевают возможность соотнесения начальной и конечной точек движения (Я был - Я стал), т. е. задействуют фактор времени, что немыслимо без опоры на автобиографическую память.
«Каждый человек - это память о самом себе», - утверждал английский поэт Уильям Вордсворт (1770-1850) - автор уникального автобиографического исследования, которому он посвятил всю свою жизнь (автобиография Вордсворта с говорящим названием «Прелюдия» увидела свет в год смерти автора и содержала 14 книг). Вордсворту принадлежит замечательная мысль о том, что поддержание чувства преемственности развития личности, вопреки фактическим трансформациям, не требует того, чтобы вся история прошлого была доступной для извлечения из памяти. По его наблюдениям, достаточно ряда ярких воспоминаний, маркирующих поворотные периоды жизни. Опираясь на них, человек приобретает возможность отследить и зафиксировать свои личностные изменения. Вордсворт называет такие воспоминания «пятнами времени» (spots of time), прибегая к метафоре «оазисов в пустыне», где путник останавливается с целью проверки правильности своего маршрута. Позже Т. Рибо определяет эти воспоминания как «опорные точки памяти». В концепции автобиографической памяти, разрабатываемой автором, для схожих по функции воспоминаний используется термин «переломные» воспоминания. Важно, что Вордсворт подчеркивает символический характер воспоминаний данного типа и непродуктивность их интерпретации как непосредственного «отпечатка» чувственного опыта (подобная редукция до сих пор свойственна некоторым представителям когнитивной психологии, см. например, Р Браун, Р. Кулик, 1977, С. Кристиансон, 1989).
Современный историк П. Хаттон возводит эффективность использования переломных воспоминаний к механизму традиционного Искусства памяти. Основным принципом Искусства памяти - метода управления памятью открытого античными риторами - было замещение идеи образом. Вхождение в сознание насыщенного специфическими деталями образа служило «ключом» к объемному пласту ассоциативно связанной с ним информации. Стоит обратить внимание, что образ в данном случае выступает именно знаковым орудием опосредствования памяти, аналогично тому, как его понимал Л.С. Выготский.
372
з-н
Исходя из функционального анализа автобиографической памяти в качестве одного из главных ресурсов формирования и поддержания идентичности, можно предположить существование особого механизма сохранения высокой «плотности» воспоминаний, адресованных тем периодам прошлого, когда человек сталкивается с ситуацией «прерванной идентичности». В подобных ситуациях возникает необходимость переопределения периферии личности и подтверждения устойчивости ее ядра. Для того чтобы продуктивно решить стоящую перед субъектом задачу, нужно хранить в памяти не только сами переломные события, но и те, что близки им по времени. Реальным ресурсом для преодоления угрожающей ситуации прерванной идентичности являются как сами переломные события, так и их предвестники и ближайшие последствия. В нашем эмпирическом исследовании было показано, что наиболее доступные для воспроизведения автобиографические воспоминания действительно группируются вокруг воспоминаний о переломных событиях. Причем возрастание доступности воспоминаний из периодов, окружающих события, пережитые в качестве переломных, носит степенной характер.
Таким образом, эпизод прошлого- переломное воспоминание срабатывает как средство извлечения личностно отнесенной информации об окружающем его жизненном периоде и вызывает интенсивное переживание автобиографической идентичности. Переломные воспоминания задают интервальную макроструктуру субъективной картины прошлого, представляющую собой временную последовательность событийных «сгущений» и «пустот». Каждое из «сгущений» образует границу интервала самоидентичности личности, в рамках которого человек мыслит себя относительно неизменным. Интервалы самоидентичности определяют содержание процесса периодизации самой личностью этапов своего жизненного пути и рефлексию человеком ключевых моментов в собственном развитии, ведущих к качественному преобразованию личности как целостной структуры.
Понимание художественного текста как творческий процесс
Напалкова НА. (г. Москва).
М.М. Бахтин говоря о понимании, разделяет понимание по-вторимых элементов и неповторимого целого. Втекстеповторимое, узнаваемое, типичное проникнуто неповторимой целостностью авторского слова. Потому что именно эта внутренняя, глубинная плоскость художественного текста, пронизывая все типические элементы образует, определяет текстовое единство. Иначе -целостность есть тогда, когда все элементы не просто соединены внешней связью, но «проникнуты внутренним единством смысла». Понимание текста диалогично, понимающий занимает активную творческую позицию, не сливаясь с позицией автора. Понимание
есть событие и поступок понимающего (читателя). Понимание сложного предмета (а таковым всегда является серьезный художественный текст) незавершимо. Текст углубляется, обогащается новыми контекстами.
Научное психологическое исследование в системе приведенных выше представлений часто кажется совершенно невозможным, так как видится выходящим за рамки доказуемости и очевидности. Наиболее глубокие психологические исследования в области понимания текста проводятся на основе выделения норматива понимания текста и сопоставления с ним читательской интерпретации. Однако, в данной системе читательский текст, обладающий смысловой неповторимостью, имеющий в своей основе всецелую личную вовлеченность читателя в событие встречи схудожественным произведением (таков, например, на наш взгляд, небольшой фрагмент о Пушкине из воспоминаний К. Коровина) ставится в один ряд- или даже ниже текста, рационально построенного читателем на основе высокого уровня освоения им способов анализа произведения.
Основная проблема, на наш взгляд, здесь заключается в игнорировании особенностей процесса понимания художественного текста. Проведенное нами исследование основывалось на предположении, что можно выделить некоторые характеристики процесса восприятия и понимания, адекватного художественному тексту. Опираясь на концепцию М.М. Бахтина, работуЛ.С. Выготского «Мышление и речь», взгляды В.П. Зинченко, B.C. Библера, и др., мы выделили критерии оценки адекватности процесса.
Данные исследования привели нас ктому, что высокий уровень (по нашим критериям) понимания испытуемым художественного текста соотносим с креативным уровнем интеллектуальной активности в теории Д.Б. Богоявленской. Здесь испытуемый (читатель) понимает текст как неповторимое целостное высказывание автора, ориентируется на оттенки смысла, проявляющиеся в нюансах внешней формы, личностно вовлечен в процесс осмысления текста. Фактически получается, что понимание смысла текста возможно только при включении читателем собственного смыслового уровня в этот процесс - то есть того, что собирает личность воедино. Текст диалогически обращен к тому уровню интеллектуальной активности, который его порождает. Он фактически «требует» от читателя творческого действия понимания. Недаром М.М. Бахтин очерчивает с помощью понятий текст, смысл, неповторимость, целостное высказывание, диалог единое пространство, а не взаимосвязанные аспекты произведения и его анализа. Невозможно понять неповторимое целостное высказываниетолько рационально используя некие способы анализа произведения. Здесь жесткая закономерность: либо читатель «выходит в пространство диалога, смысла» - и работает на том же уровне своей личности (смысловом), либо он воспринимает и интерпретирует поверхностные слои текста. Работа «всем собой» как показано Д.Б. Богоявленской оказывается бескорыстной, не направляемой никаким внешним стимулом. Художественный текст становится ценным сам по себе. Понимание такого рода есть истинный «выход в пространство предмета» - в отличие от решения поставленной экспериментатором задачи. Таким образом мы приходим к выводу, что адекватное понимание художественного текста с необходимостью становится творчеством и его возможно исследовать не выходя за рамки классической отечественной психологии.
373
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.